Приватизация в здравоохранении
Переход от государственной формы собственности к негосударственной называется разгосударствлением.
Приватизацией называется переход к частной или максимально приближенной к частной, например, к акционерной форме собственности.
Под приватизацией государственного или муниципального имущества в сфере здравоохранения подразумевается передача прав и обязанностей собственности от органов государственного и местного управления либо от государственных (муниципальных) предприятий и организаций физическим и юридическим лицам (или их объединениям), которые становятся преемниками этих прав и приобретают права на имущество, закрепленное за приватизируемыми учреждениями здравоохранения на условиях и в порядке, предусмотренном соответствующими законами. Объектом приватизации в здравоохранении может стать не только имущество, но и организации, учреждения, занятые медицинской деятельностью.
Главной цели проводимой приватизации в здравоохранении является демонополизация отрасли, создание условий конкурентоспособности лечебных объектов в интересах расширения выбора населением видов и форм медицинской помощи, повышения эффективности работы служб (подразделений) и качества обслуживания, увеличение доходов государственного бюджета. Одновременно ставятся задачи повышения уровня социальной защиты работников отрасли, обеспечения развития инфраструктуры единого медико-фармацевтического комплекса за счет средств от приватизации и привлечения инвестиций в эту социально значимую сферу.
Приватизация призвана сбалансировать интересы всех субъектов медицинских услуг: их потребителей (пациентов), работников здравоохранения и государства. Основными результатами этого процесса должны стать повышение эффективности работы отрасли и качества оказываемой лечебно-профилактической и медикаментозной помощи, предоставление гражданам реальной возможности самостоятельного выбора учреждений здравоохранения и специалистов, видов оплаты услуг, увеличение уровня заработной платы персонала. Приватизация и коммерциализация (предоставление услуг на коммерческих началах) отдельных учреждений и организаций отрасли позволит также сэкономить бюджетные средства, расходуемые на приватизируемые организации, и направить их на развитие единого медико-производственного комплекса.
Осуществление приватизации в здравоохранении должно базироваться на соблюдении следующих основных принципов:
- обеспечение многосекторальности (многоукладности) здравоохранения, целесообразного, рационального сочетания и разделения государственного и частного секторов, выделения общего, смешанного сектора;
- установление взаимодействия приватизированного сектора с сектором страховой медицины, предоставление возможности оплаты услуг частных организаций за счет фондов ОМС;
- организация государственного контроля за деятельностью приватизированного сектора в медицине;
- сохранение существующих структур федеральных и региональных сетей учреждений здравоохранения;
- оказание содействия негосударственному сектору здравоохранения со стороны государства посредством упрощения регистрации, предоставления в аренду помещений и оборудования, выдачи государственных заказов на осуществление работ и оказание услуг.
Наиболее целесообразной с точки зрения современной системы здравоохранения, основанной на публичной собственности, является трехуровневая структура ее организации и управления, включающая следующие уровни: 1) местный или муниципальный; 2) региональный; 3) федеральный.
Государственный федеральный сектор здравоохранения, использующий федеральную собственность, обеспечивает населению гарантированный минимум медицинских услуг.
Государственный региональный сектор здравоохранения опирается на использование объектов собственности субъектов Федерации и представляет собой продолжение федерального сектора, дополняющее его с учетом особенностей и ресурсных возможностей региона – субъекта Федерации.
Муниципальный сектор здравоохранения, используя возможности территориальных органов управления здравоохранением, базируется на муниципальной форме собственности и управляется местной администрацией. В этом секторе граждане получают основной объем первичной медико-санитарной помощи из его источников осуществляется финансирование многоотраслевых служб здравоохранения.
Бесплатность медицинской помощи в федеральном, региональном и муниципальном секторах обеспечивается функционированием системы ОМС, наряду с федеральными, региональными и местными программами развития здравоохранения и общественной профилактики заболеваний.
Основная часть учреждений здравоохранения согласно такой концепции остается в государственной и муниципальной собственности, в первую очередь те из них, которые оказывают высококвалифицированную помощь, являясь уникальными для определенной территории.
Сектор частной медицинской практики использует объекты частной собственности и объекты государственной и муниципальной собственности, предоставляемые в аренду на началах совместного пользования, функционируя в тесной взаимосвязи с системой добровольного индивидуального и группового медицинского страхования. Государство регламентирует (или лимитирует) долю платных медицинских услуг, исходя из показателей индивидуального страхования граждан.
Таким образом, современная государственная политика в области здравоохранения нацелена на обеспечение сбалансированного развития всех его секторов, независимо от формы собственности. При этом государство, ограничивая прямые функции директивного управления медициной, несет полную ответственность за обеспечение граждан России гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи вне зависимости от того, оказывается ли она организациями государственного или частного сектора.
Приватизация не должна разрушать сложившуюся в стране и в отдельных ее регионах действующую структуру сети медицинских учреждений. Граждане России и после приватизации этих учреждений должны получать все виды гарантированной бесплатной и общедоступной медицинской помощи как в государственных (или с преобладающим участием государства), так и в приватизированных лечебно-профилактических учреждениях.
Этот основополагающий принцип приватизации в сфере здравоохранения должен стать базой ее дальнейшего развития. Механизм его конкретной реализации зависит от двух основных подходов к приватизации медицинских учреждений во всех регионах страны.
Первый подход предполагает, что Федеральная программа приватизации медицинских учреждений должна устанавливать лишь общие («базовые») принципы их разгосударствления. На основе базовых принципов каждый регион разрабатывает собственную программу приватизации, ориентируясь при этом на свои местные особенности и условия развития здравоохранения в каждом отдельном регионе. В этом случае у регионов должны быть сохранены возможности существенного отступления от Федеральной программы. Если эти отступления будут значительными, то региональные (или местные) органы власти должны обладать правом принимать региональную (или местную) программу приватизации учреждений здравоохранения.
В основе второго подхода лежит типологизация (или группировка) всех регионов России по сходству (или близости) на основе следующих основных признаков:
- демографических особенностей населения;
- динамики заболеваемости (по отдельным видам болезней;
- уровня материальной обеспеченности граждан;
- уровня развития региональной сети здравоохранения.
При отнесении регионов к определенному типу следует учитывать и такие признаки, как обеспеченность жильем, уровень среднедушевого дохода, экологические условия. Для каждой группы регионов разрабатывается собственная стратегия приватизации.
Приватизация части государственной собственности в России – естественное следствие перехода к рыночной экономике. В то же время накопленный с начала девяностых годов прошлого века опыт приватизации объектов государственной и муниципальной собственности свидетельствует, что приватизация порождает ряд серьезных экономических и социальных проблем, зачастую приводит к тяжелым последствиям. В процессе слабо контролируемой государством приватизации происходит растаскивание государственной собственности, передача ее в частные руки за плату, существенно ниже объективной оценки стоимости, механизмы проведения которой требуют особой наладки. В ряде случаев приватизируемые объекты используются не по прямому их назначению, в результате чего наносится социальный ущерб.
Учитывая явную ограниченность количества объектов собственности в российском здравоохранении и недостаточность средств государственного и местных бюджетов, которые призваны в определенной мере пополнять доходы от приватизации, следует с особой тщательностью и осторожностью подходить к приватизации в сфере здравоохранения.
Основными способами приватизации являются: аукционная продажа, конкурсная продажа, прямая продажа, выкуп арендованного имущества.
Управление приватизацией в России осуществляют комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. В качестве собственника, продающего имущество, выступает государство, распорядителем собственности от его имени является комитет по управлению имуществом. Комитеты по управлению имуществом существуют на федеральном и территориальном уровнях. Федеральный комитет по управлению имуществом распоряжается собственностью Российской Федерации, комитеты по управлению имуществом на территориальном уровне распоряжаются собственностью субъектов Российской Федерации (республик, автономной области, автономных округов, краев, областей). Комитеты по управлению имуществом готовят решения о приватизации конкретных объектов государственной собственности и ее способах и участвуют в их принятии и реализации. Фонды имущества также существуют на федеральном и территориальном уровнях, они непосредственно осуществляют продажу имущества и оформление соответствующих документов.
В качестве источников средств при приватизации государственного имущества могут быть использованы:
- личные сбережения граждан;
- собственные средства юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, общественных объединений и т.д.);
- заемные средства (кредиты банков и других кредиторов);
- иностранные инвестиции.
На первом этапе приватизации в качестве источника средств для приватизации государственной собственности использовались приватизационные чеки.
Способ приватизации определялся соответствующим комитетом по управлению имуществом в зависимости от численности работающих и стоимости основных фондов. Мелкие предприятия с численностью работающих до 200 человек и стоимостью основных фондов на 01.01.92 г. менее 1 млн руб. подлежали продаже на аукционе или по конкурсу. Предприятия, имеющие более 1000 работников и основные фонды стоимостью свыше 50 млн руб., преобразовывались в акционерные общества. Остальные предприятия могли быть приватизированы любым из установленных способов. На каждый год утверждалась государственная программа приватизации. К концу 1994 г. было намечено приватизировать около половины основных фондов, по данным, публикуемым средствами массовой информации, к 1999 г. приватизировано более 70% предприятий и учреждений.
Наибольшее распространение получила приватизация государственной собственности путем ее акционирования. Акционирование – это преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Такая приватизация осуществлялась в соответствии с законом, принятым еще в 1992 г. в несколько этапов.
На 1-м этапе приватизации на предприятии (другом объекте собственности) создавалась комиссия по приватизации при участии членов коллектива с оформлением соответствующих протоколов собраний и других документов, предусмотренных при создании комиссии.
На 2-м этапе комиссия подготавливала предприятие к приватизации путем акционирования.
На 3-м этапе проводилось собрание и учреждалось акционерное общество с оформлением соответствующих документов.
На 4-м этапе осуществлялось распределение акций, оформление их передачи в собственность акционеров.
Учредителем акционерного общества выступает соответствующий комитет по управлению имуществом. Комиссия по приватизации создается комитетом и определяет размер уставного фонда акционерного общества на основе оценки объекта приватизации. С момента регистрации акционерного общества прежнее государственное или муниципальное предприятие считается преобразованным, а его имущество – переданным на баланс акционерного общества.
Было разработано несколько вариантов приватизации предприятий государственной собственности путем акционирования.
По 1-му варианту25% акций передаются безвозмездно коллективу приватизированного предприятия, каждому акционеру на сумму не более 20 минимальных размеров месячного заработка. Эти акции распределяются между работниками в порядке, принятом общим собранием, они являются привилегированными, не дают права голоса, но по ним получают дивиденды. Еще 10% акций могут быть проданы коллективу со скидкой 30% их стоимости, причем приобретение акций одним человеком возможно не более чем на 6 минимальных размеров месячного заработка. Акции покупают в рассрочку на 3 года, первый взнос не может быть менее 15%. Кроме того, должностным лицам из администрации приватизируемого предприятия предоставляется возможность приобрести 5% акций, но не более чем на сумму, соответствующую 2 тыс. размеров минимальной заработной платы на каждого. Остальные акции поступают в свободную продажу, 10% выручки поступают на личные приватизационные счета работников предприятий и могут быть использованы для покупки акций своего или любого другого предприятия.
По 2-му варианту акционирования членам трудового коллектива предоставляется право приобретения 51% обыкновенных, голосующих акций по цене в 1,7 раза выше их номинальной стоимости. Таким образом, в собственность коллектива переходит контрольный пакет акций. Остальные акции продаются.
По 3-му варианту группа работников с согласия трудового коллектива берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации и недопущение банкротства предприятия и заключает соответствующий договор на 1 год с фондом имущества, внеся залог в размере 200 минимальных размеров заработной платы на каждого. По истечении срока договора и соблюдении его условий члены группы могут приобрести 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций по номинальной стоимости. Всем работникам продаются акции на сумму 20 % уставного капитала, но не более 20 размеров минимального месячного заработка на одного работника, со скидкой 30% номинальной стоимости, оплатой в рассрочку на 3 года при первом взносе не менее 15%. Этот вариант мог применяться на предприятиях с численностью работников более 200 человек и стоимостью основных фондов от 1 млн до 50 млн руб. на 01.01.92 г.
2-й и 3-й варианты акционирования допускались только тогда, когда за них проголосовали не менее 2/3 работников предприятия, так как эти варианты дают некоторые преимущества администрации предприятия при проведении приватизации, хотя и связаны с определенным риском.
Приватизация должна была создать условия для активизации предпринимательской деятельности и повышения эффективности производства различных товаров и услуг на основе конкуренции.