Метод извлечения клеща иглой.
1. Под контролем лупой иглой вскрыть слепой конец чесоточного хода на месте буроватого точечного возвышения.
2. Острие иглы продвинуть по направлению чесоточного хода, пытаясь при этом вывести наружу и извлечь клеща, который своими присосками прикрепляется к игле.
3. Клеща перенести на предметное стекло в каплю 20 % р-ра гидроксида натрия, накрыть покровным стеклом и через 5 минут исследовать под микроскопом при сухом объективе ´ 8 или ´40, окуляр ´ 7 или ´10.
Метод тонких срезов.
1. Острым лезвием или скальпилем срезать участок рогового слоя эпидермиса с чесоточным ходом или пузырьком.
2. Срез перенести на предметное стекло в каплю 20% р-ра гидроксида натрия, накрыть покровным стеклом и через 5 минут исследовать под микроскопом при сухом объективе ´ 8 или ´40, окуляр ´ 7 или ´10.
Метод соскоба патологического материала.
1. Лезвием, скальпилем или ложкой Фолькмана (глазная) соскабливают чесоточный элемент.
2. Содержимое переносят на предметное стекло в каплю глицерина или 20 % р-ра гидроксида натрия.
3. Накрывают покровным стеклом и оставляют на 10 мин.
4. Исследуют под микроскопом при сухом объективе ´ 8 или ´40, окуляр ´ 7
или ´10.
Метод послойного соскоба (глубокого соскоба кожи) по Соловьеву.
1. Глазной ложкой Фолькмана с заостренными краями поочередно с 3-4 однородных свежих элементов делают соскоб. Соскабливают легкими движениями, послойно продолжая операцию и после появления капли крови.
2. Материал переносят на предметное стекло в каплю 20% р-ра гидроксида натрия с глицерином в равных объемах.
3. Накрывают покровным стеклом, слегка прижимая и подвигая вправо и влево и через 10-20 мин. исследуют под микроскопом при сухом объективе ´ 8 или ´40, окуляр ´ 7 или ´10.
Метод щелочного препарирования кожи.
1. 10% р-р гидроксида натрия (калия) наносят на чесоточные высыпания на коже на 2 мин.
2. Мацерированный эпидермис соскабливают скальпелем, переносят на предметное стекло в каплю воды и исследуют под микроскопом при сухом объективе ´ 8 или ´40, окуляр ´ 7 или ´10.
Метод исследования с молочной кислотой.
1. Каплю молочной кислоты наносят на чесоточный ход, пузырек, папулу, корочку на 5 минут.
2. Разрыхленный эпидермис соскабливают острой глазной ложкой Фолькмана до появления крови с захватом участка на границе со здоровой кожей.
3. Материал переносят на предметное стекло в каплю молочной кислоты, накрывают покровным стеклом исследуют под микроскопом при сухом объективе ´ 8 или ´40, окуляр ´ 7 или ´10.
Задание № 4.Изучите метод соскоба кожи Кешелевой для обнаружения клещей-железниц. Запишите в дневник.
Алгоритм работы:
1. Вату смочить очищенным керосином и наложить тонким слоем на участок кожи, где предполагается наличие клещей (на высыпные элементы).
2. Через 3-5 мин. снять вату и ложкой Фолькмана произвести соскабливание обследуемого участка кожи и высыпных элементов.
3. Материал перенести на предметное стекло, добавить несколько капель керосина для просветления.
4. Через 2-3 мин. предметное стекло с препаратом микроскопировать при сухом объективе ´ 8 или ´40, окуляр ´ 7 или ´10.
Задание № 3.Изучите серологический метод для обнаружения клещей.
Задание № 4. Изучите методы сбора и учета клещей. Запишите в дневник.
Флажок
Волокуша
Веретено
Домашнее задание:
Учебник «Медицинская паразитология» Д.Е.Генис стр. _____________
Замечания преподавателя_____________________
Подпись преподавателя ___________________
Практическое занятие №18
Диагностика педикулеза. |
Методы борьбы с бытовыми паразитами. Методы сбора и учета комаров, мух и москитов.
Задание № 1.Изучите коллекцию членистоногих Гродненской области.
Задание № 2.Изучите готовые препараты с наличием комаров, мух, москитов по компьютерному атласу, слайдам, микропрепаратам, таблицам. Зарисуйте в дневник и подпишите.
Хоботок самки Хоботок комнатная муха Москит
Задание № 3.Изучите строение головы малярийного (анофелес) и немалярийного (кулекс) комаров по компьютерному атласу, слайдам, микропрепаратам, таблицам. Зарисуйте в дневник и подпишите.
Голова малярийного (анофелес) Голова немалярийного (кулекс)
комара комара
Задание № 4.Изучите алгоритмы сбора и учета комаров, мух, москитов. Запишите в дневник.
Задание № 3.Изучите готовые препараты с наличием вшей, блох, клопов, тараканов; строение членистоногих по компьютерному атласу, слайдам, таблицам. Зарисуйте в дневник и подпишите.
Самка головной вши Гнида (яйцо) головной вши
Блоха (самка) Клоп Таракан
Задание № 5.Изучите методы приготовления препаратов членистоногих. Запишите в дневник.
Задание № 6.Изучите репелленты, используемые как меры борьбы с насекомыми, обитающими в жилищах человека. Запишите названия в дневник.
1. ____________________________ 4._______________________________
2. ____________________________ 5._______________________________
3. ____________________________ 6._______________________________
Домашнее задание:
Учебник «Медицинская паразитология» Д.Е.Генис стр. _____________
Замечания преподавателя_____________________
Подпись преподавателя ___________________