Подкожный способ введения материала.
Место введения выбирают в зависимости от вида животного. Кроликам обычно материал вводят под кожу спины, морским свинкам – под кожу живота или бока, мышам и крысам – под кожу спины или затылка.
Для подкожного введения кожу животного захватывают в складку иглу вкалывают у основания образовавшейся складки, медленно вводят ее до половины, чуть отклоняя в сторону, чтобы не вылился вводимый материал, затем опускают складку, накладывают на иглу вату, смоченную спиртом или спиртовым раствором йода и быстро извлекают иглу.
Задание № 6.Изучите серологический метод ИФА для выделения токсоплазм.
Домашнее задание:
Учебник «Медицинская паразитология» Д.Е.Генис стр. _____________
Замечания преподавателя_____________________
Подпись преподавателя ______________________
Практическое занятие №6
Диагностика кокцидоза, саркоцистоза, пневмоцистоза, криптоспоридиоза
Задание № 1. Изучите строение кокцидий, саркоцист, пневмоцист по компьютерному атласу, слайдам, микропрепаратам, таблицам. Зарисуйте в дневник и подпишите.
Кокцидии Саркоцисты Пневмоцисты
Задание № 2.Изучите жизненный цикл кокцидий, саркоцист, пневмоцист по компьютерному атласу, слайдам, микропрепаратам, таблицам. Запишите в дневник.
1. Жизненный цикл кокцидии:
_________________ → _________________________________________________ → ________________________________________________________
2. Жизненный цикл саркоцисты:
___________________________________________________ → ________________ ___________ → ___________________ ______________________________ → _________ → _________ → _______________________________________
3. Жизненный цикл пневмоцисты:
_________ → ________________________________ → ________________________
Задание № 3.Изучить сбор и доставку материала в паразитологическую лабораторию для выделения возбудителей кокцидиоза, саркоцистоза, пневмоцистоза. Запишите в дневник.
Материал:
Для выделения кокцидий:
1. _______________________
2. _______________________
Для выделения саркоцист:
1. ________________________
2. ________________________
3. ________________________
Для выделения пневмоцист:
1. ________________________
2. ________________________
3. ________________________
4. ________________________
Подготовьте рабочее место и выполните практические задания
Задание № 1.Приготовьте нативные мазки из мокроты. Зарисуйте в дневник. Сделайте заключение. Подпишите.
Задание №2Приготовьте мазки из мокроты, окрашенные р-ром Люголя. Промикроскопируйте. Зарисуйте в дневник. Сделайте заключение. Подпишите.
Задание № 3.Изучите серологический метод ИФА для выделения кокцидиоза, саркоцистоза, пневмоцистоза.
Домашнее задание:
Учебник «Медицинская паразитология» Д.Е.Генис стр. _____________
Замечания преподавателя_____________________
Подпись преподавателя _______________________
Практическое занятие №7.
Сбор и доставка для исследования на гельминтозы. Копрологические исследования. Макро и микроскопические методы исследования. Исследование кала методом нативного мазка, и толстого мазка по Като, большой мазок.
Задание № 1. Изучите правила сбора и доставки материала для исследования на гельминтозы:
1. Кал
2. Дуоденальное содержимое
3. Моча
4. Мышцы
5. Кровь
Задание № 2.Изучите методы консервации фекалий.
1. Физический способ хранения фекалий:
при низкой температуре от 0 до 4оС не более суток.
2. Химические консерванты:
1. Жидкость Барбагалло: р-р формалина на физиологическом р-ре (в соотношении 3 мл 40% формалина + 97 мл физ.р-ра или 1 л дистиллированной воды + 30 мл 40% формалина + 8,5 г NaCl).
2. Р-р формалина 4%-ный.
3. Смесь 4%-ного р-ра формалина с равным количеством глицерина.
4. Р-р уксусной кислоты от 3 до 10 %.
5. Р-ры детергентов 1-1,5%-ные – моющие средства типа «Лотос», «Экстра» (кроме биоактивных); перед приготовлением р-ра их порошка удаляют влагу, выдерживая в сухожаровом шкафу при 100 оС в течение 2ч.
Заливается кал одним из приготовленных консервантов в объеме 1:1 или 1 часть фекалий и 2 части раствора консерванта, при этом тщательно перемешивается индивидуальной палочкой.
Хранить фекалии в р-рах консервантов можно от нескольких месяцев до года, при более длительном хранении возможно разрушение яиц гельминтов.
6. Химические консерванты для консервации и хранения взрослых гельминтов или их фрагментов:
§ 10 %-ный р-р формалина;
§ 70%-ный спирт;
§ жидкость Барбагалло;
§ глицерин.
Задание № 3Изучите морфологию трематод на примере описторха и клонорха по компьютерному атласу, слайдам, микропрепаратам, таблицам. Зарисуйте в дневник и подпишите.
№ | |
| Яичник |
| Ветви кишечника |
| Семенники |
| Ротовая присоска |
| Брюшная присоска |
| Глотка |
| Желточники |
Описторх Клонорх
Подготовьте рабочее место и выполните практические задания
Задание №1.Проведите макроскопическое исследование фекалий.
Задание №2.Приготовьте нативные мазки из фекалий с 50%-ным водным р-ром глицерина.
Задание №3.Приготовьте нативные мазки из желчи.
Задание №4.Приготовьте большой мазок из фекалий.
Задание №5.Приготовьте толстый мазок по Като.
Задание №6. Оформите заключение копрологического исследования приготовленных препаратов.
Объекты исследования | Нативный мазок | Большой мазок | Толстый мазок по Като | Мазок из желчи |
Жир | ||||
Крахмал | ||||
Волокна | ||||
Бактерии | ||||
Грибы | ||||
Эпителий | ||||
Клетчатка | ||||
Мышечные волокна | ||||
Цисты | ||||
Вегетативные формы | ||||
Яйца гельминтов |
Домашнее задание:
Учебник «Медицинская паразитология» Д.Е.Генис стр. _____________
Замечания преподавателя_____________________
Подпись преподавателя ______________________
Практическое занятие №8.
Методы обогащения и осаждения.
Задание №1.Изучите морфологию и жизненные циклы трематод по компьютерному атласу, слайдам, микропрепаратам, таблицам. Заполните таблицу.
Класс трематоды Вид гельминта | Промежуточный хозяин/ личиночная стадия | Дополнительный хозяин/ Личиночная стадия | Инвазионная стадия для окончательного хозяина | Окончательный хозяин | Морфология яиц/ рисунок |
ОПИСТОРХ | Водный моллюск | Рыбы карповые | Метацеркарии | Человек, собака, кошка, свинья, лиса | |
Кошачий сосальщик | церкарии | метацеркарии | |||
КЛОНОРХ | |||||
ДИКРОЦЕЛИЙ | |||||
ФАСЦИОЛА | |||||
ПАРАГОНИМ | |||||
МЕТАГОНИМ | |||||
ШИСТОСОМЫ | |||||
Подготовьте рабочее место и выполните практические задания
Задание № 1.Проведите метод обогащения по Фюллеборну.
Задание № 2.Проведите метод обогащения по Калантарян.
Задание № 3.Проведите метод обогащения по Горячеву.
Задание № 4Микроскопическая идентификация яиц трематод в архивных препаратах.
Домашнее задание:
Учебник «Медицинская паразитология» Д.Е.Генис стр. _____________
Замечания преподавателя_____________________
Подпись преподавателя ______________________
Практическое занятие №.9
Методы исследования на шистосомозы.
Задание № 1. Изучите морфологию раздельнополых шистосом и яиц по компьютерным атласам.
Шистосома Шистосома Шистосома
кровяная Мансона японская
Подготовьте рабочее место и выполните практические задания
Задание №1.Приготовьте нативные мазки из мочи.
Задание №2.Приготовьте толстый мазок по Като
Задание № 4.Приготовьте большой мазок из фекалий.
Задание № 5.Проведите исследование фекалий методом осаждения.
Задание № 6.Проведите метод осаждения по Ритчи.
Задание №7. Оформите заключение исследования приготовленных препаратов.
Объекты исследования | Нативный мазок | Большой мазок | Толстый мазок по Като | Метод осаждения Ритчи | Нативный препарат мочи |
Жир | |||||
Крахмал | ¾ - | ¾ | |||
Волокна | ¾ | ¾ | |||
Бактерии | |||||
Грибы | |||||
Эпителий | |||||
Клетчатка | ¾ | ¾ | |||
Мышечные волокна | ¾ | ¾ | |||
Яйца гельминтов |
Домашнее задание:
Учебник «Медицинская паразитология» Д.Е.Генис стр. _____________
Замечания преподавателя_____________________
Подпись преподавателя ______________________
Практическое занятие №.10
Исследование рыбы на наличие личинок гельминтов.
Методы исследования на цестодозы. |
Задание 1. Составьте классификацию цестод и перечислите основные отличительные признаки ленточных червей.
|
Характерные признаки цестод:
Задание 2. Внесите в таблицу морфологические признаки цестод
Морфологические признаки половозрелых особей, члеников, яиц | Широкий лентец | Бычий цепень | Свиной цепень | Карликовый цепень |
Размеры тела (стробилы) | ||||
Сколекс | ||||
§ крючья | ||||
§ присоски | ||||
§ ботрии | ||||
Членики(проглоттиды) | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Матка | ||||
| ||||
| ||||
Строение яиц | ||||
Рисунок | ||||
Заболевание | ||||
Промежуточный хозяин | ||||
Окончательный хозяин |
Задание 3. Изучите жизненный цикл развития эхинококка, альвеококка по компьютерному атласу, слайдам, таблицам. Запишите в дневник.
1. Жизненный цикл развития эхинококка:
2. Жизненный цикл развития альвеококка:
Подготовьте рабочее место и выполните практические задания
Задание № 1.Приготовьте толстый мазок по Като.
Задание №2
1.Изучите соскоб с перианальных складок тампоном, шпателем по методу Кеворковой для выявления яиц гельминтов.
2.Изучите соскоб с перианальных складок тампоном, шпателем по методу Торгушина для выявления яиц гельминтов.
Задание № 3.Изучите отбор проб и исследование рыбы на зараженность личинками дифиллоботриид. Запишите в дневник.
Алгоритм работы:
Инструкция 4.2. 2006г. РБ «Санитарно-паразитологическое экспериментирование рыбы и рыбной продукции».