Упражнения по восстановлению грамматического строя речи

Оценка грамматической нормативности

Ответьте на вопрос, правильно ли это?

Девочка ест каша. Девочка ест кашу.

Мальчик читает книгу. Мальчик читает книга. Он читает книгой.

Мужчина пьет чая. Мужчина пьет чай. Он пьет чаем.

Мама довольна сыном. Мама довольна сыну. Она довольна сына.

Кошка сидит на стула. Кошка сидит на стулом. Она сидит на стуле.

Женщина идет в магазин. Женщина идет в магазином.

Мышка залезла в шкафом. Мышка залезла в шкаф.

Собака вышла из будки. Собака вышла в будку.

Учитель ставит отметку ученик. Учитель ставит от­метку ученику.

Дети подходят к школу. Дети подходят к школе.

Мама шьет дочери нарядным платьем. Мама шьет дочери нарядное платье.

Птичка клюет зерен. Птичка клюет зерна.

Отец читает книгу детям. Отец читает книгу дети. В лесу выросли грибами. В лесу выросли грибы.

Исправьте ошибки:

Собака сидит около будка; лошадь скачет по до­рогу; люди стоят у входа в театра; машина стоит пе­ред дома; я часто вспоминаю о домом; он пишет ша­риковой ручку.

Правильно ли это ?

Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они есть суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают кни­гу. Ты читаешь книгу. Он читает книгу.

Исправьте ошибки:

Он летишь на самолете. Мы пишет письмо. Мама кормишь ребенка. Мужчина едут на работу. Дети смот­рю кино. Люди идем по улице. Часы идет точно. Со­бака громко лаем. Собака громко лает. Кошка ловлю мышку. Девочка пою песню.

Вставьте пропущенные буквы:

Он лет... на самолете Ты лет... на самолете

Я леч... на самолете У, ИТ, ИТЕ, ИШЬ, ИМ, ЯТ Мы лет... на самолете Вы лет... на самолете Они лет... на самолете

Правильно ли это?

Я вчера буду заниматься. Я вчера занималась. Я вчера занимался. Я завтра буду заниматься. Мы зав­тра поедем за город. Мы завтра были на даче. Он зав­тра был в кино. Он завтра будет в кино. Он вчера бу­дет в кино.

Исправьте ошибки:

Мужчина вчера будет читать газету. У нас на ра­боте завтра была лекция. Иван Петрович в молодости будет очень крепким. Все пожилые люди когда-то бу­дут молодыми. Помнишь, как завтра мы были в этом доме? Раньше он будет робким, а теперь смелый, ре­шительный. Ты придешь вчера? Ты был там завтра?

Правильно ли это?

Дорогой друг. Дорогая друг. Родное дочь. Род­ная дочь. Высокое небо. Высокий небо. Высокая небо. Золотой кольцо. Золотое кольцо. Золотая кольцо. Большой город. Большая город. Большое город.

Грамматические формы единственного и множественного числа

Рассмотрите картинки:

Образуйте множественное число:

Щенок — Человек —

Кошка — Теленок —

Платье — Знамя —

Машина — Мать —

Закончите предложения:

Ребенок играет с маленьким .... Ребенок играет с маленькими ....

Доктор лечит тяжелого... Доктор лечит разных ....

У подъезда стоит легковая .... У подъезда стоит много ....

Мужчина читает интересную .... Мужчина прочитал много интересных ....

У кассы стоит один У кассы стоит много

Девушке подарили красивый .... Девушке подарили много ....

Слова для справок: котенок, цветок, машина, книга, больной, человек.

Значение местоимений

Рассмотрите картинки и покажите, где:

Упражнения по восстановлению грамматического строя речи - student2.ru

стол — ОН нож — мальчик —
кровать — шапка — рабочий —
окно — море — девушка —
поле — вода — продавщица —
шкафы — лес — девревья —

Как мы говорим:

о себе? о своем друге? о своих друзьях? о себе и своем друге? о своей жене? о своем муже? (Слова для справок: он, они, она, я).

Как говорит мальчик, обращаясь:

к своему другу — «ты» или «вы»?

к учителю — «ты» или «вы»?

к своим друзьям — «ты» или «вы»?

Слова

с пространственным значением

Положите на место следующие предметы:

ручку на книгу, ручку в книгу, ручку под книгу; спичку в коробку, спичку на коробку, спичку под ко­робку, спичку перед коробкой, спичку за коробкой; платок в карман; очки в футляр; тетрадь в портфель; ложку в стакан.

Выполните следующие задания:

Поднимите руку вверх! Опустите руку вниз! Вытя­ните руку вперед! Отведите руку назад! Повернитесь

назад! Поднимите левую руку! Поднимите левую ногу! Положите ручку рядом с книгой! Положите тетрадь рядом с телефоном! Встаньте рядом со шкафом! Отойдите подальше от стола! Подойдите поближе к окну!

Ответьте на вопросы:

Вы далеко отсюда живете? Ты хочешь поехать в Ленинград? Вы любите ездить на поезде? Вы сидите справа от шкафа или слева? Близко ли остановка ав­тобуса от вашего дома? Мне долго ждать дня Вашего рождения? Самолет летит быстро или медленно? Мама, мы жили когда-нибудь рядом с морем?

Покажите, какая схема соответствует какой картинке:

Упражнения по восстановлению грамматического строя речи - student2.ru

Значение вопросительных слов Ответьте на вопросы:

Кто?Кто лает? Кто мычит? Кто учит детей? Кто пишет книги?

Что?Что кладут в чай? Что читают? Что принимает больной? Что едят на обед? Что продают в гастрономе?

Чего?Чего ждут зрители? Чего просят голодные котята?

Кому?Кому кассир дает билет? Кому портниха шьет платье? Кому Вы написали письмо? Кому купи­ли портфель?

Чему?Чему радуются дети? Чему не бывать ни­когда?

Кем?Кем доволен учитель? Кем не довольны ро­дители?

Чем?Чем обрадован мальчик? Чем знаменит город Ленинград? Чем режут хлеб? Чем забивают гвозди?

О ком?О ком думает мама? О ком пишут книги? О ком он скучает?

О чем?О чем думает боец? О чем говорят на со­брании?

С кем?С кем девочка идет в детский сад? С чем?С чем пьют чай? С чем люди поздравляют друг друга?

Где?Где учатся дети? Где работает Ваш муж (жена)? Где показывают кинофильмы? Где растут пальмы? Где гуляют люди?

Куда?Куда едет «скорая помощь»? Куда веша­ют вещи? Куда ставят посуду? Куда едут люди? Куда спешит мужчина?

Откуда?Откуда выходит врач? Откуда выходят люди?

Зачем?Зачем нужны очки? Зачем нужны часы? Зачем дети идут в школу? Зачем нужен зонт? Зачем нужна шуба?

Почему?Почему летом жарко? Почему мама ру­гает сына? Почему надо бывать на свежем воздухе?

Как?Как работает передовой рабочий? Как бе­жит спортсмен? Как на улице зимой? Как поет певец? Как учится ученик?

Сколько?Сколько Вам лет? Сколько дней в не­деле? Сколько дней в году? Сколько стоит коробка спичек?

Примеры «смыслового обыгрывания» слов

Вставьте пропущенные слова:

Упражнения по восстановлению грамматического строя речи - student2.ru

Упражнения по восстановлению грамматического строя речи - student2.ru

Кран, из которого

Стакан с водой

льется вода

Это вода.В стакане нет.... В жару пьют холодную .... В нашей реке чистая, прозрачная.... Из крана льет­ся горячая и холодная .... С тех пор как мы с ним рас­стались, утекло много.... В его речах однаникако­го содержания. представляет собой соединение водорода и кислорода.

Людям необходима не только пища, но и вода. Она утоляет жажду. Раненый стонал и все время просил: «Воды, пить». Мы плыли на пароходе. Над нами было чистое, голубое небо, под нами — лазурное море. Кругом вода,.... Мама крикнула ребенку: «Ос­торожно, не ходи туда, там ты промочишь ноги». В связи с ремонтом котельной у нас отключили горячую .... Мама нагрела чтобы купать ребенка. Со счаст­ливых дней моего детства много утекло В статье этого ученого больше чем фактов. Я хочу пить, дай мне .... Чистая ...— лучшее питье. Это — вода.

Упражнения по восстановлению грамматического строя речи - student2.ru

Город

Это город.В... живут люди. Москва — очень боль­шой столица России. В нашем ... много театров, ки­нотеатров, институтов. Семья Ивановых в этом году переехала из деревни в.... В нашей стране постепенно стирается грань между ... и деревней. Я очень люблю Санкт-Петербург. Это в котором я вырос. Я долго пробыл на чужбине и соскучился по своему.... нерские лагеря, деревню. Я хотел бы поехать в... Киев. Говорят, он очень красив, там много исторических па­мятников. Москва и Санкт-Петербург — ...-герои. Им присвоено это звание за героические подвиги во вре­мя Великой Отечественной войны. Над... нависли большие черные тучи. В воздухе запахло дождем. Жи­тели поспешили разойтись по домам. В каждом обязательно есть улицы, площади, проспекты, пере­улки. Каждый ... интересен своей планировкой, архи­тектурой, историей.

Самый лучший на свете город — это ... моего дет­ства. Там я родился, там я ходил в школу; в этом ... я узнал, что такое настоящая дружба и первая любовь. Я жил в разных и странах, но всегда помнил свой родной .... Этот ... поразил меня обилием людей, ма­шин, громадных зданий, площадей. Детям опасно на­ходиться без присмотра на улицах.... Я с детства меч­тал строить Как замечательно, когда на пустын­ном месте вдруг появляется и люди начинают в нем новую, прекрасную жизнь. Сегодня на уроке геогра­фии дети изучали ... нашей Родины. Я люблю ... с его шумом, людьми, быстрым темпом жизни. Вечером в нашем ... зажигаются огни, и он становится особенно красив. Мне трудно перечислить все в которых я бывал. Найдите на карте ... Таллин. Мы раньше жили в деревне, а теперь — в .... Это — город.

Фразовая речь

Сколько слов в предложении?

Мужчина читает. Мужчина читает газету. Мужчи­на сидит на стуле.

Сосчитайте, сколько слов в предложении:

Сегодня холодно. Собака лает. Дети играют. Се­годня хорошая погода. Мужчина читает газету. Мы любим свою Родину. Дети идут в школу. Книга ле­жит на столе. Машина едет по улице. Мой отец рабо­тает на заводе. Моя дочь учится в педагогическом институте.

Прочитайте предложения, отделите черточкой одну часть предложения от другой.

Образец: Это город,/в котором я живу.

Где раньше была пустыня, теперь шумят сады. Если ты хочешь, я приду. Несмотря на ветер, мы по­шли гулять. Когда я был ребенком, наша семья жила в деревне. Это сад, в который мы ходим гулять. Не­смотря на мороз, дети пошли на каток. Я тебе сооб­щу, когда прийти.

На какие части распадаются предложения? Раздели­те их черточками на части:

Лето, которого я так ждала, оказалось дождли­вым. Город, в который мы едем, является областным центром. Друг, которого я не видел так давно, сегод­ня должен прийти ко мне. Цветы, которые посадила моя дочь, прекрасны.

Черная собака сидела у двери и смотрела на хо­зяина. На море с самого утра было неспокойно. Моя подруга совсем недавно приехала из санатория.

Составьте предложения из следующих частей:

Давно приехал в большой город/он. Громко лает/злая собака/во дворе. Учится хорошо/этот мальчик. Великая держава/наша Родина.

Исправление искажений во фразе

/. Можно ли так сказать? А как правильно?

Заплакала жуклу и девочка разбила. Мы были гри­бы и собирали в лесу? Врач лечит в палату и пришел больного. Все пошли нарядно и оделись в гости.

2. Правильно ли составлены следующие фразы?

Пароход готовился к отплытию в дальний рейс, ко­торый я увидел на пристани. Мужчина вошел в дом, на котором был синий плащ. Школьники сдают экза­мены, которые учатся в 10-м классе. Машина, куда въе­хала улица, широкая и красивая. В книге, куда я хожу, нужная библиотека. Магазин, который я купила, про­дается в платье. Хозяйка, которую сварила каша, очень вкусная. Я хочу изучить, на котором написана книга, английский язык. Все говорили, кто был, о по­вышении качества работы на собрании. Пирог, в ко­тором испекли печь, очень вкусный.

Фразы, различающиеся по интонации и логическому ударению*

Какой знак поставить в конце предложения. Прослу­шайте каждое предложение и укажите (! . ?).

Кто хочет пойти в музей Вчера у нас были гости Что за чудесный день В магазин привезли молоко Когда прийти на занятие

Спишите предложения и поставьте в конце нужный знак.

Куда вы поедете летом Как прекрасна жизнь Сколько стоит этот костюм Я работал инженером Сколько прекрасных цветов в этом саду Что вы по­советуете мне делать

Прочитайте предложения, выделите голосом нужные слова:

Детиидут в кино; дети идутв кино; дети идут в кино.

Прослушайте предложения, подчеркните выделяемое голосом слово:

собакасидит в будке; собака сидитв будке; со­бака сидит в будке.

Ответьте на вопросы, выбрав нужное предложение:

Кто читает газету? Что делает мужчина? Что чита­ет мужчина?

Мужчина читает газету. Мужчина читает газету. Мужчина читает газету.

Собака бежит к хозяину. Сегодня хорошая пого­да. Мы идем в кино. Дай мне ложку! Куда ты идешь? Кто будет читать?

Есть ли разница?

Мальчикрисует. Мальчик рисует.Не надо такпоступать! Не надотак поступать! Не надо так по­ступать!Ты хочешьбыть космонавтом? Тыхочешь быть космонавтом? Сегоднядень победы. Сегодня день победы.

Выполните инструкции:

Откройте тетрадь! Закройте книгу! Дайте мне тет­радь! Закройте дверь! Закройте окно! Откройте окно! Откройте книгу! Откройте тетрадь! Дайте мне книгу! Откройте дверь.

Определите, где есть рифма, а где нет?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей! На чужой каравай рот не разевай! Хороша Маша, да не наша. Маша хороша, но не наша. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Не разевай рот на чужой каравай. Снегу намело столько, что стало все белым-бело. Снегу столько намело, стало все белым-бело. Видишь в небе самолет, управляет им пилот. Видишь самолет в небе, им управляет пилот. Любишь ли ты красивые цветы? Ты любишь ли красивые цветы?

Подберите слово, рифмующееся с последним словом в предыдущей строчке:

Без окон, без дверей Полна горница ...

Зимой и летом — Одним ... Молоко течет из миски Пролила, наверно,...

Логико-грамматические обороты речи Как правильно?

Девочка съела котлету. Котлета съела девочку. Телега везет лошадь. Лошадь везет телегу. Мышка поймала кошку. Кошка поймала мышку. Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарем.

Овца загрызла волка. Волк загрыз овцу. Девочка спряталась за дерево. Дерево спряталось за девочку.

Земля освещается солнцем. Солнце освещается землей.

Море омывается берегами. Берега омываются морем. Ответьте на вопросы:

1. Учитель наказал мальчика. Кто провинился?2. Волк съел овцу. Кто слабее?3. Мама зовет домой дочку. Кто дома? Кто на улице?4. Охотник убил утку. Кто стрелял?5. Витю слушал учитель. Кто говорил?6. Петю ударил Ваня. Кто драчун?7. Собаку укусила

оса. Кому больно?8. Володю ждет Лена. Кто задер­жался?9. Папа отшлепал сына. Кого наказали?

Покажите:

1) ручку, карандаш; ручку карандашом; ручкой ка­рандаш; карандашом ручку; 2) тетрадь, книгу; тетра­дью книгу; книгой тетрадь; книгу тетрадью; 3) нож, вилку; вилку ножом; ножом вилку; нож вилкой; 4) ключ, монету; ключом монету; монетой ключ; 5) мо­нету, пуговицу; пуговицей монету; монету пуговицей; пуговицу монетой; 6) пальцем шкаф; шкаф пальцем; 7) пальцем дверь; 8) левым мизинцем нос; 9) левым указательным пальцем зубы; 10) левым мизинцем пра­вое ухо; 11) левым мизинцем левый глаз.

Положите:

Ключ справа от монеты и слева от пуговицы; мо­нету слева от ключа и справа от пуговицы; ложку спра­ва от вилки и слева от ножа.

Покажите:

Где собака хозяина? Где хозяин собаки? Где ма-
мина дочка? Где дочкина мама? Где мама дочки? Где
дочка мамы?

Есть ли разница?

Брат отца. Отец брата. Брат моего отца. Отец мо­его брата. Сестра друга. Друг сестры. Письмо подру­ги. Письмо подруге. Подарок мамы. Подарок маме. Дары природы. Дары природе.

Прочитайте объяснения к некоторым из приведенных выше выражений:

Эта собака принадлежит хозяину, значит, это со­бака хозяина. У этого хозяина есть собака, значит, это хозяин собаки. Это письмо прислала мне подру­га, значит, это письмо подруги. Это письмо я написа­ла подруге, значит, это письмо подруге. У моей сест­ры есть друг, значит, его можно назвать друг сест­ры. У моего друга есть сестра, значит, ее можно на­звать сестра друга.

Покажите, где:

Брат сестры, сестра брата, бабушка внучки, внуч­ка бабушки, дочка отца, отец дочки, ученик учителя, учитель ученика; врач больного, больной врача, вос­питатель ребенка, ребенок воспитателя (рисункипод­бираются логопедом).

Какое из предложений правильно?

Я взял зонт, потому что шел дождь. Шел дождь, потому что я взял зонт. Река замерзла, потому что пришла зима. Зима пришла, потому что река замерз­ла. Светит солнце, потому что на улице тепло. На ули­це тепло, потому что светит солнце. Мы попали в кино, хотя у нас не было билетов. Мы попали в кино, хотя у нас были билеты. Мы не замерзли, несмотря на то, что было тепло. Самолет разбился, хотя мотор был цел. Самолет разбился, хотя мотор был сломан. Цветы не поливали, потому что они засохли. Цветы засохли, потому что их не поливали.

Ответьте на вопросы:

Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади? Пес по­зади дома. Что впереди? Автобус впереди грузови­ка. Что позади? Амфитеатр позади партера. Что впе­реди? Кошка больше собаки. Кто меньше? Мальчик ниже девочки. Кто выше? Дедушка старше бабушки. Кто моложе? Дуб выше березы. Что ниже?

Ответьте на вопрос: Что я сделал раньше?

Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Я прочел много книг, прежде чем сделал доклад. Прежде чем пойти в гости, я купил цветы. Я ознакомился со всеми правилами игры, прежде чем пошел на матч.

Правильно ли это?

Лето перед весной. Осень перед зимой. Зима пос­ле осени. Весна после лета. Весна после зимы. Январь перед декабрем. Декабрь перед январем. Май после июня. Август после июля. Воскресенье перед поне­дельником. Среда

Подчеркните правильные предложения:

Слон больше мухи. Муха больше слона. Муха меньше слона. Слон меньше мухи. Камень тверже ваты. Вата тверже камня. Дочка старше мамы. Мама старше дочки. Дочка моложе мамы. Мама мо­ложе дочки. Днем темнее, чем ночью. Ночью тем­нее, чем днем.

Какой предмет более светлый? Какой предмет менее светлый? Какой предмет более темный? Какой предмет менее темный?

Упражнения по восстановлению грамматического строя речи - student2.ru

Какой предмет более короткий?Какой предмет менее короткий?

Упражнения по восстановлению грамматического строя речи - student2.ru

Ответьте на вопросы:

Жителей в Москве больше, чем жителей в Петер­бурге. Где жителей меньшеРЖителеи в Петербурге

меньше, чем жителей в Москве, и больше, чем жите­лей в Пскове.В каком городе жителей больше? В каком меньше?Сережа выше Олега и ниже Виктора.Кто самый высокий? Кто самый низкий?Оля свет­лее Сони, но темнее Кати.Кто самый светлый? Кто самый темный? Борис сильнее Юры, но слабее Коли?Кто самый сильный? Кто самый слабый? Вера стар­ше Нины, но моложе Кати.Кто самый молодой? Кто самый старший? Oлег живет дальше, чем Игорь, и ближе, чем Зоя.Кто живет ближе всех? Кто жи­вет дальше всех? Тая ходит быстрее Оли и медлен­нее Наташи.Кто ходит быстрее всех? Кто ходит медленнее всех?

Нарисуйте:

Ложку справа от чашки и слева от чашки; домик справа от дерева и слева от дороги; гриб справа от цветка и слева от ежа; кольцо справа от часов и слева от вазы; фотографию над столом, но под книжной полкой; балкон под четвертым этажом и над вторым; место в театре за четвертым рядом и перед шестым; треугольник справа от круга и слева от квадрата; маль­чика за девочкой, но перед мужчиной; птицу над ок­ном, но под крышей.

Наши рекомендации