Организационные основы гражданской обороны.
Организационная структура гражданской обороны страны была сформирована еще в 60-80-е годы XX.столетия. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ и «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации» от 26.11.2007 № 804 лишь закрепили разработанные за десятилетия решаемые задачи, принципы построения, структуры и иерархическую соподчиненность органов управления, должностных лиц, сил и средств.
Согласно статье 1 закона Гражданская оборона- система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В статье 2 закона определяются основные задачи в области гражданской обороны:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие
- чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Для успешного решения указанных задач органы управления, а также силы и средства ГО должны руководствоваться основными принципами организации и ведения гражданской обороны:
- организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства;
- подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Непосредственно ведение гражданской обороны включает в себя:
- приведение в готовность органов управления гражданской обороной, технических систем управления и связи гражданской обороны;
- приведение в готовность сил гражданской обороны;
- проведение первоочередных мероприятий по наращиванию возможностей органов управления гражданской обороной, сил и средств гражданской обороны по выполнению возложенных задач;
- реализацию мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами;
- проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обеспечение действий сил гражданской обороны и проведение мероприятий гражданской обороны.
Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно.
Для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, их органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также спасательных служб гражданской обороны и нештатных аварийно-спасательных формирований устанавливаются степени готовности гражданской обороны. Количество и наименование степеней готовности гражданской обороны, а также перечни мероприятий гражданской обороны, проводимые по этим степеням готовности, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение в соответствии с планами гражданской обороны состоит в последовательном осуществлении мероприятий, направленных на наращивание возможностей по решению возложенных на нее задач военного времени. С этой целью приводятся в готовность органы управления и силы гражданской обороны, развертываются системы защиты населения, осуществляется ускоренная подготовка к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения.
В главе II и III Федерального закона «О гражданской обороне» определены полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.