Для текущего контроля по разделам
5.2.1. Работа с понятиями: устный и письменный опрос по определению понятий:
Терминологический минимум по разделу 1: авария, бедствие стихийное, безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасность радиационная, дезактивация, доза облучения, здоровье населения, землетрясение, лавина снежная, наводнение, опасность, опасный фактор, оползень, пожар лесной, пожар степной, пожар торфяной, риск, смерч, тайфун, техника безопасности, техносфера, торнадо, травмирующий фактор, ураган, фактор вредный, цунами, чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация.
Терминологический минимум по разделу 2:базовый мониторинг, бактериологическое оружие, гражданская оборона, детергенты, диоксины, доза токсическая, загрязнение, зона напряженной экологической ситуации, зона экологического риска, зона чрезвычайной экологической ситуации, информационная безопасность, источник загрязнения, канцерогены, катастрофа экологическая, кислотные осадки, класс опасности загрязняющего вещества, кризис экологический, ксенобиотики, мониторинг окружающей среды, мониторинг локальный, мониторинг глобальный, национальная безопасность, охрана труда, продовольственная безопасность, пестициды, санитарно-гигиенические нормативы, смог, терроризм, химическое оружие, фреоны, ядерное оружие.
Терминологический минимум по разделу 3: бандитизм, венерология, жилая среда, заложничество, изнасилование, мошенничество, наркомания, наркотики, пожар, противопожарная профилактика, противопожарный режим, социальные опасности, террор, толерантность, физическая зависимость, шантаж.
Примеры тестовых заданий
Примеры тестовых заданий рубежного контроля по разделу 1:
1. Степень риска в мировой практике оценивается вероятностью:
а) негативных воздействий среды;
б) смертельных случаев;
в) экстремальных ситуаций;
г) несчастных случаев.
2. К основным причинам смертности населения в России относится (-ятся):
а) высокий уровень заболеваемости и несчастные случаи;
б) недостаточное, несбалансированное питание;
в) низкий уровень заработной платы;
г) экологическое загрязнение окружающей среды.
3. По данным Всемирной организации здравоохранения средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет____ лет:
а) 75;
б) 59;
в) 80;
г) 65.
4. Способом управления такими рисками, как травмы и болезни, является:
а) соблюдение законодательной базы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) знание основных положений охраны труда;
в) соблюдение безопасных правил поведения, техники безопасности и санитарной гигиены;
г) своевременное посещение лечебных учреждений.
5. В дисциплине <Безопасность жизнедеятельности> важнейшими понятиями являются:
а) экология, опасность и безопасность;
б) опасные и вредные факторы, правила выживания;
в) среда обитания, риск, деятельность, опасность и безопасность;
г) безопасность, средства и методы защиты.
6. К биологическим опасным и вредным факторам природного происхождения относится (-ятся):
а) биологическое загрязнение окружающей среды вследствие аварий на очистных сооружениях;
б) патогенные микроорганизмы;
в) микроэлементы;
г) ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве.
7. По характеру воздействия на человека опасности бывают:
а) неожиданные и предсказуемые;
б) химические и биологические;
в) вредные и травмирующие;
г) природные и антропогенные.
8. Постоянное наличие инфекционного заболевания на определенной территории называется:
а) пандемией;
б) эндемией;
в) статистической эпидемией;
г) спорадической заболеваемостью.
9. К геологическим чрезвычайным ситуациям относятся:
а) аварии в карьерах, пыльные бури, обвалы, оползни;
б) обвалы, камнепады, оползни, низкий уровень грунтовых вод;
в) оползни, сели, обвалы, лавины, эрозия;
г) оползни, сели, обвалы, лавины, гололед, суховей.
10. Распространение инфекционного заболевания среди большого числа сельскохозяйственных растений называют:
а) эпизоотией;
б) бедствием;
в) эпифитотией;
г) эпидемией.
11. Результат воздействия селевого потока на различные объекты зависит от:
а) типа селевого потока;
б) зоны селеобразования и зоны транзита;
в) скорости продвижения, плотности, высоты, ширины, объема;
г) насыщенности потока и селевой волны.
12. Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии относятся к чрезвычайным ситуациям:
а) социального характера;
б) биолого-социального характера;
в) экологического характера;
г) природного характера.
13. Для эффективного противодействия чрезвычайным ситуациям природного характера необходимо (ы):
а) знание состава, исторической хроники, районирования и характеристик природных угроз;
б) анализ статистики чрезвычайных ситуаций данного вида;
в) отсутствие природных рисков;
г) совершенствование законодательной базы.
14. Торфяной пожар распространяется в сторону:
а) независимо от направления и силы ветра;
б) движения низового пожара;
в) залегания более мощных пластов;
г) направления ветра.
15. Для заблаговременной подготовки населения к аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения жилых домов необходимо создать неприкосновенный запас:
а) теплой одежды и обуви;
б) спичек, хозяйственных свечей, радиоприемника с батарейками;
в) медицинских средств первой необходимости;
г) продовольствия, питьевой воды и спиртных напитков.
16.На химически опасных объектах химически опасные вещества в наибольшем количестве располагаются на:
а) пунктах выдачи готовой продукции;
б) складах;
в) технологических линиях;
г) приемных пунктах.
17. Выход из строя или повреждение отдельных узлов и механизмов объекта во время его эксплуатации, приводящий к радиоактивному загрязнению объектов внешней среды,- это:
а) радиоактивное загрязнение;
б) авария на РОО;
в) проникающая радиация;
г) заражение.
18. К числу главных причин чрезвычайных ситуаций на автотранспорте относится нарушение правил:
а) очередности заправки автомобиля;
б) размещения груза автомобиля;
в) дорожного движения; техническая неисправность автомобиля, превышение скорости движения;
г) подачи звукового сигнала автомобиля.
19. Природно-географическим условием возникновения наводнения является:
а) тайфун;
б) абразия и эрозия;
в) селевой поток;
г) прорыв плотины, дамбы.
20. Падение метеоритов влечет за собой:
а) увеличение антропогенных чрезвычайных ситуаций;
б) экологическую катастрофу;
в) возмущение в атмосфере и возникновение ураганов, бурь, смерчей, землетрясений;
г) магнитные бури.
Примеры тестовых заданий итогового контроля по разделу 2:
1.Средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, преодоления систем защиты, вывода из строя телекоммуникационных сетей, всех средств высокотехнологического обеспечения общества и функционирования государства называются ______ оружием:
а) информационным;
б) технологическим;
в) компьютерным;
г) электронным.
2. С реализацией конституционных прав человека на доступ к информации и на ее использование для осуществления не запрещенной законом деятельности связаны интересы ________ в информационной сфере:
а) личности;
б) общества;
в) государства;
г) человечества.
3. Состояние защищенности национальных интересов страны в информационной сфере от внутренних и внешних угроз называется:
а) информационной безопасностью;
б) защитой информации;
в) безопасностью данных;
г) защищенностью информации.
4.Экономическая безопасность страны основывается на ______ могуществе государства:
а) финансовом;
б) военном;
в) промышленном;
г) политическом.
5. К национальному интересу Российской Федерации (РФ) на долгосрочную перспективу относится:
а) ликвидация очагов напряженности вблизи территории РФ;
б) разработка и ведение системы взаимодействия со странами НАТО;
в) нормализация и стабилизация отношений со странами СНГ;
г) прекращение межнациональных конфликтов в районах, прилегающих к кавказской границе РФ.
6. Защита государственной и территориальной целостности Российской Федерации относится к национальным интересам России в ______ сфере:
а) военной;
б) экономической;
в) пограничной;
г) социальной.
7. Такие негативные явления, как безработица, стагнация, инфляция, голод, относятся к ________ чрезвычайным ситуациям:
а) экономическим;
б) политическим;
в) биолого-социальным;
г) природным.
8. Ядерный взрыв имеет _______ основных поражающих факторов:
а) 5;
б) 7;
в) 6;
г) 8.
9. Территория, подвергшаяся непосредственному воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, называется:
а) очагом ядерного поражения;
б) очагом химического поражения;
в) зоной радиоактивного заражения;
г) зоной отчуждения.
10. Правила, которые необходимо соблюдать заложникам во время проведения спецслужбами операции по их освобождению:
а) постараться незамеченным выйти из здания или укрыться в укромном месте
б) лежать на полу, закрыв голову руками, и не двигаться
в) бежать навстречу сотрудникам спецслужб с целью быстрейшего освобождения
г) по возможности помочь сотрудникам спецслужб
11. Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте такие правила:
а) лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
б) ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб, это опасно;
в) если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
12. Постановление Совета Народных Комиссаров в сентябре 1918г. после покушения на В.И.Ленина призывало к:
а) красному террору;
б) проведению профилактических мероприятий;
в) экономической блокаде;
г) политическому диалогу.
13. Заложникам, находящимся в заточении, необходимо внимательно следить за:
а) самочувствием раненых;
б) поведением других заложников;
в) поведением преступников и их намерениями;
г) своим самочувствием;
14. Международный терроризм может быть:
а) реакционным и демократическим
б) внешним и внутренним
в) государственным и негосударственным
г) внешним и межгосударственным
15. Нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия и в иных местах, называется ____________ по охране труда:
а) инструкцией;
б) правилом;
в) нормой;
г) стандартом.
16. К полномочиям Президента Российской Федерации относится:
а) определение порядка обучения населения способами защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
б) определение порядка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
в) руководство организацией и ведением гражданской обороны;
г) определение основных направлений единой государственной политики в области гражданской обороны.
17. Физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях выкупа или политического давления на органы государственной власти, называется:
а) посредником;
б) заложником;
в) пленником;
г) лицом вне закона.
18. В 2000 году в целях борьбы с терроризмом была принята:
а) военная доктрина Российской Федерации;
б) национальная доктрина Российской Федерации;
в) концепция безопасности Российской Федерации;
г) доктрина Российской Федерации.
19. Целью терроризма может быть:
а) нарушение общественной безопасности, нанесение экономического ущерба;
б) противоречие двух противоборствующих группировок;
в) политика сотрудничества с противниками различными методами;
г) политика невмешательства противоборствующих группировок.
20. К участию, подготовке и организации <Дня защиты детей> привлекаются:
а) должностные лица специалисты ГО и РСЧС школы;
б) все учителя и учащиеся школы;
в) наиболее подготовленные учителя и учащиеся школы;
г) наиболее подготовленные родители учащихся и сами учащиеся школы.
Примеры тестовых заданий итогового контроля по разделу 3:
1. Физико-химический процесс превращения горючих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождаемый интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением называется:
а) пожаром;
б) огневым штормом;
в) горением;
г) конвекцией.
2. Первый противогаз создал:
а) К.Э.Циалковский;
б) М.В.Ломоносов;
в) Н.Д.Зелинский;
г) М.В.Фрунзе.
3. Если по телефону у ребенка, который находится один дома, спрашивают родителей, то нужно сказать, что:
а) ошиблись номером, и повесить трубку;
б) они не могут подойти, и повесить трубку;
в) никого нет;
г) скоро придут домой.
4. Индикатор социальной безопасности общества показывает:
а) рост расслоения общества по уровню материального достатка;
б) экономический ущерб;
в) низкая эффективность производства;
г) финансовый ущерб.
5. Если вы возвратились домой и обнаружили, что дверь приоткрыта и из квартиры слышны незнакомые голоса, то нужно:
а) войти в квартиру и спросить:<Кто здесь?>;
б) войти в квартиру и выяснить, что происходит;
в) закрыть дверь на ключ, не вынимая его из замка, и вызвать милицию;
г) вместе с соседями войти в квартиру и задержать <визитеров>.
6. Углекислотный огнетушитель не боится:
а) низких температур;
б) ультрафиолетового излучения;
в) солнечного света;
г) влажности.
7. К социальным опасностям, связанным с физическим воздействием на человека, относится (-ятся):
а) венерические заболевания;
б) воровство;
в) заложничество;
г) суицид.
8. Неконтролируемый, стихийно развивающийся процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей, называется:
а) вспышкой;
б) возгоранием;
в) пожаром.
9. Для тушения горючих материалов и электроустановок под напряжением предназначены_____ огнетушители:
а) жидкостные;
б) пенные;
в) аэрозольные;
г) углекислотные;
г) огнем.
10. К виду чрезвычайных ситуаций (ЧС) социального характера, связанных с нарушением психики человека, относится:
а) суицид;
б) наркомания;
в) табакокурение;
г) алкоголизм.
11. Состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма в связи с хроническим употреблением наркотиков, проявляющееся в виде интенсивных физических и психических расстройств, развивающихся сразу после прекращения действия наркотика, называется:
а) физической зависимостью;
б) толерантностью;
в) физиологической зависимостью;
г) токсикоманией.
12. Анонимные телефонные звонки с угрозами являются:
а) чрезвычайной ситуацией социального характера;
б) мелким хулиганством;
в) шантажным действием;
г) злостным хулиганством.
13. Региональные и локальные вооруженные столкновения являются:
а) чрезвычайными ситуациями социального характера;
б) внутригосударственными противоречиями;
в) международными конфликтами;
г) национальными противоречиями.
14. К типу политико-социальных чрезвычайных ситуаций (ЧС) относится:
а) этнический конфликт;
б) изменение границ и политики государства;
в) ухудшение экологической обстановки;
г) высокий процент бедности;
д) религиозный, политический, экономический конфликты, войны.
15. Курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам, оказывающие негативное влияние на организм человека, его здоровье и работоспособность, называются:
а) вредными привычками;
б) социальным злом;
в) оружием массового поражения;
г) токсикоманией.
16. При получении информации о готовящемся террористическом акте необходимо:
а) сообщить правоохранительным органам;
б) оповестить всех своих соседей;
в) написать заявление в прокуратуру;
г) доложить своему руководству.
17. Человек, заметивший пожар или загорание, обязан в первую очередь:
а) вызвать пожарную помощь;
б) спасти людей;
в) эвакуировать имущество;
г) тушить пожар.
18. При загорании телевизора в первую очередь необходимо:
а) выдернуть вилку электрошнура питания из сетевой розетки;
б) обесточить всю электрическую сеть дома;
в) приступить к тушению очага пожара первичными средствами пожаротушения;
г) проветрить помещение.
19. Причиной наиболее интенсивной эмиссии радона в жилых домах является(-ются):
а) строительные материалы;
б) наружный воздух;
в) вода;
г) природный газ.
20. Человек, использующий порошковый огнетушитель для тушения пожара, в первую очередь должен:
а) выдернуть чеку;
б) нажать на кнопку;
в) направить пистолет на пламя;
г) нажать на рычаг пистолета.
Примеры индивидуальных заданий
Пример индивидуального или индивидуально-группового задания по разделу 1
I. Разработать модель поведения (желательно графическую) при возникновении чрезвычайной ситуации, вызываемой землетрясением. При этом отразить:
- подготовительный этап, если Вы живете в сейсмически опасном районе;
- действия во время землетрясения (возможные варианты в зависимости от места нахождения);
- действия после землетрясения;
- государственные меры защиты населения от землетрясений.
II. Решить кейс-задания:
Ситуация 1.1. 14 июля 2011 года произошло извержение вулкана Локон, расположенного в индонезийской провинции. Управление по ликвидации последствий стихийных бедствий Индонезии объявило запретной зону в радиусе 3,5 километра от кратера. Число эвакуированных превысило 2,5 тысячи человек.
11 ноября 2012 года в Мьянме произошло сильное землетрясение. Магнитуда подземных толчков составила 6,6, очаг землетрясения находился на глубине 10 километров. В результате землетрясения погибло пять человек.
Установите соответствие между указанными природными явлениями и совокупностью факторов, характеризующих указанные явления.
Извержение вулкана
Землетрясение
Решение:
Ситуация 2.9 августа 2012 года в результате ливневых дождей в Карелии произошло разрушение дамбы старого русла Маткожненского ручья. Вода затопила машинный зал Маткожненской ГЭС. Погибших и пострадавших нет. Без электричества остался поселок Сосновец Беломорского района, где проживает 1,5 тысячи человек.
26 декабря 2012 года в Саяногорске (Хакасия) жители шести домов Ленинградского микрорайона остались без холодного водоснабжения. Как объяснили корреспонденту ИА «Хакасия» в оперативной службе ГО и ЧС администрации Саяногорска, на улице Металлургов в районе бывшего общежития прорвало трубу водовода.
Установите соответствие между указанными чрезвычайными ситуациями и совокупностью факторов, характеризующих указанные явления.
Гидродинамическая авария
Коммунальная авария
Решение:
Ситуация 3.9 августа 2012 года в результате ливневых дождей в Карелии произошло разрушение дамбы старого русла Маткожненского ручья. Вода затопила машинный зал Маткожненской ГЭС. Погибших и пострадавших нет. Без электричества остался поселок Сосновец Беломорского района, где проживает 1,5 тысячи человек.
26 декабря 2012 года в Саяногорске (Хакасия) жители шести домов Ленинградского микрорайона остались без холодного водоснабжения. Как объяснили корреспонденту ИА «Хакасия» в оперативной службе ГО и ЧС администрации Саяногорска, на улице Металлургов в районе бывшего общежития прорвало трубу водовода.
Укажите правильные действия населения при внезапном наступлении катастрофического затопления в случае гидродинамической аварии.
Ситуация 4.8 февраля 2011 года на Калининградскую область обрушился ураган. Скорость ветра достигала 35 м/с. В результате стихия в десяти районах пострадали 54 тысячи человек.
22 мая 2011 года на американский штат Миссури обрушился мощный смерч (торнадо). Больше всех пострадал город Джоплин, где жертвами торнадо стали 116 человек. Торнадо снес целые кварталы. Обломки построек и транспорта смерч разбросал на территории радиусом в 100 км.
Установите соответствие между описанными природными явлениями и совокупностью факторов, характеризующих указанные явления.
Ураган
Смерч
Решение:
Ситуация 5.20 марта 2012 года из-за сильного снегопада и ледяной корки на участке трассы М-5 «Урал» (Самара – Уфа – Челябинск) образовалась гигантская 60-километровая автомобильная пробка. Для расчистки дорожного полотна от снежных заносов, оказания помощи застрявшим автомобилям, обеспечения водителей и пассажиров горячим питанием, питьевой водой и дозаправки автомобилей топливом на место происшествия были вызваны несколько отрядов спасателей. Всего в ликвидации последствий участвовали 101 человек, 50 единиц техники.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, называются ________ чрезвычайной ситуации. (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа.)
III. Сценарий социально значимого мероприятия (лекция, деловая или ролевая игра, дебаты, круглый стол, дискуссии и т.д.).
Темы для проведения круглого стола:
1. Актуальные проблемы безопасности
2. Культура безопасности жизнедеятельности на современном этапе
3. Приоритетные задачи безопасности жизнедеятельности и пути их решения.
4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в обеспечении личной и общественной безопасности.
IV. Подготовка студентом эссе.
Примеры тем эссе.
Эссе № 1. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления). Оползни: понятие явления, причины возникновения, характер разрушительной силы в зависимости от массы движущихся пород. Анализ статистических данных. Поведение в районах возможного схода оползней. Поведение во время и после схода оползней. Предупредительные меры: архитектурно-планировочные; инженерно-технические; организационные мероприятия.
Эссе № 2. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления).Сели: понятие явления, причины возникновения, характер разрушительной силы в зависимости от массы движущихся пород. Анализ статистических данных. Поведение в районах возможного схода сели. Поведение во время и после схода сели. Предупредительные меры: архитектурно-планировочные; инженерно-технические; организационные мероприятия.
Эссе № 3. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления). Обвалы, осыпи: понятие явления, причины возникновения, характер разрушительной силы в зависимости от массы движущихся пород. Поведение в районах возможного схода обвалов, осыпей. Поведение во время и после схода обвалов, осыпей. Предупредительные меры: архитектурно-планировочные; инженерно-технические; организационные мероприятия.
Эссе № 4. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления). Абразия, эрозия: понятие явления, причины возникновения, характер разрушительной силы в зависимости от массы движущей воды. Анализ статистических данных. Поведение в районах возможной абразии, эрозии. Предупредительные меры: архитектурно-планировочные; инженерно-технические; организационные мероприятия.
Эссе № 5. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления). Курумы: понятие явления, причины возникновения, характер разрушительной силы в зависимости от массы движущихся пород. Анализ статистических данных. Поведение в районах возможного наличия курумы. Поведение во время и после курумы. Предупредительные меры: архитектурно-планировочные; инженерно-технические; организационные мероприятия.
Пример индивидуального или индивидуально-группового задания по разделу 2
I. Оценка экологической ситуации и безопасности:
Пример:
1. Провести анализ радиационной обстановки на территории университета (сквер возле корпуса №4). Смотри методические рекомендации к семинарско-практическому занятию модуля 2. Тема:«Радиационная безопасность. Экологические последствия радиации, меры безопасности и оценка радиационной безопасности территории».
2. Провести анализ радиационной обстановки на территории университета (сквер возле корпуса №1). Смотри методические рекомендации к семинарско-практическому занятиям модуля 2. Тема «Радиационная безопасность. Экологические последствия радиации, меры безопасности и оценка радиационной безопасности территории».
II. Решить кейс-задания:
Ситуация 1.5 декабря 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми произошел крупнейший по числу жертв пожар. По основной версии, пожар был вызван неосторожным применением пиротехники в клубе. От пожара пострадало 234 человека, включая 156 погибших. По заключению следствия жертвы пожара погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения, ожогов и давки.