Особенности, затрудняющие моторное развитие.
При синдроме Дауна существует ряд физических особенностей, замедляющиех моторное развитие:
Гипотония.
Сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела.
Мышечная сила требуется ребенку для того, чтобы преодолевать гравитацию: поднимать голову, руки и ноги, брать игрушки, а впоследствии - для того, чтобы, вопреки силе тяжести, удерживать тело в вертикальном положении во время сидения и стояния. Натренировать мышцы можно лишь одним способом: активными движениями. Используйте все средства - любимые игрушки, лакомства, похвалу и т.д., чтобы поощрить ребенка как можно больше двигаться. Вначале, если ваш малыш очень слаб, вы можете помогать ему, физически поддерживая его руками или предлагая для выполнения задания небольшие и легкие игрушки.
Чрезмерная эластичность связок.
Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны, и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.
Ослабленное чувство равновесия.
Хорошо развитое чувство равновесия - это ключ к успешному продвижению в области крупной моторики. Поскольку у детей с синдромом Дауна чувство равновесия ослаблено, им необходимо постоянно тренировать его. Развитие чувства равновесия начинается с головы. Вначале малыш нуждается в том, чтобы его голову и шею поддерживал взрослый, затем он учится делать это сам. Когда ребенок учится сидеть, вы сначала поддерживаете его за плечи, а затем, постепенно, опускаете свои руки все ниже, побуждая его использовать собственные мышцы и чувство равновесия для того, чтобы сидеть прямо. Можно, также, качать малыша на коленях или наклонять в разные стороны, поскольку такие игры интенсивно тренируют реакции равновесия.
Короткие руки и ноги.
У детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками. Им труднее, чем обычным детям, к примеру, карабкаться по ступенькам или перешагивать через препятствия.
Проблемы со здоровьем
Кроме того, на процесс развития крупной моторики оказывают влияние медицинские проблемы, достаточно часто встречающиеся у малышей с синдромом Дауна: кардиологические отклонения, проблемы со зрением, слухом и функционированием щитовидной железы. Эти проблемы поддаются медицинской коррекции, и их не следует упускать из виду, поскольку иначе они могут тормозить развитие ребенка.
О ДЫХАНИИ
Любой человек начинает жизнь в этом мире с первого вздоха. Мы настолько привыкли дышать, что совершенно не замечаем этого. Что может быть естественнее дыхания!
Однако не следует забывать, что от того, как дышит ребенок, зависит не только общее состояние его здоровья, но и возможность раскрыть естественный двигательный потенциал.
С самого раннего возраста, когда малыш лишь начинает свою жизнь и развитие, очень важно помнить, что правильное дыхание способствует голосообразованию, снижает частоту респираторных заболеваний, а также тренирует организм, повышая его способность переносить физические нагрузки.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПРОЦЕССЕ ДЫХАНИЯ
Дыхание обеспечивается согласованной работой определенных мышц. Нормальное дыхание происходит через полость носа. В процессе дыхания также участвуют глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. Основная мышца, которая вместе с мышцами груди и живота позволяет нам глубоко дышать, называется диафрагма.
Когда мы делаем вдох, воздух проходит через носоглотку, затем попадает в гортань, дальше - через трахею и бронхи - в легкие. При выдохе все происходит в обратном порядке.
Гортань в нашем организме выполняет двоякую функцию - это и дыхательная трубка, и сложно организованный аппарат, благодаря которому мы обладаем голосом.
ТИПЫ ДЫХАНИЯ
В зависимости от глубины вдоха различают:
-реберное дыхание
-диафрагмальное дыхание.
При реберном дыхании в процесс активно включена грудная клетка, которая расширяется при вдохе и опускается при выдохе. В этом случае происходит так называемый "покойный вдох и покойный выдох", когда на вдохе одновременно сокращаются межреберные вдыхательные мышцы, приподнимая ребра и расширяя объем грудной полости, а, кроме того, в процесс дыхания отчасти включается диафрагма, с помощью которой объем грудной полости увеличивается в вертикальном направлении. При покойном выдохе межреберные мышцы и мышцы диафрагмы расслабляются, грудная клетка уменьшает объем, "выдавливая" из себя определенное количество отработанного воздуха.
Второй тип дыхания - диафрагмальное дыхание - предполагает самый глубокий вдох и выдох, при этом в работу включаются все отделы дыхательной системы, то есть одновременно сокращаются межреберные мышцы, мышцы диафрагмы и некоторые мышцы груди и плечевого пояса, а также начинает действовать артикуляционный аппарат. Если смотреть на человека, который дышит таким образом, хорошо заметно, что при вдохе ощутимо расширяется грудная клетка и выпячивается вперед живот, а при выдохе живот подтягивается, брюшные мышцы толкают диафрагму вверх, и человек делает глубокий долгий выдох. Очень отчетливо это можно почувствовать во время пения или крика.
ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
Звуки речи человека связаны не только с колебанием голосовых связок, при разговоре мы пропускаем выдыхаемый воздух через ротовую и носовую полости, изменяя положение языка, губ, нижней челюсти. Когда мы говорим, диафрагмы на выдохе "подталкивает" воздух и он, проходя по верхним дыхательным путям и заставляя голосовые связки колебаться, позволяет нам издавать необходимые звуки. Если при этом воздух на своем пути не встречает никаких преград, кроме голосовых связок, мы произносим гласные звуки, а если ему приходится преодолевают сопротивление других артикуляционных органов, то возникают согласные звуки. Согласные звуки бывают ротовые и носовые, в зависимости от того, через какую полость проходит воздух на выдохе. Носовыми в норме являются только два звука: "М" и "Н", но при наличии воспалительного процесса или особенностей строения носовой полости, другие звуки тоже могут принимать носовой оттенок. Если у ребенка отсутствует глубокий вдох и, соответственно, выдох, то его голоса почти не слышно, звуки трудноразличимы, невнятны. Иногда мы сталкиваемся с тем, что ребенок пытается говорить на вдохе, и тогда ему просто не хватает воздуха для того, чтобы произносить несколько слов или даже звуков подряд. Таким образом, для того, чтобы научиться говорить, малышу с синдромом Дауна нужно научиться правильно дышать. Поскольку у детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус, им это удается не всегда. Кроме того, нормальный процесс дыхания могут осложнять заболевания носа и горла. С первых месяцев жизни ребенка следует обращать внимание на то, как он дышит. Существуют простые и эффективные упражнения, позволяющие помочь малышу глубоко дышать, о которых вам может рассказать специалист по двигательному развитию
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?
Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Как правильно содействовать двигательному развитию? Чтобы знать, как помочь ребенку в процессе обучения, вам обязательно надо иметь представление об особенностях детей с синдромом Дауна. Существует множество способов содействия, но самое главное правило заключается в следующем: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН САМ СДЕЛАТЬ ВСЕ, НА ЧТО ОН СПОСОБЕН К ДАННОМУ МОМЕНТУ. Ваша задача - обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания. Очень хорошо, если вы найдете возможность обсудить это со специалистом по двигательному развитию.
Разнообразные положения.
Для того, чтобы ребенок мог находиться в различных позах, ему необходимо использовать различные мышцы и реакции равновесия. Вот почему очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Когда, к примеру, ребенок лежит на животе, то напрягает мускулатуру спины и шеи, а приподнимаясь на руках - и мускулатуру рук. Лежа на спине и дрыгая ногами, он упражняет брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками - мышцы груди и рук. Сидение тренирует чувство равновесия (и здесь очень важно то, как именно и с какой силой вы поддерживаете ребенка); при этом малыш использует мышцы спины и живота, чтобы сидеть прямо, и мышцы рук, чтобы дотягиваться до игрушек и играть с ними.
Переходные положения тела.
Переходные позиции позволяют ребенку менять положение тела, тем самым увеличивая его самостоятельность. Часто случается, что ребенок уже умеет, например, сидеть, но самостоятельно садиться и ложиться обратно его никто не учит. К примеру, малыш устал сидеть и хотел бы лечь на животик, но не умеет! В таких случаях он вынужден сидеть, пока его не положат, а это очень неприятно. Ребенку с синдромом Дауна труднее, чем обычному ребенку, освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела, и ребенку приходится совершать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, установить новую равновесную позу. Малыш боится менять позу сам, предпочитая сидеть в устойчивой позиции и кричать до тех пор, пока не придет мама и не уложит его. Вот почему ребенка необходимо учить переходным позициям и постоянно побуждать его использовать такие движения, постепенно уменьшая свою помощь и поддержку. Специалист по двигательному развитию может обучить вас специальным приемам, стимулирующим ребенка правильно менять положение тела. Однако, не забывайте, что вы лучше всех знаете собственного ребенка и, опираясь на рекомендации специалиста, сами сумеете найти самые оптимальные способы обучения.
Моторное планирование.
Способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им, поначалу, необходимо бывает просто запоминать последовательность действий. При обучении порой приходится разбивать задачу на несколько небольших, чтобы ребенок осваивал их последовательно, а затем смог выполнить все действие.
КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОГО СОДЕЙСТИВЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Терпение - вот что труднее всего! Всегда легче и быстрее сделать что-то самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Но помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и не научится управлять своим телом и не станет сильнее. Если ребенок расстроен неудачей, помогите ему, но постарайтесь, чтобы он сам сделал все, что может!
Анализ задания
Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание на несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соедините их вместе.
Похвала.
Не жалейте похвал! Ничто не подбадривает малыша лучше искреннего одобрения, радости и любви, которую он видит на лице близкого человека, лучше простых, эмоционально произнесенных слов одобрения: "Молодец!", или "Здорово!", "У тебя получилось!" и т.д. Хвалите малыша не только за результат, но и за те старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередной задачи. Ребенку чрезвычайно важно получать подтверждения того, что он успешен, а получить такое подтверждение он может только от взрослого.
Физическая помощь.
Необходимая физическая помощь взрослого побуждает ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание, и предоставляет ему сенсорную информацию о том, как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша ! Будьте внимательны к ребенку, уважайте его право на самостоятельность!
Демонстрация и подражание.
Все дети учатся, наблюдая за другими людьми. Для детей с синдромом Дауна этот метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию, а кроме того возможность имитировать действия взрослого дает малышу возможность выполнять задание более самостоятельно, чем в том случае, когда ему оказывают физическую помощь. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать
Многократное повторение.
Чем больше у ребенка возможностей для тренировки любого навыка, тем скорее он запомнит, что от него требуется, и научится применять новое умение в различных ситуациях. Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Здесь все зависит от вас: проявите изобретательность и придумайте, как сделать старые задания новыми и интересными, как встроить их в разные бытовые и игровые ситуации.
"Озвучивание".
Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко. К примеру, если вы помогаете малышу сесть, старайтесь назвать действие "Ванечка садится" или "Давай-ка сядем, мой хороший!" и т.д. Когда ребенок подрастет, при выполнении им какого-то действия, очень полезно задавать ему наводящие вопросы, например: "Теперь что?", "Что дальше?" или "А что ты забыл?" Конечно, если малыш затрудняется выполнить или назвать что же именно делать дальше, нужно терпеливо, спокойно и дружелюбно помогать ему до тех пор, пока он не освоит то, что требуется. Таким образом, вы побуждаете ребенка разговаривать во время выполнения сложных заданий. Дополнительный сенсорный (звуковой) стимул закрепляет усвоение навыка и развивает речь.