Часть 3. Где живут эмоции. Как они болят
Чтобы не было путаницы между причинно-следственными связями, предлагаю разобраться в самом термине психосоматика.
Психо-душа, сома – тело. Изменения в теле, в т.ч. болезни и болезненные ощущения, вызваны психическими процессами, душевным состоянием.
Существует такое понятие, как соматопсихика. Здесь связь обратная, понятие более клиническое, потому что исследует больных людей, находящихся на лечении у врачей с разными телесными заболеваниями (соматическими). Это направление о том, как уже имеющиеся болезни изменяют душевное состояние, вплоть до появления психиатрической патологии (неврозы, психозы).
Итак, эмоции – это душевные переживания, можно назвать их эмоциональные реакции.
Можно попробовать самостоятельно составить список дополнительных эмоций, не вошедших в таблицу с базовыми (табл.1), особенно если они действительно играют в жизни большую роль. А потом разобраться с тем, что это за эмоция, на что она нацелена, и из чего состоит. Как отражается в теле ее непроявленность или неосознанность.
Есть понятие сложных эмоций, то есть те, которые составляются из базовых и дополнительных. Можно самостоятельно разложить их на составляющие. Вот примеры таких формул:
гордость = гнев + радость;
любовь = радость + + принятие;
любопытство = удивление + принятие;
скромность = страх + принятие;
ненависть = гнев + удивление;
вина = страх + радость или удовольствие;
сентиментальность = принятие + горе – [12].
Телесные ощущения. Они очень разнообразны.
Список их может выглядеть примерно так (табл.4):
1. Расширение, поднятие, раскрытие |
2. Сжатие, уменьшение |
3. Давление, сдавление, тяжесть |
4. Приятное тепло, разлитие |
5. Распирание, разрывание |
6. Покалывание, жжение |
7. Переворачивание, выворачивание |
8. Тряска, дрожь, напряжние |
9. Лёгкость, невесомость, слабость |
Таблица 4
Можно распределить ощущения на приятные и неприятные. Не обязательно у всех это распределение будет одинаковым.
В экспериментальной физиологии есть понятие отрицательного и положительного подкрепления (общеизвестный пример собаки Павлова, обезьяны с бананами и эл. током). Когда определенное событие сопровождается вызыванием телесного ощущения или эмоции, которые расцениваются испытуемым как приятное или неприятное. В зависимости от этого индивид, при повторении этого события захочет или не захочет его повторения. То есть будет стремиться к таким событиям в дальнейшем или будет их избегать.
В нашей жизни эмоции и телесные ощущения выполняют очень похожую функцию. Связка эмоция – телесное ощущение призвана регулировать направление нашей жизни в сторону наших желаний или нежелательных действий.
Мы можем каждый на своем примере, используя исключительно личный опыт, заполнить следующую таблицу (табл. 5), которая даст представление о том, какие ощущения в теле соотвествуют нашим базовым эмоциям.
Базовая эмоция | Где живет | Ощущение в этой области |
Радость | В груди | Расширение, поднятие, раскрытие |
Печаль | В груди | Сжимание, уменьшение |
Обида | В груди, вниз к желудку | Уменьшение, сдавление |
Нежность | В груди | Приятное тепло, расширение, разлитие |
Гнев | В груди, из таза вверх через все тело, кулаки, скулы | Распирание, расширение, напряжение |
Стыд | Диафрагма (между грудью и животом), щёки, уши | Жжение |
Отвращение | Верх живота | Сжатие, переворачивание, выворачивание |
Страх | Низ живота | Сжатие, сжимание, уменьшение |
Возбуждение | Тазовая область | Приятное расширение, разлитие |
Таблица 5
Заполняя ее с некоторыми перерывами, посвященными личной работе с эмоциями и телом, вы можете заметить, как эти данные будут изменяться. Здесь представлены стандартные данные, среднестатистические, которые могут вполне не совпадать с экспериментальными. Это нормально.
Дополнительные | Локализация | Ощущение |
Зависть | Голова | Распирание, разлитие, сверление |
Жадность | В районе желудка | Сжимание, кручение |
Ревность | В районе половых органов | Щекотание, вибрация, пульсация |
Нерешительность | Ноги | Слабость, дрожание, онемение |
Таблица 6
Различия в локализации эмоций трактуются, как различия в их восприятии, особенностями положительного и отрицательного подкрепления у каждого человека в зависимости от личной истории.
Для большей наглядности лучше использовать схемы тела (рис. 3, 4), в которых можно рисовать в четырех проекциях, отмечая площадь и интенсивность, а также глубину и направленность ощущений. Цветными карандашами или ручками.
Исходя из индивидуальной карты тела, с подписанными эмоциями, можно начинать работать с индивидуальными психосоматическими проблемами (болезнями, болезненными ощущениями и состояниями).
При неадекватном выражении эмоций, при их зажатии и непроявлении происходит накопление невыраженных, непроявленных эмоций в той части тела, которая в каждом индивидуальном случае является представительством этой эмоции.
Что влияет на наше восприятие отдельных эмоций как плохие и хорошие? Что задает модальность нашим ощущениям? Что заставляет нас проявлять или скрывать эмоции? (Варианты ответов: личная история, перинатальный опыт, опыт прошлой жизни, семейные установки, социальная среда, пол, возраст).
В зависимости от модальности эмоции, от длительности ее подавления, болезненные ощущения выражаются в разном виде. Сначала симптомы, потом синдромы, затем психосоматические заболевания (рис.3). Если членами рода (семьи) заболевание, от которого умер родственник, не было расценено, как следствие подавления эмоций и чувств, они продолжают делать тоже самое – подавлять эмоции и чувства, возникает большая вероятность рождения в этой семье ребенка с аномалией или хромосомным нарушением, и возникновением наследственных заболеваний. Далее мы поговорим о значениях и предназначениях болезней и станет понятно, что такой сильный стимул, как наличие больного ребенка в семье, заставляет членов рода переживать и выражать сильные чувства, менять привычные стратегии поведения, тем самым оздоравливать семейную систему, как бы парадоксально это не звучало. В таком случае больной ребенок как бы расплачивается за эмоциональную безграмотность своих предков.
Рисунок 3
Основной задачей первого этапа обучения психосоматическому подходу является развитие собственной чувствительности в теле. Хорошим результатом будет являться способность различать телесные ощущения в момент переживания различных чувств и эмоций и их смену в результате выражения эмоции.
Задания по части 3:
В течение недели
1. отслеживать свои
- эмоции (давать им названия)
- телесные ощущения, связанные с эмоциями (называть их, локализовать, описывать)
- связывать эмоции с телесными ощущениями
Эмоция | Событие | Локализация эмоции | Телесное ощущение |
Таблица 7
2. работать над картой-схемой (отмечать на карте телесные ощущения во время проживания эмоций)- рис. 4, 5.
Рисунок 4, 5
Заметки по части 3:
(напишите здесь о своих наблюдениях и результатах)