Глава 13.2. функциональная анатомия иммунной системы. механизмы иммунологической защиты.
ИММУНИТИЕТ (от лат. immunitas – освобождение, избавление). В настоящее время под иммунитетом понимают не только невосприимчивость к заразным болезням, но и способность защитить организм от существ или веществ, несущих признаки чужеродности - антигенов. Эта реакция реализуется с помощью иммунной системы организма | |
Виды иммунитета: Наследственный и приобретенный | |
I Наследственный | |
Это невосприимчивость к строго определенному виду микробов; приобретается от рождения, наследуется от родителей, из поколения в поколение. Так, наследственным иммунитетом объясняется невосприимчивость человека к возбудителю чумы рогатого скота. | |
II Приобретенный приобретается в результате перенесенной инфекции или иммунизации | |
1. Активный. В ответ на возбудитель через 1 неделю и позже образуются специализированные клетки (лимфоциты), которые продуцируют антитела к конкретному возбудителю. После этого в организме остаются «клетки памяти», которые при последующем столкновении с возбудителем начинают (уже быстрее) продуцировать антитела. Часто этот иммунитет сохраняется годами (при кори пожизненно). Иммунитет можно вызвать искусственно. Вводят ослабленных возбудителей той или иной болезни (вакцины). Они вызывают выработку соответствующих защитных веществ. | 2. Пассивный. В организм вводятся готовые антитела против возбудителей болезни. Этот иммунитет нестойкий, так как организм постепенно освобождается от антител. При тяжелых заболеваниях или после контакта с больным вводят сыворотку крови переболевших людей или животных. От матери к плоду через плаценту, а также с материнским молоком новорожденному могут передаваться антитела, которые в течение нескольких месяцев обеспечивают невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекционным заболеваниям. |
Специфический – защищает только от одной инфекции и совершенно не влияет на другие возбудители; обеспечивается лимфоцитами. | Неспецифический – общезащитный. |
Клеточный – лимфоциты, плазмоциты, макрофаги | Гуморальный (антитела, система комплемента, лизоцим и другие белки) |
ОРГАНЫ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ или лимфоидные органы; состоят из лимфоидной ткани (см.гл.4.5. лимфатические узлы) | |
Центральные | Периферические |
Красный костный мозг и вилочковая железа (см. главу 5.9.) | Лимфоузлы (см. гл 4,5), лимфоидная ткань пищеварительного тракта (см. гл. 8,2): язычная, небная, трубные, глоточные миндалины, групповые лимфоидные узелки червеобразного отростка, обобщенные лимфоидные узелки подвздошной кишки, одиночные лимфоидные узелки; селезенка, кровь. |
Красный костный мозг – орган кроветворения (главный) и биологической защиты организма; расположен в губчатом веществе плоских костей и эпифизах трубчатых костей. Строма – ретикулярная ткань, богатая нервами и двумя видами сосудов: обычные, питательные, и синусоиды – широкие, впадающие в центральную вену. Паренхима – остеобласты, остеокласты, стволовые кроветворные клетки (они поселяются здесь в эмбриональном периоде), из которых образуются зрелые клетки крови, которые через широкие поры синусоидов проникают в кровяное русло. О полноценности костного мозга судят по пунктатам, которые получают из кости с помощью игл. Стернальная пункция – пунктируют грудину. Берут отпечаток из иглы и исследуют. | Селезенка (lien) - это орган темно-красного цвета мягкой консистенции, расположенный в левом подреберье под диафрагмой, весит около 200 г и в норме не прощупывается. На селезенке различают вогнутую висцеральную и выпуклую диафрагмальную поверхности, острый верхний и тупой нижний края, передний и задний концы. На висцеральной поверхности имеется углубление – ворота селезенки, через которые проходят сосуды и нервы. Селезенка покрыта фиброзной оболочкой, от которой внутрь паренхимы (вещества селезенки) отходят соединительнотканные перегородки – трабекулы. Паренхима селезенки состоит из лимфоидной ткани и тесно связана с гемопоэтической тканью. Вещество селезенки представлено белой и красной пульпой. Белая пульпа – лимфатические фолликулы селезенки (ретикулярная ткань с клетками: лимфоцитами, макрофагами и др.) и лимфоидная ткань вокруг внутриорганных артерий. Красная пульпа составляет основную массу паренхимы и состоит из ретикулярной ткани, клеток крови со скоплениями эритроцитов, которые придают ей красный цвет, и многочисленных венозных синусов. Селезенка со всех сторон покрыта брюшиной, которая плотно срастается с фиброзной оболочкой, и фиксируется при помощи желудочно-селезеночной и диафрагмально-селезеночной связок. Функции: 1)кроветворная - в ней развиваются лейкоциты, которые поступают в общий ток крови; 2) защитная - в ней вырабатываются лимфоциты, антитела и фагоцитируются микроорганизмы и инородные частицы, проникшие в организм.; 3) «кладбище эритроцитов» - разрушаются и погибают старые эритроциты, которые затем захватываются макрофагами и током крови уносятся в печень; 4) «депо» крови - содержит примерно 0,5 л крови, выключенной из общей циркуляции; при сокращении ее сосудов (при стрессе) кровь поступает в кровеносное русло и, наоборот, при расширении (возбуждение парасимпатической нервной системы) – селезенка наполняется кровью и увеличивается в размерах. |
ИММУННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА отличает свой белки от чужеродных, расщепляет чужеродные белки на элементарные продукты, поддерживает на постоянном уровне белковый и клеточный состав организма. Она состоит из трех компонентов: | ||
А-система | В-система | Т-система |
Фагоциты, способные приклеиваться к чужеродным белкам (моноциты); образуются в костном мозге, присутствуют в крови и тканях. Они поглощают чужеродный агент – антиген, накапливают его и передают сигнал (антигенный стимул) исполнительным клеткам иммунной системы. | В-лимфоциты содержатся в лимфатических узлах, пейеровых бляшках, периферической крови. Они получают сигнал от А-системы и превращаются в плазматические клетки, способные синтезировать антитела (иммуноглобулины) –Эта система обеспечивает гуморальный иммунитет,освобождающий организм от.молекулярно-дисперсных веществ (бактерий, вирусов, их токсинов и др.) | Лимфоциты тимуса; их созревание зависит от вилочковой железы. Т-лимфоциты имеются в тимусе, лимфоузлах, селезенке, немного в периферической крови. После стимулирующего сигнала лимфобласты созревают (размножение или пролиферация) и превращаются в зрелые, приобретая способность распознавать чужеродный агент и взаимодействовать с ним. Выделяют: 1) Т-киллеры - уничтожают чужеродный агент; 2) Т-хелперы - активизируют В-систему; без них не происходит синтез иммуноглобулинов; 3) Т-супрессоры – понижают активность В-лимфоцитов; чем меньше Т-супрессоров, тем больше синтезируется иммуноглобулинов, что не всегда полезно для организма. Т-система обеспечивает наряду с макрофагами формирование клеточного иммунитета а также реакции отторжения трансплантата (трансплантационный иммунитет); обеспечивает противоопухолевую устойчивость (предупреждает возникновение в организме опухолей). |
Классификация антител(5 классов) | ||
Иммуноглобулины М, G, A, E, D. Первыми в ответ на антиген образуются иммуноглобулины класса М. Это макроглобулины – крупномолекулярные. Они функционируют в небольшом количестве и у плода. После рождения начинается синтез иммуноглобулинов G и А. Они являются более эффективными в борьбе с бактериями и их токсинами. В большом количестве иммуноглобулин А обнаруживается в слизистой кишечника, слюне и других жидкостях. На втором году жизни появляются иммуноглобулины D и E и достигают максимального уровня к 10-15 годам. Такая же последовательность продукции разных классов антител наблюдается при инфекции или иммунизации человека. |
РЕГУЛЯЦИЯ ИММУНИТЕТА осуществляется сложными нейро-гуморальными механизмами (см. также выше адаптационный синдром Селье) | ||
Глюкокортикоидыв малых дозах способствуют резистентности организма к инфекции, а в больших дозах снижают воспалительную реакцию, уменьшают поступление фагоцитов в очаг, снижают иммунитет. Щитовидная железа, поджелудочная железа, половые железытакже влияют назащитные реакции организма. Иммунитет снижается при переохлаждении, кровопотерях, травме, ожогах | ||
ФОРМЫ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: иммунный ответ, иммунная толнрантность, аллергия | ||
I Иммунный дефицит | ||
Это недостаточность иммунной системы; проявляется ослаблением иммунных реакций и высокой склонностью организма к инфекционным, аутоаллергическим, онкологическим и др. заболеваниям. Механизм развития иммунодефицитных состояний 1. Нарушение созревания иммунных клеток; лежит в основе ряда наследственных иммунодефицитов. 2. Нарушение регуляции иммунной системы. Причины: а) избыток кортикостероидов; б) увеличение количества Т-супрессоров и уменьшение - Т-хелперов (снижается противоопухолевая устойчивость организма); в) уменьшение количества Т-супрессоров и увеличение - Т-хелперов (способствует возникновению повышенной чувствительности организма к антигенам (аллергия). 3. Угнетение органов иммунной системы. Например, при ионизирующем облучении, введении высоких доз препаратов, угнетающих пролиферацию клеток, при старении. 4. Отсутствие в костном мозге родоначальных стволовых клеток (из этих клеток развиваются и клетки крови) - ретикулярная адгезия. Такие больные погибают в раннем детском возрасте от присоединившейся инфекции. | ||
II Иммунная толерантность | ||
Отсутствие реакции иммунной системы на антиген; в результате не образуются антитела и иммунные лимфоциты. Виды толерантности. 1. Физиологическая – проявляется переносимостью иммунной системой белков собственного организма. Ее нарушение приводит к аутоиммунным болезням. 2. Патологическая толерантность. Например, переносимость организмом опухолей. При этом иммунная система слабо реагирует на чужеродные белки раковых клеток, с чем можно связать возникновение и рост опухоли. 3. Искусственная (лечебная) – воспроизводится с помощью воздействий, снижающих активность органов иммунной системы, например. Введением иммунодепрессантов, ионизирующим излучением и др. Ослабление активности иммунной системы обеспечивает переносимость организмом пересаженных органов и тканей. | ||
III Аллергия Состояние измененной реактивности организма в виде повышенной чувствительности к повторным воздействиям каких-либо веществ или к компонентам собственных тканей. В основе лежит иммунный ответ на повреждение. | ||
Аллерген | Вещество антигенной природы, способное сенсибилизировать организм и вызывать аллергию. | |
Сенсибилизация | Повышение чувствительности всего организма или отдельных его частей к воздействию какого-либо фактора внешней и внутренней среды. | |
Одни аллергены сразу, без промежуточной реакции, вызывают образование антител или лимфоцитов – полные аллергены, другие – вызывают такой эффект после взаимодействия с белками организма – неполные аллергены или гаптены. Аллергены бывают: а) экзогенные – инфекционные агенты, бытовые факторы, эпидермальные вещества (шерсть, перхоть), пищевые продукты, цветочная пыльца, лекарственные препараты и др.; б) эндогенные – белки тканей, не имевшие в эмбриональном периоде развития организма контакта с иммунной системой; такие антигены становятся аутоаллергенами после повреждения гистогематических барьеров ионизирующим излучением, токсическими ядами и другими факторами; к аутоаллергенам относятся и собственные белки, изменившие структуру под влиянием физических факторов (ожоги, отморожения), при контакте с токсинами микробов, при внедрении в клетку вируса, при мутации генов. | ||
Стадии аллергических реакций (клинических проявлений повышенной чувствительности организма к аллергену) | ||
1. Иммунная или стадия сенсибилизации. 2. Патохимическая – образование в гуморальных средах и тканях комплексов антигена и антитела. комплекс аллерген+антитело повреждает мышечный слой артериол, падает артериальное давление, в слизистых оболочках верхних дыхательных путей отмечается и растет гиперсекреция желез, и развивается бронхоспазм. В коже наблюдаются воспалительные явления – дерматит, в нервной – нарушение возбудимости и проводимости. 3. Патофизиологическая – результат действия аллергена на клетки, ткани. органы и системы, приводящие к нарушениям их функций. | ||
Виды аллергии | ||
I Аллергические реакции немедленного типа | II Аллергические реакции замедленного типа | |
Развиваются быстро после введения специфического аллергена, например, при анафилактическом шоке. Главная роль в их возникновении принадлежит взаимодействию аллергена с аллергическими антителами. Развитие этих реакций связано с нарушением деятельности В-систем при участии иммуноглобулинов. В реакциях действуют медиаторы немедленной аллергии – анафилотоксин, гистамин, кинины. Поэтому проявления аллергии можно прекратить введением антигистаминных, антикининовых преператов и глюкокортикоидами. | Развиваются постепенно. В их возникновении главная роль принадлежит взаимодействию аллергена с сенсибилизированными лимфоцитами. Такие реакции лежат в основе механизма отторжения пересаженного органа и в патогенезе многих инфекционных заболеваний. Возникновение связано с нарушением Т-системы и участием в их развитии клеточных антител – сенсибилизированных Т-лимфоцитов. Эти реакции можно предотвратить введением глюкокортикоидов. | |
- Анафилаксия (реакция немедленного типа) возникает при введении аллергена парентерально (анафилактический шок, сывороточная болезнь). Анафилактический шок – тяжелая форма аллергии; возникает при введении лечебных сывороток, антибиотиков, сульфаниламидов, новокаина и витаминов. - Сывороточная болезнь возникает при введении сывороток (противодифтерийной, противостолбнячной, гаммаглобулина). Если в организм раннее вводили эту сыворотку, и организм сенсибилизирован к ней, то есть накопились специфические антитела, то проявления сывороточной болезни возникают очень быстро. Если сенсибилизации нет, то проявления возникают позднее – на 7-12 день после введения сыворотки: повышение температуры, отек и боли в суставах, отечность и высыпания на коже, нарушение функции почек. - Атопия – возникает при образовании в организме особых гуморальных антител – реагинов. К ним относят поллинозы – заболевания, возникающие под влиянием пыльцы растений: ринит, конъюктивит, сенная лихорадка, бронхиальная астма. | - Бактериальная аллергия возникает у больных туберкулезом, бруцеллезом, скарлатиной и др. Местные реакции на аллерген получили название туберкулиновые реакции (Пирке, Манту). - Контактная аллергия проявляется воспалением на коже (дерматиты), которое возникает при длительном действии на нее химических соединений (бензол, краски, моющие и косметические средства и др.) - Аутоаллергия – большая группа заболеваний, в основе которых лежит контакт между иммунной системой и собственными тканями организма. Аутоаллергические антитела могут взаимодействовать с нормальными иммуноглобулинами (при ревматоидном артрите), с компонентами ядерных клеток (при системной красной волчанке) и другими частями клеток. Аутоаллергичесие заболевания возникают также вследствие нарушения гистогематических барьеров тканей мозга, глаза, щитовидной железы, яичек и др. | |
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию иммунитет.
2. Чем отличается активный иммунитет от пассивного?
3. Что такое специфический иммунитет?
4. Каковы основные факторы клеточного иммунитета?
5. Расскажите о строении красного костного мозга.
6. Какие функции выполняет селезенка в иммунном процессе?
7. Какие классы антител Вам известны?
8. Что такое иммунная толерантность?
9. Что Вы знаете об аутоаллергии?
10. Какие железы внутренней секреции влияют на иммунитет?
Используемая литература.
Эвелин Пирс. «Анатомия и физиология для медсестер» Минск БелАДИ (Черепаха), 1996
Сапина М.Р. «Анатомия человека» В 2 т.2-е изд., перераб. и доп. М.,1993.
Петровский Б. В. «Большая медицинская энциклопедия» М., 1974
Егоров И.В. «Клиническая анатомия человека» Ростов-на-Дону, 1997
Parramon’s Editorial Team «Атлас анатомии человека» М., «Белый город», 1997.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………………… Краткая история развития анатомии и физиологии человека…………………………………
Методы исследования………………………………………………………………………………
Раздел 1. Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека……………………………………………………
Глава 1.1. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека……………………………………………………………………………………………
Положение человека в природе. Взаимодействие организма человека с внешней средой: рефлекторный характер активного отражения, психическое отражение…….
Онтогенез…………………………………………………………………………………
Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека…………………………..
Присущие человеку закономерности жизни и способы их реализации……………….
Многоуровневость организма человека…………………………………………………
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………………………………
Глава 1.2. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии………………………………………
Анатомия физиология как медицинские науки………………………………………
Анатомическая номенклатура…………………………………………………………
Основные физиологические термины…………………………………………………
Части тела…………………………………………………………………………………
Оси, плоскости и условные линии……………………………………………………
Конституция человека……………………………………………………………………
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………………………………
Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии……………………………………………….
Глава 2.1. Основы цитологии. Клетка………………………………………………………………………
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………………………………
Глава 2.2. Основы гистологии. Ткани……………………………………………………………………….
Органы и системы органов………………………………………………………………………………
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………………………………
Раздел 3. Анатомо-физиологические аспекты самоудовлетворения потребности организма в движении……………………………………………………………………………………………………
Глава 3.1. Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека
Движение
Остеология (учение о костях)…………
Синдесмология (соединение костей)…………………………………
Миология (учение о мышцах)……………………………………………………
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………………………………
Глава 3. 2. Морфофункциональная характеристика черепа и аппарата движения головы………
Скелет головы…………………………………………………………………………
Соединения костей черепа……………………………………………………………
Череп как целое………………………………………………………………………
Возрастные и половые особенности черепа……………………………………
Мышцы, фасции и топографические образования головы………………………
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………………………………
Глава 3. 3. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища…………
Позвоночный столб……………………………………………………………………
Грудная клетка………………………………………………………………………
Мышцы, фасции и топографические образования шеи и туловища……………
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………………………………
Глава 3. 4. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних и нижних конечностей………………………………………………………………………………………
Скелет верхних конечностей и соединение костей верхней конечности…………
Мышцы и фасции верхних конечностей…………………………………
Топография верхней конечности…………………………………………………….
Скелет нижних конечностей и соединение костей нижней конечности……………
Мышцы и фасции нижних конечностей………………………………………………………
Топография нижней конечности…………………………………………………….
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………………………………
Раздел 4. Процесс кровообращения и лимфообращения…………………………………………
Глава 4.1. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы……………………..
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………………
Глава 4.2. Анатомия и физиология сердца…………………………………………………………………... Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………………
Глава 4.3. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения………………………………………...
Сосуды малого круга кровообращения…………………………………………
Сосуды коронарного круга кровообращения……………………………………..
Особенности кровообращения плода………………………………………..
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………………
Глава 4.4. Артерии и вены большого круга кровообращения………………………………………………
Артерии большого круга кровообращения………………………………………
Артерии головы и шеи………………………………………………………
Артерии верхней конечности
Ветви грудной части аорты
Ветви брюшной части аорты
Артерии таза
Артерии нижней конечности
Вены большого круга кровообращения
Система верхней полой вены
Система нижней полой вены
Система воротной вены печени
Критерии оценки процесса кровообращения
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………………………………
Глава 4.5. Функциональная анатомия лимфатической системы.
Строение системы лимфообращения.
Лимфа
Функции лимфатической системы
Лимфоузлы отдельных областей тела
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………………………………