Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.»
Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.»
В данном разделе рассматриваются вопросы:
à Понятия о лекарственном веществе, лекарственной форме, лекарственном препарате.
à Рецепт, его структура.
à Правила прописи твердых лекарственных форм: порошков, таблеток, драже, капсул, гранул
*Задание №1 Переведите на латинский язык
Таблетки___________________________________________
Порошок____________________________________________
Драже______________________________________________
Капсулы_____________________________________________
*Задание №2Дайте определение
Таблетки -_________________________________________________________
Простой порошок -___________________________________________________
Драже -__________________________________________________________
**Задание №3Обозначьте цифрами
Вес разделенного порошкаот______________до__________
1 миллиграмм___________________________________
0,5 сантиграмма_________________________________
3 дециграмма____________________________________
2 грамма________________________________________
Совместите единицы массы с их обозначениями, принятыми в рецептурных прописях:
**Задание №4Выписать рецепты :
1. 10 порошков, содержащих по 0,025 папаверина гидрохлорида
(Papaverinihydrochloridum) и по 0,05 анальгина (Analginum). Назначить по 1 порошку 2 раза в день.
2. 20 порошков дибазола(Dibasolum) в дозе 0,5 мг .Назначить по одному порошку 3 раза в день.
3.Присыпку в которой оксида цинка (Zincioxtydum)10 % от общей массы.
4. 20 таблеток, содержащих папаверина гидрохлорида 20 мг и дибазола 50 мг. Назначить по 1 таблетке утром и вечером.
5. 50 драже аскорбиновой кислоты( Acidumascorbinicum) по 5 сантиграмм . Назначить по 1 драже 1 раз в день.
6.Выписать 20 таблеток «Никоверин» («Nicoverinum»). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
|
|
***Задание №5Выпишите рецепты
1. Фенасал(Phenasalum) в порошках для однократного приема в дозе 2,0 при инвазии широким лентецом.
2. Рутин (Rutinum) в порошках для употребления внутрь, 40 мг на прием.
3. Порошок из листьев наперстянки (Digitalis) ребенку 14 лет, исходя из разовой дозы взрослого 50 мг. Назначить 2 раза в день внутрь.
4. Присыпку, содержащую 5% висмута субнитрата(Bismutisubnitras) и равные количества талька и окиси цинка, для припудривания участков кожи с повышенной потливостью.
5. Таблетки дротаверина(Drotaverinum) по 40 мг, суточная доза 240 мг.
6. Димедрол (Dimedrolum) днем и на ночь ребенку 2 лет, если разовая доза взрослого, содержащаяся в 1 таблетке, составляет 50 мг.
7. Таблетки "Сустак-форте" ("Sustac-forte"). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день внутрь.
8. Пирацетам(Pyracetamum) в таблетках, покрытых оболочкой, по 0,2 на 8-недельный курс лечения в суточной дозе 1,2.
9. Драже диазолина(Diazolinum) по 50 мг в суточной дозе 0,1
10. 20 порошков, содержащих 20 мг анальгина ( Analginum ) и 10 мг Фенобарбитала (Phenobarbitalum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.
|
|
Занятие № 6 «Антибиотики»
В данном разделе рассматриваются вопросы:
à Понятие об антибиотиках.
à Основные принципы антибиотикотерапии
à Классификация антибиотиков по химической структуре.
à Общая характеристика препаратов разных групп: механизм действия,спектр действия, показания к применению.
* Задание №1Заполните таблицу,указав принадлежность к группе. Используйте символ «+»
Цефалоспорины | Пенициллины | Тетрациклины | Аминогликозиды | Макролиды | монобактамы | |
Ампициллин | ||||||
Карбенициллин | ||||||
Рокситромицин | ||||||
Амоксициллин | ||||||
Цефалоридин | ||||||
Цефалоспорины | Пенициллины | Тетрациклины | Тетрациклины | Макролиды | монобактамы | |
Доксициклин | ||||||
Гентамицин | ||||||
Азтреонам | ||||||
Кларитромицин |
**Задание №2Заполните таблицу, используя символ «+»Сравнительная характеристика цефалоспоринов
Параметры сравнения | Цефалексин | Цефуроксим | Цефотаксим | Цефтазидин | Цефепим |
Поколение | |||||
Путь введения | |||||
Действие на синегнойную палочку | |||||
Нефротоксическое действие |
**Задание №3Дайте сравнительную характеристику некоторых антибиотиков широкого спектра действия
Параметры сравнения | Стрептомицин | Гентамицин | Тетрациклин | Левомицетин | |
Характер действия | Бактерицидный | ||||
Бактериостатический | |||||
Пути введения | Парентерально | ||||
Внутрь | |||||
Применение | |||||
Побочное действие |
При заполнении рубрики «Применение» используйте буквенные индексы следующих показаний:
А. Туберкулез
Б .Инфекции. вызываемые синегнойной палочкой
В. Сепсис
г. Холера чума
д. Бактериальный менингит
При заполнении рубрики «Побочное действие» используйте буквенные индексы следующих побочных эффектов:
З. Ототоксическое и вестибулотоксическоеи действие
И. Нарушение кроветворения
К. Нефротоксическое действие
л. Гепатотоксическое действие
М. Нарушение формирования скелета
*Задание №4. Сопоставь название препарата со спектром действия и укажите побочный эффект.
Грамм+ флора | Грамм- флора | Широкий спектр действия | Активность в отношении синегнойной палочки | Действие на возбудитель туберкулеза | Побочный эффект Укажите основной | |
Доксициклин | ||||||
Эритромицин | ||||||
Рокситромицин | ||||||
Амоксициллин | ||||||
Цефалексин | ||||||
Полимиксин | ||||||
Левомицетин | ||||||
Карбенициллин | ||||||
Амикацин | ||||||
Азлоциллин | ||||||
Имипинем | ||||||
Рифампицин | ||||||
Азтреонам |
**Задание № 5Заполни таблицу. Определи препарат.
Название препарата | Характеристика препарата | Форма выпуска |
Антибиотик широкого спектра действия, к нему чувствительны большинство Грамм+ и Грамм- микроорганизмов. Применяется при сыпном тифе, бруцеллезе, чуме, холере. Противопоказан беременным женщинам из-за тератогенного действия. | Таблетки 0,005; 0,1; 0,25 г Глазная мазь 1% Флаконы для внутримышечныхиньекций. | |
Обладают широким спектром действия, к нему чувствительны микроорганизмы, устойчивые к пенициллинам. Применяют как резервный антибиотик при гнойно-септических заболеваниях, вызываемых стафилококками, стрептококками, диплококками, протеем. Предназначен только для парентерального введения. | Флаконы по 0,25; 0,5 и 1 грамму. | |
Действует бактериостатически в отношении стрептококков, стафилококков, пневмококков, гонококков, возбудителей трахомы, сифилиса. Используют для лечения микоплазменной инфекции. Из побочных эффектов часто: тошнота, рвота, понос. | Таблетки 0,1 и 0,25 Капсулы 0,1 и 0,2 Мазь в тубах. | |
Антибиотик группы биосинтетических пенициллинов, отличается устойчивостью в кислой среде поэтому эффективен при приеме внутрь. | Таблетки 0,25 Суспензия для приема внутрь. | |
Антибиотик группы пенициллина пролонгированного действия. Продолжительность действия до 4 недель. Вводится только внутримышечно. | Флаконы по 1500000 ЕД | |
Антибиотик высоко эффективен в отношении кишечной палочки, синегнойной палочки, протея. Обладает сильным токсическим действием на почки. | Таблетки по 500 000 ЕД линимент |
*Задание №3Выпишите рецепты
1.Бензилпенициллин натриевую соль ребенку 4 раза в день внутримышечно по 200 000 ЕД
2.Мазь с эритромицином при коньюктивите
Rp. | Rp. |
Вопрос
1.ментол 6.лидокаин
2.раствор аммиака 7.висмута нитрат основной
3.уголь активированный 8.артикаин
4.отвар коры дуба 9.горчичная бумага
5. слизь крахмальная 10. винилин (Бальзам Шостаковского)
Ответ
А.Раздражающие средства Г.Адсорбирующие средства
Б. Местно-анестезирующие средства Д.Обволакивающие средства
В.Пленкообразующие средства Е. Вяжущие средства
1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10-
*Задание №3
Объясните целесообразность комбинированного применения местных анестетиков с адреналином, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности:
1.Снижение побочного резорбтивного действия
2.Сужение сосудов в месте иньекции адреналина
3.Усиление местно-анестезирующего действия
4.Уменьшение всасывания местного анестетика в системный кровоток
*Задание №4Соотнесите вопрос- название препарата и ответ- механизм действия
Вопрос
1.водный раствор аммиака
2.Артикаин
3.танин
4.слизь крахмальная
Ответ
А.Образует коллоидную пленку в области чувствительных нервных окончаний
Б.Вызывает поверхностную коагуляцию белков в области чувствительных нервных окончаний
В.Блокирует натриевые каналы мембран чувствительных нейронов
Г.Стимулирует чувствительные нервные окончания
1- 2- 3- 4-
**Задание №5Выписать в рецепте
1. 40 мл 2% спиртового раствора ментола для втирания в область сустава
2.Уголь активированный в таблетках по 500 мг. Назначить по 1 таблетке 2 раза в день
3. 100 мл 5% раствора танина для обработки ожоговой поверхности
4. 10 ампул по 5 мл 2% раствора новокаина для проводниковой анестезии
Rp. | Rp. |
Rp. | Rp. |
*Задание №6Решите задачу
Перед применением горчичники поместили в посуду с температурой воды 80 градусов на 20 секунд. После аппликации горчичника на кожу эффект отсутствовал. Объясните, с чем связано отсутствие эффекта.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Средства, действующие на эфферентную иннервацию.
*Задание №1Запиши предложение, восполнив пробел
Применение М-холиномиметиков создает эффекты_________________________ПСНС
Фармакологические эффекты антихолинэстеразных средств воспроизводят эффекты ______ПСНС
Фармакологические эффекты ганглиоблокаторов являются результатом блокады ганглиев___________________и______________________________
Фармакологические эффекты препаратов атропина воспроизводят эффекты______________ПСНС
Применение адреномиметиков создает эффекты_____________________________________СНС
Фармакологические эффекты симпатолитиков противоположны эффектам_______________СНС
*Задание №2Объясните противопоказания к назначению средств, стимулирующиххолинергические синапсы, продолжив следующие утверждения
- М-холиномиметики и антихолинэстеразные средства противопоказаны при бронхиальной астме, потому что______________________________________________________________
- М-холиномиметики и антихолинэстеразные средства противопоказаны при спазмах кишечника, потому что__________________________________________________________
- М-холиномиметики и антихолинэстеразные средства с осторожностью применяются при язвенной болезни и гиперацидном гастрите, потому что______________________________
*Задание №3Объясните механизм действия антихолинэстеразных средств, расположивнижеприведенные утверждения в логической последовательности.
1.Ингибирование ацетилхолинэстеразы
2.Накопление эндогенного ацетилхолина в синаптической щели
3.Уменьшение гидролиза ацетилхолина в синаптической щели
4.Стимуляция постсинаптическиххолинорецепторов эндогенным ацетилхолина
**Задание №4Соотнесите вопрос- название препарата и ответ- фармакологическую группу
- Атропин А. М-холинолитики
- Адреналин Б. N-холинолитики
- Пилокарпин В. МN-холиномиметики
- Ипратропий Г. Антихолинэстеразные средства
- Платифиллин Д. М-холиномиметики
- Пентамин Е. £β-адреноблокатор
- Добутамин Ж.N-холиномиметики
- Ксилометазолин З. £β-адреномиметик
- Эфедрин И. £-адреномиметик
- Сальбутамол К. β1-адреномиметик
1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10-
**Задание №5Соотнесите вопрос- название препарата и ответ-показание к применению
А.Лечение гипертонической болезни
- Адреналина гидрохлорид Б.Лечение ринита
В. Применяется при тахикардии, стенокардии,
- Эфедрина гидрохлорид Г. Купирование приступа бронхиальной астмы
- НафтизинД.Прим. при шоке, коллапсе, остановкесердца
- АнаприлинЕ.Для повышения АД и местно при ринитах
- Сальбутамол Ж. Бронхолитик ингаляционный
- Мезатон
- Атенолол
1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8-
**Задание №6Сравните эфедрин и адреналин по параметрам таблицы
Параметры сравнения | Эфедрин | Адреналин |
Эффективен только при пероральном введении | ||
Эффективен при приеме внутрь | ||
Продолжительность действия (мин, час) | ||
Основной механизм действия | ||
Влияние на тонус кровеносных сосудов |
**Задание №7Решите задачи
1После прогулки в одном из пионерских лагерей два мальчика почувствовали себя очень плохо. При осмотре фельдшер обнаружил: частый пульс, сухость во рту, затрудненное глотание и мочеиспускание, поведение детей было беспокойным. Употребление чего могло вызвать такие симптомы. Какие меры необходимо принять для оказания помощи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2После подкожного введения бензогексония больной пренебрег советом медсестры о необходимости находится в постели в течении часа после иньекции. При попытке встать он потерял сознание и упал. Что произошло с больным и почему? Какие срочные меры необходимо принять для оказания помощи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
**Задание № 8Выпишите рецепт
1. препарат группы β2 адреноблокаторов для лечения гипертонической болезни
2. сосудосуживающие капли в нос
3. раствор адреналина для оказания помощи при приступе бронхиальной астмы
4. аэрозоль сальбутамол
Rp | Rp |
Rp | Rp |
А Б
|
|
Rp.
В Г
|
| ||||
*Задание №5 Реши задачу
Задание №5Решите задачу
Больному назначено внутривенное введение 120 мг эуфиллина. Какое количество мл раствора должна ввести медсестра и с соблюдением каких правил? Какие потенциальные проблемы могут возникнуть у больного?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие № Тема: « Витамины»
В данном разделе рассматриваются следующие вопросы:
v История открытия витаминов
v Понятия гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.
v Группы витаминов. Источники, биологическая роль, признаки недостатка различных витаминов.
v Витаминные препараты. Применение в медицине.
*Задание №1Определите название витамина
С | А | В2 | Е | В6 | Вс | В12 | Д2 | РР | В1 | |
Рибофлавин | ||||||||||
Тиамин | ||||||||||
Цианокобаломин | ||||||||||
Аскорбиновая кислота | ||||||||||
Пиридоксин | ||||||||||
Токоферол | ||||||||||
Фолиевая кислота | ||||||||||
Никотиновая кислота | ||||||||||
Ретинол | ||||||||||
Эргокальциферол |
*Задание №2Решите задачу
Ребенок 8 месяцев. Имеет деформации костного скелета, гипотония мышц. Плохой сон, вздрагивает от громкого шума, повышена потливость.
Назначьте препарат для лечения данного заболевания. Выпишите рецепт.
Rp. :
**Задание №2Продолжить фразу
1.Водорастворимые витамины _______________________________________________________
2.Жирорастворимые витамины ______________________________________________________
3.К возникновению пеллагры приводит недостаточность витамина _______________________
4.При назначении противотуберкулезных препаратов необходимо применять витамин _____
5.На процессы кроветворения оказывает влияние витамин ________________________________
6.Антицинготный витамин __________________________________________________________
7.Противоязвенный фактор, применяется для лечения язвенной болезни желудка ___________
8.Большое количество витамина С содержится в продуктах _______________________________
9.Суточная потребность в витамине С_________________________________________________
10.Ксерофтальмию вызывает дефицит витамина _______________________________________
11.Для профилактики рахита назначают витамин _______________________________________
12.Профилактическая доза витамина Д_________________________________________________
13.Антигемморагическим эффектом обладает витамин ___________________________________
14.На состояние репродуктивной функции влияет витамин ________________________________
15.Витамин Д на уровне почек способствует _____________________________________________
Занятие № 1Тема: «Общая рецептура. Твердые лекарственные формы.»
В данном разделе рассматриваются вопросы:
à Понятия о лекарственном веществе, лекарственной форме, лекарственном препарате.
à Рецепт, его структура.
à Правила прописи твердых лекарственных форм: порошков, таблеток, драже, капсул, гранул
*Задание №1 Переведите на латинский язык
Таблетки___________________________________________
Порошок____________________________________________
Драже______________________________________________
Капсулы_____________________________________________
*Задание №2Дайте определение
Таблетки -_________________________________________________________
Простой порошок -___________________________________________________
Драже -__________________________________________________________
**Задание №3Обозначьте цифрами
Вес разделенного порошкаот______________до__________
1 миллиграмм___________________________________
0,5 сантиграмма_________________________________
3 дециграмма____________________________________
2 грамма________________________________________
Совместите единицы массы с их обозначениями, принятыми в рецептурных прописях:
**Задание №4Выписать рецепты :
1. 10 порошков, содержащих по 0,025 папаверина гидрохлорида
(Papaverinihydrochloridum) и по 0,05 анальгина (Analginum). Назначить по 1 порошку 2 раза в день.
2. 20 порошков дибазола(Dibasolum) в дозе 0,5 мг .Назначить по одному порошку 3 раза в день.
3.Присыпку в которой оксида цинка (Zincioxtydum)10 % от общей массы.
4. 20 таблеток, содержащих папаверина гидрохлорида 20 мг и дибазола 50 мг. Назначить по 1 таблетке утром и вечером.
5. 50 драже аскорбиновой кислоты( Acidumascorbinicum) по 5 сантиграмм . Назначить по 1 драже 1 раз в день.
6.Выписать 20 таблеток «Никоверин» («Nicoverinum»). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
|
|
***Задание №5Выпишите рецепты
1. Фенасал(Phenasalum) в порошках для однократного приема в дозе 2,0 при инвазии широким лентецом.
2. Рутин (Rutinum) в порошках для употребления внутрь, 40 мг на прием.
3. Порошок из листьев наперстянки (Digitalis) ребенку 14 лет, исходя из разовой дозы взрослого 50 мг. Назначить 2 раза в день внутрь.
4. Присыпку, содержащую 5% висмута субнитрата(Bismutisubnitras) и равные количества талька и окиси цинка, для припудривания участков кожи с повышенной потливостью.
5. Таблетки дротаверина(Drotaverinum) по 40 мг, суточная доза 240 мг.
6. Димедрол (Dimedrolum) днем и на ночь ребенку 2 лет, если разовая доза взрослого, содержащаяся в 1 таблетке, составляет 50 мг.
7. Таблетки "Сустак-форте" ("Sustac-forte"). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день внутрь.
8. Пирацетам(Pyracetamum) в таблетках, покрытых оболочкой, по 0,2 на 8-недельный курс лечения в суточной дозе 1,2.
9. Драже диазолина(Diazolinum) по 50 мг в суточной дозе 0,1
10. 20 порошков, содержащих 20 мг анальгина ( Analginum ) и 10 мг Фенобарбитала (Phenobarbitalum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.
|
|