Чехов находил в этом романсе что-то мистическое, полное красивого романтизма, и он послужил импульсом к написанию рассказа «Черный монах».
Чехов действительно предсказал свою судьбу: будет и Крым, и кровь горлом, и мировое признание его таланта. «Черный монах», на мой взгляд, одно из лучших произведений писателя. Сам автор охарактеризовал свое произведение так: «Это рассказ медицинский, historiamorbi».
Магистр философии, молодой учёный Коврин,
Сад Песоцких.
Песоцкий - человек дела, он - человек созидающий, погруженный в работу,
Объяснение Коврина в любви к Тане.
«туман» – часть того «едкого дыма», порождаемого черным монахом.
«Тысячу лет назад какой-то монах, одетый в черное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии... За несколько миль от того места... рыбаки видели другого черного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж».(10,17). От него получился другой, третий, «наконец, он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во всей вселенной...»
Черный монах – это часть самого Коврина, это его больная душа.
Задавая черному монаху вопросы, Коврин на самом деле задает их себе, и оказывается, что сам он на эти вопросы давно нашел ответ («Странно, ты повторяешь то, что часто мне самому приходит в голову, - сказал Коврин. - Ты как будто подсмотрел и подслушал мои сокровенные мысли»
Черный монах становится для Коврина символом той великой будущей жизни, которую ему свыше суждено вести. Двойник помогает ему обрести смысл существования. Черный монах рассматривается автором и персонажами повести, даже самим героем, как проявление болезни, галлюцинация.
Однако его болезнь не в галлюцинации и не в том, что Андрей Коврин считает себя избранным. Черный монах - отражение внутренней идеи Андрея. Ч
В изображении бреда Коврина поражает тонкое переплетение глубокой художественности и медицинской точности.
Что страшнее для личности? Мания величия или сознание своей заурядности? Вот вопрос, который ставит перед читателем Чехов.
Близкие Коврина заметили, что он болен, и начали лечить его. Он должен был прервать свою научную деятельность. Но, избавившись от галлюцинаций, Коврин затосковал - жизнь сытая, спокойная показалась ему скучной и ординарной. Он становится жестоким, грубым по отношению к близким, разрушает жизнь своей жены, Тани Песоцкой, забывает о прежних своих мечтах и идеалах. И только в последние мгновения своей жизни, перед смертью, когда его снова посещает чёрный монах, Коврин становится таким, каким был раньше. Он зовёт красоту и поэзию прежней жизни, с восторгом вспоминает о своей молодости, о любви в человечеству, которая жила в его сердце.
Вот имена, среди которых больной разум Коврина ощущает и утверждает себя: Будда, Магомет, Сократ, Диоген, Марк Аврелий, Шекспир...
Внушенная маниакальная гениальность - лишь одна сторона болезни, ее тайная, страшная, но, в конце концов, безобидная сторона. Беда в том, что, выделив Коврина из стада, Черный монах объяснил ему, что все остальные люди - и прежде всех близкие ему люди - есть именно и только стадо; считаться с ними Коврин во имя идеи не должен.
Черный монах исчез, забрав кусок души у Коврина, оставив душевную пустоту.
Поэтому Андрей Васильевич, уже смирившийся со своей серостью и обычностью, живет с Варварой Николаевной, как со своей нянькой, в мирном и покойном настроении. Татьяна же не может забыть ничего и превращается в «ходячие живые мощи… в ней все уже умерло, кроме больших, пристально вглядывающихся, умных глаз» (10, 34); Песоцкий также постепенно доходит до смерти, не оправившись от потрясения, сад гибнет – в нем хозяйничают чужие люди. Об этом пишет Таня к Андрею и проклинает его.
И на фоне чудесной бухты, под звуки той же серенады Брага происходит последнее явление монаха. Возвращается все – и сладкая радость, и вера в избранность. Но в этот же момент Андрей умирает от чахотки (возникшей будто от тоски по радости), с зовом всего прекрасного, что было в его жизни, с блаженной улыбкой на губах. Болезнь возвратилась к нему со смертью – черный монах шепчет о его гениальности и причине смерти – тело его не может больше служить оболочкой для гения.
Психическая же болезнь - болезнь человеческой души. Это самое страшное, что может случиться с человеком, когда сама его сущность ненормальна, нездорова. Душевная болезнь всегда оставляет неизгладимые и незаживающие душевные раны. Человек уже не может жить по-прежнему.