Какими приемами можно улучшить жевательные движения?

· Когда вы учите ребёнка жевать, сопровождайте движения его рта пением. Хорошо помогает пение в такт движениям челюстей вверх-вниз, в сочетании с легким похлопыванием по плечу или по столу.
· Можно пользоваться словесными инструкциями, сопровождаемыми тактильными подсказками - прикосновениями к лицу. Например, вы говорите: "Жуй", одновременно дотрагиваясь до правой щеки, затем - до левой, побуждая малыша передвинуть пищу во рту из стороны в сторону. Можно также поместить руку под подбородок ребёнка, сопроводив это действие словесной инструкцией.
· Давайте малышу пищу, которую нетрудно раскусить, например, крекер. Даже если малыш выплюнет кусок изо рта, кусание принесёт пользу, поскольку улучшает способность управлять челюстью.

Еда руками
Дети с синдромом Дауна могут начать есть руками твердую пищу в возрасте 10-12 месяцев.

Использование ложки
Примерно в 12-18 месяцев ваш малыш будет готов к тому, чтобы начать самостоятельно есть ложкой. Сначала позвольте ему просто постучать ложкой по столику. Заметив, что малыш проявляет интерес к использованию ложки, начните постепенно учить его зачерпывать вязкую пищу и подносить её ко рту. Постепенно уменьшайте свою помощь.
Какую посуду выбрать?
· Лучше всего начать с небольшой ложки с удобной для захвата ручкой. Сейчас можно приобрести специальную ложку с изогнутой ручкой, которая облегчает процесс, поскольку не требует сложного для ребенка поворота запястья.
· Лучше всего использовать небольшую миску, бортики которой помогут ребенку зачерпывать пищу.

КАК КОРМИТЬ РЕБЕНКА?

· Когда вы кормите малыша, осторожно положите ложку с пищей на середину его языка и слегка надавите. Дайте малышу время снять пищу с ложки верхней губой. Не "счищайте" еду с ложки, проводя ею по верхней десне и губе ребёнка.
· Иногда малышу может потребоваться ваша помощь: если нужно, аккуратно поддерживайте его нижнюю челюсть и/или смыкайте губы.
· Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, в какой последовательности вводить в рацион пищу разной консистенции.
· Ребенок должен устойчиво сидеть за столом, голова немного наклонена вперед, предплечья лежат на столике, ступни ног стоят на твердой поверхности, бедра и колени согнуты под углом 90 градусов.
· Перед началом еды или питья рот малыша должен быть закрыт. Он открывает его только при виде пищи.


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Новорожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующую его игрушку. С этого момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Развитие захвата, удерживания и манипулирования предметами проходит определенное количество последовательных этапов от захвата кулачком до точного захвата мелких предметов большим и указательным пальцем.


ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ
В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, начинает резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

ОТ ПЯТИ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ
В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, самостоятельно одеваться, застегивая пуговицы и завязывая шнурки, держать тремя пальцами (щепотью) карандаш или ручку. Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, постепенно учатся писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЗАХВАТА

· Ладонный захват - ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью

· Захват щепотью - ребенок берет предмет, удерживает его и манипулирует им, используя большой, средний и указательный палец.

· Захват "пинцетом" - ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем

Наши рекомендации