Тема 1. «Организационные основы ГО, защиты населения и территорий от ЧС на территории РФ»

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГЭУ)

Тверской институт (филиал)

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

По дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА»

для студентов направлений37. 03. 01 «Психология»,

40.03.01 «Юриспруденция», 38.03.01 «Экономика»,

38.03.02 «Менеджмент»

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

Тверь 2016

Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Гражданская оборона» обсуждено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры математики и естественно-научных дисциплин Тверского института (филиала) МГУ. Протокол № 3 от «28» ноября 2016 года.

Рецензент:

Директор ГБОУ ДПО «УМЦ ГОЧС Тверской области»

Ю. А. Ефимов

Пьянова Л. В. Учебное пособие по дисциплине Безопасность жизнедеятельности. «Гражданская оборона» - Тверь: Изд-во ТИ (филиала) МГЭУ, 2016. 310 стр.

Учебное пособие по дисциплине Безопасность жизнедеятельности. «Гражданская оборона» предназначено для студентов очной и заочной форм обучения направления 37.03.01 «Психология», 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 40.03.01 «Юриспруденция» квалификация (степени) выпускника бакалавр Тверского института (филиала) МГЭУ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении проблематики безопасности жизнедеятельности человека. Гражданская оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и "О гражданской обороне". Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. В основу учебного пособия положены требования действующего законодательства, нормативных правовых актов, нормативных документов МЧС России в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, организации и осуществления государственного контроля (надзора).

При подготовке учебного пособия проанализированы, обобщены и отобраны материалы, разработки и рекомендации видных ученых и специалистов, планирующие и отчетные документы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Учебное пособие будет полезно при использовании студентами для самостоятельной работы и для преподавателей для использования материалов учебного пособия в повседневной жизни.

Л. В. Пьянова

Московский гуманитарно-экономический университет

Содержание:

1. Тема 1. Организационные основы ГО, защиты населения и

территорий от ЧС на территории РФ……………………………………4

2.Тема 2. Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты

населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за

использование финансовых средств, выделяемых на эти цели………24

3. Тема 3 Деятельность должностных лиц и

специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения

в области ГО и защиты от ЧС…………………………………………...45

4. Тема 4. Организация пропаганды и информирования населения

в области ГО и защиты от ЧС…………………………………………...93

5. Тема 5. Особенности обучения в области ГО и защиты

от ЧС и психологической работы с населением,

проживающим на радиоактивно - загрязненных территориях……109

6. Тема № 6. Организация медицинской профилактики

радиационных поражений и оказания медицинской помощи

пострадавшим при радиационной аварии………………………….147

7. Тема 7. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при

приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность….171

8. Тема. 8 Организация всестороннего обеспечения сил ГО

и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения

АСДНР………………………………………………………………….203

9. Тема 9. Действия руководителей НАСФ и руководителей

спасательных служб по организации и проведению АСДНР

и выполнению задач………………………………………………….. 235

10. Тема 10. Участие органов управления, сил ГО и РСЧС

в организации и выполнении мероприятий по борьбе

с терроризмом………………………………………………………...287

Планирование и порядок выделения бюджетных и иных финансовых средств на выполнение мероприятий ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий

В соответствии с законом«О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций», постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. №1340 определены основные принципы создания, хранения, использования и восполнения материальных резервов для ликвидации ЧС.

Резервы создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС и включают:

Продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, СИЗ и др. средства.

Для ликвидации ЧС создаются резервы:

ü федеральных органов власти;

ü субъектов РФ;

ü муниципальных образований;

ü организаций.

ü Резервы создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил средств.

Номенклатура и объемы резервов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются органом их создавшим.

Резервыразмещаются на объектах и местах хранения с учетом возможности их оперативной доставки в зоны ЧС.

Резервы используются для:

проведения АСДНР;

развертывания и содержания пунктов временного размещения ( ПВР );

для оказания единовременной материальной помощи и дрю первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Финансирование расходовпо созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет средств организаций, муниципальных образований и области.

Методическое руководство по созданию, хранению и т.д. осуществляет МЧС

Создание и использование финансовых резервов для ликвидации ЧС рассматриваетсяв содержании«Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрации Тверской области»,утвержденного Постановлением Адм. Тверской областиот 30 сентября 2003 №334.

Резервный фонд создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий областного значения, не предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

Размер резерва определяется законом Тверской области «Об областном бюджете».

Финансовые средства расходуются на:

-проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийны бедствий и др. ЧС, а также для оперативного устранения неисправностей и аварий на объектах ЖКХ области;

-изготовление наград и юбилейных медалей;

-платы разовых премий и т.д.

В муниципальные районы (образования) средства из резервного фонда направляются в установленном порядке и в соответствии с ПРАВИЛАМИ «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Тверской области», которые утверждены Постановлением Адм. Тверской обл. от 22.04.2004 г. № 67.

Выделение средствпредназначается для частичного покрытия расходов на следующиемероприятия:

ü проведение поисковых АСР зоне ЧС;

ü проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах ЖКХ, социальной сферы, энергетики, промышленности, транспорта, связи и с/х;

ü закупку, доставку и кратковременное хранение средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;

ü развертывание и содержание пунктов временного размещения (ПВР) эвакуируемого населения в течение необходимого срока, но не более одного месяца;

ü оказания единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам из расчета не более 10 МРОТ.

Порядок выделения денежных средств определен Постановлением Адм. Тверской от 28.12.2001. №20 «Об утверждении Положения по перечню и содержанию документов, обосновывающих оказание помощи, учету финансовых средств, выделенных из областного бюджета на мероприятия по ликвидации ЧС, отчетности и контролю за их использованием.

В исключительных случаях могут быть профинансированы мероприятия по предупреждению ЧС регионального, межмуниципального, муниципального, а в отдельных случаях и локального характера, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде.

Финансирование последующих мероприятий по восстановлению объектов, пострадавших от ЧС, осуществляется за счет собственных средств организаций и муниципальных образований.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

¾ резервы финансовых и материальных ресурсов области — за счет средств бюджета Тверской области;

¾ местный резерв финансовых и материальных ресурсов органов местного управления — за счет средств местного бюджета;

¾ объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов — за счет собственных средств организаций.

Номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

Порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Тверской области определен Постановлением администрации Тверской области от 22.04.2004г. №67-ПА.

Пунктом 3 этого Постановления рекомендовано органам местного самоуправления:

¾ создавать резервы финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС на территориях муниципальных образований, определить порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (Критерии ЧС и финансовые резервы для каждого из критериев определены постановлением Правительства РФ от 21.05.2007г. №304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера»).

¾ руководствоваться Правилами выделения средств из областного бюджета на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Тверской области, утвержденные Постановлением администрации Тверской области от 22.04.2004 № 67-па.

В частности, Правилами определено, что при недостаточности собственных средств для ликвидации ЧС не позднее 15 дней со дня возникновения ЧС органы местного самоуправления могут обращаться в Администрацию Тверской области с просьбой о выделении средств из областного бюджета.

В обращении должны быть указаны:

номер и дата постановления (распоряжения) главы муниципального образования о введении на соответствующей территории режима ЧС;

данные о количестве погибших и пострадавших людей;

размере материального ущерба;

размере выделенных и израсходованных на ликвидацию ЧС средств организаций, органов местного самоуправления, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тверской области (далее КПЛ ЧС и ОПБ) в месячный срок со дня выхода указанного поручения рассматривает вопрос о выделении средств.

Для рассмотрения этого вопроса орган местного самоуправления представляет в комиссию документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств в соответствии с постановлением Администрации области от 28.12.01г. №20-ПА «О положении по перечню и содержанию документов, обосновывающих оказание помощи, учету финансовых средств, выделенных из областного бюджета на мероприятия по ликвидации ЧС, отчетности и контролю за их использованием».

Форма ФЧС – 1

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель________________________ ________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации,

подпись, ф.и.о.)

«____» __________________200___г.

М.П.

СМЕТА - ЗАЯВКА

потребности в денежных средствах на оказание помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий _____________________________________ (субъект Российской Федерации)

I.Состояние бюджета субъекта Российской Федерации. Свободный остаток денежных средств бюджета субъекта Российской Федерации по состоянию на __________ В том числе в резервном фонде _________________________________________________________

II. Оказание единовременной материальной помощи пострадавшим. (тыс. рублей)

п/п Кол-во пострадавших (чел.) Сумма затрат Страховое возмещение Источники финансированию по оказанию единовременной помощи
из бюджета субъекта Российской Федерации за счет федеральных органов испол нительной власти за счет предприятий, органи -заций и учреж - дений из резервно- го фонда Прави - тельства РФ  
             
             
             
             

Приложение к форме ФЧС- 1

УТВЕРЖДАЮ

_______________________________________________

(рук. Органа исполнительной власти субъекта РФ) _________________________________________________

МП (подпись, ф.и.о.) «______» _______________200____г.

СПИСОК

граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате _____________________________________________________________________________ (наименование чрезвычайной ситуации) ______________________________________________________________________________ (республика, край, область, автономный округ, автономная обл., город, район, поселок, село)

п/п Ф.И.О. пострадавшего Адрес место- жительства Документ удосто- веряющий личность (серия, номер, кем и когда выдан) Оказанная помощь (тыс. руб.) Требуемая помощь из резервного фонда (тыс. руб.)
из местно го бюд- жета из бюдже-та субъек-та Россий- ской Федера-ции страховые возмеще- ния
               
               
               
               
               

Заместитель органа исполнительной власти ______________________________ (город, район) М.П. (подпись, ф.и.о.) Руководитель органа управления по делам ГОЧС ________________________________ (город, район) М.П. (подпись, ф.и.о.) Начальник паспортно- визовой службы ______________________________ (город, район) М.П. (подпись, ф.и.о.)

Приложение к форме ФЧС- 1

УТВЕРЖДЕН

Постановлением_____________________________

(орган исполнительной власти субъекта РФ)

от «______»__________________200____г. _____

СПИСОК

на получение государственных жилищных сертификатов, граждан __________________________________________ (наименование субъекта РФ) лишившихся жилья в результате _____________________________________________ (наименование чрезвычайной ситуации, место, дата)

п/п Ф.И.О., родст-вен- ные отно-шения Год рождения   Адрес прежнего проживания   Серия, номер паспорта   Кем и когда выдан   Предо-ставля-емая общая площадь жилья (кв.м.)   Примечание
               
               
               
               

Руководитель органа исполнительной власти _____________________________________ (город, район) _____________________________________

М.П. (подпись, ф.и.о.)

Начальник паспортно-визовой службы __________________________________ (город, район) __________________________________

М.П.

(подпись, ф.и.о.)

Примечание: Каждый лист должен быть пронумерован и подписан руководителями (города, района) органа исполнительной власти и паспортно- визовой службы и скреплен печатями. ________________ Предоставляемая общая жилая площадь рассчитывается в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 07.06.95г. 561.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

о повреждении (разрушении)______________________________________

_________________________________________________ (производственных зданий и сооружений, объектов ____________________________________________________________________________ социальной сферы и жилищно- коммунального хоз- ва, мостов, дорог) и материальном ущербе от ____________________________________________________________________ (наводнения, ураганного (штормового) ветра, землетрясения и пр. Ч______________________________________________________________________

(дата)

(хозяйство, район, область, край, республика)

п/п Наименование пострадавшего здания (сооружения), его ведомственная принадлежность   Степень повреж-дения (разру-шения) слабая, средн., сильн.   Краткая хар-ка поврежде- ний   Сог- ласно дан-ных бух-галтерского учета   Оста- точная стои-мость по состоя- нию на 200_г. (тыс. руб.)   Стра- ховое воз- мещение (тыс. руб.)   Год возведения, балансовая стоимость по состоянию на 200- г.   Амортизация по состоянию на 200 _г.    
                 
                 

Примечание: слабая степень разрушены до 30% кровли, окна, двери; средняя степень разрушены до 50% кровли, оконные и дверные проемы, в стенах имеются трещины; сильная степень разрушены и обрушены на 100% все стены (крыша) и перекрытия, балки, колонны, ригеля, фермы могут сохраниться.

Руководитель предприятия ______________________ ___________________ _____________________ (подпись) (дата) (Ф.И.О.) Руководитель бюро технической Инвентаризации ______________________ ___________________ _____________________ (подпись) (дата) (Ф.И.О.) М.П. Руководитель страхового органа М.П. ______________________ ___________________ _____________________ (подпись) (дата) (Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО

Начальник ________________________________ (наименование регионального центра по делам ГОЧС) _________________________________________

(подпись, ф.и.о.)

«________» __________________200___г.

М.П.

СВОДНЫЙ РЕЕСТР

мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансируемых из резервного фонда

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ______________________________________ (наименование субъекта РФ) ________________________________________

(подпись, ф.и.о.)

«_____» ________________________200____г.

М.П.

П/ П

Наименование объекта

Стоимость аварийно- восстановительных работ (тыс. руб.)

По документам субъекта

По экспертизе МЧС России

Принято Минфином России

Примечание I, II, II, IV, V, VI

I.Поисковые и аварийно- спасательные работы,

всего: в том числе:

II. Аварийно- восстановительные работы,

всего:

в том числе:

Объекты жилищно- коммунального хозяйства (с указанием юридического адреса объектов и расшифровкой наименований)

в том числе:

Объекты социальной сферы (с расшифровкой наименований)

в том числе: Объекты промышленности (с указанием юридического адреса объектов и расшифровкой наименований). в том числе: Объекты энергетики (с указанием юридического адреса объектов и расшифровкой наименований) в том числе: Объекты транспорта ( с указанием юридического адреса объектов и расшифровкой наименований). в том числе: Объекты связи (с указанием юридического адреса объектов и расшифровкой наименований)

III В том числе: доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов, всего: в том числе: I

IV Развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан, всего в том числе:

V Оказание единовременной материальной помощи, всего в том числе: VI Государственные жилищные сертификаты, всего В том числе:

ОТЧЕТ

об использовании средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

Форма 2- ЧС по ОКУД

Учреждение, предприятие, организация _________по ОКПО ____________________________________________ Н а 01 ___________200__г. Дата Периодичность: годовая, квартальная по ОКУД

Единица измерений: руб/тыс.руб./ / ненужное зачеркнуть/ по СОЕИ

Федеральный орган исполнительной власти по КВСР _______________________________ Раздел и подраздел _____________________ по КФСР

Целевая статья расходов ________________ по КЦСР

Вид расходов _________________________ по КВР

Контрольная сумма Коды 0372 0373

Наименование показателей Код строки

Предусмотрено решением Правительства

Выделено средств

Кассовые расходы

Фактические расходы

всегов т.ч. наличными 1234567

ОТЧЕТ

об использовании сметы расходов учреждений, предприятий и организаций, финансируемых из федерального бюджета Коды 0503002 01 9 ох 0372 0373 Форма 2+фб по ОКУД на 1 _____________200___г. Дата

Учреждение, предприятие, организация по ОКПО

Периодичность: месячная по ОКУД

Единица измерения: тыс. руб./млн.руб./ (ненужное зачеркнуть) по СОЕИ Министерство, ведомство ____________________________________________ по КВСР Раздел и подраздел _________________________________________________ по КФСР Целевая статья ______________________________________________________ по КЦСР Вид расходов _______________________________________________________ по КВР Контрольная сумма

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления (отдела) по делам ГОЧС района, города ______________________________

(подпись, ф.и.о.)

«____» _____________200___г.

М.П.

АКТ

обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате _______________________________________ (наименование ЧС, дата) _____________________________________________________________ (адрес объекта) Наименование объекта _______________________________________

Собственник объекта _________________________________________ ____________________________________________________________

Характеристика объекта по конструктивным элементам ____________ _____________________________________________________________ (размеры, материалы, год постройки, балансовая стоимость)

Характеристика повреждений (разрушений) по конструктивным элемента __________________________________________________________ (длина, ширина, высота, м, м 2, м 3 ) ____________________________________________________________ Сумма нанесенного ущерба

Комиссия в составе:

Председатель комиссии: ____________ ___________ _____________ ___________ (должность) (Ф.И.О.) (подпись) (дата)

Члены комиссии: ____________ __________ ______________ ____________ (должность) (Ф.И.О.) (подпись) (дата)

УТВЕРЖДАЮ Глава администрации района, города _______________________________ (подпись, ф.и.о.)

«____» ________________200___г. М.П.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21. 12. 1994 № 68-ФЗ (с изм.).

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (Закон РФ от 30.12.2001 № 196 - ФЗ (статья 20.6) (с изм.).

3. Закон Тверской области «О защите населения и территорий области от ЧС природного и техногенного характера» от 30.07.1998 № 26-03-2 с изменениями от 16.09.05. №1438(с изм.).

4. Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30. 12 2003 № 794 (с изм.).

5. Положение о Тверской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (ТТП РС ЧС), утвержденное Постановлением администрации Тверской области от 22.12.2005 №333-ПА (с изм.).

6. Постановление Администрации Тверской области «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Тверской области от 22.04.2004 №67-ПА (с изм.).

7. Постановление Администрации области «О положении по перечню и содержанию документов, обосновывающих оказание помощи, учету финансовых средств, выделенных из областного бюджета на мероприятия по ликвидации ЧС, отчетности и контролю за их использованием от 28.12.2001 №20-ПА.

8. Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрации Тверской области» от 30.09.2003 № 331-па.

9. Постановление Правительства РФ от 7.07.2011 № 555 "Об утверждении долгосрочной целевой программы РФ "Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера на территории РФ до 2015 года" (с изм.).

10. Постановление Правительства Тверской области от 18.10. 2012 № 628-пп «О государственной программе Тверской области «Обеспечение правопорядка и безопасности населения Тверской области » на 2013 – 2018 годы. В рамках её разработана подпрограмма 3 "Снижение рисков и смягчение последствий ЧС межмуниципального и регионального характера на территории Тверской области на 2013 – 2018 годы" (с изм.).

11. Постановление Правительства Тверской области от 17.10.2012 № 529-пп «Об утверждении Положения о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий Тверской области от ЧС природного и техногенного характера».

12. Постановление Правительства РФ от 15.04. 2014. № 300

"О государственной программе Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах "(с изм.).

Тема 3 Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС

Цели :

1. Рассмотреть сущность и задачи обучения населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС. Нормативно - правовую базу по организации и осуществлению обучения населения в области ГО и защиты от ЧС. Основные положения нормативных документов.

2. Иметь представление о структуре единой системы подготовки населения в области ГО и защиты населения от ЧС. О формах обучения и перечне групп населения, подлежащих подготовке.

3. Рассмотреть состав учебно-материальной базы для обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС. Назначение основных элементов и требования, предъявляемые к ней.

4. Обозначить мероприятия по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Полномочия и обязанности должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.

В современных условиях мероприятия гражданской обороны и защиты населения от различных угроз и вызовов становятся все более востребованными для нашего государства и общества.

Основные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.

Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах, нарастание угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, проблемы экологии, угрозы эпидемий - все это обуславливает необходимость совершенствования и развития гражданской обороны, готовности к эффективному переводу на военное время и ведению ее, как при возникновении опасностей военного времени, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными направлениями государственной политики в этой области являются:

развитие нормативной правовой базы;

совершенствование организационных структур, систем управления и оповещения;

повышение эффективности защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей;

развитие аварийно-спасательных сил и сил гражданской обороны;

повышение качества обучения населения, руководящего состава и личного состава спасательных формирований;

организация и проведение мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов и обеспечению сохранения объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

дальнейшее развитие системы государственного надзора.

Сущность и задачи обучения населения Р Ф в области ГО и защиты от ЧС. Нормативная правовая база по организации и осуществлению обучения населения в области ГО и защиты от ЧС. Основные положения нормативных документов

Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — это целенаправленная деятельность органов исполнительной власти области и муниципальных образований, должностных лиц гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, по совершенствованию знаний и навыков людей, необходимых им для умелых и грамотных действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Главной задачей по подготовке населения Российской Федерации в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах в 2016-2020 годах считать повышение практической направленности подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, в том числе и по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», а также качества реализации всех видов подготовки, без уменьшения количества населения, охватываемого ими.

Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или следствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне:

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее именуются - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными задачами обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение - первого года работы являются обязательными.

Обучение населения в области гражданской обороны в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах или иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны и в организациях по месту работы граждан осуществляется по программам, разрабатываемым образовательными учреждениями и организациями на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Приказ МЧС РФ «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 03 марта 2005 года № 125.

Утверждает Инструкцию по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организационно - методические указания по подготовке населения Тверской области в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Методические рекоме<

Наши рекомендации