Тема 2.1. Глагол. Спряжение глаголов и основа. Неопределенная форма глагола. Повелительное наклонение. Сослагательное наклонение глаголов
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для самостоятельной работы студентов I курса
по специальности 33.02.01 Фармация
Дисциплина
ОП.01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
Студент (ФИО) ______________________________
Курс ___________
Группа _________
Преподаватель (ФИО) ________________________
Екатеринбург, 2016
________________________________________________________________
Рабочая тетрадь по основам латинского языка с медицинской терминологией для самостоятельной работы студентов I курса по специальности 33.02.01 Фармация/ Сост. Шамгунова С.Р., Анисимова И.В.; - Екатеринбург: Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК», 2016. – 53 с.
Рецензент: А.С. Яценко, доцент кафедры логопедии и клиники дезонтогенеза, к.м.н. ФГБОУ ВПО УрГПУ.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» предназначена для самоконтроля и самоподготовки студентов I курса очной и очно-заочной форм обучения по специальности 33.02.01 Фармация.
Цель рабочей тетради: помочь обучающимся отработать умения правильно читать и писать на латинском языке медицинские и фармацевтические термины, способствовать развитию ОК.1, ОК.4.
Учебное пособие рассмотрено на заседании ЦМК ОПД (протокол №8 от 13.02.2016)
Рассмотрено и одобрено на заседании Центрального методического совета колледжа №_____ от «____»________________ 2016 года
Председатель ЦМС ____________О.В. Ледянкина
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. | |||
Раздел 1. Фонетика | |||
Тема 1.1. | Фонетика……………………………………………………… | ||
Раздел 2. Морфология | |||
Тема 2.1. | Глагол. Спряжение глаголов и основа. Неопределенная форма глагола. Повелительное наклонение. Сослагательное наклонение глаголов. Глагол «fio», «fieri»………………………………………… | ||
Тема 2.2. Тема 2.2.1. | Имя существительное Существительные 1 склонения …………………………… | ||
Тема 2.2.2. | Существительные 2 склонения …………………………….. | ||
Тема 2.2.3. | Существительные 3 склонения…………………………… | ||
Тема 2.2.4. | Существительные 4 склонения………………………….. | ||
Тема 2.2.5. | Существительные 5 склонения…………………………. | ||
Тема 2.3. | Имя прилагательное | ||
Тема 2.3.1. | Прилагательные 1 группы…………………………………. | ||
Тема 2.3.2. | Прилагательные 2 группы…………………………………. | ||
Тема 2.3.3. | Степени сравнения прилагательных……………………… | ||
Тема 2.4. | Имя числительное…………………………………………… | ||
Тема 2.5. | Предлоги и союзы. Наречия. Местоимения……………….. | ||
Раздел 3. Химическая номенклатура | |||
Тема 3.1 | Химическая номенклатура…………………………………… | ||
Раздел 4. Словообразование | |||
Тема 4.1. | Словообразование………………………………………….. | ||
Раздел 5. Рецептура | |||
Тема 5.1. | Рецептура…………………………………………………… | ||
Список литературы………………………………………………………. | |||
Приложения…………………………………………………………………. | |||
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь по дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией предназначена для самоподготовки студентов по специальности 33.02.01. Фармация.
Цель рабочей тетради:
1. Помочь студентам отработать умения правильно читать и писать на латинском языке медицинские термины, оформлять рецепты; грамотно использовать наименования химических соединений; выделять в терминах частотные отрезки для пользования информацией о химическом составе, фармакологической характеристике, терапевтической эффективности лекарственного средства;
2. Научиться применять на практике знания о правилах построения структуры латинской части рецепта, об основных рецептурных сокращениях;
3. Изучить правила латинской грамматики, способы словообразования.
Темы содержат задания в виде упражнений, таблиц для закрепления материала, вопросы для самоконтроля.
В приложении дана форма отчета по рабочей тетради, лексический минимум существительных, перечислены лекарственные формы, части растений, допустимые к сокращению рецептурные формулировки. При выполнении упражнений студентам рекомендовано руководствоваться материалом, данным в приложении.
РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА
Тема 1.1. Фонетика
Цели:
1. Закрепить знания по произношению гласных, согласных.
2. Развивать внимание.
3. Воспитывать аккуратность при написании латинских букв.
4. Способствовать развитию ОК.1, ОК.4.
Задание №1. Заполнить таблицу: «Латинский алфавит»
Начертание | Наименование | Произношение |
A a | ||
B b | ||
C c | ||
D d | ||
E e | ||
F f | ||
G g | ||
H h | ||
I i | ||
J j | ||
K k | ||
L l | ||
M m | ||
N n | ||
O o | ||
P p | ||
Q q | ||
R r | ||
S s | ||
T t | ||
U u | ||
V v | ||
X x | ||
Y y | ||
Z z |
Задание №2.
Заполнить таблицу:
Буква | Примеры | Произношение слов в русской транскрипции |
С с | cyanidum acidum coeruleus acetum | [] [ ] [ ] [ ] |
caput color Cuprum fructus lac | [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] | |
H h | Herba | [______________] |
L l | mel Leuzea | [_______________] [_______________] |
S s | mensura suspensio Rosa | [_______________] [________________] [________________] |
scatula satis | [________________] [________________] | |
Х х | exitus | [________________] |
extractum radix | [________________] [________________] | |
Z z | Zincum influenza | [________________] [________________] |
Oryza | [________________] |
Задание №3. Заполнить таблицу:
Написание буквосочетания | Примеры | Произношение слов в русской транскрипции |
аu | Aurum | [______________] |
еu | Eucalyptus | [_______________] |
аe | aeger | [_______________] |
оe | oedema | [_______________] |
аё | aёr | [_______________] |
оё | Aloё | [_______________] |
ch | Сhlorum | [_______________] |
ph | Phosphorus | [_______________] |
rh | Rheum | [_______________] |
th | Thea | [______________] |
ngu | unguentum | [______________] |
Frangula | [______________] | |
ti | solutio | [______________] |
Triticum | [_______________] | |
qu | aqua quantum | [_______________] [_______________] |
sch | ischuria | [______________] |
Schizandra | [_______________] |
Вопросы для самоконтроля
1. Сколько букв в латинском алфавите?_____________________________
2. Каковы правила основного произношения латинских гласных?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Каковы правила основного произношения латинских согласных?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как произносится буква с перед гласными е, i, у, дифтонгами ae, oe? _____________________________________________________________
5. Как произносится буква с перед гласными а, о, u, перед согласными и в конце слова_______________________________________________
6. Какой звук дает буква Sмежду гласными; n+s+гласный; гласный+s+m? ___________________________________________________
7. Что такое дифтонги?
______________________________________________________________
8. Что такое диграфы?
______________________________________________________________
9. Какие дифтонги вы знаете? Как они произносятся?
______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие диграфы вы знаете? Как они произносятся?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Как произносятся следующие буквосочетания: ngu, ti, qu, sch?
______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4.Выполнить упражнения.
4.1. Написать слова в русской транскрипции:
аngīna | |
Сacāo | |
color | |
tussis | |
solutio | |
infusum | |
Kalium | |
Iodum | |
medicus | |
centum |
4.2. Написать латинскими буквами слова, данные в русской транскрипции:
аква | |
тритикум | |
тинктура | |
фосфорус (греч.) | |
радикс | |
хлороформиум | |
схизандра | |
цинкум | |
миллефолиум | |
фэррум | |
базис | |
гэмма |
Задание № 5.Выписать слова, в которых ударение падает на второй слог от конца:
1. Planta (растение). 2. Leonurus (пустырник). 3. Althaea (алтей). 4. Cito (быстро, срочно). 5. Linea (линия). 6. Sanguisorba (кровохлебка). 7. Urtica (крапива). 8. Tabuletta (таблетка). 9. Aloё (алоэ). 10. Arachis (арахис). 12. Mixtura (микстура). 13. Solutio (раствор). 14. Decoctum (отвар). 16. Vertebra (позвонок). 17. Rheum (ревень). 18. Glycyrrhiza (солодка). 19. Oryza (рис). 20. Pulvis (порошок).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7. Выполнить упражнение
Поставьте ударение в словах:
1. oculus 2. pilula 3. aqua 4. tinctura 5. decoctum 6. vasa 7. dosis 8. Zincum 9. Amygdăla 10. mixtura | 11. Aloë 12.Altaea 13.oleum 14. Ichthyōlum 15. Valeriāna 16. acetum 17. Quercus 18. sanguis 19.Foeniculum 20. Amўlum | 21. Betula 22. medicinalis 23. major 24 larynx 25 Aether 26.capsula 27 ophthalmicus 28 Crataegus 29. Kalanchoë 30. Mentha |
Вопросы для самоконтроля
1. От чего зависит постановка ударения в латинских словах?
2. В каких случаях ударение ставится на второй слог с конца?
3. В каких случаях ударение ставится на третий слог с конца?
4. Какие суффиксы относятся к долгим?
5. Какие суффиксы относятся к кратким?
Темы рефератов
1. Выдающиеся ученые, внесшие свой вклад в развитие медицины и медицинской терминологии.
2. Гиппократ – основатель научной медицины.
3. Выдающийся врач средних веков Абу-Али-ибн-Сина (Авиценна).
4. Салернская врачебная школа – хранительница античной медицины.
5. История и культура античного мира (различные темы).
РАЗДЕЛ 2. МОРФОЛОГИЯ
Задание № 5. Употребление глагола в рецептуре
Найти соответствие указания в повелительном и в сослагательном наклонении
Повелительное наклонение | Сослагательное наклонение |
1. Resipе: ( Возьми) Rp. | 1. Dentur tales doses numero… (Выдать такие дозы. Пусть будут выданы такие дозы числом…) |
2. Misce. (Смешай) M. | 2. Dividatur in partes aequales (Разделить на равные части. Пусть будет разделено на равные части числом…) |
3. Sterilisa! (Простерилизуй!) Ster! | 3.Sterilisetur. (Простерилизовать! Пусть будет простерилизовано!) |
4. Da. (Выдай) D. | 4.Detur. (Выдать. Пусть будет выдано) |
5. Signa. (Обозначь) S. | 5.Signetur. (Обозначать Пусть будет обозначено) |
6. Da tales doses numero…… (Выдай такие дозы числом…) D.t.d.№…… | 6. Misceatur. (Смешать. Пусть будет смешано). |
7. Divide in partes aequales numero… (Раздели на равные части числом…) Div. in p. aeq. | 7. - не употребляется |
Задание № 6.Переведите дополнительные подписи на рецептах:
Надписи | Перевод |
Cito! | |
Statim! | |
Repete! | |
Repete bis! | |
Repeteter! | |
Non repetatur! | |
Verte! |
Задание № 7.Переведите на латинский язык письменно:
1.Простерилизуй! Простерилизуйте!____________________________
2. Поверни!_________________________________________________
3. Смешай!__________________________________________________
4. Разотрите! ________________________________________________
5. Смешай тщательно.________________________________________
6. Хорошо взболтайте.________________________________________
7. Выдай.___________________________________________________
8. Обозначь._________________________________________________
9. Повторите!_______________________________________________
Задание № 8.Переведите выражение с использованием глагола , Fio, Fieri (образовываться, получаться) в рецептуре
Выражение | Перевод |
Misce ut fiat unguentum. | |
Misce, fiat pulvis. | |
Misce ut fiant pilulae. | |
Misce, fiant species. |
Вопросы для самоконтроля
1. Сколько спряжений у глаголов в латинском языке?
2. Какие глаголы относятся к глаголам 1 спряжения?
3. Какие глаголы относятся к глаголам 2 спряжения?
4. Какие глаголы относятся к глаголам 3 спряжения?
5. Какие глаголы относятся к глаголам 4 спряжения?
6. Как определяется основа глагола?
7. Что можно узнать по неопределенной форме глагола?
8. Как образуются формы повелительного наклонения глагола?
9. Какие формы глагола «fieri» в 3-ем лице единственного и множественного числа?
10. Какие рецептурные формы глаголов вы знаете?
Вопросы для самоконтроля
1. Сколько склонений существительных в латинском языке?
2. Как различаются склонения по родам?
3. Признаки существительных I склонения?
4. Что такое несогласованное определение? Чем выражено?
Вопросы для самоконтроля
1. Основной признак существительных 2 склонения?
2. Падежные окончания, употребляемые в фармацевтической терминологии?
3. Какие падежи употребляются в выражениях с предлогами?
Вопросы для самоконтроля
1. Основной признак существительных 3 склонения?
2. Какие существительные 3 склонения относятся к неравносложным?
3. Какие существительные 3 склонения относятся к равносложным?
4. Как найти основу существительных 3 склонения?
Вопросы для самоконтроля
1. Основной признак существительных 4 склонения?
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существительные относятся к пятому склонению?
2. Какие падежные окончания имеют существительные пятого склонения?
3. Какие особенности существительного species?
4. Как согласуются существительные пятого склонения с прилагательными 1 и 2 группы?
Вопросы для самоконтроля
1. Какие окончания имеют прилагательные 1 группы?
2. Что такое согласованное определение?
3. Словарная форма прилагательных 1 группы?
Вопросы для самоконтроля
1. Что относится к прилагательным второй группы?
2. Какие особенности склонения прилагательных второй группы?
3. На какие подгруппы делятся прилагательные 2 группы?
4. Какие особенности словарной формы прилагательных второй группы?
Вопросы для самокотроля
1. Как формируется модель названия ботанических семейств?
2. Какие ботанические семейства имеют двойные названия?
3. Какие характерные признаки отражаются в научных названиях растений?
Тема 2.4. Имя числительное
Цели:
1. Развивать память и логическое мышление.
2. Воспитывать аккуратность при написании рецепта.
3. Способствовать развитию ОК.1, ОК.4.
Задание № 1. Переведите на латинский язык выражения:
1. Трава тысячелистника. 2. Трава трехцветной фиалки. 3. Пустырник четырехлепестной. 4. Таблетки димедрола. 5. Гексаметилентетрамин. 6. Драже «Ундевит». 7. Натрия тетраборат или бура. 8. Раствор хинина дигидрохлорида.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самокотроля
1. Каких падежей требуют латинские предлоги?
2. Смысловое различие между союзами seu, aut?
Вопросы для самокотроля
1. Как образуются названия оксидов?
2. Как образуются названия кислот?
3. Как образуются названия солей?
4. К какому склонению относятся наименования анионов в солях бескислородных кислот?
5. К какому склонению относятся наименования анионов в солях кислородных кислот?
РАЗДЕЛ 4. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Тема 4.1. Словообразование
Цели:
1. Развивать память и логическое мышление.
2. Воспитывать внимание, аккуратность при написании специальной терминологии.
3. Способствовать развитию ОК.1, ОК.4.
Задание № 1.Определите терминоэлементы в составе термина и его значение в целом:
Термин | Терминоэлементы | Значение |
1. roentgenographia | ||
3. cholecystotomia | ||
6. cystectomia | ||
7. epidemiologia | ||
8. tonsillectomia | ||
10. gynaecologia | ||
14.atrophia | ||
15.hormonotherapia | ||
16. hypotonia | ||
17. neuralgia | ||
18. acidōsis | ||
19. hypertonia | ||
20. carcinōma | ||
22. fibrōma |
Задание № 2.Образуйте термины со следующим значением, запишите в словарной форме:
1.коллапс, острая сосудистая недостаточность - _______________________
2. наука о внешних причинах заболевания - _________________________
Вопросы для самоконтроля
1. Какие части слова вы знаете?
2. Какие греческие приставки используются в фармацевтической и клинической терминологии?
3. Какие греческие суффиксы используются в фармацевтической и клинической терминологии?
РАЗДЕЛ 5. РЕЦЕПТУРА
Тема 5.1. Рецептура
1. Закрепить знания разделов дисциплины.
2. Развивать память и логическое мышление.
3. Воспитывать внимание, аккуратность при оформлении рецепта.
4. Способствовать развитию ОК.1, ОК.4.
Задание №1.Переведите рецепты на латинский язык.
Возьми: | Раствора атропина сульфата 1%-10 мл Смешай. Выдай. Обозначь: По 2 капли 2 раза в день в оба глаза. | |
Возьми: | Этакридина лактата 0,1 Цинковой пасты 5,0 Выдай. Обозначь: Для смазывания рук. | |
Возьми: | Мази пилокарпина гидрохлорида 1%-5,0 Смешай. Выдай. Обозначь: Закладывать за веки глаз. | |
Возьми: | Натрия хлорида 0,9 Калия хлорида Кальция хлорида Натрия гидрокарбоната по 0,02 Воды для инъекций 100 мл Простерилизовать! Выдать. Обозначить: Для внутривенного введения. |
Задание № 2.Добавьте недостающие окончаниия, переведите формулировки:
Формулировка | Перевод | |
Recipe: | Suppositori... cum Ichthyol… numero 12 | |
Recipe: | Tabulett... extract... Valerian... 0,02 obduct... numero 30 | |
Recipe: | Spirit... aethylic... 95 % - 20 ml Aqu... pro injection...... 10 ml |
Задание № 3.Запишите рецептурные строчки, раскрывая скобки. Переведите выражения письменно:
1. Recipe: (solutio, onis f) (Adrenalinum, i n) (hydrochloridum, i n) (gutta, ae f) V
_____________________________________________________________
2. Recipe: (decoctum, i n) (cortex, icis m) (Quercus, us f)
_____________________________________________________________
3. Recipe: (pulvis, eris m) (folium, i n) (Digitalis, is f)
_____________________________________________________________
4. Recipe: (extractum, i n)(Glycyrrhiza, ae f) (siccus, a, um)
______________________________________________________________
5. Recipe: (tabuletta, ae f) (Carbo, onis m) (activatus, a, um) (numerus, i m) 10
_____________________________________________________________
6. Recipe: (Natrium, i n)(chloridum, i n) quantum satis, ut (fiat, fiant) (solutio, onis f) (isotonicus, a, um)
_____________________________________________________________
7. Recipe: (flos, floris m) (Helichrysum, i n) (arenarius, a, um)
_____________________________________________________________
8. Recipe: (infusum, i n) (rhizoma, atis n) cum (radix, icis, f) (Valeriana, ae f)
_______________________________________________________________
9. Recipe: (emulsum, i n) (oleum, i n) (Helianthus, i m)
_____________________________________________________________
10. Recipe: (species, ei f) (antiasthmaticus, a, um)
______________________________________________________________
Задание № 4.Запишите без сокращений и переведите:
1. Rp.: Sol. Calcii gluconatis 10% - 10 ml ___________________________
D.t.d.N 10 in amp. ________________________________________
S. ____________________________________________________
2. Rp.: Rhiz. cum r. Valerianae 1,5 __________________________________
Hb. Adonidis vernalis 2,0 ___________________________________
M.f. sp. __________________________________________________
D.S. ___________________________________________________
Задание № 5.Переведите на латинский язык двумя способами: без сокращений и с сокращениями:
1. Возьми: Цветков ромашки 30,0 ________________________________
Выдать. Обозначить. _________________________________
2. Возьми: Аскорбиновой кислоты _______________________________
Рибофлавина ______________________________________
Никотиновой кислоты по 0,025 ________________________
Тиамина хлорида 0,002 _______________________________
Глюкозы 0,1 ________________________________________
Смешай, пусть получится порошок. _____________________
Выдай такие дозы числом 20. __________________________
Обозначь. __________________________________________
3. Возьми: Экстракта алоэ ______________________________________
Порошка корня ревеня по 0,1___________________________
Экстракта красавки 0,015 _____________________________
Смешай, пусть получится порошок. _____________________
Выдай такие дозы числом 20. _________________________
Обозначь. ___________________________________________
4. Возьми: Свечи «Анестезол» числом 10 ___________________________
Выдай.____________ __________________________________
Обозначь._________________________________________
5. Возьми: Таблетки экстракта валерианы 0,02, ______________________
покрытые оболочкой, числом 50 _____________________
Выдай. Обозначь. __________________________________
6. Возьми: Спиртового раствора йода 5% - 2 мл ____________________
Таннина 3,0 _________________________________________
Глицерина 10,0 ______________________________________
Смешай. Выдай. Обозначь.____________________________
Список литературы
Основные источники:
1. Городкова, Ю.И. Латинский язык [Текст]: учеб. для мед. колледжей и училищ \ Ю.И. Городкова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 315 с.
2. Панасенко, Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией [Текст]: учеб. для мед. колледжей \ Ю.Ф. Панасенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 352 с.
Дополнительные источники:
1. Государственная фармакопея Российской Федерации [Текст]: – 12 изд. часть 1. – Москва: Научный центр экспертизы средств медицинского применения, 2007. – 704 с.
2. Приказ МЗ РФ № 1175н от 20.12.2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Российская газета (ред. 15.06.2015).
Приложение 1
Приложение 2
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
Adspersorium - присыпка Ampulla - ампула Capsula - капсула Decoctum - отвар Dragee - драже Emplastrum - пластырь Emulsum - эмульсия Extractum - экстракт Globulus - шарик Gutta - капля Infusum - настой Linimentum - линимент Mixtura - микстура | Oleum – масло Pasta - паста Pilula - пилюля Pulvis - порошок Sirupus – сироп Solutio - раствор Species – сбор Suppositorium – свеча (суппозитория) Suspensio - суспензия Tabuletta - таблетка Tinctura - настойка Unguentum – мазь |
ЧАСТИ РАСТЕНИЙ
Bacca – ягода Bulbus – луковица Cortex - кора Folium - лист Flos - цветок Fructus - плод Gemma – почка | Herba - трава Nux - орех Semen – семя Radix - корень Rhizoma - корневище Tuber – клубень |
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 1 СКЛОНЕНИЯ
Althaea, ae, f – алтей Aloe, es, f – алое Ampulla, ae, f – ампула Amygdala, ae, f – миндаль Belladonna, ae, f – красавка Betula, ae, f – береза Calendula, ae, f – ноготки Camphora, ae, f – камфора Capsula, ae, f – капсула Charta, ae, f – бумага Chamomilla, ae, f – ромашка Cera, ae, f – воск Collega, ae, m – товарищ Convallaria, ae, f – ландыш Cucurbita, ae, f – тыква Ephedra, ae, f – эфедра Farfara, ae, f – мать-и-мачеха Glycyrrhiza, ae, f – солодка, лакричник Liquiritia, ae, f – солодка, лакричник Gutta, ae, f – капля Herba, ae, f – трава | Herba, ae, f – трава Hippophae, es, f – облепиха Kalanchoe, es, f – каланхоэ Lagena, ae, f – склянка, бутылка Mentha, ae, f – мята Officina, ae, f – аптека Olla, ae, f – банка Oryza, ae, f – рис Pharmaceuta, ae, m – фармацевт Planta, ae, f – растение Rosa, ae, f – роза, шиповник Salvia, ae, f – шалфей Scatula, ae, f – коробочка Schizandra, ae, f – лимонник Senna, ae, f – сенна Terebinthina, ae, f – терпентин, живица Thea, ae, f – чай Tilia, ae, f – липа Urtica, ae, f – крапива Valeriana, ae , f – валериана |
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 2 СКЛОНЕНИЯ
Absinthium, i, n – полынь Acetum, i, n – уксус Acidum, i, n – кислота Adonisidum, i, n – адонизид Adrenalinum, i, n – адреналин Albucidum, i, n – альбуцид Amidopyrinum, i, n – амидопирин Amylum, i, n – крахмал Anaesthesinum, i, n – анестезин Analginum, i, n – анальгин Anisum, i, m – анис Antidotum, i, n – противоядие Atropinum, i, n – атропин Bacillus, i, f – палочка Bolus, i, f – глина Cacao – какао | Chloralum hydratum, i, n – хлорал гидрат Chloroformium, i, n – хлороформ Citralum, i, n – цитраль Codeinum, i, n – кодеин Coffeinum, i, n – кофеин Collargolum, i, n – коларгол Collodium, i, n – коллодий Cordiaminum, i, n – кордиамин Corvalolum, i, n – корвалол Crataegus, i, f – боярышник Dermatolum, i, n – дерматол Dibazolum, i, n – дибазол Dimedrolum, I, n – димедрол Equisetum, i, n – хвощ Eucalyptus, i, f – эвкалипт |
Euphyllinum, i, n – эуфиллин Foeniculum, i, n – фенхель, укроп Furacilinum, i, n – фурациллин Ginseng – женьшень Glycerinum, i, n – глицерин Glucosum, i, n – глюкоза Gossypium, i, n – вата Helianthus, i, m – подсолнечник Hyoscyamus, i, n – белена Hypericum, i, n – зверобой Ichthyolum, i, n – ихтиол Juniperus, i, f – можжевельник Lanolinum, i, n – ланолин Laevomycetinum, i, n – левомицетин Leonurus, i, m – пустырник Linum, i, n – лен Locus, i, m – место Lycopodium, i, n – ликоподий Medicamentum, i, n – лекарство Medicus, i, m – врач Mentholum, i, n – ментол Methylenum coeruleum, i, n – метиленовая синь Millefolium, i, n – тысячелистник Morphinum, i, n – морфин Norsulfazolum, i, n – норсульфазол Novocainum, i, n – новокаин Numerus, i, m – число Opium, i, n – опий Oxycoccus, i, n – клюква Paraffinum, i, n – парафин Penicillinum, i, n – пенициллин Pepsinum, i, n – пепсин Persicum, i, n – персик | Phenacetinum, i, n – фенацетин Phenolum, i, n – фенол Phthalazolum, i, n – фталозол Pinus, i, f – сосна Platyphyllinum, i, n – платифиллин Protargolum, i, n – протаргол Resorcinum, i, n – резорцин Rheum, i, n – ревень Ricinus, i, m – клещевина Saccharum, i, n – сахар Sirupus, i, m – сироп Streptocidum, i, n – стрептоцид Streptomycinum, i, n – стрептомицин Strophantus, i, n – строфант Strychninum, i, n – стрихнин Succus, i, m – сок Sulfacylum-Natrium, i, n – Сульфацил натрий Talcum, i, n – тальк Tanninum, i, n – танин Terpinum hydratum, i, n – терпин гидрат Thealbinum, i, n – теальбин Thymolum, i, n – тимол Triticum, i, n – пшеница Uva (ae) ursi, - толокнянка (медвежье ушко) Validolum, i, n – валидол Vaselinum, i, n – вазелин Venenum, i, n – яд Vitaminum, i, n – витамин Vitrum, i, n – склянка Xeroformium, i, n – ксероформ |
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 3 СКЛОНЕНИЯ
Мужской род 3 склонения
Aether, eris, m – эфир Carbo, onis, m – уголь Color, oris, m – цвет Cortex, icis, m – кора Dolor, oris, m – боль Flos, oris, m – цветок Homo, inis, m – человек Liquor, oris, m – жидкость Odor, oris, m – запах Pulvis, eris, m – порошок | Sapo, onis, m – мыло Sapor, oris, m – вкус Sulfas, atis, m – сульфат Nitras, atis, m – нитрат Liquor Ammonii anisatus – нашатырно-анисовые капли Liquor ammonii caustici (solutio ammonii caustici) – нашатырный спирт Liquor Burovi – жидкость Бурова |
Женский род 3 склонения
Adonis, idis, f – адонис, горицвет Apis, is, f – пчела Arachis, idis, f – арахис Ars, artis, f – искусство Aspersio, ionis, f – присыпка Basis, is, f – база, основа Basis unguentorum – мазевая основа Bidens, ntis, f – череда Borax, acis, f – бура Digitalis, is, f – наперстянка Dosis, is, f – доза Pro dosi – разовая доза Filix, icis, f – папоротник Gaster, tris, f – желудок Hirudo, inis, f – пиявка Injectio, ionis, f – инъекция Pro injectionibus – для инъекций | Lex, legis, f – закон Mays, idis, f – кукуруза Narcosis, is, f – наркоз Pro narcosi – для наркоза Nux, nucis, f – орех Mucilago, inis, f – слизь Pars, partis, f – часть Pax, pacis, f – мир Pix, icis, f – смола Pix (icis) liquida (ae), f – деготь Plantago, inis, f – подорожник Radix, icis, f – корень Sinapis, is, f – горчица Charta sinapisata, f – горчичник Solutio, ionis, f – раствор Thermopsis, idis, f – термопсис Vitis (is) idaea (ae), f – брусника |
Cредний род 3 склонения
Alumen, inis, n – квасцы Caput, itis, n – голова Cor, cordis, n – сердце Corpus, oris, n – тело Echinopanax, acis, n – заманиха Elixir, iris, n – эликсир Elixir pectorale – грудной эликсир Hepar, is, n – печень (человека) Jecur, oris, n – рыбья печень Oleum Jecoris – рыбий жир Os, oris, n – рот Per os – через рот Per rectum – ректально Oss, ossis, n – кость Lac, lactis, n – молоко Mel, mellis, n – мед | Nomen, inis, n – имя Nuphar, aris, n – кубышка (растение) Rhizoma, matis, n – корневище Ribes, is, n – смородина Sal, salis, n – соль Secale (is) cornutum, n – спорынья Semen, inis, n – семя Stigma, atis, n – рыльце (у цветков) Sulfur, uris, n – сера Tempus, oris, n – время Ex tempore – во время, по мере необходимости Tuber, eris, n – клубень Viride (is) nitens – зелень бриллиантовая |
Приложение 3
к Порядку назначения и выписывания
лекарственных препаратов,
утвержденному приказом
Минздрава России
от 20 декабря 2012 г. N 1175н
ДОПУСТИМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЦЕПТУРНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Сокращение | Полное написание | Перевод |
aa | ana | по, поровну |
ac.acid. | acidum | кислота |
amp. | ampulla | ампула |
aq. | aqua | вода |
aq. destill. | aqua destillata | дистиллированная вода |
but. | butyrum | масло (твердое) |
comp., cps | compositus (a, um) | сложный |
D. | Da (Detur, Dentur) | Выдай (пусть будет выдано, пусть будут выданы) |
D.S. | Da. Signa Detur. Signetur | Выдай, обозначь Пусть будет выдано, обозначено |
D.t.d. | Da (Dentur) tales doses | Выдай (Пусть будут выданы) такие дозы |
Dil. | dilutus | разведенный |
div.in p.aeq. | divide in partes aequales | раздели на равные части |
extr. | extractum | экстракт, вытяжка |
f. | fiat (fiant) | Пусть образуется (образуются) |
qtt. | qutta, guttae | капля, капли |
inf. | infusum | настой |
in amp. | in ampullis | в ампулах |
in tabl. | in tab(u)lettis | в таблетках |
lin. | linimentum | жидкая мазь |
liq. | liquor | жидкость |
m. pil. | massa pilularum | пилюльная масса |
M. | Misce. (Misceatur) | Смешай (Пусть будет смешано) |
N. | numero | числом |
ol. | oleum | масло (жидкое) |
past. | pasta | паста |
Pil. | pilula | пилюля |
p.aeq. | partes aequales | равные части |
ppt., praec. | praecipitatus | Осажденный |
pulv. | pulvis | Порошок |
q.s. | quantum satis | Сколько потребуется, сколько надо |
r., rad. | radix | корень |
Rp. | Recipe | Возьми |
Rep. | Repete, Repetatur | Повтори (Пусть будет повторено) |
rhiz. | rhizoma | корневище |
S. | Signa. (Signetur) | Обозначь (Пусть будет обозначено) |
sem. | semen | семя |
simpl. | simplex | простой |
sir. | sirupus | сироп |
sol. | solutio | раствор |
supp. | suppositorium | свеча |
tabl. | tabuletta | таблетка |
t-ra, tinct. | tinctura | настойка |
ung. | unguentum | мазь |
vitr. | vitrum | склянка |
Приложение 4
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для самостоятельной работы студентов I курса
по специальности 33.02.01 Фармация
Дисциплина
ОП.01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
Студент (ФИО) ______________________________
Курс ___________
Группа _________
Преподаватель (ФИО) ________________________
Екатеринбург, 2016
________________________________________________________________
Рабочая тетрадь по основам латинского языка с медицинской терминологией для самостоятельной работы студентов I курса по специальности 33.02.01 Фармация/ Сост. Шамгунова С.Р., Анисимова И.В.; - Екатеринбург: Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК», 2016. – 53 с.
Рецензент: А.С. Яценко, доцент кафедры логопедии и клиники дезонтогенеза, к.м.н. ФГБОУ ВПО УрГПУ.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» предназначена для самоконтроля и самоподготовки студентов I курса очной и очно-заочной форм обучения по специальности 33.02.01 Фармация.
Цель рабочей тетради: помочь обучающимся отработать умения правильно читать и писать на латинском языке медицинские и фармацевтические термины, способствовать развитию ОК.1, ОК.4.
Учебное пособие рассмотрено на заседании ЦМК ОПД (протокол №8 от 13.02.2016)
Рассмотрено и одобрено на заседании Центрального методического совета колледжа №_____ от «____»________________ 2016 года
Председатель ЦМС ____________О.В. Ледянкина
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. | ||
Раздел 1. Фонетика | ||
Тема 1.1. | Фонетика……………………………………………………… | |
Раздел 2. Морфология | ||
Тема 2.1. | Глагол. Спряжение глаголов и основа. Неопределенная форма глагола. Повелительное наклонение. Сослагательное наклонение глаголов. Глагол «fio», «fieri»………………………………………… |