Неопределенность высказываний как способ введения в транс

Пунктуационная неопределенность. В высказывании непо­нятно, где заканчивается одно предложение и начинается вто­рое.

Правилом построения таких выражений является следую­щее: заканчивают первое предложение тем словом, с которого начинается второе. Таким образом, непонятно, к какой части высказывания оно относится.

Именно так нередко строил свои высказывания И. В. Ста­лин, который был, безусловно, выдающимся психологом.

Расплывчатость выражений. Это вызывает у слушателя растерянность и дезориентацию. Он стремится проникнуть в смысл сказанного, но смысла-то и нет! И пустоту, которую создал инициатор, используя расплывчатые выражения, он наполняет своим смыслом и своими образами. Таким обра­зом, его внимание переориентируется внутрь себя. Напри­мер: «Все правильно, все к этому идет, вы уже на пути к ис­тине».

Синтаксическая множественность смыслов. Синтаксис — раздел грамматики о законах соединения слов и построения предложений. Классические примеры приведены ниже.

Поиск спецагентов может быть опасным (кто кого ищет?).

Гипноз гипнотизеров может быть мошенничеством (что же является мошенничеством?).

Семантическая множественность смыслов. Семанти­ка — это смысл, значение слова или оборота речи. Явление семантической множественности возникает при использова­нии слов, которые имеют похожее звучание, но различный смысл. Например: украсть — украсить, правило — правиль­но. Другие слова имеют одно и то же звучание, но разный смысл, прямой или переносный: свистнуть — значит: 1) про­извести свистящий звук и 2) украсть; утка: 1) птица и 2) лож­ное сообщение.

Семантическая множественность смыслов может возникать при употреблении слов в различных контекстах. Используя слова с фонетической множественностью смыслов, инициатор дезориентирует и запутывает адресата: тот должен активизиро­вать внутренние процессы поиска значения слова или оборота речи, произнесенного инициатором. Тот таким образом «про­таскивает» в бессознательное нужные инструкции, используя их выделение: «Мне хотелось бы, чтобы вы ослабили груз своих проблем, которые носите в голове»; «И, пожалуйста, закрой­те глаза на то, что подумают о вас окружающие, не это сейчас важно».

Голос

В голосе переплетаются сознательное (речь) и бессозна­тельное (характеристики голоса). Для слушателя важно не только, а очень часто и не столько то, что мы говорим, а то, как мы говорим. Выразительность голоса передает чувства человека и его эмоции, что придает словам большую инфор­мативность по сравнению с безликой, монотонной речью, а тем более с письменным изложением. Тот, кто практикует введение в транс, хорошо владеет своим голосом. Используя возможности голоса, инициатор воздействия может выделять какие-то части произносимого им текста. Существует особый, «трансовый» голос для сообщений, адресующихся подсозна­нию адресата. ,

Паузы. Верными признаками внушающего и гипнотичес­кого воздействия отличается речь с выделением определен­ных слов — громкостью, паузой перед ним, ускорением или замедлением темпа. Когда вводят в транс, паузы между слова­ми постепенно делают все длиннее, подстраиваясь под дыха­ние адресата воздействия. Кроме этого, подстраиваются под внутренний ритм человека — проще всего это достигается под­стройкой под темп дыхания. Когда ритм подстроен под ритм речи и дыхания адресата, тот начинает воспринимать слыши­мое без критической оценки.

Темп речи инициатора воздействия говорит о многом. Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Кроме того, она может вызывать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время на то, чтобы понять услышанное (если инициатор не преследует другие цели). Слишком медленная и вялая речь может привести к потере внимания адресата. Можно выде­лять некоторые фрагменты речи при помощи более медлен­ного произнесения отдельных слов, несколько растягивая их одновременно с длиной пауз (в приводимых высказываниях они отмечены многоточием): «И по мере того как я говорю вам это, ваше дыхание замедляется... вы все больше расслабля­етесь... ваше тело как бы растворяется... исчезает...»

Тембр голоса. Мастера устной речи при употреблении при­лагательных варьируют тембр в зависимости от того, идет ли речь о тяжелом или легком, твердом или мягком, медленном или быстром, светлом или темном и т. д.

То же самое для обоз­начения внутреннего состояния инастроения: радостное или подавленное, веселое или грустное, смешное или трагичес­кое и т. д. Такую же тактику используют для моральных оценок: хорошее— плохое, любовь— ненависть, доброта— злость. Если хотят вызвать тяжесть итепло в теле (что характерно для транса), говорят «кинестетическим» голосом.

Высота голоса является весьма эффективным средством выделения отдельных сообщений. Установлено, что правое по­лушарие лучше принимает сообщения в низкой тональности, а левое — вболее высокой. Таким образом, варьируя высоту голоса, отдельно выделяют сообщения, предназначенные для сознания и для бессознательного. Особый, «трансовый» голос в низкой тональности будет служить для адресата аудиальным «якорем» к погружению в транс.

Интонация речи воспринимается на бессознательном уров­не, поэтому значение ее огромно. Собеседник понимает ин­тонации интуитивно; они характеризуют эмоциональное отношение, чувства говорящего и часто несут в себе больше информации, чем собственно содержание речи. К примеру, тональность отделяет вопрос от утверждения. В вопроситель­ных предложениях тон повышается к концу: «Вы понимаете?». Если же вопросительное предложение начинается с вопро­сительного слова, интонация к концу может не повышаться: «Что, по-вашему, это показывает?»

Другой пример. Слово «нет» можно произнести по-разному, и, соответственно, реакция слушателя на него во всех этих слу­чаях будет различной. Если вы говорите «нет», желая выразить несогласие, интонационное скольжение идет вниз. Если «нет» произносится в виде вопроса, скольжение идет вверх. В том случае если «нет» передает удивление или сарказм, возможно двойное скольжение — вверх и вниз.

Окончательность инепреложность суждения характеризу­ются быстрым понижением или повышением тона. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Стреми­тельный подъем также может означать окончательность. Мед­ленно поднимающиеся инеглубокие интонации выражают не­определенность, недоумение, сомнение.

Средства побужденияв НЛП

Покажем, как этот блок реализуется в НЛП.

Ряд приемов введения в транс включает побуждение к опре­деленному состоянию (команды «расслабьтесь», «успокойтесь» ит. п.).

Раппорт как средство достижения аттракции имеет своей основной целью вслед за подстройкой, присоединениемк адре­сату осуществление его ведения.

Следующие примеры ведения относятся непосредственно к побуждению адресата.

Однажды герцог Граммон вошел к кардиналу Мазарини без доклада и заметил, как его преосвященство, давая отдохновение уму, прыгал у стенки. Герцог понял, как опасно застать первого министра за этим занятием и что извиняться глупо — так мож­но быстро впасть в немилость... Что же сделал герцог Граммон?

Он предложил кардиналу посоревноваться, кто выше подпрыг­нет. И пари успешно проиграл, тем самым добившись расположе­ния всесильного кардинала.

А помогли ему в этом присоединение (предложение посо­ревноваться), закрепление (участие в соревновании) и ведение (инсценировка проигрыша).

Возможности побуждения с помощью ведения наглядно продемонстрированы следующим опытом.

Испытуемым мужчинам показывали фотографии обнажен­ных красоток из журнала «Плейбой», при этом каждый из них слышал через наушники удары метронома, который якобы транс­лировал частоту их пульса. Учащение пульса, как известно, свидетельствует, насколько та или иная прелестница волнует мужское воображение. Однако в данном случае частоту ударов метронома задавал психолог по своему усмотрению, намеренно искажая действительную частоту сокращений сердца испытуе­мого. В результате почти все мужчины назвали наиболее привле­кательной ту девушку, которая была «задана» экспериментато­ром (при предъявлении ее фотографии частота метронома была максимальной).

Даже нетеатралы хоть раз в жизни слышали, как после спек­такля аплодисменты переходят в «бурные аплодисменты» исменяются оглушительно овацией с выкриками «Браво!»,

при том, что на совесть шумит и хлопает в зале всего десяток че­ловек (остальные зрители просто вовлечены в этот процесс). Сами себя эти сверхактивные зрители называют поклонника­ми, но в истории театра такие «группы поддержки» известны как клакеры.

Клаки — группы театральных болельщиков — существуют со времен возникновения профессионального театра, когда антрепренеры нанимали людей для искусственного создания успеха или провала театральной постановки в целом или от­дельного актера в частности. В позапрошлом веке в оперной Италии ни один певец не мог рассчитывать на признание, не заручившись поддержкой местной клаки. В именитых театрах мира клаку нанимают до сих пор.

Знание клакером каждой ноты и каждого па музыкального спектакля может направляться на пользу артисту. Иногда ап­лодисменты возникают в тот момент, когда необходимо дать возможность танцовщику передохнуть или «заглушить» пи­кантные моменты, когда оперный певец «не в голосе».

Свои клаки есть и в драматических театрах. По мнению те­атралов, в провинции клаки даже активнее.

Остается добавить лишь, что, побуждая остальных зрителей к аплодированию, клакеры осуществляют тем самым их ведение.

Наши рекомендации