Сбор мочи на сахар в суточном количестве
Цель: диагностическая. Показания: сахарный диабет.
Оснащение: 2-3 литровая чистая стеклянная емкость, емкость объемом 200-300 мл, направление, деревянная лучина.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре (накануне днем или вечером): 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес. | Установление контакта с пациентом. |
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры (если он с нею незнаком) и особенности подготовки: а) в амбулаторных условиях: - объяснить, что пациент/семья должны приготовить 2-3 литровую чистую стеклянную емкость и емкость объемом 200-300 мл; - дать направление на исследование, заполнив его по форме; - объяснить пациенту/семье, куда и в какое время нужно принести 200-300 мл емкость с мочой и направление; б) в амбулаторных и стационарных условиях: - объяснить, что сбор мочи будет проходить сутки; водно-пищевой режим - обычный, - вдень начала исследования, в 8 часов утра, необходимо помочиться в унитаз; - далее до 8 утра следующего дня собирать всю мочу в 2-3 литровую емкость; - измерить (медсестре/пациенте/члену семьи) общее количество мочи; - деревянной палочкой тщательно перемешать мочу, - отлить в отдельно приготовленный сосуд 100 мл мочи для доставки в лабораторию; на направлении указать суточное количество мочи: в) в условиях стационара: объяснить пациенту, где он должен оставить емкость с мочой и кому сообщить об этом. | Психологическая подготовка к манипуляции. Обеспечение своевременной доставки материала в лабораторию. Обеспечение своевременной доставки материала в лабораторию. |
Этапы | Обоснование |
3. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбора мочи. При необходимости дать ему письменную инструкцию. | Контроль сформированного уровня знаний и умений. |
4. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медсестры. | Нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет диагностику и лечение. |
5. Получить согласие пациента на проведение процедуры. | Соблюдение прав пациента. |
II. Выполнение процедуры (в стационаре): 6. Проконтролировать действия пациента по сбору мочи на исследование. | Обеспечение сбора материала. |
7. Доставить емкость с мочой в клиническую лабораторию на исследование. | Обеспечение условий для проведения исследования. |
III. Завершение процедуры (в стационаре): 8. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента. | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
9. Подклеить полученные результаты исследования в документацию | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
СБОР МОЧИ НА ДИАСТАЗУ
Цель: диагностическая.
Показания: заболевания поджелудочной железы.
Оснащение: емкость объемом 100-200 мл, направление
I. Подготовка к процедуре (накануне днем пли вечером): 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес. | Установление контакта с пациентом. |
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры (если он с нею незнаком) и особенности подготовки: а) в амбулаторных условиях: - объяснить, что пациент/семья должны приготовить чистую стеклянную емкость объемом 100-200 мл с крышкой, предварительно промытую содой; - дать направление на исследование, заполнив его по форме; - сбор мочи произвести прямо в поликлинике и сразу же отнести емкость в лабораторию; б) в амбулаторных и стационарных условиях: - ознакомить пациента/семью с условиями сбора мочи: моча собирается в любое время без специальной подготовки в количестве 100 мл. В лабораторию доставляется свежевыпущенная теплая моча! Примечание: современные методики позволяют определять диастазу в холодной моче. Медсестра должна знать, какая методика используется. в) в условиях стационара: объяснить пациенту, где он должен оставить емкость с мочой и кому сообщить об этом. | Психологическая подготовка к манипуляции. Обеспечение достоверности результата исследования. Обеспечение своевременной доставки материала в лабораторию. Обеспечение достоверности результата исследования. Обеспечение своевременной доставки материала в лабораторию. |
3. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбора мочи. При необходимости дать ему письменную инструкцию. | Контроль сформированного уровня знаний и умений. |
4. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медсестры. | Нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет диагностику и лечение. |
5. Получить согласие пациента на проведение процедуры. | Соблюдение пран пациента. |
II. Выполнение процедуры (в стационаре): 6. Проконтролировать действия пациента по сбору мочи на исследование. | Обеспечение сбора материала. |
7. Доставить емкость с мочой в клиническую лабораторию на исследование. | Обеспечение условий для проведения исследования. |
III. Завершение процедуры (в стационаре): 8. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациен- та. 9. Подклеить полученные результаты исследования в доку- ментацию | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
СБОР МОЧИ ПО НЕЧИПОРЕНКО
Цель: диагностическая.
Показания: заболевания органов мочевыделителъной системы.
Оснащение: чистая сухая стеклянная емкость.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре (накануне днем или вечером): 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес. | Установление контакта с пациентом. |
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры (если он с нею незнаком) и особенности подготовки: | Психологическая подготовка к манипуляции. |
а) в амбулаторных условиях: - оЗучить пациента правилам подготовки посуды для сбора мочи: стеклянная банка и крышка должны быть вымыты содой (без мыла!); - дать направление на исследование, заполнив его по форме; - объяснить пациенту/семье, куда и в какое время нужно принести емкость с мочой и направление; | Обеспечение достоверности результата исследования. Обеспечение своевременной доставки материала в лабораторию. |
б) в амбулаторных и стационарных условиях: - обучить пациента технике подмывания: утром, накануне исследования, обработать наружные половые органы теплой водой с мылом в направлении от уретры к промежности с последующим подсушиванием салфеткой в том же направлении (если у пациентки в этот период менструация, посоветуйте ей закрыть отверстие влагалища ватно-марлевым тампоном); | Обеспечение достоверности результата исследования. Исключение попадания эритроцитов в мочу из половых путей. |
в) обучить пациента технике сбора мочи для исследования: утром, после гигиенической процедуры, начать мочеиспускание в унитаз на счет «1, 2», затем задержать мочеиспускание, открыть банку и собрать в нее несколько миллилитров мочи (достаточно даже 1-2 мл), затем завершить мочеиспускание в унитаз; закрыть банку крышкой. | Обеспечение достоверности результата исследования. |
г) в условиях стационара: объяснить пациенту, где он должен оставить емкость с мочой и кому сообщить об этом. | Обеспечение своевременной доставки материала в лабораторию. |
3. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбора мочи. При необходимости дать ему письменную инструкцию. | Контроль сформированного уровня знаний и умений. |
4. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медсестры. | Нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет диагностику и лечение. |
5. Получить согласие пациента на проведение процедуры. | Соблюдение прав пациента. |
II. Выполнение процедуры (в стационаре): 6. Проконтролировать действия пациента по сбору мочи на исследование. | Обеспечение сбора материала. |
7. Доставить емкость с мочой в клиническую лабораторию на исследование. | Обеспечение условий для проведения исследования. |
III. Завершение процедуры (в стационаре): 8. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента. | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
9. Подклеить полученные результаты исследования в документацию | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
СБОР МОЧИ ПО ЗИМНИЦКОМУ
Цель: диагностическая.
Показания: заболевания органов мочевыделительной системы.
Оснащение: 8 чистых сухих емкостей с направлениями, 2-3 чистые сухие емкости.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре (накануне днем или вечером): 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес. | Установление контакта с пациентом. |
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры (если он с нею незнаком) и особенности подготовки: а) в амбулаторных условиях: объяснить пациенту, что для сбора мочи следует приготовить 8 основных и 1-2 до- полнительных чистых стеклянных емкостей объемом 250- 500 мл; к 8 основным прикрепить этикетки с указанием времени сбора мочи: 6-9, 9-12, 12-... и т.д., дополнительные емкости остаются без надписей. Дать направление на ис- следование, заполнив его по форме, объяснить пациенту, куда и в какое время он/семья должны принести все емко- сти с мочой и направление; б) в амбулаторных и стационарных условиях: - объяснить, что сбор мочи будет проходить сутки; водно-пищевой режим - обычный, за сутки отменяются мочегонные средства; - в день начала исследования, в 6 часов утра необходимо помочиться в унитаз; - далее вся моча собирается в отдельные емкости каждые три часа: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18, 18-21, 21-24, 24-3, 3-6; - объяснить, что дополнительные банки используются, если емкость основной банки недостаточна для конкретной порции, в этом случае необходимо на дополнительной емкости указать соответствующий временной промежуток; - если мочи за обозначенный промежуток времени не было, то соответствующая емкость доставляется в лабораторию пустой; | Психологическая подготовка к манипуляции. Действие мочегонных искажает истинный суточный диурез. Обильное питье влияет на показатели концентрационной функции почек. |
Этапы | Обоснование |
в) в условиях стационара: предупредить пациента, что емкости хранятся в туалете/санитарной комнате; ночью медсестра пациента разбудит; указать место и время, куда принести емкости с мочой. | Обязательное условие сбора мочи. |
3. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбора мочи. При необходимости дать ему письменную инструкцию. | Контроль сформированного уровня знаний и умений. |
4. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медсестры. | Нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет диагностику и лечение. |
5. Получить согласие пациента на проведение процедуры. | Соблюдение прав пациента. |
II. Выполнение процедуры (в стационаре): 6. Проконтролировать действия пациента по сбору мочи на исследование. | Обеспечение сбора материала. |
7. Доставить емкости с мочой в клиническую лабораторию на исследование. | Обеспечение условий для проведения исследования. |
III. Завершение процедуры (в стационаре): 8. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента. | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
9. Подклеить полученные результаты исследования в документацию | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ФИБРОЭЗОФАГОГАСТРОДУОДЕНОСКОПИИ
Цель: лечебная и диагностическая. Показания: заболевания ЖКТ.
Противопоказания: язвы, опухоли, кровотечения желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, тяжелая сердечна патология.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре (накануне вечером): 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес. | Установление контакта с пациентом. |
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящего исследования и получить его согласие на исследование. | Обеспечение психологической подготовки к манипуляции. |
3. Объяснить пациенту особенности подготовки к процедуре: ■ последний прием пиши не позднее 21 ч; ■ исследование проводится утром натощак; ■ во время исследования он будет лишен возможности говорить и проглатывать слюну. | Обеспечение достоверности результата исследования. Обеспечение возможности осмотра слизистой оболочки. В связи с введением эндоскопа и проведением анестезии нарушен акт глотания. |
4. Предупредить пациента: ■ о месте и времени проведения исследования; ■ о необходимости снять съемные зубные протезы перед исследованием; ■ о необходимости иметь с собой полотенце (впитывающую салфетку). | Обеспечение возможности своевременного проведения процедуры. Предупреждение повреждения слизистой рта протезами. Исключение дискомфорта, связанного с саливацией. |
5. Проводить пациента в эндоскопический кабинет. | Обеспечение своевременного проведения исследования. |
После проведения исследования: 6. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента. | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
7. Подклеить полученные результаты исследования в документацию. | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
ЗОНДОВЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ