Организация социального обслуживания населения. новые социальные службы

Неотъемлемым элементом государственной системы социально-

обеспечения в Российской Федерации выступает социальное об-

рсивание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, ко-

рое включает различные виды социальных услуг, направленных

удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц.

В настоящее время государство прилагает большие усилия для

здания комплексной системы социального обслуживания насе-

ния, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приня-

I основные законы, составившие правовую базу для ее функци-

шрования: Федеральный закон «Об основах социального обслу-

ивания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 г. № 195-

'3; Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан

эжилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 г. № 122-ФЗ; Феде-

алъный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г.

19 181-ФЗидр.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность со-иальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-ытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, оциально-правовых услуг и материальной помощи, проведению оциальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в рудной жизненной ситуации.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано по-1ятие такого основания социальной помощи, как трудная жизнен-гая ситуация. Трудная жизненная ситуация — ситуация, объектив--ю нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не иожет преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения уюгут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, пре­клонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в се­мье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр. Право на социальное обслуживание в нашей стране имеют граж­дане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российс­кой Федерации.

Социальное обслуживание основывается на следующих прин­ципах:

1)адресность: предоставление обслуживания персонифициро­
ванно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка
данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты
населения по месту жительства инвалидов, престарелых, много­
детных и одиноких семей. Информацией о детях-сиротах, одино­
ких и многодетных семьях располагают также органы народного
образования; о беженцах — миграционная служба; о лицах без оп­
ределенного места жительства — органы внутренних дел и пр.;

2)доступность: обеспечивается возможность бесплатного и ча­
стично платного получения социальных услуг, которые включены
в федеральный и территориальные перечни гарантированных го­
сударством социальных услуг. Их качество, объем, порядок, усло­
вия оказания должны соответствовать государственным стандар­
там, установленным Правительством Российской Федерации. Со­
кращение их объема на территориальном уровне не допускается.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, шторым они предназначены. Федеральный перечень гарантиро­ванных государством социальных услуг для граждан пожилого воз­раста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципаль­ными учреждениями социального обслуживания, утвержден по­становлением Правительства Российской Федерации от 25.10.95 г. № 11511.

На его основе разрабатываются территориальные перечни. Фи­нансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов;

3)добровольность: социальное обслуживание осуществляется
на основании добровольного обращения гражданина, его опеку­
на, попечителя, другого законного представителя, органа госу­
дарственной власти, органа местного самоуправления или обще­
ственного объединения. В любое время гражданин может отказать­
ся от получения социальных услуг;

4)гуманность: граждане, проживающие в стационарных уч­
реждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается
в целях наказания или создания удобств для персонала использо­
вание лекарственных средств и физического сдерживания, а также
изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дис­
циплинарную, административную или уголовную ответственность;

5)приоритетность предоставления услуг несовершеннолетним;

6)конфиденциальность: сведения личного характера, ставшие
известными работникам учреждения социального обслуживания
при оказании социальных услуг, составляют профессиональную
тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установлен­
ную законом ответственность.

Законодательство предусматривает следующие виды социаль­ного обслуживания:

а) материальная помощь в виде денежных средств, продуктов
питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других
предметов первой необходимости, топлива, специальных транс­
портных средств, технических средств реабилитации инвалидов и
лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

б) социальное обслуживание на дому. Оно направлено на мак­
симально возможное продление пребывания граждан пожилого
возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях под­
держания их социального статуса, а также на защиту их законных
прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, пре­
дусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка про­
дуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и
промышленных товаров первой необходимости; содействие в по­
лучении медицинской помощи, в том числе сопровождение в ме­
дицинское учреждение; уборка помещения и другие надомные ус­
луги (например, содействие в обеспечении топливом); содействие
ворганизации юридических услуг; содействие в организации ри­
туальных услуг.

Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обу­чение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Пере­чень заболеваний, при наличии которых ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисля­ются в образовательное учреждение по месту жительства, получа­ют бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посеща­ются педагогическими работниками, проходят аттестацию и полу­чают документ государственного образца о соответствующем об­разовании;

в) полустационарное социальное обслуживание. Оно осуществ­
ляется отделениями дневного (ночного пребывания) при муни­
ципальных центрах социального обслуживания или органах соци­
альной защиты;

г) стационарное социальное обслуживание. Оно направлено на
оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающим­
ся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и на­
блюдении.

Социальные услуги, входящие в федеральный и территориаль­ный перечни, предоставляются гражданам бесплатно либо на ус­ловиях частичной оплаты. Положение о порядке и условиях опла­ты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого воз

раста и инвалидам государственными и муниципальными учреж­дениями социального обслуживания, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 г. № 4731.

Следующие группы населения имеют право на получение услуг бесплатно: одинокие граждане пожилого возраста (одинокие суп­ружеские пары) и инвалиды, получающие пенсию с учетом над­бавок в размере ниже регионального прожиточного минимума; граждане пожилого возраста и инвалиды, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регио­нального прожиточного минимума; граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума.

Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше граж­дан превышает региональный прожиточный минимум, то размер частичной оплаты социальных услуг на дому не должен превышать 25 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожи­точным минимумом; в полустационарных условиях — 50 % разни­цы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом; в стационарных условиях — суммы превышения по­лагающейся пенсии над региональным прожиточным минимумом. I Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150 % выше региональ­ного прожиточного минимума, то социальные услуги предостав­ляются на условиях полной оплаты.

Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установлен­ных для конкретного региона. В оплату стоимости не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой про­граммы обязательного медицинского страхования, получению об­разования в пределах государственных образовательных стандартов. Дополнительные основания, по которым социальные услуги

■Ь предоставляются бесплатно, определяются органами исполнитель-

Н| ной власти субъектов Российской Федерации.

■ р Контрольные вопросы и задания '

1.Охарактеризуйте планы и графики, составляемые в органах социаль­
ной защиты населения.

2.Перечислите требования, предъявляемые к составлению планов.

3.Расскажите о значении письменных обращений граждан по вопро­
сам социальной защиты населения.

4.Охарактеризуйте основные обращения граждан: предложение, заяв­
ление, запрос, жалоба.

5.Охарактеризуйте основные этапы работы с письмами граждан.

6.Какова роль общественности в работе органов социальной защиты
населения?

7.Обоснуйте значение справочно-кодификационной работы в деятель­
ности органов социальной защиты населения.

8.Какие основные формы систематизации нормативных актов вы зна­
ете?

9.Охарактеризуйте работу общественного представителя предприятий,
учреждений, организаций.

10.Перечислите требования, предъявляемые к документам при их ос­
мотре, при подготовке макета пенсионного дела.

11.Охарактеризуйте организацию работы по назначению пенсий.

12.Какие формы трудоустройства инвалидов вы знаете? Какова роль
органов занятости в деле трудоустройства инвалидов?

13.Перечислите виды учебных заведений для инвалидов.

14.Расскажите о транспортном обеспечении инвалидов, перечислите
виды моторных и немоторных средств передвижения для инвалидов.

15.Охарактеризуйте протезно-ортопедическую помощь населению.

16.Пероечислите виды домов-интернатов для престарелых и инвали­
дов.

17.Каков порядок направления и содержания граждан в домах-интер­
натах для престарелых и инвалидов?

18.Охарактеризуйте новые социальные службы.

19.Что такое социальное обслуживание, каковы принципы его пост­
роения?

20.Расскажите о социальном обслуживании на дому, его роли и значе­
нии в обслуживании нетрудоспособного населения.

21.Охарактеризуйте центры социального обслуживания населения, их
структурные подразделения.

Наши рекомендации