Основные направления развития отношений
Особая тема — развитие отношений между родителями и детьми школьного и юношеского возраста.
Изменения социальных условий жизни отражаются на психических свойствах характера ребенка: его отдают в ясли, раньше отправляют учиться в школу. Эти тенденции неизбежно влияют на характер и качество отношений как с положительной стороны, так и с отрицательной. Если же говорить не об отдельных случаях, а проследить общие тенденции изменений, то закономерна такая последовательность. В течение первых пяти — шести лет жизни средоточием эмоционального развития является семья. Это, во-первых, происходящее в первые три года жизни ребенка утверждение своего "я" в отношениях с родителями, как это мы показали, применив теорию сепарации-индивидуации. И, во-вторых, это возникновение и частичное разрешение Эдипова комплекса, сказывающиеся на отношениях в семье, а также и на отношениях вне ядра семьи.
Как уже упоминалось, опыт рассмотрения сложившихся отношений упрощает предлагаемая градация по степени близости. Так, отношения с родителями и родными братьями и сестрами рассматриваются как первичные, а отношения с ровесниками и другими взрослыми — как вторичные. Градация по степени близости зависит от характера и окраски эмоциональной привязанности между ребенком и другим лицом. В наших последующих рассуждениях мы будем придерживаться этой схемы отношений.
Степень привязанности ребенка к ровесникам и взрослым обусловлена тем, как к ним относятся родители ребенка, а также характером отношений этих людей к его родителям. Кроме того, ребенок восприимчив к тому, какой характер носят отношения его родителей с теми лицами вне дома, с которыми у ребенка уже сформированы вторичные отношения. Конечно, конкретные случаи каждого из секторов отношений — дома и вне дома — очень многообразны. Когда мы утверждаем, что первичные отношения и главные цели первых пяти лет жизни формируются и легче всего поддаются воздействию внутри ядра семьи, мы упрощаем реальную ситуацию. Мы делаем это потому, что считаем такую модель в целом точной. В пределах этой модели вторичные отношения могут очень обогащать внутренний мир ребенка и играть жизненно важную роль, особенно когда первичные взаимоотношения обеднены.
Вернемся, однако, к предмету нашего обсуждения. Как уже сказано, современные социальные тенденции оказывают сильное воздействие на характер и качество детских отношений. Тем не менее опыт общения и частичное разрешение Эдипова комплекса способствуют установлению отношений вне ядра семьи. В то же время ребенок сохраняет глубокую эмоциональную связь с родителями. Обучение в начальной школе значительно расширяет круг знакомства ребенка, в него входят лица, не принадлежащие к числу членов его семьи (как взрослые, например, учителя, так и сверстники). Они приобретают для него все большее значение. В этот период особенно важную роль для ребенка играют родные братья и сестры, с которыми у него сформированы первичные связи и которые являются как бы переходным звеном между семьей и внешним миром.
Отношения с ровесниками и учителями не всегда складываются удовлетворительно, бывает, что и сильно разочаровывают. Игра с приятелями далеко не всегда приносит радость. Родители заблуждаются, временами думая, что их ребенок, поигравший на улице с приятелями, замечательно провел время и отдохнул. Когда ребенок возвращается домой, его загружают работой: "Ну, нагулялся, отдохнул — теперь пора и за дело!" В игре с друзьями могут возникнуть серьезные обиды, болезненные разочарования, даже приступы ярости. Ничего необычного в этом нет — приятели делают то, что хочется им, а не вашему ребенку. Они могут быть жестокими и грубыми, сами испытывать трудности и обиды, с которыми им приходится как-то справляться.
Установление отношений с лицами вне семейного круга в первые школьные годы носит, однако, весьма ограниченный характер, поскольку ровесники никогда не будут так же заботиться о своем приятеле и защищать его, как это делают родители. Центральное место в жизни ребенка по-прежнему продолжают занимать родители, и именно к ним он обращается со своими проблемами, только на них он может полагаться целиком и полностью, решая значительно возросшие требования жизни.
Коренные изменения в отношениях происходят в следующую фазу развития, то есть с наступлением подросткового возраста. Наиболее заметные перемены наблюдаются в физиологическом и физическом строении организма: детское тело преобразуется и становится подобным взрослому; возрастают сексуальность и агрессивность; развивается индивидуальность, укрепляется целостность личности; проявляются способности в интеллектуальной или других сферах деятельности, происходят колебания настроения, сопровождающие эти трудные перемены.
Ярко проявляется и перемена в отношениях — смещение акцента с родителей, занимавших центральное место в более раннем периоде жизни ребенка, на ровесников, постепенно становящихся основным объектом внимания. Это перемещение интереса, продолжающееся примерно в течение десяти лет, полностью завершается к двадцати годам, то есть в пору юности. Задача родителей — помочь подростку наладить отношения с ровесниками, создать условия, направлять и поддерживать усилия подростка. Как известно, в подростковый период жизни изменения в отношениях усложняются, изобилуют трудностями и тревогами.
Одна из наиболее серьезных трудностей, с которой сталкиваются родители, состоит в том, что подросток, преодолевая этот жизненный период, постоянно находится в напряжении. Эта особенность выражается в колебаниях настроения: в потребности быть очень близким к родителям, а иногда — не иметь с ними ничего общего; гордиться ими, иногда же — стесняться их и отвергать их внимание. Все это накладывает конфликтный отпечаток на отношения между подростком и его родителями. Сближению с родителями препятствуют также факторы, связанные с практической потребностью взрослеющего ребенка в отделенности и защите своей индивидуальности, с потребностью преуменьшать значимость родителей, отвергать их убеждения и жизненную позицию и т.д.
Отношения между родителями и подростками варьируются в широких пределах. Многое зависит от качества этих отношений и от опыта, который подросток имеет вне дома.