Транспортные аварии (катастрофы)
Современный образ жизни невозможен без использования различных транспортных средств. Но любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Аварии на транспорте нередко заканчиваются получением травм опасных для жизни человека.
Виды транспортных аварий:
1. Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена.
2. Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных.
3. Авиационные катастрофы.
4. Катастрофы на автомобильном и других видах общественного транспорта, аварии на мостах, в туннелях, на ж/д. переездах.
5. Аварии на транспорте с выбросом биологически опасных веществ.
6. Аварии на транспорте с выбросом радиоактивных веществ.
7. Аварии на транспорте с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.
8. Аварии на магистральных газо-, нефте- и продуктопроводах.
Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
При возникновении аварий на железнодорожном транспорте и в поездах метрополитена для определения степени опасности и объёма необходимых восстановительных мероприятий для последующей ликвидации аварии оценивается:
а) перерыв движения (от пяти до сорока восьми часов) на однопутном или двухпутном перегоне;
б) полное прекращение (от двух до двенадцати часов) в движении метрополитена;
в) повреждение подвижного состава до степени выведения из инвентаря;
г) авария, вследствие которой: пострадали и эвакуированы люди (с подвижного состава, вокзала);
д) выброс опасного груза.
Для ликвидации ЧС данного вида в зависимости от ее масштабов привлекаются силы и средства: БЖД, Минтранса, МЧС, Минздрава, МВД.
Действия при железнодорожной аварии
При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.
2.1.2. Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных возникают при возникновении следующих ситуаций: столкновении между судами, столкновении с неподвижным объектом, посадке судна на мель, угрожающий крен судна, течь корпуса. Нередко при подобных авариях существует опасение за безопасность судна, пассажиров, экипажа. Спасательные мероприятия при возникновении ЧС подобного рода проводятся в случае, если существует обоснованная уверенность, что судно, пассажиры, экипаж находятся в серьезной опасности, вынуждены срочно покинуть судно и использовать специальные спасательные средства и им требуется срочная помощь, а также, если авария сопровождается разливом нефти или нефтепродуктов.
Для ликвидации ЧС данного вида привлекаются силы и средства: Минтранса, МЧС, Минздрава, Минобороны.
Действия при высадке с судна
Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя больше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100м).
Авиационные катастрофы
Оценивается по ряду особенностей последствий авиакатастрофы, а именно:
a) разрушением воздушного судна (ВС) до степени исключения из реестра;
b) наличием на борту ВС опасного груза;
c) разрушением наземных сооружений и зданий;
d) разрушением потенциально-опасных объектов;
e) ВС пропадает без сообщений или оказывается в месте, где доступ до него абсолютно невозможен.
Для ликвидации ЧС в зависимости от ее масштабов привлекаются силы и средства: Госкомавиации, Минтранса, Минстройархитектуры, МЧС, Минздрава.
Как действовать при аварийной обстановке на борту авиалайнера
Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.
Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.