В Британии патологоанатомические исследования проводили такие известные врачи, как Томас Аддисон (1793–1860), Томас Ходжкин (1798–1866) и Ричард Брайт (1789–1858).
В начале XIX века на медицинском факультете Венского университета была создана первая в мире кафедра патологической анатомии (И.Вагнер), а в 1844 г патологическая анатомия становится здесь обязательным для изучения предметом. Наиболее известным венским патологоанатомом является Карл Рокитáнски (1804–1878), автор трёхтомного руководства «Handbuch der pathologischen Anatomie» (1841–1846), основанного на материале 16 тысяч аутопсий, проведённых по единому плану им и его учениками. К концу жизни учёного число подобных наблюдений достигло 100 тысяч. На кафедре К.Рокитански организовал патологоанатомический институт и создал один из лучших патологоанатомических музеев. Объясняя причины болезней, он придерживался теории гуморальной патологии, и, по существу, был последним крупным представителем этого направления в медицине. Созданное им учение о кразах широко распространилось в Европе, но в 60-е гг XIX в было вытеснено клеточной теорией Вирхова.
Реформатором патологической анатомии XIX века стал основатель берлинской школы Рудольф Вирхов (1821–1902), автор теории клеточной патологии. В 1843 г, окончив медицинский институт Фридриха-Вильгельма в Берлине и защитив докторскую диссертацию на тему «De rheumata praesertim corneae», Р.Вирхов поступает на службу в больницу Charite помощником прозектора. В возрасте 24 лет ему поручают чтение речи на торжественном заседании, посвящённом 50-летию института Фридриха-Вильгельма (2 августа 1845 г). В этой речи Р.Вирхов подверг жёсткой критике господствовавшие тогда идеи гуморальной патологии, в частности учение К.Рокитанского о кразах и дискразиях. Впечатление от выступления он передал в письме к отцу: «Мои взгляды были настолько новы, что поставили вверх ногами всё, что было до сих пор известно. Старые врачи вылезли из кожи; то, что жизнь сконструирована механически, казалось им расшатывающим государственные устои и антипатриотичным». В следующем году Р.Вирхов резко негативно отзывается о руководстве по патологической анатомии К.Рокитанского. Смелые заявления молодого Р.Вирхова восстанавливают против него ряд профессоров и администрацию института, поэтому в 1846 г он переходит на работу в Берлинский университет, получив место доцента на медицинском факультете. В этом же году Р.Вирхов основывает научный журнал, выходящий до сих пор под названием «Вирховский архив». В 1849–1855 гг он занимает кафедру патологической анатомии в Вюрцбургском университете, где в 1855 г публикует работу «Клеточная патология», в которой утверждает, что в основе любого патологического процесса лежит нарушение жизнедеятельности клеток. Именно Р.Вирхов первым стал широко применять в патологической анатомии метод микроскопического исследования. В 1956 г он возвращается в Берлин и возглавляет созданную для него кафедру патологической анатомии.
История революционных преобразований Р.Вирховым патологической анатомии, перехода от макроморфологического к микроскопическому уровню исследования заболеваний человека, актуальна и для наших дней, когда патологическая анатомия вновь претерпевает коренные изменения – микроскопический уровень исследований дополняется молекулярным. И как во времена Вирхова, современное поколение патологов сталкивается с консерватизмом ряда врачей, непониманием роли молекулярно-биологических методов в морфологических исследованиях. Вызов, брошенный 24-летним Вирховым практически всему патологоанатомическому и медицинскому сообществу мира, общепринятым представлениям гуморальной патологии, должен служить примером и вдохновлять молодых исследователей не останавливаться на достигнутом, смело идти вперёд и при необходимости бороться с консерватизмом традиционных взглядов.
Помимо патологической анатомии, Р.Вирхов выполнил несколько исследований по археологии; вместе с Генрихом Шлиманом он участвовал в раскопках Трои. Учениками Р.Вирхова были такие известные патологоанатомы, как Фридрих Реклингаузен, Иоганн Орт и Юлиус Фридрих Конгейм. К берлинской школе патологической анатомии также принадлежат Отто Любарш, Карл Вейгерт (разработал ряд методов окраски тканевых срезов), Эйген Альбрехт (создал учение о гамартиях и хористиях), Роберт Рёссле (автор концепции «рака в рубце»), а также Людвиг Áшофф, возглавивший после Эрнста Циглера кафедру патологической анатомии в университете Фрейбурга (Баден) и превративший этот город в первой половине XX века в «патологоанатомическую столицу мира».
Начиная с середины ХХ столетия до настоящего времени наиболее значимые исследования в области патологической анатомии (патологии) проводятся в США. Крупнейшими представителями американской патологии являются Фрэнк Мэллори, Уильям МакКаллум, Артур Стаут, Генри Раппапорт, Фатоллах Мостофи и др.
История патологической анатомии в России. Преподавание патологической анатомии в российских университетах началось одновременно с европейскими. До создания самостоятельных кафедр занятия по патологической анатомии проводили на кафедрах анатомии (в Московском и Казанском университетах с 1837 г). В Санкт-Петербурге курс патологической анатомии студентам читал Николай Иванович Пирогов. Активными сторонниками введения патологической анатомии в практику преподавания медицины были такие изветные в России терапевты и хирурги, как Матвей Яковлевич Мудров, Фёдор Иванович Иноземцев и Григорий Иванович Сокольский.
Первой кафедрой патологической анатомии в Российской империи стала кафедра в университете Святого Владимира в Киеве (1845). Её возглавил ученик Н.И.Пирогова Н.И.Козлов.
Фактическим основателем московской школы патологоанатомов и первой московской кафедры патологической анатомии (на медицинском факультете Московского университета) был Алексей Иванович Полунин. Он возглавил кафедру в 1849 г в возрасте 29 лет. Первым профессором кафедры в 1846–1849 гг был Ю.Дитрих. Видными представителями московской школы являются Михаил Никифорович Никифоров, Алексей Иванович Абрикосов, Владимир Тимофеевич Талалаев, Арсений Васильевич Русаков, Михаил Александрович Скворцов, Ипполит Васильевич Давыдовский, Татьяна Евгеньевна Ивановская, Николай Константинович Пермяков, Донат Семёнович Саркисов.
Самостоятельная кафедра патологической анатомии в столице империи появилась только в 1859 г в Медико-хирургической (с 1881 г Военно-медицинской) академии. Её возглавил Тимофей Степанович Иллинский (1820–1867). Он читал лекции студентам III курса, демонстрируя макро- и микропрепараты, а для студентов V курса проводил вскрытия. В 1867–1878 гг кафедрой руководил Михаил Матвеевич Руднев (1837–1878), ученик которого Владимир Платонович Крылов (1841–1906) стал основателем кафедры патологической анатомии Харьковского университета (1872). Известными петербургскими патологоанатомами являются Александр Иванович Моисеев, Георгий Владимирович Шор, Георгий Степанович Кулеша, Михаил Фёдорович Глазунов, Всеволод Дмитриевич Цинзерлинг, Владимир Георгиевич Гаршин, Николай Николаевич Аничков. Представителем Петербургской школы также является Иван Петрович Коровин, основавший в 1917 г кафедру патологической анатомии на медицинском факультете Пермского университета (в настоящее время – Пермская медицинская академия).
В Казанском университете кафедра патологической анатомии была основана в 1865 г. Её первым профессором стал Александр Васильевич Петров (1837–1885). Однако преподавание патологической анатомии проводилось с 1837 г профессором кафедры описательной анатомии человека Евмением Филипповичем Аристовым (1806–1875), который с 1849 г ввёл в обучение студентов патологоанатомические вскрытия. Особенностью казанской школы патологической анатомии является её тесная связь с профилактическим направлением в медицине.