Поэтдпное формирование устной речи при ее недоразвитии

В основе поэтапного формирования устной речи лежит обуче­ние дошкольников составлению различных видов предложений. Ви­ды предложений усложняются. Это усложнение «синтаксического стереотипа» опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме.

Каждый из шести этапов (разделов) настоящей главы предна­значается для логопедической работы с детьми определенного уровня речевого развития, без учета формы нарушения речи (за­держка речевого развития, алалия, дизартрия и т. д.).

Логопедическая работа, предлагаемая в каждом из разделов этой главы, может строиться только на базе того, что уже достиг­нуто ребенком в овладении родным языком, самостоятельно или с помощью логопеда. Поэтому рекомендуется начинать занятия с заданий, помещенных в предыдущих разделах.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ —ОДНОСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ; ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ АМОРФНЫХ СЛОВ-КОРНЕЙ

Основная задача логопедического воздействия — вызвать под­ражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

Этот раздел предназначается для логопедической работы с неговорящими детьми. Активная речь таких детей состоит из от­дельных плохо произносимых односложных слов, звукоподража­ний или названий близких ребенку лиц: «ма?> или «мама», «па» или «папа», «дя» (дай), «ова» (Вова), «ав» (собака), «кс» (кошка), «би-би» (машина) и т, д.

У этих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого, а если и есть речевая подражательная деятель­ность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуксв: согласный + гласный или, наоборот, гласный + согласный. Обычно в активном словаре у неговорящих детей насчитывается не более 5—10 слов.

При нормальном развитии речи в возрасте около года у ребенка возникает настойчивое стремление подражать слышимым звукам, при котором он вслед за взрослым может произнести их.

При недоразвитии речи часто такой потребности или совсем не возникает, или подражательные возможности ребенка ограничи­ваются несколькими звуковыми сочетаниями.

Когда произносимые ребенком звукосочетания начинают свя­зываться с определенными лицами, предметами, действиями или состояниями, наступает первый период усвоения родного языка. Он характеризуется тем, что звуковой комплекс по своему значе­нию представляет законченное целое, объединенное одной интона­цией. Так, ребенок, протягивая руку к игрушечной коровке, про­износит: «My», что означает: и «Дай коровку», и «Вот коровка», я «Хочу коровку». Роняя игрушку на пол, он произносит: «Бух», что может означать, что игрушка упала, или просьбу поднять ее. При этом одно и то же звукосочетание в различных случаях слу­жит выражением разных значений и эти значения становятся по­нятными только благодаря ситуации и интонации. Такие слова специфического детского языка принято называть аморфными сло­вами-корнями1. Такие слова, как «ам» (собака), «га» (гуси), «ду» (дудочка), «би-би» (едет), «ди» (иди), «бух» (упала) и т. д., грубо искаженные в слоговой и звуковой структуре, ребенок употребляет в неизменяемом виде.

Период развития речи, в течение которого ребенок пользуется только этими отдельными словами, без связи их в двухсловное аморфное предложение, называется периодом слова-предложения или однословного предложения.

Однословное предложение — исходный пункт развития дет­ской речи как при ее нормальном формировании, так и при всех формах нарушения развития речи.

При нормальном развитии речи однословное предложение гос­подствует в речи ребенка в течение полугода и включает небольшое количество слов (5—10).

При недоразвитии речи ребенок или останавливается на этих немногочисленных аморфных словах, или его аморфный словарь становится весьма обширным (иногда насчитывает до 150—200 слов). Но даже тогда, когда период однословного предложения включает малое количество слов и когда ребенок употребляет боль­шое количество аморфных слов-корней, слово-предложение не получает своего развития, так как ребенок не умеет объединять слова в двухсловное лепетное предложение типа «Дай ми» (Дай Мишку) или «Ми бух» (Мишка бух).

Первый шаг в развитии предложения состоит в том, что ребенок в одном предложении может объединить два аморфных слова, например: «Пати бо-бо» (пальчик болит). Такие предложения не имеют никакой грамматической связи слов между собой, при недораз­витии речи они долго держатся в говоре детей и имеют тенденции к Дальнейшему развитию.

См. объяснение термина «аморфные слова-корни» в гл. I на стр. 23.

Прежде чем начинать какую бы то ни было логопедическую работу с неговорящими или плохо говорящими детьми, логопеду необходимо установить, как они понимают обращенную к ним речь. Следующая задача логопеда —четко разграничить: 1) когда дети в своем речевом развитии находятся на уровне однословного пред­ложения и 2) когда км становится доступно объединение 2—3 аморф­ных слов в одно предложение.

Уровни понимания речи в период однословного предложения и предложений из аморфных слов могут быть различны: от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов, например грамматической формы мно­жественного числа существительных. Некоторые неговорящие дети могут понимать значение простых предложных конструкций, выра­жающих пространственные отношения двух предметов, например: на коробке, в коробке, под коробкой. Одни дети владеют довольно большим пассивным словарем, они способны по просьбе родителей, логопеда и других лиц выполнять довольно сложные и разнооб­разные задания, выраженные словесно. О таких детях родители обычно говорят, что они «все, все понимают, вот только не гово­рят?). У других же детей понимание речи весьма ограниченно. Так, если такого ребенка спросить о совершающихся действиях, изоб­раженных на сюжетных картинках, исключив в своем вопросе хорошо знакомые ребенку названия предметов, например: «Покажи, кто здесь рисует. Покажи, кто здесь стирает. А кто читает?», то сразу становится ясно, что ребенок не понимает названия дейст­вий. В то же время понимание этих же вопросов, включающих названия хорошо знакомых предметов, например: «Покажи, "кто рисует цветок? Кто стирает белье? А кто читает книгу?», бывает им доступно.

Но и тогда, когда создается' впечатление, что ребенок хорошо понимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнитель­ными методами обследования удается установить ограниченность понимания речи.

Если кеговорящие дети имеют низкий уровень понимания ре­чи, то в первую очередь нужно начинать логопедическую работу по расширению понимания речи. Если же уровень понимания речи достаточно высок, на первый план выдвигается задача вызывания любых звуко-речевых проявлений неговорящего ребенка.

При логопедическом воздействии на неговорящего ребенка важно вызвать у него потребность подражать слышимым звукам речи, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня по­нимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной деятельности со стороны ребенка и т. д. Многое будет зависеть от того, насколько интересно будут организованы игры, насколько глубоко будут в занятиях затронуты положительные эмоции не-говорящих детей.

Всякое проявление речи у ребенка на данном этапе работы необходимо поощрять. Не надо принуждать ребенка что-либо «ска­зать», «повторить». Лучше вообще избегать слов «скажи», «повто­ри», так как на эти просьбы у детей уже могла выработаться нега­тивная реакция.

Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «угадай», «отгадай», или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает и отвечает сам. Очень хорошо один-два раза повторить за ребенком только что произнесенные им звукоподражания, —■ например, подводя его к шкафу с игруш­ками, удивленно спросить: «Посмотри, кто это тут появился? Козлик!» Рассматривая козлика, несколько раз имитировать крик козлика: «ме-ме-ме». Показывая ребенку, где у козлика носик, уши, хвостик, логопед заинтересованно спрашивает: «А ты знаешь, как козлик плачет (кричит)?» Необходимо получить любую звуко­вую реакцию ребенка.

Однако аморфные слова-корни, создаваемые самим ребенком, например вместо собака — «бака» или вместо мишка, «ми», ни в коем случае нельзя повторять за детьми. Дети должны слышать только правильно произносимые слова и предложения.

Одно из важнейших условий логопедической работы с детьми на этом уровне развития речи — создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выра­жаться в любых звуковых комплексах. Поэтому логопеду необхо­димо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократ­но. Так, например, по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных и птиц: «ам», «му», «ко-ко» и т. д.; «цепочка» этих звукоподражаний удлиняется до 3—4 слогов: «ам-ам-ам» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы).

В этот период развития речи дети называют игрушки, знако­мые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также выражают свои желания или нежелания, оформляя в звуко­вом выражении слова так, как они могут их произносить.

Неправильным было бы пытаться «перескочить» этот естествен­ный период в развитии детской речи и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произ­носимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков. Однако не следует расширять автономную речь детей и при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы часть слова.

Напомним, что активизация речи детей, или вызывание речевой активности, должна быть тесно связана с практической деятель­ностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией. Задание 1. Назвать предметы, действия той ситуации, в которой ребенок находится.

Для образца приводим фрагменты нескольких занятий: «Сборы на прогулку»« Собирая ребенка на прогулку, взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем с тобой гулять. {Вещи, необходимые для сборов на прогулку, разложены на стульчике.) Куда мы пой­дем? Найди, где у нас лежит шапка. Нашел? Вот она, шапка. При­неси сюда шапку. Принес? Давай наденем шапку на голову. Вот так. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. А где лен­точки у шапки? Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленты, чтобы шапка на улице не соскочила с головки, чтобы ушки у тебя были закрыты. Вот так! Смотри, как тепло! Тебе тепло? Да?» И т. д. «Умывание». Подводя ребенка к умывальнику, сказать: «Идем умываться. Давай откроем кран. Открывай кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль руки как следует. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот так. Вот как хорошо! Еще немного. А теперь давай смоем мыло. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо». И т. д.

«Кормление зверей».- Логопед организует игру. Предлагает устроить для зверей обед: «Давай кормить всех твоих зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда кошку, собачку и козлика. Посмотри, как они просят кушать! Как козлик просит кушать? Бе-бе. А как собачка просит | кушать? Ам-ам! А как киска просит кушать? Мяу-мяу! Ой, а про мишку мы забыли. Зови его скорей! Вот мишка идет: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? j Гостей поставили вокруг стола. Собачку сюда, киску сюда, а коз­лика куда? Вот сюда. А про мишку опять забыли. Знаешь что? Давай мишку посадим на стул. Пусть сидит за столом».

«Будем строить башни». «Давай строить башни. (На ковре ; разложены кубики: красные, синие, белые.) Построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить крас­ную башню, а в этом углу — синюю. Башни построим большие-пребольшие. Кубики будем возить на машине. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот угол будем возить синие кубики. (Логопед показывает противоположные углы ковра или комнаты.) А белые кубики оставим здесь, где они лежат, не будем их трогать. Иди за машиной. Взял машину? Ну, заводи. Завел? Ух, как гром­ко мотор работает! Как мотор работает? Проверь сигнал. Работает? Как машина гудит? (Би-би.) Хорошо, очень хорошо! Би-би».

Взрослый вместе с ребенком развозит кубики по разным углам ковра, называет все совершаемые действия. При выборе кубика по цвету логопед называет цвет кубика и учит ребенка брать кубик такого же цвета (так как название цвета дети долго не запоминают, логопед обучает детей первоначально сравнивать предметы по цвету).

Из одноцветных кубиков, расположенных в двух углах ковра, можно построить две башни. Первую башню строит взрослый, вто-

—. ребенок по заданному образцу. Взрослый, строя башню, должен учитывать возможность детей воспроизвести данный обра­зец (см. «Коррекционно-воспитательная работа», стр. 208).

Задание 2. Расширить пассивный предметный словарь детей с помощью ------■" картинок.

Фрагмент одного занятия

Логопед показывает и называет новую предметную картинку, например «Варежки». Объясняет их назначение. Далее предметную картинку сравнивает с игрушкой или предметом в натуральную ве­личину, в данном случае с настоящими варежками. Новую картин­ку нужно отыскать среди других знакомых предметных картинок. Затем ребенку предлагают совершить несколько действий-пор уче­ний, связанных с картинкой, например: отнести варежки маме, передать варежки товарищу. В заключение ребенок отыскивает предмет, с которым недавно познакомился, в сюжетной картинке. В данном случае в сюжетной картине на тему «Зима» надо показать, у кого из детей на руках надеты варежки.

Задание 3. Расширить пассивный глагольный словарь с помощью сюжетных картинок, на которых знакомые ребенку субъекты совершают разные действия.

Фрагмент одного занятия

Логопед готовит сюжетные картинки, на которых хорошо зна­комые ребенку лица или животные совершают различные действия, например: мальчик сидит, лошадь бежит, девочка кушает. Сначала предлагается показать субъект действия: «Покажи, где мальчик, где девочка, а где лошадка». Если ребенок без труда понимает такие вопросы, логопед включает в свой вопрос название действий, которые совершает субъект, например: «Покажи, где мальчик спит, где девочка кушает, а где лошадка бежит».

Задание 4. Научить детей понимать названия действий, которые соверша­ются одним и тем же лицом, например: мальчик ест, пьет, спит, прыгает, читает, плавает, рисует, плачет, умывается, катается и т. д.

Задание 5. Научить быстро ориентироваться в названиях действий, данных вне словосочетаний с названиями хорошо знакомых предметов, лиц, животных.

Фрагмент одного занятия

Логопед подбирает несколько сюжетных картинок, на кото­рых разные субъекты совершают различные действия с предметом или без него.

Сначала выясняется, понимает ли ребенок вопросы, включаю­щие и названия действия, и названия знакомых предметов, лиц, Животных, например: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде, где девочка поливает цветы. А где кошка спит? А где люди стоят на мосту?» Затем из вопроса логопеда исключаются названия субъектов и объектов и вопрос формулируется следующим обра­зом: «Покажи, кто катается, кто поливает, кто сидит, а кто стоит». Можно предложить детям и такие вопросы: «Покажи, какая девочка стирает, а какая читает, которая спит, а которая причесы­вается».

Задание 6. Научить детей понимать вопросы где? куда? откуда? на ч е м?, выясняющие местонахождение предметов.

Фрагмент одного занятия

Логопед сам раскладывает (или просит разложить) различные предметы в привычные для ребенка места, на которых обычно находятся данные предметы. Когда действие с предметом соверше­но, логопед задает вопросы, например: «Покажи, где лежат книги», «Куда Вова поставил матрешку»?, «Куда Маша положила куклу?»

Правильно выполненные действия взрослый одобряет и еще раз называет действия и предметы.

Задание 7. Научить детей понимать вопросы, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается то или иное действие.

Кому мама надевает шапку? Кому девочка дает сено? Кому мальчик протягивает яблоко?

Задание 8. Научить детей понимать вопросы: ч т о? к о г о? (у к о г о?), которые помогают выяснить объект действия.

Что рисует девочка? Что кушает мальчик? Что стирает мама? Кого везет Таня? У кого в руках цветы?

Задание 9. Научить детей понимать вопрос ч е м?

Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытирает лицо и руки? Чем ты кушаешь суп? Чем девочка расчесывает волосы? Чем в саду посыпают дорожки? Чем папа забивает гвозди?

Задание 10. Научить детей понимать вопросы, поставленные к сюжетам картин.

Фрагмент одного занятия

Детям (ребенку) предлагается рассмотреть незнакомую сюжет­ную картинку, но на которой изображена ситуация, знакомая ребенку. Рассказав содержание картины, логопед просит показать, кто совершает действия, место действия, объекты действия.

Например, по сюжетной картинке «Зимние забавы» можно за­дать следующие вопросы: «Кто катается на санках? А кто на лы-жаХ? д кто лепит снежную бабу?» Затем попросить показать еще раз, на чем катается мальчик. «Откуда съезжает мальчик? А кто катается на лыжах? Покажи, что у девочки надето на голове, а что на руках». Потом попросить показать, из чего дети лепят снеж­ную бабу, что они приделали снежной бабе вместо рук. Попросить показать, у кого из детей на руках варежки, а кто снял варежки и т. д.

Задание 11. Предложить ребенку разложить картинки или игрушки в наз­ванной логопедом последовательности.

Образец: «Послушай внимательно и поставь друг за дру­гом игрушки так, как я тебе их назову, корова, машина, кубик; а теперь поставь так: кубик, корова, машина».

Задание 12, Предложить запомнить и выполнить в определенной последова­тельности действия без предмета.

Образец: «Сядь — встань—попрыгай на одной ноге», «Попры­гай на одной ноге — подними руки вверх — сядь», «Попрыгай на одной ноге — сядь, а потом попрыгай на двух ногах».

Задание 13 1. Предложить детям совершить действия с отобранными пред­метами (или предметными картинками) в той последовательности, в какой вы укажите.

Фрагмент одного занятия

На столе лежат различные игрушки или предметные картинки. Ребенку предлагают взять несколько предметных картинок (игру­шек) из тех, что лежат на столе. Затем логопед просить выполнить с отобранными картинками (игрушками) несколько действий, сле­дующих друг за другом в указанной последовательности. Назван­ные действия объединяются в одной словесной просьбе, после че­го ребенок их выполняет, например; «Слушай внимательно и сде­лай так, как я скажу: платочек убери в карман; собачку отдай Вове, а цветок поставь на окно».

Наши рекомендации