Формы обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(по группам обучаемых)
1. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, исполняющие полномочия председателей представительных органов муниципальных образований:
а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
б) изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;
в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях, по гражданской обороне.
2. Главы местных администраций, руководители организаций, должностные лица и работники гражданской обороны:
а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
б) переподготовка и повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны
в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне
3. Личный состав формирований и служб:
а) повышение квалификации руководителей формирований и служб в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, и на курсах гражданской обороны;
б) проведение занятий с личным составом формирований и служб по месту работы.
в) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне.
4.Работающее население:
а) проведение занятий по месту работы;
б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;
в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
5.Обучающиеся:
а) обучение (в учебное время) по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";
б) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр, телепрограмм по тематике гражданской обороны.
6.Неработающее население (по месту жительства):
а) посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны (беседы, лекции вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.);
б) участие в учениях по гражданской обороне;
в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.
Полномочия организаций (органов местного самоуправления) по организации и осуществлению обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Предприятия, учреждения и организации:
а) осуществляют обучение своих работников (учащихся) в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) уточняют, с учетом особенностей своей деятельности, программы обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера своих работников (учащихся) и личного состава формирований;
в) создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
2. Органы местного самоуправления (администрация области) на соответствующих территориях:
а) планируют обучение населения в области гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) организуют изучение в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а в учреждениях профессионального образования, находящихся в сфере власти этих органов, — дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
в) создают и оснащают учебно-консультационные пункты по гражданской обороне (курсы гражданской обороны, учебно-методический центр), а так же организуют их деятельность;
г) организуют и проводят учебно-методические сборы с руководящим составом (должностными лицами) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
д) организуют и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
е) организуют издание и обеспечение населения учебно-методическими пособиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ж) осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок работы отдела (управления) по делам гражданской обороны района (города) по организации обучения должностных лиц, специалистов ГО и ТТП РС ЧС в учебно-методическом центре ГО ЧС области и на курсах гражданской обороны:
( доводится только до начальников отделов (управлений) ГО ЧС районов) |
1.Определение должностных лиц, специалистов ГО и ТОП РС ЧС, подлежащих обучению в новом учебном году (июнь – июль).
2.Сбор планов-заявок от предприятий, учреждений, организаций на обучение должностных лиц, специалистов ГО и ТТП РС ЧС на новый учебный год в двух экземплярах за подписью начальника ГО и обобщение полученных данных (август – сентябрь).
3.Разработка плана-заявки на обучение должностных лиц, специалистов ГО и ТТП РС ЧС района (города) в новом учебном году в двух экземплярах за подписью начальника ГО — главы администрации и начальника отдела (управления) по делам ГО ЧС района (города) и предоставление их в УМЦ ГО ЧС области, курсы ГО (август – сентябрь).
4.Проставление в планы-заявки предприятий, учреждений, организаций сроков обучения должностных лиц, специалистов ГО и ТТП РС ЧС и направление одного экземпляра адресатам (ноябрь – первая декада декабря) после получения из УМЦ ГО ЧС области, курсов ГО второго экземпляра плана-заявки или выписки из плана комплектования УМЦ ГО ЧС области, курсов ГО.
5.Включение данных по обучению должностных лиц, специалистов ГО и ТТП РС ЧС в план основных мероприятий района (города) на новый учебный год (ноябрь – первая декада декабря).
6.Предоставление в УМЦ ГО ЧС области списка должностных лиц, специалистов ГО и ТТП РС ЧС, подлежащих обучению в январе по форме: номер по порядку; должность по месту работы; должность по гражданской обороне; фамилия, имя, отчество; дата прибытия на сборы.
7.Уточнение готовности слушателей на выезд в УМЦ ГО ЧС области (за 2 – 3 недели до начала сборов).
8.Уточнение о выезде слушателей на сборы, о прибытии их в УМЦ и доклад начальнику ГО района (города) о выполнении плана комплектования УМЦ и, при необходимости, обращение с просьбой об оказании помощи по его выполнению. Эта работа выполняется в день начала сборов.
9.Представление в УМЦ в последней декаде месяца списка должностных лиц, специалистов ГО и ТТП РС ЧС, подлежащих обучению в будущем месяце.
10.Ведение журнала учета обучения должностных лиц, специалистов ГО и ТТП РС ЧС района (города) в УМЦ, на курсах ГО и в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров (постоянно).
11.Своевременное информирование руководства УМЦ о прошедших обучение в УЗПК и переподготовки кадров по форме: номер по порядку; наименование предприятия, учреждения, организации; должность по месту работы; должность по гражданской обороне; фамилия, имя, отчество; где и когда прошел обучение по ГО ЧС.
3. Состав учебно-материальной базы для обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС. Назначение основных элементов и требования, предъявляемые к ней»
Учебно-материальная база по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в дальнейшем — УМБ ГОЧС) — это комплекс учебных объектов, оснащенных техническими средствами, наглядными и учебными пособиями, предназначенный для эффективного обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Хорошая УМБ ГОЧС способствует улучшению методики обучения, позволяет выработать у обучаемых устойчивые навыки к длительным физическим нагрузкам и высокие морально-психологические качества.
Основу УМБ ГО ЧС составляют:
— учебные городки;
— учебные пункты гражданской обороны;
— учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — учебно-консультационный пункт);
— учебные классы (кабинеты);
— информационно-справочные стенды «Как действовать в чрезвычайных ситуациях» (уголки гражданской обороны).
Основу УМБ ГО ЧС предприятия, учреждения, организации составляют учебный городок, учебный пункт, учебные классы (кабинеты), информационно-справочные стенды.
Основу УМБ ГО ЧС жилищно-эксплуатационного органа (ЖЭУ, ДУ, ЖКО) составляют учебно-консультационный пункт и иформационно-справочные стенды.
Основу УМБ ГО ЧС городского и сельских поселений составляют (на наш взгляд) учебно-консультационный пункт и информационно-справочные стенды.
Основу УМБ ГО ЧС учебного заведения составляют учебные классы (кабинеты) и информационно-справочные стенды.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют единые требования к учебно-материальной базе по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Поэтому, при рассмотрении содержания элементов комплекса учебно-материальной базы будут высказаны наши рекомендации и рекомендации специалистов, опубликованные в периодической печати.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тверской области разработал и выслал в муниципальные образования Учебно-методическое пособие по оборудованию уголков ГО и учебно-консультационных пунктов при жилищно-эксплуатационных органах.
Учебный городок является основой УМБ ГО ЧС. Он представляет территорию со специально оборудованными площадками, различными сооружениями, элементами коммунально-технических и энергетических сетей, разрушениями и завалами, имитирующими участки очагов поражения.
Учебный городок предназначен для практической подготовки формирований и проведения учений ГО, а также для отработки рабочими, колхозниками, служащими и учащейся молодежью нормативов по защите от оружия массового поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вся территория учебного городка делится на участки, на каждом из которых отрабатывается определенная групп вопросов. Для отработки отдельных вопросов на участках оборудуются учебные места.
На учебном городке целесообразно иметь 1 – 2 учебных класса, макет объекта (района, города) для обучения должностных лиц, специалистов ГО и ТТП РС ЧС вопросам управления силами и средствами при выдвижении их к очагу поражения, в район чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и при проведении АСДНР.
На учебном городке целесообразно иметь следующие участки:
Участок № 1 «Защита от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера»;
Участок № 2 «Аварийно-спасательные работы»;
Участок № 3 «Неотложные работы»;
Участок № 4 «Обеззараживание и санитарная обработка»;
Участок № 5 «Защита животных, продуктов животноводства,
растениеводства и источников воды». Этот участок создается в сельских районах.
На участке № 1 «Защита от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера» оборудуются:
а) площадка для изучения СИЗ и выполнения нормативов по правилам пользования СИЗ. На площадке отводится место для построения обучаемых, устанавливаются щиты с нормативами;
б) открытая и перекрытая щели, противорадиационные укрытия различных типов, подвал жилого дома с простейшим оборудованием и фильтром из подручных материалов, отдельно стоящее или встроенное убежище с заводским фильтровентиляционным оборудованием. На них изучаются защитные сооружения и проводятся тренировки в выполнении нормативов по заполнению защитных сооружений и обслуживанию их;
в) пункт выдачи противогазов для обучения порядка их получения, подбору лицевых частей и проверки исправности противогазов;
г) невысокая кирпичная (бетонная) стена, кювет или воронка для тренировок и выполнения нормативов по действиям по вспышке ядерного взрыва.
На участке № 2 «Аварийно-спасательные работы» оборудуются:
а) площадка для обучения формирований разведки. Отрывается окоп для личного состава поста радиационного и химического наблюдения. Устанавливаются макеты (образцы) иностранных боеприпасов с соответствующей маркировкой, стенды с техническими данными приборов радиационной и химической разведки, столы со скамейками на учебную группу;
б) площадка для обучения работе со средствами пожаротушения и полоса для тренировок личного состава формирований пожаротушения. Сооружается забор, бут, часть одноэтажного здания, перед которым отрывается желобок и устанавливаются противни, пирамиды для огнетушителей, штурмовой домик;
в) завал на дороге из строительных отходов, на котором отрабатывается проделывание проходов и проездов;
г) элементы двух – трехэтажного частично разрушенного здания с завалом у наружной стены с имитацией встроенного убежища для обучения спасателей розыску пораженных и извлечению их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, завалов, вскрытию разрушенных, поврежденных и заваленных убежищ и спасанию находящихся в них людей, а также выполнению соответствующих нормативов;
д) площадка с имитацией заваленных убежищ, позволяющая отрабатывать все способы вскрытия убежищ и выполнения нормативов;
е) площадка для обучения приемам подачи воздуха в заваленное убежище с поврежденной фильтровентиляционной системой;
ж) площадка с опрокинутой железнодорожной цистерной с «опасным химическим веществом» для обучения приемам ликвидации аварии;
з) площадка сбора пораженных и оказания первой медицинской помощи, на которой личный состав санитарных дружин и постов отрабатывает соответствующие нормативы.
На участке № 3 «Неотложные работы» оборудуются:
а) водопроводная сеть с ответвлениями и смотровыми колодцами, вводами в здания и пожарными гидрантами, временными обводными линиями из металлических труб и пожарных рукавов;
б) хозяйственно-фекальная и ливневая канализация со смотровыми и приемными колодцами, обеспеченная устройством для самотечных перепусков в обход разрушенных участков канализации. Приспособления для отключения поврежденного участка канализации в смотровых колодцах;
в) газопровод с вводом в здание и местом повреждения, обеспечивающий работу по тушению воспламенившегося газа и борьбу с загазованностью помещений;
г) кабельная силовая линия с соединительной муфтой и участок воздушной линии электропередачи;
д) проводная кабельная линии связи и аварийный участок подземной кабельной линии связи со смотровым колодцем.
На учебных местах этого участка личный состав формирований обучается действиям по устранению аварий на сетях водо-, газо-, электроснабжения, канализации и связи.
На участке № 4 «Обеззараживание и санитарная обработка» оборудуются:
а) площадка для обучения приготовления дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих растворов. На ней устанавливаются бочки (барабаны) с сыпучими дегазаторами, щит с характеристикой дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ;
б) дороги с различным покрытием для обучения приемам обеззараживания;
в) площадка для обеззараживания автотранспорта и оборудования;
г) площадка для обеззараживания одежды, обуви и средств защиты, состоящая из чистой и грязной половины;
д) площадка для санитарной обработки людей, оборудованная по типу санпропускника.
На участке № 5 «Защита животных, продукции животноводства, растениеводства и источников воды» оборудуются:
а) учебное место для изучения способов защиты сельскохозяйственной продукции, воды и фуража, на котором размещаются: зернохранилище или его часть, подготовленная к защите от проникновения радиоактивных осадков внутрь; макеты закрытых буртов картофеля, стогов сена, силосной траншеи, шахтного колодца, защищенного от попадания радиоактивных осадков;
б) макет животноводческой фермы с показом способов ее герметизации;
в) площадка для обучения способам обеззараживания зерна, фуража, овощей, корнеплодов и фруктов;
г) площадка ветеринарной обработки животных, состоящая из чистой и грязной половины;
д) полевой убойный пункт.
При необходимости и возможности могут оборудоваться и другие учебные места, например, площадка обеззараживания продовольствия.
Количество учебных мест и сооружений учебного городка объекта экономики определяется с учетом их производственной деятельности, численности и предназначения формирований.
Размеры учебного городка должны позволять проводить тактико-специальное учение с командой или занятия с несколькими учебными группами.
Крупные предприятия могут самостоятельно осуществить строительство учебного городка. Предприятия, учреждения, организации, имеющие меньше возможностей, могут построить учебный городок на долевых началах. Там, где нет этой возможности, оборудуются отдельные учебные места (элементы учебного городка). При строительстве или оборудовании учебных мест следует стремиться к минимальным затратам, используя отходы или некондиционные материалы.