Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.»

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.»

В данном разделе рассматриваются вопросы:

à Понятия о лекарственном веществе, лекарственной форме, лекарственном препарате.

à Рецепт, его структура.

à Правила прописи твердых лекарственных форм: порошков, таблеток, драже, капсул, гранул

*Задание №1 Переведите на латинский язык

Таблетки___________________________________________

Порошок____________________________________________

Драже______________________________________________

Капсулы_____________________________________________

*Задание №2Дайте определение

Таблетки -_________________________________________________________

Простой порошок -___________________________________________________

Драже -__________________________________________________________

**Задание №3Обозначьте цифрами

Вес разделенного порошкаот______________до__________

1 миллиграмм___________________________________

0,5 сантиграмма_________________________________

3 дециграмма____________________________________

2 грамма________________________________________

Совместите единицы массы с их обозначениями, принятыми в рецептурных прописях:

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

**Задание №4Выписать рецепты :

1. 10 порошков, содержащих по 0,025 папаверина гидрохлорида

(Papaverinihydrochloridum) и по 0,05 анальгина (Analginum). Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

2. 20 порошков дибазола(Dibasolum) в дозе 0,5 мг .Назначить по одному порошку 3 раза в день.

3.Присыпку в которой оксида цинка (Zincioxtydum)10 % от общей массы.

4. 20 таблеток, содержащих папаверина гидрохлорида 20 мг и дибазола 50 мг. Назначить по 1 таблетке утром и вечером.

5. 50 драже аскорбиновой кислоты( Acidumascorbinicum) по 5 сантиграмм . Назначить по 1 драже 1 раз в день.

6.Выписать 20 таблеток «Никоверин» («Nicoverinum»). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.

       
 
Rp. :  
 
Rp. :  

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

***Задание №5Выпишите рецепты

1. Фенасал(Phenasalum) в порошках для однократного приема в дозе 2,0 при инвазии широким лентецом.

2. Рутин (Rutinum) в порошках для употребления внутрь, 40 мг на прием.

3. Порошок из листьев наперстянки (Digitalis) ребенку 14 лет, исходя из разовой дозы взрослого 50 мг. Назначить 2 раза в день внутрь.

4. Присыпку, содержащую 5% висмута субнитрата(Bismutisubnitras) и равные количества талька и окиси цинка, для припудривания участков кожи с повышенной потливостью.

5. Таблетки дротаверина(Drotaverinum) по 40 мг, суточная доза 240 мг.

6. Димедрол (Dimedrolum) днем и на ночь ребенку 2 лет, если разовая доза взрослого, содержащаяся в 1 таблетке, составляет 50 мг.

7. Таблетки "Сустак-форте" ("Sustac-forte"). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день внутрь.

8. Пирацетам(Pyracetamum) в таблетках, покрытых оболочкой, по 0,2 на 8-недельный курс лечения в суточной дозе 1,2.

9. Драже диазолина(Diazolinum) по 50 мг в суточной дозе 0,1

10. 20 порошков, содержащих 20 мг анальгина ( Analginum ) и 10 мг Фенобарбитала (Phenobarbitalum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

Rp. :  
Rp. :  

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

Занятие № 6 «Антибиотики»

В данном разделе рассматриваются вопросы:

à Понятие об антибиотиках.

à Основные принципы антибиотикотерапии

à Классификация антибиотиков по химической структуре.

à Общая характеристика препаратов разных групп: механизм действия,спектр действия, показания к применению.

* Задание №1Заполните таблицу,указав принадлежность к группе. Используйте символ «+»

      Цефалоспорины   Пенициллины   Тетрациклины   Аминогликозиды   Макролиды   монобактамы
Ампициллин            
Карбенициллин              
Рокситромицин              
Амоксициллин              
Цефалоридин              
  Цефалоспорины Пенициллины Тетрациклины Тетрациклины Макролиды монобактамы
Доксициклин              
Гентамицин              
Азтреонам              
Кларитромицин              

**Задание №2Заполните таблицу, используя символ «+»Сравнительная характеристика цефалоспоринов

Параметры сравнения Цефалексин Цефуроксим Цефотаксим Цефтазидин Цефепим
Поколение          
Путь введения            
Действие на синегнойную палочку          
Нефротоксическое действие          

**Задание №3Дайте сравнительную характеристику некоторых антибиотиков широкого спектра действия



Параметры сравнения Стрептомицин Гентамицин Тетрациклин Левомицетин
Характер действия   Бактерицидный        
Бактериостатический        
Пути введения Парентерально        
Внутрь        
Применение          
Побочное действие          

При заполнении рубрики «Применение» используйте буквенные индексы следующих показаний:

А. Туберкулез

Б .Инфекции. вызываемые синегнойной палочкой

В. Сепсис

г. Холера чума

д. Бактериальный менингит

При заполнении рубрики «Побочное действие» используйте буквенные индексы следующих побочных эффектов:

З. Ототоксическое и вестибулотоксическоеи действие

И. Нарушение кроветворения

К. Нефротоксическое действие

л. Гепатотоксическое действие

М. Нарушение формирования скелета

*Задание №4. Сопоставь название препарата со спектром действия и укажите побочный эффект.

  Грамм+ флора Грамм- флора Широкий спектр действия Активность в отношении синегнойной палочки Действие на возбудитель туберкулеза Побочный эффект Укажите основной
Доксициклин              
Эритромицин              
Рокситромицин              
Амоксициллин              
Цефалексин              
Полимиксин              
Левомицетин              
Карбенициллин              
Амикацин              
Азлоциллин              
Имипинем              
Рифампицин              
Азтреонам              

**Задание № 5Заполни таблицу. Определи препарат.

Название препарата Характеристика препарата Форма выпуска
  Антибиотик широкого спектра действия, к нему чувствительны большинство Грамм+ и Грамм- микроорганизмов. Применяется при сыпном тифе, бруцеллезе, чуме, холере. Противопоказан беременным женщинам из-за тератогенного действия. Таблетки 0,005; 0,1; 0,25 г Глазная мазь 1% Флаконы для внутримышечныхиньекций.
  Обладают широким спектром действия, к нему чувствительны микроорганизмы, устойчивые к пенициллинам. Применяют как резервный антибиотик при гнойно-септических заболеваниях, вызываемых стафилококками, стрептококками, диплококками, протеем. Предназначен только для парентерального введения. Флаконы по 0,25; 0,5 и 1 грамму.
  Действует бактериостатически в отношении стрептококков, стафилококков, пневмококков, гонококков, возбудителей трахомы, сифилиса. Используют для лечения микоплазменной инфекции. Из побочных эффектов часто: тошнота, рвота, понос. Таблетки 0,1 и 0,25 Капсулы 0,1 и 0,2 Мазь в тубах.
  Антибиотик группы биосинтетических пенициллинов, отличается устойчивостью в кислой среде поэтому эффективен при приеме внутрь. Таблетки 0,25 Суспензия для приема внутрь.
  Антибиотик группы пенициллина пролонгированного действия. Продолжительность действия до 4 недель. Вводится только внутримышечно.   Флаконы по 1500000 ЕД
  Антибиотик высоко эффективен в отношении кишечной палочки, синегнойной палочки, протея. Обладает сильным токсическим действием на почки.   Таблетки по 500 000 ЕД линимент

*Задание №3Выпишите рецепты

1.Бензилпенициллин натриевую соль ребенку 4 раза в день внутримышечно по 200 000 ЕД

2.Мазь с эритромицином при коньюктивите

Rp.   Rp.  

Вопрос

1.ментол 6.лидокаин

2.раствор аммиака 7.висмута нитрат основной

3.уголь активированный 8.артикаин

4.отвар коры дуба 9.горчичная бумага

5. слизь крахмальная 10. винилин (Бальзам Шостаковского)

Ответ

А.Раздражающие средства Г.Адсорбирующие средства

Б. Местно-анестезирующие средства Д.Обволакивающие средства

В.Пленкообразующие средства Е. Вяжущие средства

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10-

*Задание №3

Объясните целесообразность комбинированного применения местных анестетиков с адреналином, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности:

1.Снижение побочного резорбтивного действия

2.Сужение сосудов в месте иньекции адреналина

3.Усиление местно-анестезирующего действия

4.Уменьшение всасывания местного анестетика в системный кровоток

       

*Задание №4Соотнесите вопрос- название препарата и ответ- механизм действия

Вопрос

1.водный раствор аммиака

2.Артикаин

3.танин

4.слизь крахмальная

Ответ

А.Образует коллоидную пленку в области чувствительных нервных окончаний

Б.Вызывает поверхностную коагуляцию белков в области чувствительных нервных окончаний

В.Блокирует натриевые каналы мембран чувствительных нейронов

Г.Стимулирует чувствительные нервные окончания

1- 2- 3- 4-

**Задание №5Выписать в рецепте

1. 40 мл 2% спиртового раствора ментола для втирания в область сустава

2.Уголь активированный в таблетках по 500 мг. Назначить по 1 таблетке 2 раза в день

3. 100 мл 5% раствора танина для обработки ожоговой поверхности

4. 10 ампул по 5 мл 2% раствора новокаина для проводниковой анестезии

Rp.     Rp.  
Rp.     Rp.  

*Задание №6Решите задачу

Перед применением горчичники поместили в посуду с температурой воды 80 градусов на 20 секунд. После аппликации горчичника на кожу эффект отсутствовал. Объясните, с чем связано отсутствие эффекта.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средства, действующие на эфферентную иннервацию.

*Задание №1Запиши предложение, восполнив пробел

Применение М-холиномиметиков создает эффекты_________________________ПСНС

Фармакологические эффекты антихолинэстеразных средств воспроизводят эффекты ______ПСНС

Фармакологические эффекты ганглиоблокаторов являются результатом блокады ганглиев___________________и______________________________

Фармакологические эффекты препаратов атропина воспроизводят эффекты______________ПСНС

Применение адреномиметиков создает эффекты_____________________________________СНС

Фармакологические эффекты симпатолитиков противоположны эффектам_______________СНС

*Задание №2Объясните противопоказания к назначению средств, стимулирующиххолинергические синапсы, продолжив следующие утверждения

  • М-холиномиметики и антихолинэстеразные средства противопоказаны при бронхиальной астме, потому что______________________________________________________________
  • М-холиномиметики и антихолинэстеразные средства противопоказаны при спазмах кишечника, потому что__________________________________________________________
  • М-холиномиметики и антихолинэстеразные средства с осторожностью применяются при язвенной болезни и гиперацидном гастрите, потому что______________________________

*Задание №3Объясните механизм действия антихолинэстеразных средств, расположивнижеприведенные утверждения в логической последовательности.

1.Ингибирование ацетилхолинэстеразы

2.Накопление эндогенного ацетилхолина в синаптической щели

3.Уменьшение гидролиза ацетилхолина в синаптической щели

4.Стимуляция постсинаптическиххолинорецепторов эндогенным ацетилхолина

       

**Задание №4Соотнесите вопрос- название препарата и ответ- фармакологическую группу

  1. Атропин А. М-холинолитики
  2. Адреналин Б. N-холинолитики
  3. Пилокарпин В. МN-холиномиметики
  4. Ипратропий Г. Антихолинэстеразные средства
  5. Платифиллин Д. М-холиномиметики
  6. Пентамин Е. £β-адреноблокатор
  7. Добутамин Ж.N-холиномиметики
  8. Ксилометазолин З. £β-адреномиметик
  9. Эфедрин И. £-адреномиметик
  10. Сальбутамол К. β1-адреномиметик

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10-

**Задание №5Соотнесите вопрос- название препарата и ответ-показание к применению

А.Лечение гипертонической болезни

  1. Адреналина гидрохлорид Б.Лечение ринита

В. Применяется при тахикардии, стенокардии,

  1. Эфедрина гидрохлорид Г. Купирование приступа бронхиальной астмы
  2. НафтизинД.Прим. при шоке, коллапсе, остановкесердца
  3. АнаприлинЕ.Для повышения АД и местно при ринитах
  4. Сальбутамол Ж. Бронхолитик ингаляционный
  5. Мезатон
  6. Атенолол

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8-

**Задание №6Сравните эфедрин и адреналин по параметрам таблицы

Параметры сравнения Эфедрин Адреналин
Эффективен только при пероральном введении    
Эффективен при приеме внутрь    
Продолжительность действия (мин, час)    
Основной механизм действия    
Влияние на тонус кровеносных сосудов    

**Задание №7Решите задачи

1После прогулки в одном из пионерских лагерей два мальчика почувствовали себя очень плохо. При осмотре фельдшер обнаружил: частый пульс, сухость во рту, затрудненное глотание и мочеиспускание, поведение детей было беспокойным. Употребление чего могло вызвать такие симптомы. Какие меры необходимо принять для оказания помощи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2После подкожного введения бензогексония больной пренебрег советом медсестры о необходимости находится в постели в течении часа после иньекции. При попытке встать он потерял сознание и упал. Что произошло с больным и почему? Какие срочные меры необходимо принять для оказания помощи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

**Задание № 8Выпишите рецепт

1. препарат группы β2 адреноблокаторов для лечения гипертонической болезни

2. сосудосуживающие капли в нос

3. раствор адреналина для оказания помощи при приступе бронхиальной астмы

4. аэрозоль сальбутамол

Rp   Rp
Rp   Rp

А Б

       
 
Rp. :  
 
Rp. :  

Rp.

В Г

       
 
Rp.
 
Rp.
 

*Задание №5 Реши задачу

Задание №5Решите задачу

Больному назначено внутривенное введение 120 мг эуфиллина. Какое количество мл раствора должна ввести медсестра и с соблюдением каких правил? Какие потенциальные проблемы могут возникнуть у больного?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие № Тема: « Витамины»

В данном разделе рассматриваются следующие вопросы:

v История открытия витаминов

v Понятия гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.

v Группы витаминов. Источники, биологическая роль, признаки недостатка различных витаминов.

v Витаминные препараты. Применение в медицине.

*Задание №1Определите название витамина

  С А В2 Е В6 Вс В12 Д2 РР В1
Рибофлавин                      
Тиамин                      
Цианокобаломин                      
Аскорбиновая кислота                      
Пиридоксин                      
Токоферол                      
Фолиевая кислота                      
Никотиновая кислота                      
Ретинол                      
Эргокальциферол                      

*Задание №2Решите задачу

Ребенок 8 месяцев. Имеет деформации костного скелета, гипотония мышц. Плохой сон, вздрагивает от громкого шума, повышена потливость.

Назначьте препарат для лечения данного заболевания. Выпишите рецепт.

Rp. :

**Задание №2Продолжить фразу

1.Водорастворимые витамины _______________________________________________________

2.Жирорастворимые витамины ______________________________________________________

3.К возникновению пеллагры приводит недостаточность витамина _______________________

4.При назначении противотуберкулезных препаратов необходимо применять витамин _____

5.На процессы кроветворения оказывает влияние витамин ________________________________

6.Антицинготный витамин __________________________________________________________

7.Противоязвенный фактор, применяется для лечения язвенной болезни желудка ___________

8.Большое количество витамина С содержится в продуктах _______________________________

9.Суточная потребность в витамине С_________________________________________________

10.Ксерофтальмию вызывает дефицит витамина _______________________________________

11.Для профилактики рахита назначают витамин _______________________________________

12.Профилактическая доза витамина Д_________________________________________________

13.Антигемморагическим эффектом обладает витамин ___________________________________

14.На состояние репродуктивной функции влияет витамин ________________________________

15.Витамин Д на уровне почек способствует _____________________________________________

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.»

В данном разделе рассматриваются вопросы:

à Понятия о лекарственном веществе, лекарственной форме, лекарственном препарате.

à Рецепт, его структура.

à Правила прописи твердых лекарственных форм: порошков, таблеток, драже, капсул, гранул

*Задание №1 Переведите на латинский язык

Таблетки___________________________________________

Порошок____________________________________________

Драже______________________________________________

Капсулы_____________________________________________

*Задание №2Дайте определение

Таблетки -_________________________________________________________

Простой порошок -___________________________________________________

Драже -__________________________________________________________

**Задание №3Обозначьте цифрами

Вес разделенного порошкаот______________до__________

1 миллиграмм___________________________________

0,5 сантиграмма_________________________________

3 дециграмма____________________________________

2 грамма________________________________________

Совместите единицы массы с их обозначениями, принятыми в рецептурных прописях:

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

**Задание №4Выписать рецепты :

1. 10 порошков, содержащих по 0,025 папаверина гидрохлорида

(Papaverinihydrochloridum) и по 0,05 анальгина (Analginum). Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

2. 20 порошков дибазола(Dibasolum) в дозе 0,5 мг .Назначить по одному порошку 3 раза в день.

3.Присыпку в которой оксида цинка (Zincioxtydum)10 % от общей массы.

4. 20 таблеток, содержащих папаверина гидрохлорида 20 мг и дибазола 50 мг. Назначить по 1 таблетке утром и вечером.

5. 50 драже аскорбиновой кислоты( Acidumascorbinicum) по 5 сантиграмм . Назначить по 1 драже 1 раз в день.

6.Выписать 20 таблеток «Никоверин» («Nicoverinum»). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.

       
 
Rp. :  
 
Rp. :  

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

***Задание №5Выпишите рецепты

1. Фенасал(Phenasalum) в порошках для однократного приема в дозе 2,0 при инвазии широким лентецом.

2. Рутин (Rutinum) в порошках для употребления внутрь, 40 мг на прием.

3. Порошок из листьев наперстянки (Digitalis) ребенку 14 лет, исходя из разовой дозы взрослого 50 мг. Назначить 2 раза в день внутрь.

4. Присыпку, содержащую 5% висмута субнитрата(Bismutisubnitras) и равные количества талька и окиси цинка, для припудривания участков кожи с повышенной потливостью.

5. Таблетки дротаверина(Drotaverinum) по 40 мг, суточная доза 240 мг.

6. Димедрол (Dimedrolum) днем и на ночь ребенку 2 лет, если разовая доза взрослого, содержащаяся в 1 таблетке, составляет 50 мг.

7. Таблетки "Сустак-форте" ("Sustac-forte"). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день внутрь.

8. Пирацетам(Pyracetamum) в таблетках, покрытых оболочкой, по 0,2 на 8-недельный курс лечения в суточной дозе 1,2.

9. Драже диазолина(Diazolinum) по 50 мг в суточной дозе 0,1

10. 20 порошков, содержащих 20 мг анальгина ( Analginum ) и 10 мг Фенобарбитала (Phenobarbitalum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

Rp. :  
Rp. :  

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru

Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.» - student2.ru


Наши рекомендации