Потребность ребенка в автономии

Как-то во время визита в одну из семей нам пришлось наблюдать следующую картину.

Мальчик, которому было немногим меньше двух лет бесконечно получал замечания и одергивания матери за то, что трогал то пепельницу, то безделушки, то радиоприемник. Мать была чрезвычайно раздосадована этой его суетой, постоянно ходила следом за ним из комнаты в кухню, оттаскивала его то от одной вещи, то от другой, ругала. Недовольство ребенка нарастало, он рассердился, надулся, и вскоре на наших глазах разыгралась весьма неприятная "битва" по принципу "кто кого".

В большей или меньшей степени каждому родителю, у которого есть полуторагодовалый ребенок, приходится сталкиваться с подобной ситуацией.

Родители должны сознавать, что развитие самостоятельности у ребенка требует большого напряжения внутренних сил. В это время ребенок особенно нуждается в руководстве процессом развития, так как неудачный опыт развития самостоятельности часто становится источником повышенной враждебности. Исходящая изнутри потребность действовать самостоятельно и по собственному усмотрению является врожденной и порой может натолкнуть ребенка на совершение поступков, которые он сам не хотел бы совершать. Именно это побуждающее давление внутренних сил должно быть хорошо организовано. Мы имеем в виду такой стиль руководства, который направит развитие ребенка в нужное русло — к конструктивному самоутверждению, не позволяя при этом развиться нежелательной враждебности. Для этого прежде всего необходимо понимать и уважать потребность ребенка в соответствующей возрасту самостоятельности, в исследовании окружающего мира, не забывая при этом об ограничениях и помощи ребенку в конструктивном овладении побуждающим давлением изнутри.

Специальная организация домашнего пространства, создание безопасной атмосферы дома позволят избежать ненужной фрустрации потребностей ребенка в исследовании окружающих предметов, установления строгих ограничений, бессмысленных конфликтов — причине возникновения враждебности. Всегда следует помнить, что ребенок нуждается в руководстве, внимании к нему и в то же время самостоятельности, нуждается в возможности действовать независимо, по своему усмотрению. Рано или поздно родителям удается найти ту меру самостоятельности ребенка, которая позволяет ему свободно исследовать окружающий мир, учиться и приобретать навыки без ущерба для его безопасности.

Объяснение

Исследования показывают, что уже с первых дней жизни, в периоды бодрствования, ребенок начинает интересоваться непосредственным окружением. Сначала это зрительное исследование, младенец рассматривает сам себя. Позже к зрительному изучению добавляется физическое, то есть активное овладение собственным телом, исследование и контроль среды, в которой младенец оказался после рождения.

Любая мать ребенка от одного до двух лет вынуждена часто вмешиваться в его действия, поскольку его исследовательская активность оказывается небезопасной как для него самого, так и для окружающих предметов. Здесь родительское вмешательство необходимо для защиты и благополучия ребенка, а также и его социализации.

К полугоду жизни ребенка родители начинают сталкиваться с реакцией раздражения и гнева при попытках вмешаться в исследовательскую активность ребенка. Чем чаще происходят подобные вмешательства, тем выше уровень раздражения и гнева. А частое вмешательство, противоположное потребности к исследованию и самостоятельности в первые годы жизни, вызывает чувство чрезмерного неудовольствия, результатом которого оказывается враждебность к тому, кто слишком часто вмешивается. И тут же следует еще раз напомнить о степени вмешательства: чрезмерная фрустрация потребности в самостоятельности может существенно ограничить потребность учиться, узнавать новое и повлиять на развитие интеллекта. Таким образом, родителям очень важно создать для ребенка такую среду, которая позволила бы ему действовать самостоятельно.

Об источниках активности

Несколько факторов определяют тип активности, наблюдаемый у мальчика, о котором мы рассказывали в начале главы. На этот счет существует ряд точек зрения. Вот наше мнение.

Примерно с середины первого года жизни в любом нормальном ребенке ощущается заметный приток энергии, который побуждает его к движению (ползание, ходьба); растет его интерес и любопытство к окружающему миру, потребность его изучения; заметно увеличивается активность в достижении самостоятельности. Наше предположение: в этот период происходит ускоренное созревание ребенка, что выливается в возрастание уровня агрессивности, окрашивающей описанное ранее поведение. Эта агрессивность не является деструктивной, она очень важна для развития личности и способности к адаптации в среде. Она питается стремлением к самостоятельности, развитию индивидуальности. Более того, она играет важную роль в приобретении информации о себе самом, своем "я" и окружении, а также в развитии навыков и установлении необходимого уровня адаптации.

Подчеркнем, что главные побуждающие силы подобного поведения и стремления к самостоятельности являются одновременно и биологическими, и психологическими. Ребенок в той же степени является жертвой внутренних сил, давления, в какой и объекты, которые он исследует и может повредить.

В приведенном примере мать попросту не знала о том, что поведением ребенка управляет врожденное напряжение, которое он еще не научился контролировать. В иные моменты кажется, что кто-то "включает" детей и они действуют как заведенные. Родители, думая, что ребенок сознает свои действия, способен их контролировать, обычно считают, что ребенок их сознательно провоцирует. Конечно, на определенном возрастном рубеже поведение ребенка становится сознательным, и многие дети становятся преднамеренно агрессивными. Но родители должны знать, что ребенком движет разряжающая энергия, которую в первые год — два жизни ребенок очень мало может контролировать. Мы не раз наблюдали смущение детей, когда эта бесконтрольная внутренняя сила толкала их к тому или иному предмету, к опасным поступкам.

Пример. Мальчика в возрасте одного года и двух месяцев сильно привлекала лампа, которую он, исследуя, уронил. Его интерес и любопытство немедленно сменились удивлением и страхом, когда лампа с грохотом упала. И хотя она не разбилась, ребенок в испуге заплакал. Или полуторагодовалый исследователь, отхлебнувший из чашки горячий кофе прежде, чем мать смогла ему помешать. Он испытал настоящий шок от контакта с горячим. Иногда страх перед недовольством родителей уступает в степени страху от неожиданного результата, когда ребенок внезапно теряет контроль и причиняет неприятность окружающим.

Рекомендации родителям

Прежде всего, как уже сказано, необходимо учитывать возрастные изменения в поведении ребенка. Внутренняя потребность в активности усиливается к середине первого года жизни, когда ребенок не в состоянии контролировать свои действия. Родители должны помочь детям вырабатывать необходимые навыки контроля.

Следующая стадия развития требует от родителей организационных усилий. Доктор Бенджамин Спок и другие педиатры совершенно справедливо советовали так организовать домашнее пространство, чтобы активность ребенка не представляла для него опасности. Например, следует, не нанося ущерба комфорту и уюту жилища, убрать ломающиеся, ценные или опасные предметы за пределы досягаемости ребенка. Материнская забота о благополучии ребенка позволит ему удовлетворять естественное любопытство, свободно упражнять зарождающиеся навыки исследования окружающего мира и развивать их. В свою очередь это сократит моменты переживания чрезмерного неудовольствия, испытываемого ребенком, когда мать пытается убрать от него подальше какой-нибудь ценный предмет или оградить от опасного. Снижение степени враждебности сделает жизнь комфортнее и для ребенка, и для матери, обезопасит проявления активности и укрепит способность ребенка управлять своими внутренними побуждающими силами. Таким образом, предотвращаются кризисные болезненные ситуации, пробуждающие враждебность.

Понятно, однако, что создать полностью безопасный для ребенка дом, где отсутствовали бы возможности болезненных столкновений, практически не удается. Кризисы будут возникать из-за необходимости ограничивать активность ребенка, пренебрегать его желаниями, говорить ему "нельзя". Всем родителям приходится прибегать вопреки воле ребенка к ограничению его активности. О подобных ситуациях мы расскажем в следующей главе, посвященной конструктивному ограничению поведения детей.

Следующее важное условие развития ребенка состоит в поощрении его активности, будь то в спорте или художественном творчестве, в учебе или приобретении полезных навыков. Самостоятельность благотворно влияет на развитие индивидуальных склонностей, эффективно сказывается на формировании личности. Естественно, что первыми учителями и помощниками здесь становятся родители. Чрезвычайно важно в этом случае научиться определять, когда ребенок хочет сделать нечто самостоятельно, а когда ему нужна помощь. Чтобы не жалеть об упущенных возможностях, нужно поощрять стремление ребенка принимать решения без помощи родителей.

Итак, поведением родителей прежде всего должно руководить благоразумие. Рискованные действия ребенка (например, если двухлетний малыш заберется на стул, чтобы помочь маме с папой) должны быть запрещены. И, напротив: нужно всячески поощрять стремление к полезной самостоятельности (например, если девятилетний мальчик старается помочь отцу в устранении протечки крана). Позволяя детям осуществлять их желания, родители расширяют сферу их компетентности, укрепляют эмоциональные связи с близкими, помогают им научиться выполнять новые для них задачи.

Особенно важно, поощряя самостоятельность ребенка, позволять ему принимать соответствующие его возрасту решения. Вначале родители делают за ребенка практически все: принимают решения, кормят, когда ребенок голоден, укладывают спать, когда он устал. Но постепенно ребенок отказывается от такой опеки, предпочитает определенную еду, а позже — и определенную одежду. Родители маленьких детей склонны помогать и в тех случаях, когда ребенок не желает их помощи или воспринимает помощь как нежелательное вмешательство. Неудовольствие, досада ребенка от такого вмешательства озадачивают родителей, считающих обязанностью оказывать помощь независимо от того, нуждается в ней ребенок или нет. Подобные ситуации нередки. Следует помнить, что конфликт, противоречивые устремления ребенка и родителей могут пробудить в нем враждебность.

Конечно, чрезвычайно желательно и полезно, чтобы родители находили соответствующие возрасту ребенка пути поддержки его бурного любопытства и интереса к окружающему миру. Даже когда исследовательская активность ребенка становится небезопасной, малышу (впрочем, и подростку тоже) не стоит устанавливать строгие рамки запретов. Нечто необоримое заставляет ребенка узнавать новое, исследовать незнакомые предметы. Поэтому с раннего детства необходим поиск путей для безопасного, разумного и доступного контроля за его исследовательскими опытами. Ведь полезные навыки обучения закладываются в малыше в ранние периоды его жизни и затем развиваются в школьные годы и далее.

В следующей главе обратимся к причинам конфликтов и трудностей в отношениях между ребенком и родителями, которые ведут к возникновению чувства враждебности: определению пределов разрешенного.

ГЛАВА 5

Установление ограничений

Годовалый Луи подбирается к вилке кондиционера, воткнутой в электрическую розетку. Мы наблюдали разные типы реакций родителей. Мать Луи запрещает ему прикасаться к розетке и вилке. И когда мальчик снова повторяет свою попытку, она берет его на руки, мягко, но твердо объясняя, что она не разрешает ему дотрагиваться до вилки, поскольку это опасно. Ребенок сердится и начинает плакать. Мать успокаивает его, повторяя свой запрет и находя понятные ребенку слова о том, что она понимает, как трудно не делать того, что хочется.

Другая мать, увидев подобное поведение ребенка, кричит ему через всю комнату, чтобы он отошел подальше от розетки, иначе она ему задаст. Поскольку он не реагирует на угрозу на расстоянии, мать подходит к нему, сердито отдергивает его руку и в повышенном тоне говорит, что, вероятно, он собирается убить себя. Напуганный, он тянется к ней на руки. Но она игнорирует это и возвращается к своим прежним занятиям.

Родителям нужно понимать, что, запрещая что-либо ребенку, они тем самым ограничивают его стремление к самостоятельности. Так любимые родители, устанавливая предел разрешенного, возбуждают в своем ребенке чувство враждебности. Это чувство амбивалентно: с одной стороны, оно конфликтно и создает проблемы в развитии самостоятельности; с другой стороны, сам конфликт может быть обращен во благо: ребенок учится конструктивно обращаться с собственной враждебностью, когда можно говорить о развитии у него совести.

Нужно также понимать разницу между установлением пределов разрешенного и наказанием. Запрет на что-то является помощью ребенку, когда тот еще не знает, чем угрожает ему его активное стремление к познанию окружающего мира. Наказание же есть лишение некой привилегии или причинение боли также в целях защиты ребенка от опасности. Но не только. Наказание — более жесткий способ напомнить ребенку об установленных границах разрешенного. Но наказывать надо, когда это абсолютно необходимо и когда ребенок предупрежден об этом. Ограничения должны соответствовать возрасту ребенка, его чувствам и конкретной ситуации. Запрет должен быть ясным и понятным, сопровождаться объяснением причин и при этом быть достаточно твердым. Когда это необходимо, ограничения должны навязываться и поддерживаться. Однако диктат ограничений не должен быть постоянным. Если, переоценив, родители сочли их необязательными, их следует отменить. Наказывая ребенка, надо относиться к нему с уважением, объясняя ему, зачем нужно соблюдать правила поведения и не нарушать пределов дозволенного.

Объяснение

Установление ограничений, безусловно, есть посягательство на стремление ребенка к независимости. Стремление к независимости — мощная побуждающая к активности внутренняя сила. Любые барьеры на пути этой силы воспринимаются с враждебностью. И прежде всего чувство неудовольствия, направляемое фрустрацией, вымещается на тех людях, которые устанавливают это ограничение, то есть на эмоционально значимых, на тех, кого ребенок любит. Установление ограничений, таким образом, вызывает чрезмерное неудовольствие и пробуждает враждебность ребенка по отношению к родителям. И все же установление ограничений необходимо, благодаря им у ребенка складываются социально-приемлемые привычки, он начинает ориентироваться в окружающем мире. Необязательно, как мы считаем, заставлять маленьких детей говорить "спасибо" и "пожалуйста". Это придет само собой, если родители достаточно вежливы со своими детьми, между собой, с друзьями, соседями, в магазине и т.д. Ограничения со стороны родителей помогают ребенку усвоить поведение, приемлемое для семьи, в которой он живет.

Конечно, не очень приятно, когда действия, направленные на интересы ребенка, вызывают чувство враждебности вместо благодарности. Плата враждебностью за то, что мы делаем из желания помочь, не может не быть болезненной для нас. "И это благодарность за все, что я делаю для него!" Представьте себе состояние тринадцатилетней девочки, которой назначил свидание восемнадцатилетний юноша, не подозревающий, что ей только тринадцать! Мать запрещает ей уходить, ограничивает ее волю. Девочка в бешенстве убегает к себе в комнату, кричит, что она ненавидит мать, что мать ей не доверяет, и так далее в том же духе. Таких ситуаций избегать трудно. Но забота о благополучии девочки все равно требует соблюдения запрета.

В подобных ситуациях нередко и у родителей возникает ответная реакция гнева. В следующий раз, возможно, родители предпочтут снять ограничения или расширить пределы запретов, не желая сталкиваться с чувством враждебности ребенка, а также не рискуя испытать чувства вины и неуверенности в себе. Никому не хочется признавать себя плохими родителями.

К обычным побочным эффектам этого процесса относятся ожесточение, установление ограничений в карательных целях, склонность наказывать ребенка, есть в этом необходимость или нет. Нежелательным последствием описанной выше ситуации и подобных ей является непостоянство выполнения ранее установленных ограничений. Проще говоря, когда родители чувствуют себя неуверенно, они то ужесточают свои требования к ребенку, то предоставляют ему действовать самостоятельно, не считаясь с установленными раннее правилами.

Для ребенка это означает нарушение его представлений о том, что разрешено и за что он не понесет наказание, а что по справедливости должно быть наказуемо. Так в обстановке враждебности растет напряжение в отношениях между родителями и детьми, что может привести к проблемам в развитии независимости и потере чувства собственного достоинства личности.

Установление ограничений примешивает чувство враждебности к испытываемой ребенком по отношению к родителю любви. Амбивалентность любви — ненависти, то есть внутренний конфликт, возникающий в результате сосуществования (или столкновения) противоположных чувств по отношению к эмоционально значимому человеку, вообще характерна для человеческих взаимоотношений. Чувства враждебности, а иногда и ненависти к тому, кого любишь, могут возникнуть как у ребенка к родителям, так и у родителей к ребенку.

Естественность амбивалентных отношений хотя и чревата потенциальными конфликтами, но в то же время имеет и позитивную сторону, которая состоит в том, что конфликт приводит в действие механизмы уживчивости, приспособления к реакциям как ребенка, так и родителей. Ребенок учится справляться с чувством враждебности; воспринимать моральные установки и требования родителей; у него формируются качества разумной уступчивости перед авторитетными руководителями, а также стремление к самоутверждению.

Таким образом, установление ограничений становится существенным фактором во взаимоотношениях ребенка и родителей. Последствия для обеих сторон имеют жизненно важное значение. Поговорим о том, как следует это делать.

Последовательность действий

Под установлением пределов разрешенного подразумевается требование соблюдать дисциплину и наказание за ее нарушение — совокупность определенных правил, принятых в семье и в той социальной группе, к которой она принадлежит. О требовании соблюдать дисциплину речь идет обычно, когда поведение ребенка входит в противоречие с нормами и представлениями родителей о том, каким оно должно быть. Следовательно, родители руководствуются критерием приемлемости, устанавливая правила поведения для ребенка.

И установление ограничений, и наказание — это стратегия воспитания, находящаяся на службе у дисциплины. Устанавливаемые пределы разрешенного зависят от степени активности ребенка, а также от критериев социальной приемлемости, которыми руководствуются родители. Здесь родители стоят на страже безопасности ребенка, когда адаптивная функция у него еще недостаточно развита и ребенок еще не способен понимать возможные последствия своих действий.

Наказание — стратегия воспитания, предполагающая принуждение к соблюдению правил поведения. Как известно, наказание нередко оправдывается интересами ребенка, однако чаще к нему прибегают в случаях категорического недовольства поведением ребенка, когда родители не могут преодолеть возникшее чувство враждебности по отношению к ребенку. Даже лучшие из родителей иногда срываются и совершают под воздействием этого чувства поступки, о которых им потом приходится сожалеть. Испытывая в процессе роста существенные психологические трудности, дети оказываются в ситуации выбора между своими желаниями (нередко опасными для них самих), исследовательскими инстинктами и требованиями дисциплины, налагаемой жизнью в обществе. Выбор далеко не всегда бывает в пользу дисциплины. Это провоцирует даже лучших из родителей на устанавление ограничений, а временами и на наказание, чтобы дисциплинировать поведение ребенка. Таким образом, установление пределов разрешенного, как и наказание, совершается в интересах ребенка, хотя и причиняет ему боль, но в то же время служит выражением неодобрения его поступков, расплатой за неподчинение.

По нашим наблюдениям, родители часто не различают разницу между установлением пределов разрешенного и наказанием, и это затрудняет их конструктивные действия. Боясь, что ими овладеет чувство гнева, родители могут отказаться от любых ограничений, предоставив ребенку полную самостоятельность. Но если родители ясно осознают, что установление ограничений есть действие в интересах ребенка, поскольку тот не справляется со своими желаниями, то им нечего бояться. Скорее такой страх возникнет перед наказанием под воздействием чувства гнева. Понимание разницы между установлением ограничений, наказанием и страхом утраты контроля над собственным гневом поможет в организации воспитания детей, в планировании родительского поведения.

Вспоминая ощущения из собственного детства, некоторые родители считают установление ограничений посягательством на независимость, автономность личности. Действительно, когда ограничения устанавливаются слишком жестко, грубо и, таким образом, превращаются в наказание, они воспринимаются с непокорной враждебностью. Даже дети из одной семьи по-разному реагируют на ограничения. Свою роль здесь играют врожденные факторы, определяющие и тип реакции, и переживания. Некоторые дети податливы, другие строптивы, с неохотой подчиняются наставлениям. Одни легко принимают запреты и ограничения, другие — настолько тяжело, что родители скорее уступят, чем проявят стойкость. Речь идет, конечно, о детях, поведение которых вписывается в рамки нормального. Больной или трудный ребенок, поведение которого находится на грани нормального, нуждается в специальном подходе.

Наши рекомендации