Использование мышечной памяти
Но вернемся снова к теме лечебной физкультуры. Она включает в себя большой комплекс упражнений, которые направлены на определенные группы мышц. Знание этих упражнений и их ежедневное применение принесет большой положительный эффект, поможет преодолеть контрактуры и параличи.
Напомню, что есть такое понятие, как мышечная память, явление не вполне признанное наукой, но фактически существующее. Если человек в течение долгого времени выполнял определенную работу, совершал одни и те же мышечные действия, фактически они доходят до автоматизма. Рука или нога сама тянется к тому или иному месту, действует определенным образом. Например, действия рук и ног водителя доведены до автоматизма. Если его пересадить на другой автомобиль с другими местами нахождения клавиш, приборов и педалей управления, то первое время его руки и ноги сами будут действовать привычным для них образом.
Мышечная память сохраняется в первые месяцы после инсульта, и ее надо максимально поддерживать. При этом упражнения лечебной физкультуры необходимо делать как поочередно, так и одновременно, синхронно обеими конечностями. В этом случае здоровая конечность «напоминает» пострадавшей конечности, как надо работать правильно, обучая по принципу: «Делай, как я». Кроме того, зрительное сравнение действий двух конечностей ведет к стремлению адекватно повторить действия той, которая здорова.
Для активного использования мышечной памяти крайне важен скорейший возврат к тем физическим действиям, которые пострадавший от инсульта часто или постоянно делал прежде. Стремитесь производить или хотя бы имитировать действия ослабленной рукой. Если к дверной ручке потянулась, например, здоровая рука, остановите ее. Постарайтесь сделать это больной рукой, пусть даже помогая ей здоровой.
Если сразу не получается обращаться с настоящими клавиатурой, рулем, отверткой, молотком и т. п., попробуйте использовать сначала игрушечные или не подключенные к электросети инструменты, вождение автомобиля виртуально или на тренажерах, используйте чехол руля для обучения слабой руки перехватам руля.
Радуйтесь, если слабая рука непроизвольно, без вашего внутреннего посыла потянулась что-то сделать. Значит, ваши усилия не напрасны и мышечная память возвращает руку к прежней деятельности, а в головном мозге сохранились сигналы к данным действиям, которые могут быть полностью восстановлены.
Широко используйте идеомоторику
Идеомоторика (от греческих слов idea — «вид, образ» и motor — «приводящий в движение») — это мысленное представление о выполняющемся движении, которое ведет к реальному воспроизведению этого действия.
В результате возникают не только зрительные и мышечные образы, но и слабые мышечные движения, которые направлены на реализацию представления о движении руки, ноги, пальца и пр. Идеомоторный акт — это непроизвольные движения, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия. Мысленное выполнение движений может проводиться в различных положениях, под внешнее речевое или музыкальное сопровождение, с открытыми или закрытыми глазами. Вам предлагается представлять движения пальцев, руки, ноги, ограниченные в результате инсульта. Если повреждена речь, то старайтесь мысленно петь и говорить. Используйте возможности караоке, старайтесь повторять про себя или вслух идущий на экране текст медленных песен.
Полезные рекомендации по восстановлению речи вы также найдете в главе 4 настоящей книги.
Главный итог мысленных представлений и занятий идеомоторикой — передача импульсов и сигналов к пораженным инсультом мышцам, восстановление нервно-мышечных рефлексов и связей.
Метод миостимуляции
Применение миостимуляторов с функцией наращивания мышц развивает частично атрофированные мышцы.
Миостимуляция (электростимуляция) — это процесс применения импульсных токов для лечения и восстановления естественной работы мышц, тканей, нервов, внутренних органов.
Изначально миостимуляция (синонимы — нейростимуляция, физиостимуляция, миолифтинг, электромиостимуляция, электростимуляция) была задумана как гимнастика для лежачих больных, у которых нет возможности получать активные физические нагрузки обычным способом. Производит физиотерапевтический эффект на организм человека импульсными токами, оказывающими нормализующее действие на сократимость нервной ткани и процессы проведения электрического импульса по нервам. Метод миостимуляции широко используется в восстановительный период после инсульта, ДЦП, заболеваниях периферической нервной системы, заболеваниях опорно-двигательного аппарата и т. д.
Миостимуляция способствует повышению тонуса мышц, развитию их силы. Профессиональные миостимуляторы имеют до 10 выходных каналов. Это позволяет одновременно тренировать несколько мышечных групп.
Однако к применению миостимуляторов существуют противопоказания. Нельзя применять аппарат людям, которым имплантирован биоуправляемый электрокардиостимулятор. Не рекомендуется его использовать тем, кто страдает сердечными заболеваниями, особенно в стадии декомпенсации. Также аппарат нельзя использовать во время простуды, гриппа или других вирусных заболеваний. Крайне не рекомендуется пользоваться миостимуляторами в период беременности. То же самое касается людей, страдающих болезнями желудочно-кишечного тракта, мочекаменной и желчнокаменной болезнями, особенно в период обострения. Нельзя использовать аппарат больным с выраженными психическими расстройствами, страдающим алкоголизмом и наркоманией, при активном туберкулезе легких и почек, при острых гнойных воспалительных процессах, при наличии гиперчувствительности к импульсному току. Не следует применять аппарат лицам с онкологическими заболеваниями.
При наличии любого хронического заболевания перед применением аппарата необходимо проконсультироваться с врачом.
Напомню, что СКЭНАР-терапия позволяет использовать прибор как миостимулятор для ослабленных инсультом мышц и как миорелаксатор для спазмированных мышц.
Развитие мелкой моторики
Напомню постулат, известный всем опытным воспитателям детских садов: «Есть прямая зависимость между развитием руки и речью». Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее малыши начинают говорить. Ускоренному развитию речи способствуют лепка, вдевание шнурков в дырки, вырезанные в картоне, сборка пазлов и т. п. Вспомните, как при особо усердном выполнении мелкой работы многие непроизвольно высовывают язык или двигают им во рту, как бы помогая своим рукам. Думаю, вы и сами понимаете важность развития руки и мелкой моторики для восстановления речи.
Приведу следующие примеры. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии ручной работы на развитие головного мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Метод акупунктуры — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга.
Наши с вами предки также наверняка догадывались о чем-то таком. Хорошо знакомые нам с детства ладушки и другие подобные им народные игры не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж пальцев рук, развитие точных движений ладоней. Это и надо делать как можно чаще. Обязательно попробуйте играть в ладушки с пострадавшим от инсульта. Эта игра развивает двигательные функции руки, координацию движений, благодаря ей массажируются пальцы.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь руки и мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить говорить, например, малыша, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или заниматься мелкой моторикой.
…
Мелкая моторика рук взаимодействует с таки ми высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся ваша дальнейшая жизнь потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Поэтому упражнения на развитие мелкой моторики являются важнейшей составляющей лечебной физкультуры. Эти упражнения требуют концентрации внимания, ловкости руки, гибкости пальцев. Например, мне при параличе руки помогло разминание жгута из полотенца с совершением действий, напоминающих обработку теста. Также я прокатывал кистью поврежденной руки мяч по столу движениями вперед-назад до предела и при этом стремился сохранить прямолинейность движения, что вначале давалось трудно. На первых порах, при затруднениях координации руки, я перекладывал игрушки, сначала крупные, потом мелкие, со стола в ящик. Затем стал делать то же самое с грецкими орехами, складывая их в пластиковые ячейки из-под конфет.
Также на первых порах, если в этом есть необходимость, следует пытаться адаптировать свои руки к бытовым условиям. Я, например, набирал пострадавшей рукой разные цифры на диске старого телефона. Поочередно нажимал двухклавишный выключатель света, передвигал костяшки старых бухгалтерских счетов, пытался поворачивать дверную ручку, нажимать кнопку слива воды в бачке унитаза, перебирал кнопки на клавиатуре неработающего компьютера, якобы набирая слова, и пр.
Кстати говоря, врачи рекомендуют почаще складывать дули, кукиши, до предела протискивая большой палец между другими пальцами ослабленной руки. Очень важно с усилием нажимать подушечкой большого пальца на подушечки других пальцев ослабленной руки. Последнее упражнение, согласно су-джок-терапии, особенно благотворно влияет на восстановление функций мозга, тренирует память. Очень эффективное упражнение на мелкую моторику — быстрое вращение двух грецких орехов в ладони пострадавшей руки как по часовой, так и против часовой стрелки.
Мой совет: активнее занимайтесь массажем пальцев и кистей, перебирайте крупные, а затем более мелкие предметы — пуговицы, бусины, крупы, гайки, болты, спички. Очень хорошо помогает лепка мелких фигурок из пластилина, для этой цели лучше брать пластилин, не прилипающий к рукам. Очень полезно высыпать спички из спичечной коробки, собирая их затем по одной пострадавшей от инсульта рукой. Старайтесь писать больной рукой — сначала толстым фломастером, затем более тонкими ручками.
Недавно в продаже появился прекрасный массажер для кисти и предплечья, который сам направляет вашу кисть, запястье, локоть, зону предплечья. Вам нужно только научиться удерживать его в руке разными способами. Это кистевой массажер Powerball, представляющий собой шар, удерживаемый в руке. Другой рукой или с помощью нити в этом шаре запускается вращение ротора с герконом. Ротор может раскрутиться внутри шара до 15 000 оборотов в минуту. В результате движение передается кисти, которая сама начинает совершать вращательные движения. Предусмотрено шесть способов удержания шара в руке, развивающих шесть групп мышц кисти, запястья, локтя, предплечья.