Правило 6. Обращайтесь к родителям за советом.
Это самый простой способ вовлечь родителя в принятие совместных решений, показать его значимости при обсуждении того, что касается ребенка. Разумеется, вы не станете советоваться относительно профессиональных аспектов своей работы, спрашивать отца или мать о том, что и как лечить. Советоваться с родителями уместно по поводу удобного времени записи на приемы, объема согласованного плана лечения, целесообразности присутствия сопровождающих лиц в кабинете в процессе лечения, наиболее эффективных способов установления контактов с ребенком, тем для бесед, которые могут его заинтересовать, по мнению отца или матери.
Правило 7. Подстраивайтесь к сенсорному языку родителя.
Для этого обратите внимание на то, как отец или мать преимущественно воспринимает вашу информацию – с помощью зрения, слуха или ощущений.
Советы детскому стоматологу по использованию техник нейро-лингвистического программирования:
Если основной сенсорный канал – зрение, то ваш оппонент внимательно следит за вашими манипуляциями, телодвижениями, поворотами головы, жестами, движениями глаз. - Предоставьте ему возможность отслеживать ваши действия – слегка замедляйте их, выполняйте акцентировано, чтобы родитель мог их свободно отслеживать и оценивать.
Если основной сенсорный канал – слуховой, то родитель внимательно вслушивается в вашу информацию, следит за логикой, интонациями, подбором слов, короче, вникает в сказанное вами. - Постарайтесь выражать свои мысли ясно, последовательно, поясняйте значение использованных вами специальных терминов, следите за ударениями, избегайте сорных слов. В противном случае ваша речь будет раздражать оппонента, и он усомнится в вашем профессионализме.
Если ведущий сенсорный канал – ощущения, то ваш партнер охотно все показывает «на себе»: рукой или пальцем обозначает, с какой стороны и какой зуб беспокоит ребенка. В доказательство показывает свой рот, поворачивает голову в вашу сторону. - Чтобы подстроиться к тактильной системе родителя, также показывайте все, что можно на себе и на ребенке. В самый раз в этом случае сделать акцент на сенсибилизации, т. е. провести мануальное обследование головы ребенка, шеи, десен. Такие действия впечатлят вашего оппонента, поскольку ему бы подобные пассы понравились, ибо его сенсорика «работает» в этом диапазоне.
Правило 8. Осуществляйте конструктивный подход к возникшей ситуации.
Стремясь к конструктивности в общении с родителем, действуйте так:
- четко формулируйте свои вопросы и аргументы;
- мысли передавайте краткими предложениями – 7 – 9 слов;
- предлагайте конкретные варианты лечения;
- не уходите от ответов на сложные и каверзные вопросы родителей;
- избегайте непонятных родителям медицинских терминов;
- выражайте свои предложения и советы недвусмысленно.
Конструктивный подход к делу и ситуациям избавляет родителей от неопределенности. Неопределенность – очень деструктивное психологическое состояние для человека, поскольку психика стремится к определенности. Рассуждения вокруг да около, многословие и пустословие, расплывчатость умозаключений – все это катализаторы конфликтов. Особенно если лечение прошло неудачно или показалось родителю слишком дорогим. Он обязательно подумает или расскажет знакомым и родственникам, что-нибудь в таком духе: «Врач говорил много, но я ничего не понял; все было не по существу» и т. п. Это свидетельство конфликта, не вышедшего наружу в непосредственном общении с доктором.
Правило 9. Избегайте оценочной коммуникации.
Оценочная коммуникация – способ воздействия на партеров, содержащий прямое или косвенное непринятие их поступков, суждений или личностных качеств, а также невыгодные сравнения с кем-либо или чем-либо.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что люди не любят, когда их оценивают хотя бы с малейшим негативным оттенком. Им не нравится, когда их осуждают за те или иные поступки, ошибки и недостатки. Тем более людям не нравится критика.
Критика подобна почтовому голубю, Она всегда возвращается обратно.Д.Карнеги (1922 – 1955), американский психолог
Если вы забываете о запретах оценочной коммуникации, то мгновенно провоцируете защитную реакцию партнера по общению – вспышку самолюбия, выплескивающуюся вовне или подаваемую и затаенную внутри.
Правила безоценочной коммуникации с родителями:
1) Не задевайте самолюбие отцов и матерей:
- не укоряйте их в чем-либо;
- не осуждайте за те или иные высказывания или неправильные действия;
- не читайте им мораль;
- не критикуйте их образ жизни, стиль воспитания детей, высказанную точку зрения или поведение на приемах.
Из отзывов по обратной телефонной связи: «Считаю, что врач не должен рассуждать о том, кто в семье авторитет для ребенка. И лечить надо лучше. Удалите нас из вашей базы данных».
2) Вместо укора, осуждения, морали или критики попросите у родителя совета:
- Как вы считаете…?
- Правильно ли будет…
- Согласны ли вы со мной в том, чтобы…
- Давайте вместе подумаем, как поступить…
Предложенные формулы советов могут использоваться во многих ситуациях, например, когда родитель недооценивает тяжесть нарушений в полости рта ребенка; когда родитель, по вашему прогнозу, будет сопротивляться рекомендуемому плану лечения; когда вы понимаете, что он сомневается в том, что вы защищаете интересы ребенка.
3) Побуждайте родителей спокойно и осмысленно высказывать свои мнения.
Когда партнер по общению спокоен, то и вы в состоянии приводить адекватные аргументы. Если же своими оценочными суждениями вы будете провоцировать родителя на эмоции, то велика вероятность того, что вы сами также перейдете на эмоции и не сможете корректно доказывать свою правоту.
4) Не высказывайте негативные оценки в адрес детей – ни в прямой, ни в косвенной форме.
Отступив от этого правила, вы испортите отношения и с родителем, и с ребенком. Вы даете негативную оценку в прямой форме, если произносите такие, например, слова: ты труслив, упрям, ведешь себя как маленький. Подобные сравнения обижают ребенка, а значит, и родителя (хотя папы и мамы не утруждают себя подбором сравнений по адресу своих детей). Обижая ребенка, вы обижаете родителя и тем самым провоцируете его на конфликт с вами. В отзывах по обратной связи находим тому доказательства. Родитель сообщает: «Врач грубо общался с моей девочкой, я не выдержала и сделала ему замечание. Но лучше бы я промолчала. Наверное, теперь надо сменить врача, я боюсь доверить ему лечение».
Доктор косвенно негативно оценивает ребенка, используя, например такие обороты речи: «Я думала, что ты большая девочка и будешь хорошо себя вести», «Ты уже большой, а боишься лечиться» и т. п. Врач хотел призвать ребенка вести себя лучше, но прозвучал укор: «Ты плохо ведешь себя», «Ты как маленький», «Ты труслив».
5) Вместо осуждающих высказываний в адрес ребенка, произносите комплиментарные высказывания.
Осуждающее высказывание: | Комплиментарное высказывание: |
Я думала, что ты большая девочка и будешь хорошо себя вести. | Ты будешь хорошо себя вести, ведь ты у нас большая девочка. |
Ты уже большой, а боишься лечиться. | Ты уже большой и, конечно, будешь хорошо лечиться. |