Тема. Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования. Клеточный уровень организации биологических систем
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.И. Евдокимова
Кафедра биологии
Рабочая тетрадь
По биологии
студента _____________________________________________________
группыкурса____
факультета _____________________________________________________
Москва 2016
УДК: 573 (075.8)
ББК: 28.0я727
Р13
Коллектив авторов:Татаренко-Козмина Татьяна Юрьевна, доктор биологических наук, профессор, зав . кафедрой биологии; Порадовская Татьяна Павловна, канд. мед. наук, доцент; Павлова Татьяна Евгеньевна, канд. мед. наук, доцент; Маринина Инна Александровна, канд. биол. наук,доцент.; Иванова Ирина Павловна, канд. биол. наук, ст. преподаватель;Машкина Евгения Сергеевна, ст. преподаватель; Аниськина Антонина Петровна, ст. преподаватель.
Рабочая тетрадь по биологиидля студентов стоматологического факультета под редакцией проф. Т.Ю.Татаренко-Козминой. – М.: Издательский центр МГМСУ, 2016: - с. : ил.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочая тетрадь для практических работ и самостоятельных занятий студентов по специальности «Стоматология» входит в состав учебного методического комплекса и соответствует разделам и темам руководства к практическим занятиям для студентов стоматологического факультета. Рабочая тетрадь включает следующие разделы: «Биология клетки», «Основы общей медицинской генетики», «Биология развития», «Гомеостаз», «Эволюция органического мира», «Эволюция систем органов», «Экология человека с медицинской протозоологией, медицинской гельминтологией, медицинской арахноэнтомологией». В рабочей тетради представлены схемы, рисунки, таблицы, графические циклы паразитов. Рабочая тетрадь является обязательным компонентом выполнения студентами работ, определяемых тематическим планом практических занятий кафедры биологии.
Модуль Биология клетки
Тема. Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования. Клеточный уровень организации биологических систем
Работа 1.Устройство светового микроскопа
Заполните таблицу, указав назначение частей микроскопа, отмеченных на рисунке цифрами.
Номер на рисунке | Название части микроскопа | Её назначение |
Работа 2. Строение прокариотической клетки
Сделайте обозначения на схеме.
1 ___________________
2 ___________________
3 ___________________
4 ___________________
5 ___________________
6 ____________________
7 ____________________
8 ____________________
9 ____________________
10 ___________________
Работа 3. Строение поверхностного аппарата животной клетки
Обозначьте молекулярные структуры поверхностного аппарата животной клетки.
1 ____________________
2 ____________________
3 ____________________
4 ____________________
5 ____________________
6 ____________________
7 ____________________
8 ____________________
9 ____________________
10 ___________________
11 ___________________
12 ___________________
Работа 4. Ультрамикроскопическое строение эукариотической клетки
Обозначьте структуры животной (А) и растительной (Б) клеток.
1 ________________ 2 ________________ 3________________ 4 ________________ 5________________ 6 ________________ 7 ________________ 8________________ 9 _______________ 10_______________ 11 _______________ 12 _______________ 13 _______________ 14 _______________ 15 _______________ 16 _______________ 17 _______________ |
Работа 5. Строение растительной клетки. Клетка плёнки лука
Зарисуйте микропрепарат и обозначьте: 1- оболочка, 2 – цитоплазма, 3 – ядро.
Работа 8. Сравнительная характеристика про- и эукариотической
Клеток
Заполните таблицу.
Характерные особенности | Прокариотическая клетка | Эукариотическая клетка |
Организация генетического материала | ||
Локализация ДНК | ||
Ядро | ||
Наличие капсулы | ||
Надмембранные структуры | ||
Плазматическая мембрана | ||
Субмембранные структуры | ||
Мезосомы | ||
Немембранные органеллы | ||
Цитоскелет | ||
Мембранные органеллы | ||
Движение цитоплазмы |
Работа 9.Органеллы эукариотической клетки
Заполните таблицу.
Название органеллы | Строение и рисунок органеллы | Функции |
Гранулярная эндоплазматическая сеть | ||
Агранулярная эндоплазматическая сеть | ||
Комплекс Гольджи (пластинчатый комплекс) | ||
Лизосомы | ||
Митохондрии | ||
Хлоропласты | ||
Рибосомы | ||
Центросома |
Эукариот
Заполните таблицу. Укажите, какие структуры характерны для прокариот, а какие для эукариот.
Участок ДНК | Функции | Тип клеток |
Структурный ген | ||
Экзон | ||
Промотор | ||
Терминатор | ||
Сенсорный ген | ||
Ген-регулятор | ||
Ген-интегратор | ||
Энхансер | ||
Сайленсер | ||
Мутатор | ||
Антимутатор | ||
Интрон | ||
Спейсер | ||
Сателлитная ДНК |
Работа 7. Этапы трансляции
Заполните таблицу, описав процессы, происходящие во время инициации, элонгации и терминации.
Этап трансляции | Характеристика этапа |
Инициация | |
Элонгация | |
Терминация |
Оперона
Рассмотрите схему регуляции синтеза белка путём индукции, обозначьте структуры, указанные цифрами, ответьте на вопросы.
А.
Б.
1________________________________
2________________________________
3_____________________ ___________
Почему на этапе А транскрипция не идет, синтез белка не осуществляется?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Почему на этапе Б происходит транскрипция и синтезируются ферменты, расщепляющие лактозу?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Подпись преподавателя __________________
Дата ____________
Пролиферации
Заполните таблицу.
Вид ткани | Периоды жизненного цикла клеток | Изменение количества клеток | Примеры |
Стабильные | |||
Растущие | |||
Обновляющиеся: быстро-обновляющиеся медленно-обновляющиеся | |||
Полигенное наследование
P AaBb x AaBb
G | AB | Ab | aB | ab | |
AB | |||||
Ab | |||||
aB | |||||
ab |
Расщепление ______________________________________________
Задача №
Задача №
Задача №
Наследование
Наследовании
Определите тип наследования по результатам дигибридного скрещивания. Заполните таблицу.
№ | Генотипы родителей | Гаметы | Расщепление в потомстве | Тип наследования |
I | 1. AaBb 2. aabb | AB, Ab, aB, ab ab | AaBb 25% Aabb 25% aaBb 25% aabb 25% | |
II | 1. AaBb 2. aabb | AB, Ab, aB, ab ab | AaBb 40 % Aabb 10% aaBb 10% aabb 40% | |
III | 1. AaBb 2. aabb | AB, ab ab | AaBb 50% aabb 50% | |
I V | 1. AaBb 2. AaBb | AB, Ab, aB, ab AB, Ab, aB, ab | AaBb 9/16 Aabb 3/16 aaBb 3/16 aabb 1/16 |
Задача №
Задача №
Задача №
Задача №
Задача №
Подпись преподавателя __________________
Дата ____________
Тема. Изменчивость
Работа 1. Основные формы изменчивости
Заполните таблицу.
Формы изменчивости | Механизмы возникновения | Результат | Биологическая роль |
I. Генотипическая | |||
1.Комбинативная | |||
2. Мутационная | |||
II. Фенотипическая 1. Онтогенетическая | |||
2. Модификационная |
Задача № 1
Задача № 2
Задача № 3
Задача №4
Б.Заполните таблицу.
№ задачи | Форма изменчивости |
Работа 3. Виды мутаций
Заполните таблицу.
Изменение наследственного материала | Вид мутации | Характеристика мутации | Результат |
А-Г-Г-Т-А-Т-Ц-Г Т-Ц-Ц-А-Т-А-Г-Ц А-Г-Т-А-Ц-Г Т-Ц-А-Т-Г-Ц | |||
Работа 4.Медицинское значение мутаций
Заполните таблицу.
Тип мутации | Медицинское значение, примеры |
Генные | |
Хромосомные | |
Геномные | |
Соматические | |
Генеративные |
Работа 5.Мутации у человека
Решите задачу №6 (Биология. Руководство. Тема 2.3, работа 7) .
Задача №
Мутации гена
Заполните таблицу.
Участок полинуклеотидной цепи гена | ТАЦАТАГЦАТЦГАЦЦ |
Кодируемая последовательность аминокислот | |
Последовательность аминокислот при замене пятого нуклеотида Т на А | |
Последовательность аминокислот при выпадении восьмого нуклеотида |
Задача №
Задача №
Задача №
Задача №
Задача №
Работа 11.Наследственные синдромы с аномалиями развития
Задача №
Задача №
Задача №
Модуль Биология развития
Млекопитающих
Сделайте обозначения на схеме.
1- ядро 2- цитоплазматическая мембрана (оволемма) 3- желточные включения 4- блестящая оболочка 5- кортикальный слой цитоплазмы 6- фолликулярные клетки |
Работа 4. Оплодотворение
А.Акросомальная и кортикальная реакции в процессе оплодотворения
у животных
Сделайте обозначения на схеме.
1- оволемма, 2- кортикальный слой цитоплазмы яйцеклетки, желточная оболочка, 3 - околожелточное (перивителлиновое) пространство, 4- оболочка оплодотворения, 5 - гиалиновая оболочка, 6- ядро сперматозоида, 7 - акросома, 8 - ферменты акросомы, 9 - акросомная нить.
Б.Внутренняя фаза оплодотворения. Стадии двух пронуклеусов и синкарион
Сделайте обозначения на схеме.
А- стадия двух пронуклеусов;Б- стадия синкарион:
1- оболочка яйцеклетки, 2- женский пронуклеус (n2с), 3 - мужской пронуклеус (nc), 4- цитоплазма, 5 - редукционное тельце; 6 - мужской и женский пронуклеусы на стадии синкариона (n2c).
Тема. Гомеостаз
Работа 1. Виды гомеостаза
Заполните таблицу.
Виды гомеостаза | Биологическая сущность |
Генетический | |
Физиологический | |
Структурный |
Работа 3. Типы регенерации
Заполните таблицу.
Типы регенерации | Сущность процесса | Примеры |
Гомоморфоз | ||
Гипоморфоз | ||
Гетероморфоз | ||
Соматический эмбриогенез |
Органов
Заполните таблицу.
Основные закономерности эволюции органов | Биологическая сущность | Примеры |
1. Усиление главной функции | ||
2. Расширение функций | ||
3. Смена функций | ||
4. Активация функций | ||
5. Ослабление функций | ||
6. Субституция органа |
Работа 2. Виды соотносительного преобразования органов в онтогенезе
Заполните таблицу.
Виды онтогенетических корреляций | Биологическая сущность | Примеры |
1. Геномные | ||
2. Морфогенетические | ||
3. Эргонтические |
Позвоночных
Запишите основные функции.
1 _______________________________________________________________
2 _______________________________________________________________
3 _______________________________________________________________
4 _______________________________________________________________
5 _______________________________________________________________
Работа 5. Основные эволюционные преобразования начального отдела
Позвоночных
А.Обозначьте два основных типа висцерального черепа (А и Б) и их основные структуры (1 - 4).
А 3 Б
Типы висцерального черепа
А - _______________________ череп акулы:
1 – ____________________________
2 – ____________________________
3 - ____________________________
4 – ____________________________
Б - _______________________череп амфибии:
1 – ______________________________
2 – ______________________________
3 – ______________________________
4 – ______________________________
Б.Заполните таблицу.
Классы позвоночных | Ротовая полость | Висцеральный скелет и его преобразования |
Круглоротые | ||
Хрящевые рыбы Костные рыбы | ||
Амфибии | ||
Рептилии | ||
Млекопитающие |
Тема. Антропогенез
Животного мира
Заполните таблицу.
Таксономическая группа | Морфофизиологические признаки таксона |
Тип Хордовые | |
Подтип Позвоночные | |
Класс Млекопитающие | |
Подкласс Плацентарные | |
Отряд Приматы | |
Семейство Люди - Гоминиды | |
Вид Разумный, подвид Разумный |
Модуль Экология
Тема. Экология человека
Биоаккумуляция
Заполните таблицу.
Виды химических загрязнителей | Характеристика. Пример | Опасность для организма |
Нестойкий | ||
1. | ||
2. | ||
Стойкий | ||
1. | ||
2. | ||
3. |
Дайте определение, укажите значение биоконцентрирования и биоаккумуляции и приведите примеры.
Биоконцентрирование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Биоаккумуляция: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 1. Основные понятия паразитологии
Запишите формулировки следующих понятий
Паразитизм – |
Инвазия – |
Инвазионная форма паразита – |
Инфекция – |
Природно-очаговые болезни – |
Трансмиссивные болезни – |
Сосальщиков
Рассмотрите под лупой окрашенные микропрепараты сосальщиков. Заполните таблицу. Сделайте обозначения на схемах:
1 - ротовая присоска; 2 – семенники; 3 – матка, заполненная яйцами
Сосальщик | Расположение в теле паразита | ||
семенников | матки | ||
Кошачий | |||
Ланцетовидный | |||
Opisthorchis felineus | Dicrocoelium lanceatum |
Fasciola hepatica
Opisthorchis felineus
Dicrocoelium lanceatum
Schistosoma haematobium
Taeniarhynchus saginatus
1-половозрелая особь в теле окончательного хозяина 2 - зрелый членик 3 - яйцо с онкосферой 4 - личинки в теле промежуточного хозяина : 4а- онкосфера, 4б- финна 5- финны в скелетной мускулатуре 6- заражение окончательного хозяина | ||
Taenia solium
1-половозрелая особь в теле окончательного хозяина
2 - зрелый членик
3 - яйцо с онкосферой
4 - личинки в теле промежуточного хозяина : 4а- онкосфера, 4б- финна
5- финны в скелетной мускулатуре
6- заражение окончательного хозяина
Diphyllobothrium latum
1 - половозрелая особь в тонком кишечнике окончательного хозяина 2 - зрелый членик 3 - яйцо 4 - корацидий 5- процеркоид в теле первого хозяина 6 - плероцеркоид в теле второго промежуточного хозяина 7 – заражение окончательного хозяина |
Hymenolepis nana
1 – аутоинвазия без выхода яйца из организма человека (1а – ленточная
форма; 1б – яйцо; 1в – финна в ворсинках кишечника)
2 – яйцо
3 – инвазия и аутоинвазия с выходом яйца из организма человека
4 – инвазия при случайном проглатывании промежуточного хозяина
5 - цистицеркоид в теле промежуточного хозяина - мучного хруща
Echinococcus granulosus
1 – половозрелая особь в тонком кишечнике окончательного хозяина
2 – яйцо во внешней среде
3 – инвазия промежуточных хозяев
4 – многокамерные финны с эндогенным ростом во внутренних органах
5 – инвазия окончательного хозяина
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.И. Евдокимова
Кафедра биологии
Рабочая тетрадь
По биологии
студента _____________________________________________________
группыкурса____
факультета _____________________________________________________
Москва 2016
УДК: 573 (075.8)
ББК: 28.0я727
Р13
Коллектив авторов:Татаренко-Козмина Татьяна Юрьевна, доктор биологических наук, профессор, зав . кафедрой биологии; Порадовская Татьяна Павловна, канд. мед. наук, доцент; Павлова Татьяна Евгеньевна, канд. мед. наук, доцент; Маринина Инна Александровна, канд. биол. наук,доцент.; Иванова Ирина Павловна, канд. биол. наук, ст. преподаватель;Машкина Евгения Сергеевна, ст. преподаватель; Аниськина Антонина Петровна, ст. преподаватель.
Рабочая тетрадь по биологиидля студентов стоматологического факультета под редакцией проф. Т.Ю.Татаренко-Козминой. – М.: Издательский центр МГМСУ, 2016: - с. : ил.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочая тетрадь для практических работ и самостоятельных занятий студентов по специальности «Стоматология» входит в состав учебного методического комплекса и соответствует разделам и темам руководства к практическим занятиям для студентов стоматологического факультета. Рабочая тетрадь включает следующие разделы: «Биология клетки», «Основы общей медицинской генетики», «Биология развития», «Гомеостаз», «Эволюция органического мира», «Эволюция систем органов», «Экология человека с медицинской протозоологией, медицинской гельминтологией, медицинской арахноэнтомологией». В рабочей тетради представлены схемы, рисунки, таблицы, графические циклы паразитов. Рабочая тетрадь является обязательным компонентом выполнения студентами работ, определяемых тематическим планом практических занятий кафедры биологии.
Модуль Биология клетки
Тема. Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования. Клеточный уровень организации биологических систем