Методика «Мотивация обучения»
Инструкция испытуемому: «Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» с нижеследующими утверждениями». |
Опросник:
№ | Вопросы | Ответ |
1. | Лучшая атмосфера на занятии - атмосфера свободных высказываний. | |
2. | Обычно я работаю с большим напряжением. | |
3. | У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей. | |
4. | Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии. | |
5. | Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом. | |
6. | Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии. | |
7. | Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем. | |
8. | Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в колледже. | |
9. | Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии. | |
10. | Я, весьма, средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше. | |
11. | Я считаю, что в наше время не обязательно иметь профессиональное образование. | |
12. | Я твердо уверен в правильности выбора профессии. | |
13. | От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом. | |
14. | При удобном случае, я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы). | |
15. | Самое замечательное время жизни — студенческие годы. | |
16. | У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. | |
17. | Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко. | |
18. | При возможности я поступил бы в другое учебное заведение. | |
19. | Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец. | |
20. | Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них. | |
21. | Я могу спокойно спать после любых неприятностей. | |
22. | Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни. | |
23. | Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я. | |
24. | Для меня очень важно иметь диплом об образовании. | |
25. | Из неких практических соображений для меня это самое удобное учебное заведение. | |
26. | У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации. | |
27. | Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением. | |
28. | Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий. | |
29. | Есть много учебных заведений, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом. | |
30. | Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом. | |
31. | Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения, так или иначе, связаны с будущей работой. | |
32. | Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать. | |
33. | Высокая зарплата после окончания колледжа для меня не главное. | |
34. | Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы. | |
35. | Я вынужден был поступить в колледж, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии. | |
36. | Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена. | |
37. | Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим. | |
38. | Для продвижения по службе мне необходимо иметь впоследствии высшее медицинское образование. | |
39. | Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом. | |
40. | Мне очень трудно заставить себя изучать, как следует, дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности. | |
41. | Меня весьма тревожат возможные неудачи. | |
42. | Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают. | |
43. | Мой выбор данного колледжа окончателен. | |
44. | Мои друзья имеют хорошее образование, и я не хочу отстать от них. | |
45. | Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно. | |
46. | У меня обычно ровное и хорошее настроение. | |
47. | Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии. | |
48. | До поступления в колледж я давно интересовался этой профессией, много читал о ней. | |
49. | Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная. | |
50. | Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного колледжа. |
Обработка результатов:
1. Шкала «приобретение знаний» — за согласие («+») с утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 — 3,6 балла; по п. 26 — 2,4 балла; за несогласие («-») с утверждением по п. 28 —1,2 балла; по п. 42 — 1,8 балла. Максимум — 12,6 балла.
2. Шкала «овладение профессией» — за согласие по п. 9 — 1 балл; по п. 31 — 2 балла; по п. 33 — 2 балла, по п. 43 — 3 балла; по п. 48 — 1 балл и по п. 49 — 1 балл. Максимум — 10 баллов.
3. Шкала «получение диплома» — за несогласие по п. 11 — 3,5 балла; за согласие по п. 24 — 2,5 балла; по п. 35 — 1,5 балла; по п. 38 — 1,5 балла и по п. 44 — 1 балл. Максимум — 10 баллов.
В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Вопросы № 5, №13, №30, №39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
Интерпретация результатов:
Обработка происходит по трем шкалам:
· «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);
· «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);
· «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
· Мои результаты:
1. Шкала «приобретение знаний» _________ баллов
2. Шкала «овладение профессией» ________ баллов
3. Шкала «получение диплома» __________ баллов
· Вывод:
У меня преобладают мотивы обучения: ___________________________________________________________
___________________________________________________________
· Рекомендации:__________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ |
Задание 4.Отметьте характерные для Вас качества и особенности поведения.
Показатели сформированной мотивации:
Неподдельный интерес в овладении профессиональными знаниями и умениями
Активность познавательной деятельности
Самостоятельность и инициативность
Работоспособность
Конструктивные взаимоотношения с окружающими
Адекватное поведение
Чувство самоудовлетворения, самоуважения
Оптимистичные планы на будущее и т.д.
Показатели дезадаптации и отсутствия мотивации у студентов:
Отсутствие представления о том, что именно человек хочет.
Отсутствие интереса к делу, которым он занимается.
Незнание о трудностях, с которыми человек может встретиться на пути к достижению цели.
Нежелание прилагать усилия по преодолению трудностей на пути к достижению цели.
Идеализация желаемого.
Инфантильное, безответственное отношение.
Негативное отношение.
Страх, высокий уровень тревожности.
Недостаточный уровень самостоятельности.
Неадекватность самооценки и уровня притязаний.
Несформированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов.
Сохранение подросткового негативизма.
Неудовлетворенность собой, делом, которым занимается.
Задание 5. «Рефлексия».
Заполните таблицу и перечислите черты характера личности, которые…
№ | Черты характера личности, которые мешают медработнику при выполнении профессиональных обязанностей | Черты характера личности, которые необходимы медработнику при выполнении профессиональных обязанностей |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | ||
14. | ||
15. | ||
16. | ||
17. | ||
18. | ||
19. | ||
20. | ||
21. | ||
22. | ||
23. |
· Рекомендации:__________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ПОЗНАЮ СЕБЯ
Самопознание личности –это сложный процесс изучения индивидом самого себя, в результате которого в его сознании отражается весь континуум собственных свойств и качеств. Самопознание является важным условием для развития личности. |
Самопознание включено в процесс познания человеком окружающего мира и является важным условием установления отношений с этим миром.«Познай самого себя» — эта строчка высечена над входом в храм Аполлона, стала любимым выражением великого философа Сократа. Он утверждал, что познание своей сущности ведет к скорому достижению счастья. Данное высказывание актуально и в наши дни.
Процесс самопознания является неотъемлемой частью в личностном развитии каждого человека. Оно необходимо нам для того, чтобы:
· научиться понимать самого себя, свои потребности, желания и мотивы деятельности;
· найти свое место в жизни, выбрать свою дорогу;
· самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении человека;
· для самостоятельной организации своей деятельности;
· научиться контролировать свои эмоции и поведение;
· для адекватного оценивания человеком своих достижений и личностных качеств, т.е. для формирования и развития адекватной самооценки;
· для построения взаимоотношений с другими людьми.
Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопросы:
«Кто я?»,
«Какой я?»,
«Чего я хочу и о чем мечтаю?»,
«Как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?»,
«Что я могу?»,
«Кем и каким хочу стать?» и т.д.
Познавая себя, можно управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоятельной организации своей жизни.
Самооценкаличности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Самооценка личности может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное (завышенное или заниженное). Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности. Самооценка является важным компонентом в управлении поведением человека. |
Методика Будасси
Инструкция: «Вам предлагается 50 слов, обозначающих отдельные черты личности. Вам необходимо сформировать из них два множества: одно - положительное множество из тех слов, которые, по Вашему мнению, характеризуют положительные черты личности, и они должны быть у Вашего идеала (эталона); а отрицательное – из тех слов, которые, по Вашему мнению, характеризуют отрицательные черты личности, и их не должно быть у Вашего идеала». | |
Список предлагаемых слов:
аккуратность | мечтательность | романтичность |
беспечность | несдержанность | решительность |
вдумчивость | нежность | рассудительность |
впечатлительность | нерешительность | развязность |
гордость | непринужденность | совестливость |
грубость | обаяние | сдержанность |
добродушие | отзывчивость | скромность |
доверчивость | обидчивость | самоотверженность |
жизнерадостность | педантичность | сообразительность |
заботливость | порядочность | трусость |
завистливость | подозрительность | терпение |
злопамятность | преданность | трудолюбие |
искренность | презрительность | тактичность |
изысканность | подвижность | упорство |
капризность | уступчивость | |
медлительность | увлеченность | |
мнительность | честность | |
мстительность | энтузиазм |
Бланк для ответов:
Отрицательное множество | Положительное множество |
После того, как испытуемый разделит слова на две группы, ему необходимо выбрать из положительного множества те черты, которыми он сам, по его мнению, обладает.
То же самое необходимо сделать в отрицательном множестве.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество выбранных слов в положительном множестве и делится на общее количество слов в этом множестве.
В отрицательном множестве делают то же самое.
К = |
N(общее количество слов в данном множестве)
В результате получают два коэффициента (по каждому множеству), которые и характеризуют уровень развития самооценки личности, на основе которых и делается вывод:
К (+) от 0 до 0,25 – самооценка неадекватная заниженная,
от 0,26 до 0,74 – самооценка адекватная,
от 0,75 до 1 – самооценка неадекватная завышенная.
К (-) от 0 до 0,25 – самооценка неадекватная завышенная,
от 0,26 до 0,74 – самооценка адекватная,
от 0,75 до 1 – самооценка неадекватная заниженная.
· Мои результаты:
К(+) = __________
К (-) = __________
· Вывод:моя самооценка ______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
· Рекомендации: _____________________________________ _____________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 7. Изучение ответственности личности
Локус контроль – это понятие, которое характеризует способность личности нести ответственность за свое поведение и результаты своей деятельности. |