Эубиотики, пробиотики, пребиотики, синбиотики.

Вопросы для устного опроса:

1. Естественная микрофлора тела человека, ее значение.

2. Характеристика основных микробиоценозов организма человека.

3. Эубиоз и дисбиоз. Лабораторная диагностика, коррекция и профилактика дисбиоза.

4. Эубиотики, пробиотики, пребиотики, синбиотики.

5. Гнотобиология.

Программа лабораторного занятия:

1. Изучить культуральные признаки колоний, выросших из отпечатков пальцев рук, губ и волос.

2. Познакомиться с образцами препаратов, используемых для коррекции дисбиозов.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.

4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.

5. Лекционный материал.

Занятие 9 (общий курс).

Тема: Полость рта – как экологическая ниша. Резидентная микрофлора полости рта, основные представители, их свойства. Зубной налет, механизм его формирования и особенности локализации.

Вопросы для устного опроса:

1. Полость рта – как экологическая ниша.

2. Общая характеристика микрофлоры полости рта.

3. Основные биотопы полости рта: слизистая оболочка, протоки слюнных желез, десневой желобок и десневая жидкость, слюна, зубной налет.

4. Зубной налет, механизм его формирования и особенности локализации.

5. Влияние физических, химических и др. факторов на состав микрофлоры полости рта.

6. Гигиеническое содержание полости рта.

7. Адгезия микробов к пломбировочным, реконструктивным и ортопедическим материалам.

8. Проблема колонизационной резистентности.

Программа лабораторного занятия:

1. Промикроскопировать препараты из зубного налета, окрашенного по Граму, зарисовать.

2. Заполнить таблицу «Состав микрофлоры основных биотопов полости рта».

3. Изучить демонстрационные материалы по теме занятия.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология /Под ред. А.А. Воробьева – МИА – 2008. – 704 с.

2. Л.Б. Борисов. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология - М - 2002.- 736 с.

3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / под ред Борисова Л Б - М.: Медицина, 1984.- 256 с.

4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусоло­гии и иммунологии / Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.Н., Фрейдлин И С - М: Медицина, 1993.- 240с.

5. Лекционный материал.

Список вопросов

к итоговому занятию №2 по разделам

«Физиология микроорганизмов», "Медицинская микроэкология ".

1.Химический состав бактериальной клетки.

2. Типы питания микроорганизмов. Факторы роста. Транспорт питательных веществ.

3. Дыхание бактерий. Понятие об аэробах и анаэробах.

4. Ферменты микробов, их классификация.

5. Рост и размножение микроорганизмов на жидких и плотных питательных средах. Деление. Фазы развития бактериальной популяции.

6. Некультивируемые формы бактерий.

7. Условия культивирования бактерий.

8. Питательные среды, их классификация. Приготовление простых питательных сред.

9. Этапы бактериологического исследования.

10. Методы выделения чистых культур аэробов.

11. Методы культивирования анаэробов. Особенности выделения чистых культур анаэробов.

12. Термостат и его устройство.

13. Микроанаэростат и его устройство.

14. Влияние факторов окружающей среды на микробы.

15. Понятие о стерилизации, методы стерилизации.

16. Микробные сообщества.

17. Микрофлора воды и методы ее изучения.

18. Микрофлора воздуха. Методы исследования микрофлоры воздуха.

19. Микрофлора почвы. Методы исследования микрофлоры почвы.

20. Естественная микрофлора тела человека, ее значение.

21. Характеристика основных микробиоценозов организма человека.

22. Эубиоз и дисбиоз. Лабораторная диагностика, коррекция и профилактика дисбиоза.

23. Гнотобиология.

24. Эубиотики, пробиотики, пребиотики, синбиотики.

25. Полость рта – как экологическая ниша.

26. Общая характеристика микрофлоры полости рта.

27. Основные биотопы полости рта: слизистая оболочка, протоки слюнных желез, десневой желобок и десневая жидкость, слюна, зубной налет.

28. Зубной налет, механизм его формирования и особенности локализации.

29. Влияние физических, химических и др. факторов на состав микрофлоры полости рта.

30. Гигиеническое содержание полости рта.

31. Адгезия микробов к пломбировочным, реконструктивным и ортопедическим материалам.

32. Проблема колонизационной резистентности.

Занятие № 10 (общий курс)

Тема:Классификация и строение вирусов. Методы культивирования вирусов.

Вопросы для устного опроса:

1. Классификация и строение вирусов.

2. Химический состав вирионов. Репродукция вирусов. Продуктивная инфекция. Интегративная инфекция.

3. Методы культивирования вирусов. Изучение цитопатогенного действия вируса.

4. Прионы, их свойства.

Программа лабораторного занятия:

1. Изучить электронные фотографии вирусов.

2. Ознакомиться с методами культивирования вирусов. Изучить цитопатогенное действие вирусов (ЦПД).

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.

4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.

5. Лекционный материал.

Занятие № 11 (общий курс)

Тема:Бактериофаг и его свойства. Определение активности бактериофагов.

Вопросы для устного опроса:

1 Бактериофаг, его основные свойства. Взаимодействие фага с клеткой.

2. Получение бактериофагов.

3. Определение активности бактериофагов.

4. Применение бактериофагов.

Программа лабораторного занятия:

1. Изучить действие бактериофага на культуру кишечной палочки на чашке с питательным агаром.

2. Определить активность стафилококкового бактериофага по методу Аппельмана:

Разведение фага 10-1 10-2 10-3 10-4 10-5 10-6 10-7 10-8 кф кк
Питательный бульон (мл) 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5
Стафилококковый бактериофаг 0,5→ →↓ 0,5 -
Стафилококк (капли) 2 ↓ -

Дез. раствор

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.

4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.

5. Лекционный материал.

Занятие № 12 (общий курс)

Тема: Генетика микроорганизмов. Генетические рекомбинации у бактерий. Основы популяционной генетики.

Вопросы для устного опроса:

1. Организация генетического материала у бактерий. Генотип. Фенотип. Генетические карты бактерий.

2. Внехромосомные факторы наследственности: плазмиды, транспозоны, IS- последовательности.

3. Мутации. Мутагены. Репарации.

4. Генетические рекомбинации: конъюгация, трансформация, трансдукция.

Программа лабораторного занятия:

1. Учесть результаты опыта конъюгации,поставленного по схеме:

Материал: 1. Штамм E. coli Hfr thy- - донор, нуждается в тиамине (выращен на МПА),

2. Штамм E.coli F-t-lреципиент (женский), нуждается в треонине и лейцине

(выращен на МПА),

3. Чашки с минимальной средой (оба штамма на ней не растут).

Методика: Сделать смыв культур физ. р-ром. Смешать по 0,5 мл суспензии каждого штамма и поставить в термостат как смесь, так и исходные пробирки на 30 мин. Затем сделать высев из 3-х пробирок на минимальную среду.

2. Учесть результаты опыта трансформации,поставленного по схеме:

Материал: 1. ДНК прототрофного штамма

2. Штамм Bac. Subtilis-ауксотроф, нуждается в триптофане,

3. Чашки с минимальной средой.

Методика: Сделать смыв культуры и разлить по 0,5 мл в две пробирки. В одну добавить 0,5 мл ДНК, в другую – 0,5 мл физ. р-ра; инкубировать в термостате 30 мин. После этого произвести высев петлей на чашки с минимальной средой.

3. Учесть результаты опыта трансдукции,поставленного по схеме:

Материал: 1. Штамм E. coli lac- - не обладает способностью разлагать лактозу,

2. Трансдуцирующий фаг из E. coli lac+,

3. Среда Эндо.

Методика: Сделать смыв культуры и одну петлю его внести в пробирку с трансдуцирующим фагом. Смесь поместить в термостат на 30 мин. После инкубации произвести посев на чашку со средой Эндо на одну половину - E. coli lac-, на вторую половину - смесь E. coli lac- с трансдуцирующим фагом.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.

4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.

5. Лекционный материал.

Занятие № 13 (общий курс)

Тема: Генетика микроорганизмов (окончание). Понятие о бактериоцинах.

Наши рекомендации