Организации оказания первичной медико-санитарной помощи
Стандарт
Организации оказания первичной медико-санитарной помощи
В Республике Казахстан
Общие положения
1. Стандарт организации оказания первичной медико-санитарной помощи (далее - Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 9) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2014 года № 1005.
2. Настоящий стандарт устанавливает требования, предъявляемые для оказания первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП).
3. Организации здравоохранения, имеющие государственную лицензию на медицинскую деятельность для оказания ПМСП, оказывают ПМСП населению Республики Казахстан.
4. Организации здравоохранения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь (далее – АПО) ведут учетно-отчетную документацию, в соответствии с приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (далее – Приказ МЗ РК № 907) (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697).
5. В соответствии с приказами и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 января 2011 года № 7 «Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь» (далее – приказ МЗ РК № 7), и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 августа 2013 года № 479 «О внесении изменений в приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 января 2011 года № 7 «Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь» (далее – приказ МЗ РК № 479) первичная медико-санитарная помощь (далее – ПМСП) оказывается специалистами ПМСП (врач общей практики, участковый врач-терапевт/педиатр, участковая медицинская сестра/медицинская сестра общей практики, фельдшер, акушер (ка) в:
1) медицинском пункте;
2) фельдшерско-акушерском пункте;
3) врачебной амбулатории (Центр семейного здоровья);
4) поликлинике.
6. Режим работы государственных и негосударственных амбулаторно-поликлинических организаций (далее – АПО), оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП), устанавливается с 08.00. часов до 20.00. часов по скользящему графику для профилей всех специалистов и структурных отделений АПО, утверждаемому руководителем медицинской организации по согласованию с местным органом государственного управления здравоохранением.
В государственных и негосударственных организациях ПМСП, оказывающих ГОБМП, обеспечивается дежурство в выходные и праздничные дни: специалистов ПМСП с привлечением при необходимости специалистов консультативно-диагностического отделения.
Стандарт работы регистратуры
Работа регистратуры регламентировано приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 августа 2012 года №557 «Об утверждении Инструкции о деятельности регистратуры организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь».
Настоящий стандарт отражает последовательность и порядок действий медицинских регистраторов.
Ответственность по работе медицинских регистраторов возлагается на старшего регистратора, главную медицинскую сестру поликлиники, заместителя директора по внутреннему аудиту.
Стандарт действий
Стандарт действий
Медицинского регистратора «Стола справок»
Стандарт действий медицинского регистратора
Кабинета вызовов врача на дом
Стандарт действий медицинского регистратора
Стандарт работы участка терапевтического, семейного врача
Настоящий алгоритм представляет собой последовательность действий участкового врача терапевта, врача общей практики.
Ответственность по работе участкового терапевта, врача общей практики возлагается на заведующего ЦСЗ, заместителей директора, в том числе и по аудиту.
Стандарт действий участкового врача терапевта,
Врача общей практики
Цель: стабилизация, улучшение, выздоровление пациента, выявление заболевания на ранних стадиях.
Задача: постановка предварительного диагноза и определение тактики ведения пациента до выздоровления, стабилизации состояния в зависимости от диагноза.
Оснащение:
1. Фонендоскоп.
2. Тонометр.
3. Укладка для оказания экстренной помощи.
4. Кушетка.
5. Термометр.
6. Шпателя.
7. Персональный компьютер, принтер.
8. Весы.
9. Сантиметровая лента.
10. Пикфлоуметр.
11. Пульсоксиметр.
12. Глюкометр с тестполосками.
13. Перчатки, маски и другие изделия медицинского назначения.
Первичного приема пациента
1. Приветствовать пациента.
2. Установить доверительные отношения с пациентом.
3. Вымыть руки согласно технике мытья рук, по необходимости надеть маску.
4. Провести сбор жалоб.
5. Собрать анамнез (анамнез жизни, анамнез заболевания, при инфекционных заболеваниях – эпидемиологический анамнез, наследственность, аллергоанамнез, гинекологический анамнез у женщин).
6. Провести оценку общего состояния, определить самочувствие пациента.
7. Провести объективный осмотр пациента.
8. Оценить психоневрологический статус.
9. Оценить тип телосложения.
10. Осмотреть кожные покровы и видимые слизистые оболочки:
- оценить цвет, тургор кожных покровов;
- определить наличие отёков;
- пропальпировать периферические лимфатические узлы, щитовидную железу, молочные железы.
11. Оценить функции опорно-двигательного аппарата (визуальный осмотр, пальпация, определение объёма движений в суставах).
12. Объективно исследовать органы дыхания:
- определить форму грудной клетки, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания;
- осмотреть зев;
- определить ЧДД;
- провести пальпацию (голосовое дрожание), перкуссию, аускультацию лёгких.
13. Объективно исследовать органы кровообращения:
- провести визуальный осмотр области сердца;
- измерить АД, ЧСС;
- провести пальпацию, перкуссию, аускультацию сердца и сосудов.
14. Объективно исследовать органы пищеварения:
- осмотреть полость рта (зубы, язык);
- осмотреть область живота;
- провести пальпацию, перкуссию (в т.ч. определение размеров печени по Курлову и селезёнки), аускультацию живота.
15. Объективно исследовать органы мочеполовой системы:
- визуальный осмотр, пальпация, перкуссия области почек;
- частота, характер мочеиспускания, наличие никтурии;
- наличие выделений из половых путей;
- у женщин: нарушение менструальной функции, последнюю менструацию, наличие выделения из влагалища, цвет, характер.
16. Вымыть руки после осмотра согласно технике мытья рук.
17. Установить предварительный диагноз.
18. Определить необходимые методы обследования для постановки окончательного диагноза в соответствии с протоколами диагностики и лечения.
19. Назначить лечение в соответствии с протоколами диагностики и лечения.
20. Дать профилактические рекомендации (профилактический осмотр, профилактические прививки, соблюдение здорового образа жизни).
21. Назначить дату повторного осмотра.
22. Сделать запись осмотра в амбулаторной карте пациента, истории развития ребенка и заполнить форму №039/у (Ведомость учета посещений в поликлинике (амбулатории), диспансере, консультации на дому) .
Стандарт работы
Описание алгоритма
Цель: способствовать изменению мыслей, действий, чувств у клиента-пациента в повседневной жизни.
Оснащение:
1. Стол.
2. Диван.
3. Стулья, кресло.
4. Компьютерная техника, телевизор, музыкальный центр.
5. Стеллаж, шкаф.
6. Психодиагностический инструментарий.
Приема беременной женщины.
Цель: ослабление психоэмоционального напряжения, снижение уровня тревоги, повышение доверия к себе, поддержка достигнутых позитивных изменений.
Задача: выявление психологического неблагополучия, определение тактики ведения беременной женщины
Оснащение:
1. Компьютер.
2. Стол и стулья.
3. Телевизор.
4. DVD-проигрыватель.
5. Ковер.
6. Фитбол.
7. Учебные видео пособия, наглядные пособия, буклеты.
Алгоритм действий психолога
Список сокращений
АРМ – автоматизированное рабочее место
МП – медицинский паспорт
КП - компьютерная программа
ККиЭМУ – контроль качества и экспертизы медицинских услуг
ЦСЗ - Центр семейного здоровья
ИБ – Инфекционная больница
ПК - Подростковый кабинет
МР - медицинский регистратор
СМК – система менеджмента качества
СП - стандарт поликлиники
ЗОЖ - здоровый образ жизни
ВОП - врач общей практики
ЦСЗ - центр семейного здоровья
ЧДД - число дыхательных движений
ЧСС - число сердечных сокращений
АД - артериальное давление
ЖФВ - женщины фертильного возраста
ФГ - флюорография
ОАК - общий анализ крови
ОАМ - общий анализ мочи
ЭГП - экстрагенитальная патология
СНД - стационар на дому
РПН - регистр прикрепленного населения
ИВБДВ - интегрированное ведение болезней детского возраста
РСП - руководитель структурного подразделения
КВН - когда вернуться немедленно
ОПО - общие признаки опасности
КЗР - кабинет здорового ребенка
ПМР - психомоторное развитие
ОРС - оральная регидратационная соль
ОКИ - острая кишечная инфекция
ОРИ -острая респираторная инфекция
ОПТ - оценочно-прогностическая таблица
НТД - нормативно-техническая документация
ПФР- поведенческие факторы риска
Стандарт
организации оказания первичной медико-санитарной помощи
В Республике Казахстан
Общие положения
1. Стандарт организации оказания первичной медико-санитарной помощи (далее - Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 9) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2014 года № 1005.
2. Настоящий стандарт устанавливает требования, предъявляемые для оказания первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП).
3. Организации здравоохранения, имеющие государственную лицензию на медицинскую деятельность для оказания ПМСП, оказывают ПМСП населению Республики Казахстан.
4. Организации здравоохранения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь (далее – АПО) ведут учетно-отчетную документацию, в соответствии с приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (далее – Приказ МЗ РК № 907) (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697).
5. В соответствии с приказами и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 января 2011 года № 7 «Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь» (далее – приказ МЗ РК № 7), и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 августа 2013 года № 479 «О внесении изменений в приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 января 2011 года № 7 «Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь» (далее – приказ МЗ РК № 479) первичная медико-санитарная помощь (далее – ПМСП) оказывается специалистами ПМСП (врач общей практики, участковый врач-терапевт/педиатр, участковая медицинская сестра/медицинская сестра общей практики, фельдшер, акушер (ка) в:
1) медицинском пункте;
2) фельдшерско-акушерском пункте;
3) врачебной амбулатории (Центр семейного здоровья);
4) поликлинике.
6. Режим работы государственных и негосударственных амбулаторно-поликлинических организаций (далее – АПО), оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП), устанавливается с 08.00. часов до 20.00. часов по скользящему графику для профилей всех специалистов и структурных отделений АПО, утверждаемому руководителем медицинской организации по согласованию с местным органом государственного управления здравоохранением.
В государственных и негосударственных организациях ПМСП, оказывающих ГОБМП, обеспечивается дежурство в выходные и праздничные дни: специалистов ПМСП с привлечением при необходимости специалистов консультативно-диагностического отделения.