III. Основные принципы подхода к ребенку с общим недоразвитием речи
Из всего сказанного становится понятным, что общее недоразвитие речи не является какой-либо одной формой патологии, а может вызываться различными причинами, иметь различный механизм своего возникновения, в связи с этим качественная характеристика и прогноз речевого и психического развития у этих детей будут не одинаковыми.
Важным принципом советской логопедии, наиболее полно разработанным в исследованиях С. С. Ляпидевского, является необходимость дифференцированного подхода к структуре речевого дефекта при различных формах речевых нарушений. «Логопеду необходимо знать структуру, патогенез или анатомо-физиологические особенности, которые обусловливают дефект развития, а именно речевое расстройство»1.
Только в этих условиях логопедические мероприятия могут быть дифференцированными, научно обоснованными и предельно эффективными.
Чрезвычайно важно при комплексном системном подходе к ребенку с общим недоразвитием речи всегда пытаться выделить ведущий первичный дефект, приведший к сложной речевой патологии.
При подходе к ребенку с общим недоразвитием речи необходимо ответить на следующие вопросы: 1) что является первичным механизмом в общем речевом недоразвитии? 2) Какова качественная характеристика (наряду с количественной — уровень речевого развития) недоразвития всех сторон речи? 3) Какие симптомы в речевой сфере являются связанными с недоразвитием речи, какие — с компенсаторными приспособлениями ребенка к своей речевой недостаточности? 4) Какие сферы в речевой и психической деятельности у ребенка являются наиболее сохранными, с опорой на которые можно наиболее успешно проводить логопедические мероприятия? 5) Каковы дальнейшие пути речевого и психического развития данного ребенка?
Только после такого анализа может быть обоснован диагноз речевого нарушения. Для обоснования диагноза требуется комплексное обследование ребенка врачом-психоневрологом или логопедом, а иногда и некоторое динамическое наблюдение в процессе логопедических занятий и медикаментозного лечения.
Выделение ведущего дефекта и вторично связанных с ним нарушений, как уже указывалось, является важным прежде всего для построения более дифференцированных логопедических занятий.
Для понимания первичного ведущего дефекта в общем речевом недоразвитии требуется тщательное неврологическое, психологическое обследование ребенка с привлечением объективных данных о состоянии его слуха, зрения, артикуляции, общей моторики.
1 «Очерки по патологии речи и голоса». Под ред. С. С. Ляпидевского, вып. 3. М., «Просвещение», 1967, стр. 5.
Только при комплексном подходе к ребенку с общим недоразвитием речи могут быть успешно решены вопросы дифференциальной диагностики речевой патологии (например, отграничение моторной алалии от некоторых форм олигофрении, осложненных недоразвитием речи), понят механизм речевых нарушений и определены пути дифференцированных логопедических мероприятий. При анализе речевой патологии у ребенка с общим недоразвитием речи важным является выделение так называемых негативных симптомов, связанных с недоразвитием отдельных сторон речи, и «позитивных», связанных с попытками ребенка приспособитьс' к своей речевой недостаточности. У детей младшего возраста преобладают первые, у детей более старшего возраста — вторые, которые могут стать их привычным речевым стереотипом. К вторичным позитивным симптомам могут быть отнесены привычные звуковые замены, привычное использование «лепетной» речи, своеобразное привычное построение некоторых фраз и т. д. Если формирование вторичных компенсаторных симптомов происходит без коррекции специалиста, то выработанный привычный стереотип речевого общения может стать патологическими не способствовать речевой коммуникации, а еще больше затруднять ее. Поэтому важной задачей логопедической работы уже на ранних ее этапах является формирование у ребенка моделей речевой коммуникации, моделей речевого высказывания, по которым должно продолжаться спонтанное речевое развитие.
При подходе к ребенку с речевой патологией всегда необходимо помнить, что, какими бы тяжелыми речевые нарушения ни были, они никогда не могут быть стационарными, полностью необратимыми, развитие речи продолжается при самых тяжелых формах ее недоразвития. Это связано с продолжающимся после рождения созреванием центральной нервной системы ребенка и большими компенсаторными возможностями детского мозга. Однако в условиях выраженной патологии это продолжающееся речевое и психическое развитие может происходить аномально. Одной из важнейших задач логопедических мероприятий является «управление» этим аномальным речевым и психическим развитием, возможное «выравнивание» этого развития. Исходя из общих методологических принципов советской дефектологии, обучение речи должно вести за собой и управлять патологическим речевым и психическим развитием ребенка. Направленное обучение является источником возникновения нового на каждом этапе речевого развития. Для разработки приемов такого направленного обучения необходим системный ^динамический подход к анализу речевых нарушений.
Такой динамический подход к пониманию речевой патологии у детей, наиболее полно разработанный в советской логопедии t . Е. Левиной, позволил выработать рациональные меры по профилактике и преодолению дисграфии, дислексии, дискалькулии у детей с общим недоразвитием речи. Совершенно понятно, что эффективность этого «выравнивающего» речевого обучения будет тем больше, чем раньше начаты систематические логопедические и педагогические мероприятия.
Комплексный, динамический подход к ребенку с общим недоразвитием речи помогает постановке диагноза, отграничению первичной речевой патологии от общего интеллектуального недоразвития (олигофрении), а также намечает некоторые пути прогнозирования дальнейшего речевого и психического развития. Это является чрезвычайно важным как для выработки методики работы, так и для определения соответствующего учреждения, где должна проводиться эта работа. Ребенок с выраженной умственной отсталостью не должен, быть помещен в речевой детский сад, работа с ним должна проводиться на доступном для него уровне в соответствующих учреждениях (ясли и сад для детей с органическим поражением мозга, сад для умственно отсталых и т. д.).
При речевой патологии вопрос о месте проведения логопедических мероприятий в каждом случае должен решаться индивидуально с учетом характера и тяжести речевых нарушений, возраста ребенка, его психических особенностей, условий воспитания и окружения.
Первой задачей, которая встает перед врачом и логопедом, является постановка диагноза иотграничение «общего недоразвития речи» от умственной отсталости и недоразвития речи в результате глухоты или глубокой тугоухости.