Основные тезисы, и цитаты, которыми я руководствуюсь в работе

Софья Зеленкова

Все болезни от нервов…

Вообще все!

Основные тезисы, и цитаты, которыми я руководствуюсь в работе - student2.ru

«Теория и практика психосоматики»

Иркутск 2016

От автора

На сегодняшний день я ведущая психотерапевтических групп и авторской обучающей программы по психосоматике, врач психотерапевт. Плюсуя свой 13-летний врачебный стаж и предыдущие 6 лет обучения в медицинском ВУЗе, могу с уверенностью сказать: у каждой болезни есть психические причины, душевные предпосылки и эмоциональные основания. Поэтому моя книга называется именно так: «Все болезни от нервов… Вообще все!» Она посвящена изучению взаимосвязи эмоций и болезней, лечению болезней при помощи психотерапии.

Надеюсь, что мой личный и профессиональный опыт, изложенный в этой книге, станет хорошим подспорьем в самостоятельной работе и поддержкой в психотерапии как для пациентов, так и для специалистов, работающих с психосоматикой.

Если Вы — пациент, не отказывайтесь от медикаментозного лечения, если не уверены в эффективности психотерапии. И от минимального необходимого обследования, если не уверены, что абсолютно здоровы. Если Вы врач или психолог — не запрещайте больному самостоятельно решить, каким способом он будет лечиться.

Читать написанное рекомендую с карандашом, для этого после каждой главы есть специальные листы «Задания/заметки». Эта книга написана для тех, кто принимает взаимосвязь между ЛЮБЫМ заболеванием и психикой.

Комментарии, пожелания, отзывы присылайте на адрес:

[email protected]

Рецензия

Исаева Ирина,

психолог-консультант совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, гештальт-терапевт, семейный терапевт, сертификационный терапевт МИГИП, региональный тренер МИГИП обучающих групп по гештальт-терапии 1—2 ступени


Меня впечатлили первые слова, вынесенные в эпиграф книги. Уже в них слышатся голоса автора — уверенный и безаппеляционный врача-психиатра, теплый и успокаивающий голос психотерапевта, ироничный и житейский человека, имеющего богатый жизненный опыт. Сразу, только начав читать вступление-обращение автора, чувствуется его искренний интерес к своей теме и желание поделиться своим опытом с читателями. И дальше было интересно проникать в концепцию автора и его восприятие такой жизненно важной темы как психосоматика, её развитие в человеке и возможность самого человека освободить себя от телесного и душевного недуга.

Автор предлагает свои размышления в этой теме, опираясь на теоретические исследования психосоматики в медицине и психологии, и личный практический опыт работы. Структурированные тексты глав делают их полезными для студентов, изучающих особенности работы с психосоматическим симптомом, профессиональных психологов и врачей.




Часть 5 – Агрессия

Агрессия – такая же древняя, направленная на выживание, сохранение индивида. Продолжение рода. Продвижения себя лично. Своего генотипа. Инициируется страхом.

Итак, страх и агрессия взаимосвязанные, базовые, древние эмоции. Направлены на выживание и сохранение вида.
Показывая агрессию, мы становимся опасными, чужими, угрозой к выживанию других. Еще есть необходимость фильтровать свою агрессию и градуировать ее. Столько агрессии и в таком виде (махать кулаками и ругаться матом) еще приемлемо. А столько (пинать ногами и грозиться убить) уже неприемлемо. Для кого-то косо посмотреть - самый верх выражения агрессии. А кому-то и угрозы убить мало. Проявляя агрессию, мы вызываем бурю эмоций у окружающих: страх смерти, вызванный угрозой выживания. Агрессия заразительная вещь – глядя на человека, выражающего агрессию, мы позволяем себе злиться и раздражаться, особенно если тема, по поводу которой эта агрессия происходит, цепляет и нас. А проявление агрессии, как мы уже поняли, вызывает страх быть неприемлемыми (непринятыми, отвергнутыми, не соответствовать общественным нормам). И опять порочный круг.

Функции злости (агрессии, ярости): защита нашего существования, нашего права на что-то (незыблемого).

Злость появляется тогда, когда нарушается право на реализацию, осуществление потребности. За агрессией стоит страх того, что потребность не будет реализована.

Есть потребности, описанные А.Маслоу, и представленные в его знаменитой пирамиде потребностей (рис. 9):

Основные тезисы, и цитаты, которыми я руководствуюсь в работе - student2.ru

Рисунок 8

В супружеских или парных отношениях (в браке) можно ориентироваться на потребности, описанные У. Харли [11] – табл. 9



  Мужские потребности Женские потребности
Секс Нежность
Спутник по отдыху Поговорить
Привлекательность жены Искренность и открытость
Уют и покой в доме Финансовая поддержка
Восхищение Посвященность семье

Таблица 9

Итак, агрессия возникает у человека, когда нарушается потребность, или возникает ощущение, что эта потребность вот-вот нарушится, или человек боится, что это случится.

Пример: мужчина злится на женщину, если долгое время получает отказы в интимной близости, хотя уверен, что в браке этот вопрос однозначно должен быть решён как только он возник, а жена на мужа – за поздние приходы домой с работы и мало времени в семье.

Зная об этих ожиданиях друг от друга, супруги имеют шанс удовлетворить потребности друг друга и получить желаемое для себя путём переговоров и взаимных «подарков».

Также есть универсальные способы удовлетворять потребности человека, с которым вы состоите в отношениях, может быть даже не очень близких, описанные Гэри Чепменом [13]:

Язык любви Способы Коммуникация Избегать
Одобрение Слова Открытки Письма Подбадривание Комплименты Поддержка Неприятные слова Критика
Время Прогулки Путешествия Беседы Встречи Внимание Дела вместе Посиделки Разговоры Долгие расставания Изоляция
Подарки Дарить подарки Дарить впечатления Личное внимание Подарки Сюрпризы Приятности Жадность Забывание памятных дат
Помощь Помощь по хозяйству Помощь в делах Что я могу сделать? Давай я тебе помогу? Забытые обещания, игнорирование
Физический контакт Объятия Прикосновения Поглаживания Секс Невербальный Физический контакт Физические наказания Пренебрежение

Физиология агрессии

Когда мы злимся, выделяется теми же самыми надпочечниками еще один гормон, который определяет большинство наших телесных ощущений – гормон льва, или норадреналин. Вот его эффекты на организм: общая мобилизация, пульсация в голове, ощущение прилива сил (за счет небольшого повышения артериального давления), хорошее настроение и другие (табл. 10 – [7]).

Функции норадреналина головного мозга
1. Активация вегетативных центров мозга и гипоталямуса
2. Стимуляция синтеза и секреции гормонов мозгового вещества и коры надпочечников
3. Активирование ретикулярной формации ствола и коры головного мозга
4. Увеличение бодрости, активности, бдительности, интеллектуальная и эмоциональная мобилизация
5. Стимуляция внимания, запоминания
6. Модуляция высших функций мозга – мотивированного поведения, эмоций, мышления

Таблица 10

Таким образом, человек, желающий подавить свою злость, хоть и не в силах препятствовать синтезу норадреналина, на психическом уровне подавляет свои функции мотивации, внимания, памяти и т.д.

ВИДЫ АГРЕССИИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ее подавления.


Российский социолог Л.Г.Почебут описала 5 видов выражения агрессии [12]:

Основные тезисы, и цитаты, которыми я руководствуюсь в работе - student2.ru

Рисунок 9

На рисунке 10 видно, что первые три способа выражения агрессии названы конструктивными.
Конструктивные формы выражения агрессии
С позиции тела это оправдано, т.к. происходит выход эмоционального импульса наружу, и тело освобождается от накопленного напряжения. Последние два, наоборот, приводят к усилению, и в конечном счёте – разрушению тела, т.к. агрессивный импульс остаётся в теле или подавляется.

Под вербальной мы понимаем выражение злости словами.
Пример: «Я злюсь на тебя за то, что ты опаздываешь на встречу. Для меня это означает, что я должна теперь перестраивать весь свой график и менять свои планы. А мне этого не хочется делать». Неадаптивный вариант выражения злости вербальным способом в этой же ситуации:
«Ты бесишь меня! Ты постоянно опаздываешь! Ты урод!»
Самый плохой вариант – ничего не сказать. И потом, когда ситуация завершилась – тоже ничего не сказать и не сделать.

Тогда подавленный импульс высказать свою злость «застревает» в горле или на губах, или во рту.
Результатом такой подавленной злости может стать, например, герпес, стоматит, ларингит, тонзиллит.
Физическая агрессия подразумевает действия физического характера в отношении другого человека, причастного к ситуации, в которой возникло чувство. Простыми словами – драка.
Человек, совершающий физически агрессивное действие, должен понимать, что если он кусает, щипает, толкает, пинает, бьёт кулаками и т.п. другого – он наносит ему физический ущерб, и может понести уголовную ответственность за это.
Поэтому в социуме не принято выражать свою физическую агрессию.
Однако, имеются варианты адекватного её выражения.
Это спорт (те виды единоборств, где физический вред наносится по определенным правилам и с ограничениями).
Это физические игры, где участники действа могут бить друг друга не больно (например, подушками или мягкими игрушками, стрелять из пистолетов с водой или краской).

В терапии семейных пар для профилактики и лечения насилия в паре, снятия эмоционального накала, широко используется методика, в которой супруги по отдельной договоренности, обсужденной заранее, обязаны каждый вечер, перед отходом ко сну драться на картонных мечах обнаженными в постели.

Физическое напряжение, застрявшее в теле, в тех его частях, которые призваны выражать её, преобразуется в боль, контрактуры, спазмы, а далее в долговременные и даже неизлечимые нарушения.
Части тела, задуманные природой для отстаивания своих границ, завоевания и борьбы – страдают при подавлении агрессии в первую очередь.
- ломкие ногти
- кариозные зубы или периодонтит
- боли и другая патология, нарушающая движение и силу рук и ног

Пример:
Женщина, которая злится на своего любовника, много лет обещающего жениться на ней, но всё время оттягивающего и избегающего исполнения этого обещания, начинает чувствовать боль в правой руке. Боль в правом плечевом суставе возникает особенно тогда, когда, придя в спортзал или в бассейн, она заносит руку вверх. Эта позиция, если посмотреть со стороны, похожа на занесенную для удара руку. После сеанса психотерапии, женщина приходит к выводу, что давно уже хотела бы стукнуть его, или даже избить за то, что терпит многолетнее унижение в этих отношениях, соглашаясь быть второй после ещё одной любовницы, и верит в нереальные обещания. Кроме того, клиентка описывает своё желание любви в этих отношениях так: «Я тянула руки к нему, хотела взаимности, но так и не получила… как и от своего отца». После курса гормональной терапии и психотерапии у разных специалистов боль в правой руке проходит. В результате этой работы, она расстаётся с бывшим партнёром и начинает новую личную жизнь с неженатым мужчиной.

Предметная агрессия связана со способностью человека портить и уничтожать предметы. Иногда люди в приступе злости могут порвать бумагу, разбить тарелку, пнуть стену или стол. Такое выражение агрессии допустимо только в том случае, если вещь уничтожается или портится её владельцем.

В других случаях такое поведение может расцениваться как преступное. Поэтому люди часто пренебрегают таким способом выражения злости.

Однако, существуют вполне безобидные, но действенные способы выражения злости через предметы.
- сложить в 4 и больше раз лист бумаги и попробовать порвать его с усилием
- рвать ненужные старые тряпки
- рубить дрова
- бить старую посуду и т.п.
В 2015 году в Москве появилась первая «Расфигачечная» - место, где за деньги можно разбить ломом, молотком или топором предметы утвари и обихода. Заведение оборудовано в отдельном здании и обустроено в виде жилой или рабочей комнаты, где есть старая мебель, техника (компьютеры, телевизоры и пр.).

Прибегая к подобным способам выражения агрессии, контролируемо и управляемо можно выплеснуть избыток и дальше работать со своей агрессией сознательно, ведь возникла она от неудовлетворенных потребностей и страха, что эти потребности так и останутся неудовлетворенными.

При работе в группе я использую проживание агрессии в рамках социальной медитации АУМ, со своими модификациями, где участники по предварительной договоренности, подписавшись на основные правила группы (не причинять физической боли, не портить имущество) – имеют возможность покричать друг на друга, представляя обидчиков, реально существовавших или существующих в их жизни. Кроме того, участники по согласию друг друга могут в игровой форме бить друг друга не больно пенополиуретановыми ковриками или рулонами, скрученными из одеял.

В индивидуальной работе я учу пациентов и клиентов проходить через контролируемое выражение агрессии путём катарсиса, монодрамы и др. приёмов.

При подавлении предметной агрессии могут проявляться симптомы, связанные со слабостью рук или ног, болью или контрактурами в конечностях, часто болезни подавленной агрессии «намекают» своими симптомами о том, что человек не может теперь делать.

Деструктивные формы выражения агрессии:

Эмоциональная агрессия - эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. Классический вариант демонстрации обиды (в этом контексте можно читать – эмоциональной агрессии): «Я обижен(а), но ничего не скажу, никак не покажу… Вы должны сами догадаться, что вы сделали неправильно, извиниться и искупить свою вину. В противном случае я буду молчать, дуться или делать вид, что ничего не произошло». При таком варианте развития событий мало осознаваемая и явно скрываемая злость на человека, копится в виде физического, мышечного или суставного напряжения в первую очередь, а затем переходит в следующую фазу – аутоагрессию.

Аутоагрессия (самоагрессия) – злость на самого себя. Для людей, практикующих этот вид агрессии, характерны следующие фразы: «Я сам виноват», «Я сглупила, я лентяйка, я не достаточно хороша, я так себе…». Такая саморугань, самокритика приводит к разрушению и уничтожению себя на физическом уровне.
На уровне физического тела аутоагрессия может проявляться в виде аутоиммунных заболеваний, язвенной болезни, сахарного диабета и пр.

Если агрессия скрытая, подсознательная прорывается:

- всевозможные аллергии . Здесь прочная связка страх-агрессия: боюсь близости, сексуальности – кошки, цветы, растения, фрукты, боюсь жизни – пыльца, боюсь грязи – домашняя пыль, лекарства, боюсь потерять контроль – алкоголя, боюсь материнского начала – молока…

- нейродермит. Подавляемая агрессия по отношению к близкому телесному контакту (с мамой) – мама холодна, агрессивна, может быть по отношению к отцу, а ребенок это выражает.

Мы, (Зеленкова С.В., Корниенко В.Н. и соавт.), провели исследование среди хронических больных, здоровых полицейских, здоровых студентов медицинского ВУЗа и будущих врачей, уже имеющих хронические заболевания [13]. Они отвечали на вопросы теста агрессивности (Л.Г.Почебут) и теста на уровень алекситимии, TAS (Торонтская Алекситимическая Шкала), она описана в главе «Алекситимия». В результате исследования проявились следующие интересные закономерности:
- Между уровнем алекситимии и самоагрессией существует линейная связь у пациентов с хроническими заболеваниями. Таким образом психотерапевтической задачей является повышать уровень эмоциональной грамотности в группе этих пациентов даже при отсутствии отклонений в состоянии психического здоровья

- Здоровые сотрудники, проходящие реабилитацию после длительных командировок в целом более агрессивны, чем пациенты с хроническими заболеваниями – пациентам необходимо учиться выражать агрессию адекватными способами

- Уровень вербальной агрессии значимо выше у здоровых добровольцев и сотрудников МВД, чем у пациентов с хроническими заболеваниями – им необходимо уметь выражать вербально агрессивные импульсы, например, используя методику трехчастного я-высказывания.

- Уровень самоагрессии значимо связан с уровнем физического здоровья. Для уменьшения рисков заболевания соматическими болезнями необходимо снижать уровень самоагрессии методами психотерапии.

Задания по части 4.2:

1. Отслеживать свои агрессивные эмоциональные реакции (раздражение, скука, злость, ярость, негодование, и пр.). Признать наличие этих импульсов и их ценность: я злюсь, а значит у меня есть силы отстаивать свои интересы, границы, желания и т.п.

2. Типировать виды агрессии (словесная, физическая, предметная, эмоциональная, самоагрессия), отдавая предпочтение конструктивным вариантам выражения и переводя в них деструктивные.

3. Разрешать себе злиться и проявлять это чувство в социально приемлемом виде.

4. Выражать в трехчастном я-высказывании.

5. Проживать агрессию через тело, обращать внимание на телесные реакции во время этой эмоции.


Заметки по части 4.2:

(напишите здесь о своих наблюдениях и результатах)


Часть.

Бронхиальная астма.

На уровне символов дыхание это процесс вожделения-любви. Активное взятие – открытие с целью получить удовольствие. Пассивное отдавание.

У людей, страдающих бронхиальной астмой нарушен процесс принимания-отдавания.

Им мало того, что они получают, сколько бы они не получали. И еще они не могут отдавать. На уровне тела это выглядит так: судорожный, мелкий вдох, выдох с большим усилием.

Объем грудной клетки у них большой, а воздух, который должен там циркулировать и снабжать организм кислородом практически стоит на месте. Выдох тяжелый и через усилие.

Для того, чтобы понять, что происходит с таким человеком, сделаем упражнение:

Короткие вдохи с задержкой дыхания, но без выдохов. Когда грудь уже совсем переполнена, зажать рот и нос и оставить тонкую-тонкую щель, через которую воздух будет выходить очень медленно и через большое усилие.

Сахарный диабет.

Когда мы говорили о сладеньком (бонус от обид), в том числе речь шла и о любви как о чувстве, которое дает удовольствие.

У людей, страдающих сахарным диабетом проблема на уровне символики психосоматики состоит в том, что они не могу себе позволить получить то сладкое, что имеют. Буквально, оно не усваивается. Проходит через них. С мочой, например. У них не вырабатывается гормон инсулин, который отвечает за усвоение глюкозы. Получение удовольствия, как от сладкого на бытовом уровне, так и вообще от происходящих в жизни событий крайне затруднительно. У диабетиков тоже проблема с отдаванием любви. Они сами ее не видят, не чувствуют, и другим дать не могут. Вспоминам схему: «Любовь-принятие».

Человек с СД лишается тех бонусов, которые мы описали в разделе («получаем любовь»).

ВИЧ и СПИД.

Болезни неправильно понятой любви.

Сдача границ в виде потери иммунитета. Буквально: отказ от границ на физическом уровне. Тотальное принятие всего, даже того, что реально вредно и небезопасно. Саморазрушение в конечном итоге. Смерть – физическая форма любви (полная самоотдача и отказ от «Я»)

Часть.

Часть.

Семилетние циклы развития

0-7 лет Становление — Детство

7-14 лет Сверстники — Отрочество

14-21 лет Социум — Юность

21-28 лет Семья — Молодость

28-35 лет Самоактуализация — Зрелость

35-42 лет Самодостаточность

42-49 лет Самореализация - Спелость

49-56 лет Старчество

59-63 лет Просветление — Старость

Система возрастных кризисов

0 лет Кризис Рождения

7 лет Кризис Социализации

14 лет Переходный кризис (Подростковый кризис)

21 год Кризис Взросления (Кризис Отношений)

28 лет Кризис Матерости

35 лет Кризис Среднего Возраста

42 года Экзистенциальный кризис

49 лет Духовный кризис (кризис Веры)

56 лет Кризис Завершения (Старческий кризис)

63 года Кризис Ухода (Тонатокризис)

Болезни, связанные с подавленной виной:

- любые болезни спины, задней части шеи, тяжесть в плечах

- сутулость, ригидность в спине

Реально причиненный вред можно компенсировать (морально или материально).

Если это вина, которую никто не причинял (невротическая) – отдать ответственность за несовершенный поступок тому, кто обвиняет.

Основные тезисы, и цитаты, которыми я руководствуюсь в работе - student2.ru


Описание рисунка на титульной странице:
На заглавной странице книги – мандала «9 базовых эмоций и архетипы».
Я нарисовала эту картинку на занятиях для взрослых в начале своего обучения методам арт-терапии в 2009 году.
По большому радиусу по часовой стрелке, начиная с 12 часов: влечение, отвращение, обида, страх, злость, любовь, вина, печаль, радость.
По второму радиусу в виде змей по часовой стрелке с 1 часа архетипы охотницы, принцессы, жрицы, хозяйки.
По третьему кругу – теневые архетипы с 1 часа по часовой: булдница, ведьма, ужасная мать, амазонка.
В центре – моё тотменое животное – ящерица.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лоуэн А. - Психология тела - Институт общегуманитарных исследований – 2013, 256 с.

2. Малкина-Пых И. Г. – Психосоматика – М.: Эксмо, 2008, 1024 с.

3. Пальчик М. «Квантовая модель эволюции личности» - Новосибирское книжное издательство, 2007, 368 стр.

4. Ефимкина Р.П. - В переводе с марсианского. Приемы метакоммуникации в психологическом консультировании и психотерапии, Речь, 2012, 288 стр.

5. Трунов Д.Г. - Виды и механизмы функциональной алекситимии - Вестник пермского университета 2010 - Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (2) – с. 92 – 99

6. Д. Б. Ересько и др. - Алекситимия и методы её определения при пограничных психосоматических расстройствах
СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2005 – 25 стр.

7. Лекционные таблицы по биохимии, издание 8, выпуск 5 - «Гормонология…», В.И. Кулинский, ИГМУ, 2006, 112 стр.

8. Клиническая фармакология - под ред. В.Г. Кукеса - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

9. Телесная психотерапия. Бодинамика - Березкина-Орлова В. Б., Герчикова К., Дьяконова Н.Я. – АСТ, 2011, 416 с.

10. Батмангхелидж Ф. – Вода для здоровья - Попурри, 2011 г. – 288 с.

11. Батмангхелидж Ф. – Ваше тело просит воды - Попурри, 2014 г. – 208 с.

12. Изард Кэррол Э. – Психология эмоций – СПб.: Питер, 2008, 464 с.

13. Ирвин Д.Ялом – Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы - Класс, 2012, 288 с.

14. Уиллард Ф. Харли - Законы семейной жизни – М.: “Протестант”, 1992, 208 с.

15. Почебут Л.Г. - Кросс-культурная и этническая психология – 2012, 336 с.

16. Чепмен Г. – Пять языков любви – Аввалон, 2007, 128 с.

17. Психотерапевтическая коррекция сотрудников МВД после длительных служебных командировок - Материалы межрегиональной байкальской конференции, 3-4 апреля 2014 «Коморбидность аффективных и аддиктивных расстройств» - Зеленкова С.В., Корниенко В.Н., Полонская Н.Г., Хворостова О.В. - с. 15-20

18.

19.

20.

Софья Зеленкова

Все болезни от нервов…

Вообще все!

Основные тезисы, и цитаты, которыми я руководствуюсь в работе - student2.ru

«Теория и практика психосоматики»

Иркутск 2016

От автора

На сегодняшний день я ведущая психотерапевтических групп и авторской обучающей программы по психосоматике, врач психотерапевт. Плюсуя свой 13-летний врачебный стаж и предыдущие 6 лет обучения в медицинском ВУЗе, могу с уверенностью сказать: у каждой болезни есть психические причины, душевные предпосылки и эмоциональные основания. Поэтому моя книга называется именно так: «Все болезни от нервов… Вообще все!» Она посвящена изучению взаимосвязи эмоций и болезней, лечению болезней при помощи психотерапии.

Надеюсь, что мой личный и профессиональный опыт, изложенный в этой книге, станет хорошим подспорьем в самостоятельной работе и поддержкой в психотерапии как для пациентов, так и для специалистов, работающих с психосоматикой.

Если Вы — пациент, не отказывайтесь от медикаментозного лечения, если не уверены в эффективности психотерапии. И от минимального необходимого обследования, если не уверены, что абсолютно здоровы. Если Вы врач или психолог — не запрещайте больному самостоятельно решить, каким способом он будет лечиться.

Читать написанное рекомендую с карандашом, для этого после каждой главы есть специальные листы «Задания/заметки». Эта книга написана для тех, кто принимает взаимосвязь между ЛЮБЫМ заболеванием и психикой.

Комментарии, пожелания, отзывы присылайте на адрес:

[email protected]

Рецензия

Исаева Ирина,

психолог-консультант совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, гештальт-терапевт, семейный терапевт, сертификационный терапевт МИГИП, региональный тренер МИГИП обучающих групп по гештальт-терапии 1—2 ступени


Меня впечатлили первые слова, вынесенные в эпиграф книги. Уже в них слышатся голоса автора — уверенный и безаппеляционный врача-психиатра, теплый и успокаивающий голос психотерапевта, ироничный и житейский человека, имеющего богатый жизненный опыт. Сразу, только начав читать вступление-обращение автора, чувствуется его искренний интерес к своей теме и желание поделиться своим опытом с читателями. И дальше было интересно проникать в концепцию автора и его восприятие такой жизненно важной темы как психосоматика, её развитие в человеке и возможность самого человека освободить себя от телесного и душевного недуга.

Автор предлагает свои размышления в этой теме, опираясь на теоретические исследования психосоматики в медицине и психологии, и личный практический опыт работы. Структурированные тексты глав делают их полезными для студентов, изучающих особенности работы с психосоматическим симптомом, профессиональных психологов и врачей.

Основные тезисы, и цитаты, которыми я руководствуюсь в работе


— Избавляться от болезни или симптома вредно и бессмысленно. Пока Вы не поймёте, что хочет донести до Вас тело с помощью болезней, они будут прогрессировать и рецидивировать. Как только Вам удастся «разгадать» язык тела, изменить свою жизнь, болезнь отступит сама.

— Человек болеет, когда обманывает себя или окружающих.

— Перестаньте себя ругать и вредить себе, прямо сейчас и навсегда. Позаботьтесь о благополучии души и тела. Это больше половины любого лечения.

— Вы — самый главный человек в своей жизни. Без Вас Вашей жизни нет.

— Психосоматика у детей — следствие пребывания их в родительской (родовой) среде. Психотерапия детей должна начинаться с психотерапии родителей (рода), иначе пролеченный ребенок снова заболеет, вернувшись в свою привычную среду.

— «Слово emotion предполагает деятельность (motio (лат.) — движение и предлог е- наружу, вовне), которая отличает этот вид чувства. Эмоции переживаются как реакции всего тела… Однако импульсы, связанные с различными эмоциями, различаются между собой и по-разному выражаются» — [1].

— «Эмоции человека, изначально призванные мобилизовать организм на защиту, теперь чаще подавляются, встраиваются в социальный контекст, а со временем извращаются, перестают признаваться их хозяином и могут стать причиной разрушительных процессов в организме» — [2].

Благодарности:

— Участникам моих групп, клиентам и пациентам за ваш личный вклад в развитие психосоматического подхода, самораскрытие и бесценный опыт, которым вы делитесь со мной и с другими, двигая и оживляя процесс. За ваши результаты, которые вдохновляют меня верить и работать дальше

— Всем моим друзьям, учителям и коллегам, кто поддерживает меня в этой теме, и лично:

— Юлии Зотовой — за посвящение в тему психосоматики и поддержку в написании дипломной работы по психологии, которая стала основой книги;

— Наталье Трускаловой — за веру в меня и инициацию как практикующего психотерапевта;

— Всем преподавателям ИГМУ, у которых я училась, и особенно Владимиру Ильичу Кулинскому — за курс биохимии;

— Ирине Исаевой — за личную психотерапию и рецензию;

— Римме Ефимкиной — за открытый доступ к творческой части, ёмкие цитаты и вдохновение;

— Ксении Митюковой — за веру в себя и разрешение творить руками;

— Сергею Петрушину — за системность психологического знания;

— Галине Ченцовой — за теорию и навыки работы с телом;

— Владимиру Корниенко — за введение в профессию;

— Моим родителям Вещицкой Любови и Зеленкову Виталию — за любовь и жизнь!

ОГЛАВЛЕНИЕ:

От автора……………………………………..……………………………….……..стр. 1
Рецензии …………………………………………….………………………………стр. 2
Основные тезисы, и цитаты..………………………….……..……………стр. 3
Благодарности………………………………...…………………………….…….стр. 4
Оглавление……………………….………………………..………….…………….стр. 5
Часть 1 – Практическая психосоматика…………...………….стр. 6 – 10
Классификация ПР (краткая справка)……………..…..….…стр. 11 – 12
Алекситимия. Тест на алекситимию (TAS)…….……...…..стр. 13 – 16
Задания и заметки по части 1 ………………………………..…………стр. 17
Часть 2 - Биохимия эмоций. Общие сведения и практическое применение………………………………………………………...……...стр. 18 – 26
Задания и заметки по части 2………………………………..………….стр. 27
Часть 3 - Где живут эмоции. Как они болят………...….…стр. 27 – 33
Задания и заметки по части 3………………...…………………..стр. 34 - 36
Часть 4 – Болезни непроявленного страха ……………….стр. 37 – 47
Часть 5 - Болезни подавленной агрессии…….………..….стр. 52 – 63
Часть 6 - Болезни невыраженного влечения…….……… стр. 64 – 69
Часть 7 - Болезни неосознанного отвращения…………стр. 69 - 7…
Часть 8 - Болезни невыплаканной печали………………..стр.
Часть 9 – Болезни задавленной радости…………….……стр. 54 - 65
Часть 10 - Болезни сдерживаемой любви
Часть 11 – Болезни невысказанной обиды…………….…стр. 45 – 54
Часть 12 - Вина, стыд в формировании болезней человека
Часть 13 - Жадность, ревность, зависть, и их роль в формировании болезней человека

Приложения
Случаи из практики

Часть 1. Практическая психосоматика

Под практической психосоматикой я понимаю психотерапевтическую работу, в результате которой физические заболевания излечиваются без использования химических медицинских препаратов. За время работы происходит изменение и закрепление иного мышления, способа эмоционального реагирования, отношения к себе и окружающим, смена жизненных стратегий на более эффективные.

Психосоматика работает из убеждения, что тело и душа едины.

Таблица 1
Основные тезисы, и цитаты, которыми я руководствуюсь в работе - student2.ru Ключевым понятием в лечении болезней при помощи психотерапии является ЭМОЦИЯ.
В начале работы нужно убедиться, что клиент и психотерапевт (далее – терапевт) говорят на одном языке.
Лучше всего использовать один на двоих словарь чувств и эмоций. Я предлагаю свой список эмоций и их модальностей, который в индивидуальной работе может быть скорректирован и дополнен (табл. 1).
Именно эмоции определяют тип физической реакции человека в разных ситуациях. А проявление или подавление эмоций - здоровье или болезнь.

Существует 2 захода в психотерапии психосоматических расстройств:

А) Меняем физический компонент через ощущения - меняется психический компонент. Например:

- улучшение настроения после прогулок на свежем воздухе, принятия солнечных или пенных ванн, объятий, массажа, заземления, восстановления дыхания.

- ухудшение эмоционального состояния при длительном сидении в неудобной позе, раздражительность при вынужденном контакте с большим количеством незнакомых людей и т.п.

Б) Меняем психический компонент через осознание - меняется физическое ощущение. Проще говоря – реакция тела на одну и ту же ситуацию зависит от настроя.

- Если мыть посуду с убеждением, что это неприятная повинность, вынужденная потеря времени и сил – то и физически будет ощущение напряжение, тяжести в разных частях тела. Если воспринимать этот процесс, как медитацию, как возможность очистить свою душу от застарелых переживаний и чувств, смывая их вместе с остатками еды с посуды – в результате получится телесное ощущение лёгкости, расслабленности и даже приятного тепла.

Когда связь видна, понятен механизм, соответственно, можно учиться этому, тренироваться, делать это осознанно. И при возникновении определенных ощущений в теле становится понятным, отчего они появились и зачем. А также в обратную сторону – при возникновении эмоций (они же часто внезапные, непредсказуемые и необъяснимые) – становится ясно, чем они вызваны и на что направлены.

Уровни существования человека [3]:

1. Уровень физического тела

2. Уровень телесных ощущений

3. Эмоции

4. Мысли, умозаключения

5. Действия, события

6. Ценности

7. Предназначение

На каком уровне Вы существуете?

Правильный ответ – на всех. Одновременно. Но внимание своё одномоментно мы можем удерживать только на одном. Так что правильный вопрос звучит: «На каком из уровней удерживаете Вы своё внимание большую часть своей жизни?»

Современный человек на вопрос «Что ты чувствуешь сейчас, какую эмоцию?» - часто отвечает

- Нормально всё, не знаю, мне плохо или мне хорошо и т.п., что ни в коей мере не отвечает на заданный вопрос, а напротив – уводит человека ещё дальше от связи со своим чувством.

Почему? Потому что есть установка на подавление чувств. Быть чувствительным и чувствующим – в современном социуме часто воспринимается как признак слабости.

Психотерапия выводит человека поочередно с одного уровня существования на другой и обратно. Гармонизирует все слои существования. На уровне слов переход с одного уровня на другой и их объединение происходит с помощью я-высказывания [4].

Трехчастная форма я-высказывания (рис. 1):

А: Что я сейчас чувствую?

В: В связи с какими событиями или действиями?

С: Что для меня это означает?

Рисунок 1
Основные тезисы, и цитаты, которыми я руководствуюсь в работе - student2.ru
Она связывает 3,4, 5 уровни (эмоции, мысли, события) в сознании человека (рис. 1):

А. Я чувствую (название чувства – см. табл. 1)
В. Когда ты (делаешь конкретное дело или происходит событие): чем конкретнее действие, повлекшее эмоциональную реакцию, тем лучше.
С. Для меня это означает (моё внутреннее значение происходящего, необходимость делать что-то, угроза и т.п.)

У того, кто овладел методикой трёхчастного высказывания, формируется навык поочередно переключаться между этими уровнями с достаточно большой скоростью, для того, чтобы приблизиться к ощущению целостности.

Примеры из жизни:

Наши рекомендации