Утренний туалет тяжелобольного: туалет полости рта
Цель: соблюдение правил личной гигиены. Показания: дефицит самоухода.
Оснащение: лоток, шпатель, стерильные марлевые салфетки, шарики, пинцет, емкость с антисептическим раствором (2% раствор натрия гидрокарбоната, фуращтин. раствор перман-ганата калия) или с кипяченой теплой водой, зубная щетка, клеенка, пеленка, глицерин, перчатки.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре: 1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, если он в сознании. Получить его согласие. | Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента. |
2. Подготовить необходимое оснащение. | Обеспечение качественного выполнения процедуры. |
3. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Н. Выполнение процедуры: 4. Помочь пациенту занять положение Фаулера, если это не противопоказано. Накрыть шею и грудь пациента полотенцем. Примечание: процедура может выполняться в положении пациента лежа на боку или лежа на животе (или спине), повернув голов v набок. | Обеспечение комфортного положения во время процедуры. Предупреждение намокания белья пациента. Допустимые положения. |
5. Приготовить зубную щетку без пасты, смочить ее в растворе соды. Примечание: при отсутствии зубной щетки можно воспользоваться марлевой салфеткой, закрепленной зажимом либо пинцетом. | Обеспечение возможности проведения процедуры. |
6. Обнажить зубы с помощью шпателя. Почистить зубы: последовательно внутреннюю, жевательную и наружную поверхности, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних к передним зубам. Повторить процедуру не менее 2 раз. | Обеспечение качества выполнения. |
7. Удалить остатки жидкости с помощью сухих тампонов. | Профилактика аспирации. |
8. Попросить пациента высунуть язык. Если пациент не может это сделать, то обернуть язык марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта. | Обеспечение эффективности процедуры. |
9. С помощью пинцета смочить салфетку в антисептическом растворе и обработать язык, снимая налет в направлении от корня к кончику. Салфетку заменить и повторить обработку в случае необходимости. Отпустить язык. Сбросить салфетки в лоток дтя использованного материала. | Обеспечение качества услуги. |
10. Новой салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек в одном направлении: изнутри кнаружи. Далее обработать пространство под языком, десны, меняя салфетки по мере загрязнения. | Профилактика инфицирования околоушных желез. |
11. Смазать язык глицерином, если он сухой. | Обеспечение качества услуги. |
12. Нанести на салфетку вазелин и смазать последовательно тонким слоем верхнюю и нижнюю губы. | Профилактика образования трещин на губах. |
13. Убрать полотенце. | Обеспечение инфекционной безопасности |
14. Снять перчатки, поместить их в лоток ддя использованного инструментария. Помочь пациенту занять удобное положение. Убедиться, что он чувствует себя комфортно. | Обеспечение физического и психологического комфорта. |
III. Завершение процедуры: 15. Погрузить предметы ухода, инструментарий в дезинфицирующий раствор, утилизировать использованные салфетки. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
16. Сделать запись о выполнении процедуры в медицинской документации. | Обеспечение преемственности ухода. |
АППЛИКАЦИЯ
(медикаментозное воздействие на слизистую оболочку полости рта)
Цель: гигиеническая и лечебная.
Показания: удаление напета с поверхности языка, воспалительные заболевания полости рта. Оснащение; марлевые салфетки, антисептический раствор, мензурка, перчатки.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре: 1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие. | Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента. |
2. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
3. Подготовить необходимое оснащение. В мензурку налить раствор. Погрузить в него стерильную салфетку. | Обеспечение качественного выполнения процедуры. |
П. Выполнение процедуры: 4. Помочь пациенту занять удобное положение. Попросить его открыть рот. | Обеспечение комфортного состояния во время процедуры. |
5. Осмотреть полость рта. Слегка отжать салфетку и поместить ее на нужный участок (язык, подъязычное пространство, десна, слизистая щек). | Обеспечение непосредственного контакта антисептического раствора с местом воспаления. |
6. Удалить салфетку через 4-5 минут от момента нанесения препарата и поместить се в лоток для использованного материала. Примечание: многократное повторение процедуры повышает ее эффективность. | Обеспечение качества ухода и лечения. |
7. Спросить пациента о самочувствии, убедиться, что он чувствует себя нормально. | Обеспечение физического и психологического комфорта. |
III. Завершение процедуры: 8. Использованные салфетки и перчатки и положить в лотки для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
9. Сделать запись о выполнении процедуры в медицинской документации. | Обеспечение преемственности ухода. |