Когда моторное судно сближается с парусным, так что возникает опасность столкновения, моторное судно должно уступить дорогу парусному.

43.6. Маломерное или парусное судно, приближающееся к другому судну в секторе его кормового огня (огней), т.е. с направления более 22,5° позади траверза, является обгоняющим и, независимо от того моторное оно или парусное, может обходить обгоняемое, держась в стороне от его пути, следующим образом:

(01) на судовом ходу - только по его левому борту; обгоняемое маломерное судно должно способствовать скорейшему обгону снижением скорости (при этом нахождение на траверсе одновременно более двух судов запрещается);

(02) за пределами судового хода, при его пересечении и на участках с кардинальной системой навигационного оборудования - по любому борту.

Маломерные и парусные суда расхождение и обгон должны производить без обмена отмашками, при этом свои действия они могут показывать звуковыми сигналами маневроуказания (п.39.1.)

Правило 44.

Огни, знаки и сигналы маломерных ..... судов.

44.1. Маломерное судно, идущее на веслах ....., должно нести белый круговой огонь или иметь его наготове и показывать при приближении других судов;

44.7. Маломерное ..... судно при стоянке на якоре в месте, где могут плавать другие суда, должны нести один белый круговой огонь.

44.9. Маломерное ..... судно, потерявшее ход или управляемость на пути движения других судов, должно заблаговременно предупредить их об этом днем круговым движением заметного предмета над головой, ночью круговым движением белого огня. В дополнение к этим сигналам может использоваться звуковой сигнал «Предупреждение» (Правило 36).

44.10. Маломерное ..... судно, терпящее бедствие или нуждающееся в помощи, может подавать сигналы, предписанные правилом 40.

Правило 46.

Расхождение и обгон судов.

Когда два судна сближаются на противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо с тем, чтобы разойтись левыми бортами. Если имеется сомнение в отношении того, существует ли такая ситуация, то следует считать, что она существует, и действовать соответственно.

Когда два судна идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на правой стороне, должно уступить ему дорогу; при этом оно не должно пересекать курс другого судна по носу.

Судно, которому уступают дорогу, обязано сохранять свой курс и скорость. Однако, когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не предпринимает для этого соответствующих действий, оно должно принять меры для избежания столкновения только собственныя маневром.

При обгоне обгоняющее судно должно держаться в стороне от пути обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

Элементарные условия безопасности гребца.

n - прежде чем сесть в лодку, убедись в её исправности.

n - никогда не проходи в пароходные пролеты мостов.

n - если лодку залило водой, не теряйся, удержи банку, а лодку не бросай, а взявшись за нее, буксируй к берегу или жди помощи.

-бросать лодку можно в двух случаях: ее несет в завал или водопад

XV. Команды рулевого.

В каждом экипаже тренером определяется капитан. Если гребцы выходят на воду без тренера сборным экипажем, они сами определяют капитана. Его основная обязанность: максимально обеспечить безопасность движения лодки. Итак, команды рулевого:

- "Все готовы?"

- "Первый (второй и т.д.) номер готов!" – ответ гребца.

- "Руки на плот!"

- "Оттолкнулись!"

Если гребцы отталкиваются от борта ногой они становятся против своего заранее подготовленного номера. Следует команда капитана:

- "По номерам!" – гребцы становятся ногой на опорную площадку, вставляют весла до упора каблуками в уключине лопасти параллельно воде одной рукой держат весла, другой придерживаются за борт лодки.

- "Готовы?" – вопрос капитана, и после некоторого достаточного времени при молчании экипажа следуем команда:

- Оттолкнулись! – толчок начинается с третьего слога команды.

- "Приготовились!" По этой команде гребцы сделали подъезд, лопасти весел в воде, развернутые, гребцы готовы к проводке.

- "Вперед!" – начало проводки, движения.

- "Стоп!" – команду подавать во время проводки, при этом гребцы одновременно выводят весла в горизонтальное положение, вальки весел за коленями.

- "Весла!" – та же команда "Стоп" при появлении угрозы повреждения лопастей весел.

- "На воду!" – После команды "Стоп" и некоторого проката лодки лопасти весел опускаются на воду.

- "Табань!" – лопасти весел погружаются в воду; происходит торможение хода лодки.

- "Назад!" – гребцы осуществляют проводку лодки в сторону кормы с усилием, соответствующим силе тревожного голоса рулевого.

- Команда "Назад!" для предотвращения аварии может быть подана в любой момент движения даже с крейсерской скоростью без какой-либо подготовки. При этом все, по загребному, энергично табанят с таким усилием, чтобы только не быть выкинутым вальком за борт, и осуществляют затем движение лодки в сторону кормы. Делается это для того, чтобы иметь больше времени и пространства для дальнейшего безопасного маневрирования.

- "Загреб сильнее (бак сильнее)!" – производится поворот лодки в сторону бака, при этом гребцы баковой стороны обязательно уменьшают усилие в проводке до минимума ( может у загребных и силы то нет). Рулевой восьмерки повороты осуществляет только при помощи гребцов. Это и более эффективно и бережется руль. Крепление рулевой планки на стержне руля слабое конструктивно. Руль на восьмерке служит только для удержания лодки на выбранном курсе.

- "Ровно!" – команда в конце поворота. Усилия гребцов одинаковые.

- "Поворот!" – команда подается в случае, когда лодка идет по определенному маршруту и гребцы знают свои обязанности: по окончании поворота подается команда "Ровно!"

- "Первый, третий номер вперед, шестой, восьмой номер назад!" – осуществляется оборот восьмерки в сторону восьмого номера.

- "Первый номер вперед, четвертый номер назад!" – оборот четверки в сторону четвертого номера.

Оборот лодки в сторону загребного номера будет совершен быстрее, т.к. при этом момент вращения лодки наибольший.

Оборот парной лодки также лучше производить в сторону левого борта, т.к. при правостороннем движении при обороте лодка естественно переходит на свою сторону движения.

- "Оборот!" – экипаж не в первый раз находится на воде, гребцы знают свой маневр; по окончании оборота команда "Ровно!", "Стоп!" или "На воду!", смотря по обстоятельствам.

В ситуации, когда капитану видится угроза безопасности экипажа, его команды безоговорочны, и исполняются немедленно.

- "Поднять борт!" – команда подается при приближении высокой волны, борт со стороны волны поднимается движением валька весла вверх (лопасти лежат при этом на поверхности воды). Перед подачей этой команды рулевой успевает выставить лодку вдоль волны, подав предварительно команды "Стоп!" и "На воду!". При какой-либо неисправности гребец просит рулевого подать команду "Стоп!". Команда "Стоп!" не подается при маневрировании возле водных препятствий.

Наши рекомендации