Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов
24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Реабилитация инвалидов — система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.
Реабилитация включает в себя:
1.Медицинскую реабилитацию.
2.Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про
фессиональной ориентации, профессионального образования, про
фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.
3.Социальную реабилитацию.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1)осуществления льготной финансово-кредитной политики в
отношении специализированных предприятий, применяющих труд
инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен
ных объединений инвалидов;
2)установления в организациях независимо от организацион
но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на
работу инвалидов и минимального количества специальных рабо
чих мест для инвалидов;
3)резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под
ходящим для трудоустройства инвалидов;
4)стимулирования создания предприятиями, учреждениями,
организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ
альных) для трудоустройства инвалидов;
5)создания инвалидам условий труда в соответствии с инди
видуальными программами реабилитации инвалидов;
6)создания условий для предпринимательской деятельности
инвалидов;
7) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям независимо от организационно-правовых форм
и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).
Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит
из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
Порядок определения квоты утверждается указанными органами.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-
го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию,
I необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо
устройства инвалидов.
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при
ема на работу инвалидов обязаны:
1)создавать или выделять рабочие места для трудоустройства
инвалидов;
2)создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди
видуальной программой реабилитации инвалида;
3)предоставлять в установленном порядке информацию, не
обходимую для организации занятости инвалидов.
3. Руководители организаций независимо от организационно-
правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне
сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на
селения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп
латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы — в
размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в
приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — в
размере стоимости рабочего места, определяемой органами ис
полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы
штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ
ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра
фа не освобождает их от внесения задолженности.
Под трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность, понимается система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в общественно-трудовую деятельность.
Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:
1.Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро
вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру
доспособности.
2.В соответствии с рекомендациями МСЭК.
3.При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра
нения, общественных органов и контроля со стороны органов со
циальной защиты населения.
4.Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин
валиды имели до наступления инвалидности.
5.Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных
условий и режима труда.
Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как правило, инвалидов III группы и престарелых. Здесь могут применяться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.
2.На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они
создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II
групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер
дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы
шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ
ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.
3.Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой
ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя
тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек
троэнергии, затраты на содержание средств производства, в том
числе и личных.
Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают режим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы применяются нормы выработки, установленные для специализированных предприятий.
4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ
и ВОС — это специализированные предприятия для инвалидов с
нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и
безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ
ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.
Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроительная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп — на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.
5. В кооперативах. В настоящее время распространены коопера
тивы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Харак
тер труда в них самый разнообразный.
6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за
щиты населения должны помогать в оформлении документов на
занятие этим видом деятельности.