Методика «Мотивация обучения»

Методика «Мотивация обучения» - student2.ru Инструкция испытуемому: «Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» с нижеследующими утверждениями».

Опросник:

Вопросы Ответ
1. Лучшая атмосфера на занятии - атмосфера свободных высказываний.  
2. Обычно я работаю с большим напряжением.  
3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.  
4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.  
5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.  
6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.  
7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.  
8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в колледже.  
9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.  
10. Я, весьма, средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.  
11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь профессиональное образование.  
12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.  
13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.  
14. При удобном случае, я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).  
15. Самое замечательное время жизни — студенческие годы.  
16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.  
17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.  
18. При возможности я поступил бы в другое учебное заведение.  
19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец.  
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.  
21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.  
22. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.  
23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.  
24. Для меня очень важно иметь диплом об образовании.  
25. Из неких практических соображений для меня это самое удобное учебное заведение.  
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.  
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.  
28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.  
29. Есть много учебных заведений, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.  
30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.  
31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения, так или иначе, связаны с будущей работой.  
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.    
33. Высокая зарплата после окончания колледжа для меня не главное.  
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.  
35. Я вынужден был поступить в колледж, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.  
36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.  
37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.  
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь впоследствии высшее медицинское образование.  
39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.  
40. Мне очень трудно заставить себя изучать, как следует, дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.  
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.  
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.  
43. Мой выбор данного колледжа окончателен.  
44. Мои друзья имеют хорошее образование, и я не хочу отстать от них.  
45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.  
46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.  
47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.  
48. До поступления в колледж я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.  
49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.  
50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного колледжа.  

Обработка результатов:

1. Шкала «приобретение знаний» — за согласие («+») с утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 — 3,6 балла; по п. 26 — 2,4 балла; за несогласие («-») с утверждением по п. 28 —1,2 балла; по п. 42 — 1,8 балла. Максимум — 12,6 балла.

2. Шкала «овладение профессией» — за согласие по п. 9 — 1 балл; по п. 31 — 2 балла; по п. 33 — 2 балла, по п. 43 — 3 балла; по п. 48 — 1 балл и по п. 49 — 1 балл. Максимум — 10 баллов.

3. Шкала «получение диплома» — за несогласие по п. 11 — 3,5 балла; за согласие по п. 24 — 2,5 балла; по п. 35 — 1,5 балла; по п. 38 — 1,5 балла и по п. 44 — 1 балл. Максимум — 10 баллов.

В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.

Вопросы № 5, №13, №30, №39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Интерпретация результатов:

Обработка происходит по трем шкалам:

· «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);

· «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);

· «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

· Мои результаты:

1. Шкала «приобретение знаний» _________ баллов

2. Шкала «овладение профессией» ________ баллов

3. Шкала «получение диплома» __________ баллов

· Вывод:

У меня преобладают мотивы обучения: ___________________________________________________________

___________________________________________________________

· Рекомендации:__________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ Методика «Мотивация обучения» - student2.ru

Задание 4.Отметьте характерные для Вас качества и особенности поведения.

Показатели сформированной мотивации:

 Неподдельный интерес в овладении профессиональными знаниями и умениями

 Активность познавательной деятельности

 Самостоятельность и инициативность

 Работоспособность

 Конструктивные взаимоотношения с окружающими

 Адекватное поведение

 Чувство самоудовлетворения, самоуважения

 Оптимистичные планы на будущее и т.д.

Методика «Мотивация обучения» - student2.ru

Показатели дезадаптации и отсутствия мотивации у студентов:

 Отсутствие представления о том, что именно человек хочет.

 Отсутствие интереса к делу, которым он занимается.

 Незнание о трудностях, с которыми человек может встретиться на пути к достижению цели.

 Нежелание прилагать усилия по преодолению трудностей на пути к достижению цели.

 Идеализация желаемого.

 Инфантильное, безответственное отношение.

 Негативное отношение.

 Страх, высокий уровень тревожности.

 Недостаточный уровень самостоятельности.

 Неадекватность самооценки и уровня притязаний.

 Несформированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов.

 Сохранение подросткового негативизма.

 Неудовлетворенность собой, делом, которым занимается.

Задание 5. «Рефлексия».

Заполните таблицу и перечислите черты характера личности, которые…

Черты характера личности, которые мешают медработнику при выполнении профессиональных обязанностей Черты характера личности, которые необходимы медработнику при выполнении профессиональных обязанностей
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    
11.    
12.    
13.    
14.    
15.    
16.    
17.    
18.    
19.    
20.    
21.    
22.    
23.    
· Рекомендации:__________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Методика «Мотивация обучения» - student2.ru

ПОЗНАЮ СЕБЯ

Методика «Мотивация обучения» - student2.ru Самопознание личности –это сложный процесс изучения индивидом самого себя, в результате которого в его сознании отражается весь континуум собственных свойств и качеств. Самопознание является важным условием для развития личности.

Самопознание включено в процесс познания человеком окружающего мира и является важным условием установления отношений с этим миром.«Познай самого себя» — эта строчка высечена над входом в храм Аполлона, стала любимым выражением великого философа Сократа. Он утверждал, что познание своей сущности ведет к скорому достижению счастья. Данное высказывание актуально и в наши дни.

Процесс самопознания является неотъемлемой частью в личностном развитии каждого человека. Оно необходимо нам для того, чтобы:

· научиться понимать самого себя, свои потребности, желания и мотивы деятельности;

· найти свое место в жизни, выбрать свою дорогу;

· самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении человека;

· для самостоятельной организации своей деятельности;

· научиться контролировать свои эмоции и поведение;

· для адекватного оценивания человеком своих достижений и личностных качеств, т.е. для формирования и развития адекватной самооценки;

· для построения взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопросы:

«Кто я?»,

«Какой я?»,

«Чего я хочу и о чем мечтаю?»,

«Как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?»,

«Что я могу?»,

«Кем и каким хочу стать?» и т.д.

Познавая себя, можно управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоятельной организации своей жизни.

Самооценкаличности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Самооценка личности может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное (завышенное или заниженное). Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности. Самооценка является важным компонентом в управлении поведением человека.
Задание 6. Изучение самооценки личности

Методика Будасси

Методика «Мотивация обучения» - student2.ru Инструкция: «Вам предлагается 50 слов, обозначающих отдельные черты личности. Вам необходимо сформировать из них два множества: одно - положительное множество из тех слов, которые, по Вашему мнению, характеризуют положительные черты личности, и они должны быть у Вашего идеала (эталона); а отрицательное – из тех слов, которые, по Вашему мнению, характеризуют отрицательные черты личности, и их не должно быть у Вашего идеала».
   

Список предлагаемых слов:

аккуратность мечтательность романтичность
беспечность несдержанность решительность
вдумчивость нежность рассудительность
впечатлительность нерешительность развязность
гордость непринужденность совестливость
грубость обаяние сдержанность
добродушие отзывчивость скромность
доверчивость обидчивость самоотверженность
жизнерадостность педантичность сообразительность
заботливость порядочность трусость
завистливость подозрительность терпение
злопамятность преданность трудолюбие
искренность презрительность тактичность
изысканность подвижность упорство
капризность   уступчивость
медлительность   увлеченность
мнительность   честность
мстительность   энтузиазм

Бланк для ответов:

Отрицательное множество Положительное множество
 

После того, как испытуемый разделит слова на две группы, ему необходимо выбрать из положительного множества те черты, которыми он сам, по его мнению, обладает.

То же самое необходимо сделать в отрицательном множестве.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество выбранных слов в положительном множестве и делится на общее количество слов в этом множестве.

В отрицательном множестве делают то же самое.

К =
n(количество выбранных слов данного множества)

N(общее количество слов в данном множестве)

В результате получают два коэффициента (по каждому множеству), которые и характеризуют уровень развития самооценки личности, на основе которых и делается вывод:

К (+) от 0 до 0,25 – самооценка неадекватная заниженная,

от 0,26 до 0,74 – самооценка адекватная,

от 0,75 до 1 – самооценка неадекватная завышенная.

К (-) от 0 до 0,25 – самооценка неадекватная завышенная,

от 0,26 до 0,74 – самооценка адекватная,

от 0,75 до 1 – самооценка неадекватная заниженная.

· Мои результаты:

К(+) = __________

К (-) = __________

· Вывод:моя самооценка ______________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

· Рекомендации: _____________________________________ _____________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Методика «Мотивация обучения» - student2.ru

Задание 7. Изучение ответственности личности

Локус контроль – это понятие, которое характеризует способность личности нести ответственность за свое поведение и результаты своей деятельности.


Наши рекомендации