Понимающее (диалоговое) общение и поддержание положительного климата как его условия
ПОНИМАЮЩЕЕ (ДИАЛОГОВОЕ) ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КЛИМАТА КАК ЕГО УСЛОВИЯ
ПЛАН:
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНИМАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Установки общения, ориентированного на понимание.
1.2 Правила понимающего реагирования
1.3 Виды понимающего реагирования
1.4 Основные требования к разговору врача с позиции понимающего общения
СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КЛИМАТА В ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ БЕСЕДЕ
2.1 Установление первичного контакта (универсальные формы)
2.2 Контакт как условие лечебного воздействия
2.3 Уход от открытой конфронтации
2.4 Мастерство критики и реагирования на нее
2.5 Стадии установления доверительных отношений
===================================================================
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНИМАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ
Установки общения, ориентированного на понимание.
Этот подход получил широкое распространение в практике обучения навыкам общения менеджеров, дипломатов, педагогов, военных, журналистов, полицейских, поскольку оказался исключительно эффективным во множестве жизненных ситуаций, когда необходимо изучать, понимать и управлять людьми, и особенно применим к разрешению проблем межличностного плана и без особой предварительной психологической подготовки. Ориентированный на понимание субъект, при взаимодействии с партнером акцентирует свое внимание на внутреннюю систему отсчета самого партнера, а не на свою собственную.
Однако открытое общение с человеком, которого мы хотим понять и изучить, будет происходить только тогда, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (климат, атмосферу, психологический контакт). Это чувство доверия существенно для самораскрытия партнера без опасения быть необъективно оцененным, а его откровенность не будет использована а ущерб ему же. И условия, с помощью которых формируется этот климат, не состоят из каких-то особых психологических знаний, методов или интеллектуальной изощренности человека. Скорее это вполне определенные чувства и установки, которые мы должны действительно иметь, переживать и открыто проявлять, если намерены понять другого человека в ходе общения. А этот человек должен действительно воспринимать их, чтобы встреча и беседа были эффективными. Существенными для создания такого климата доверия (или возникновения и развития психологического контакта с собеседником) являются следующие условия или установки:
· на понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства и представления партнера;
· на положительное принятие собеседника как личности;
· на согласованность собственного поведения при взаимодействии с другим человеком.
СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
КЛИМАТА ОБЩЕНИЯ
В жизни часто бывают ситуации, когда два человека начинают обсуждать какой-либо вопрос в атмосфере взаимного недоверия или даже враждебности. До тех пор пока они присутствуют у партнеров, взаимное движение к сотрудничеству в принципе трудно достижимо.
Согласно рассмотренной нами техники понимающего общение нам следует
проявлять готовность:
· неоценочно реагировать на мысли и чувства оппонента (стремиться понять его изнутри);
· с доброжелательностью и уважительностью отнестись к личности собеседника (демонстрировать право партнера быть таким, каков он есть, независимо от нашего согласия или несогласия);
· быть согласованным в собственном поведении.
Этих установок в еще большей мере необходимо придерживаться в условиях разрешения разногласий с партнером. Не нужно ожидать, что другой человек обязан сделать первый шаг. Более того, следует идти навстречу другому именно тогда, когда внешнего повода для этого нет, когда казалось бы этого общения можно было бы и избежать. Один из наиболее трудных психологических барьеров в преодолении развившихся негативных взаимоотношений - это взаимный поиск отрицательных моментов и их взаимная критика.
Итак, какие приемыитактики полезно использовать в условиях конфликтного
взаимодействия, чтобы создавать положительный психологический климат как основу для разрешения разногласий, или образно выражаясь - как превращать соперника в союзника, как эффективно реагировать на критику в свой адрес? В первую очередь, как предвосхитить и предотвратить конфликтную коммуникацию.
Таблица - Описание ваших чувств
ПОДВОДЯ ИТОГ
"Три фигурки" (индийская притча)
Однажды Акбар, индийский царь, получил в подарок три абсолютно
одинаковые золотые фигурки. Дарящий сказал также, что у каждой фигурки -
свое значение и своя ценность. Чем же различались они одна от другой? Этот
вопрос должны были решить советники царя. Сколько ни искали они различия, но так и не обнаружили их. Один из мудрецов, Бирбал, тем не менее продолжал свои поиски. Наконец, в каждой из фигурок он обнаружил по маленькому отверстию в ухе. В них-то мудрец и продел тонкую золотую нить. Тогда и стало очевидным, что у одной нить вышла из второго уха, у другой - изо рта, а у третьей фигурки нитка вышла через пупок.
Настало время растолковать ценность и значение фигурок. Бирбал так
объяснил их царю:
- Решение таково. Первая фигурка - символ человека, у которого в одно
ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает нам человека,
который, едва выслушав сказанное, спешит рассказать об услышанном
другим. Третья фигурка символизирует человека, который, услышав от
других что-то, старается пропустить это через собственное сердце. Эта
фигурка - самая ценная из трех.
[1] Цитируемые далее фрагменты взяты из книги профессора А.Н. Орлова «Исцеление словом». – Красноярск, 1989
ПОНИМАЮЩЕЕ (ДИАЛОГОВОЕ) ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КЛИМАТА КАК ЕГО УСЛОВИЯ
ПЛАН: