Организация работы пенсионной службы

В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЦЕССА

НАЗНАЧЕНИЯ (ПЕРЕРАСЧЕТА) ВЫПЛАТЫ

И ДОСТАВКИ ПЕНСИИ

Технология работы пенсионной службы строится по следую­щим направлениям:

—прием населения;

—назначение пенсий;

—перерасчет и выплата пенсий;

—доставка пенсий.

В пенсионной службе должны быть установлены компьютеры, локальная сеть и программа обработки данных по пенсионной

информации. При этом необходимо строгое разграничение досту­па к базе данных (БД) для каждого специалиста:

—для приема населения — возможность просмотра всей БД без
внесения в нее изменений;

—для нового назначения — возможность работы только с про­
граммами подготовки макета пенсионного дела и право доступа к
БД и внесения изменений при переводе с одного вида пенсии на
другой;

—на участках перерасчета и выплаты пенсий — возможность
доступа для специалистов к информации с правом внесения изме­
нений по пенсионным делам в закрепленной зоне обслуживания.

Остальные специалисты имеют право работы в режиме сбора статистических данных и просмотра информации по БД.

Все изменения, вносимые в БД, должны автоматически фик­сироваться, при этом запоминается код пользователя, осуществив­шего корректировку, и характер изменения.

В единую автоматизированную систему должно быть объедине­но программное обеспечение по назначению, выплате, доставке пенсий и сбору страховых взносов. При этом необходимо наладить эффективный обмен информацией между уровнями системы, оп­тимизировать структуры БД, обеспечить независимость программ от изменений форм документов, создать на основе общероссийс­ких и отраслевых классификаторов целостную систему классифи­кации и кодирования показателей. По мере накопления данных, не используемых в работе, для увеличения свободного простран­ства и ускорения работы компьютера данные подлежат архивации на специальных дискетах или на жестком диске ПЭВМ.

На рабочих местах сотрудников должна быть внедрена инфор­мационно-поисковая система с обеспечением доступа к правовой базе и возможностей выборки документов, необходимых в данный момент специалисту для выполнения своих функций, принятия решений или консультаций.

Делопроизводство в пенсионной службе ведется с помощью единого автоматизированного журнала учета по основным разде­лам деятельности (назначение, перерасчет, учет начисленных и выплаченных сумм пенсий, обращение граждан и организаций и другие).

Для осуществления успешной работы в условиях автоматиза­ции все сотрудники должны проходить обучение на соответствую­щих курсах.

Группа специалистов по автоматизации пенсионной службы следит за обновлением программного обеспечения, техническим состоянием аппаратных средств, Организует контроль за соблюде­нием технологического процесса обработки пенсионной инфор­мации, за состоянием базы в течение выплатного периода, за вы-

дачей сведений на участки об изменении реквизитов пенсионных дел, за подготовкой базы к выплатному периоду, за распечаткой сформированных выплатных документов, а также другой инфор­мации о пенсионерах.

Организация работы по назначению пенсий

При проведении операций первичного назначения пенсий об­рабатываются документы от заявителей и организаций и создается макет пенсионного дела.

В единый автоматизированный журнал (раздел нового назначе­ния) заносятся следующие данные о пенсионере:

—фамилия, имя, отчество (полностью);

—адрес постоянного места жительства (прописка, регистра­
ция);

—вид пенсии;

—способ выплаты (выбирается из меню);

—недостающие для назначения пенсии документы (выбирают­
ся из меню);

—дата представления последнего необходимого документа;

—наименование организации (в случае приема представителей
организации);

—результаты рассмотрения заявлений.

После приема заявления и документов заявителю или предста­вителю организации выдается распечатанная на компьютере рас­писка, в которой указывается дата приема заявления, регистраци­онный номер, фамилия, имя, отчество заявителя, перечень полу­ченных и недостающих документов с указанием срока их пред­ставления, подпись специалиста, принявшего заявление.

Представителю организации и заявителю даются разъяснения о том, какие документы и в какие сроки необходимо представить до­полнительно, и о правовых последствиях нарушений этих сроков.

Если заявитель или представитель организации не удовлетво­рен данными разъяснениями, специалист обязан принять заявле­ние о назначении пенсии, сделать запись в разделе нового назна­чения и подготовить решение об отказе в назначении пенсии.

При приятии решения о назначении пенсии в едином автома­тизированном журнале (раздел регистрации протоколов) автома­тически фиксируется дата и номер протокола. В момент поступле­ния пенсионного дела на выплату ему автоматически присваива­ется регистрационный номер, фиксируется дата поступления и данные переносятся в БД.

При введении данных по трудовому стажу должен осуществ­ляться автоматизированный контроль за корректностью вводимых данных, как, например:

—проверка соответствия даты начала и окончания работы пре­
дельным нормам, определенным КЗОТом и пенсионным законо­
дательством;

—выявление периодов работы по разным документам (основ­
ная работа, время ухода за ребенком, пребывание за границей,
уход за нетрудоспособным инвалидом и т.п.), имеющих общие
интервалы времени, которые могут быть учтены дважды.

В результате этой операции на экране и принтере выдается рас­чет стажа.

При вводе информации по справкам о заработке все данные должны быть проверены (в автоматизированном режиме при ра­боте с «АРМ уполномоченного») на предмет наличия сведений об уплате страховых взносов заявителем и его работодателем.

При вводе нескольких справок за различные периоды в про­грамме сохраняется вся информация, просчитываются все возмож­ные варианты расчета среднемесячного заработка и выбирается оптимальный для заявителя вариант.

С помощью программы производится расчет стажа, среднего заработка, основного размера пенсии, общего размера пенсии с повышениями и надбавками, суммы назначенной пенсии с ком­пенсациями. После определения стажа и заработка производится автоматический расчет пенсии, на печать выдаются бланки «Рас­чет пенсии» и «Протокол по назначению пенсии».

Специалист скрепляет бланки и документы для назначения пен­сии в единое пенсионное дело и передает его на контроль.

В случае обнаружения ошибки в журнал регистрации ошибок специалист, осуществляющий контроль, заносит регистрацион­ный номер заявления о назначении пенсии, вид ошибки (выбира­ется из меню). Дата и фамилия специалиста, внесшего ошибку, проставляется из журнала доступа к данным. Журнал регистрации ошибок служит для проведения анализа качества работы, выявле­ния вопросов, еще недостаточно изученных сотрудниками.

В дальнейшем все изменения по этому пенсионному делу будут фиксироваться в автоматизированном журнале доступа к данным, что позволит получить сведения о специалисте, с ним работавшем.

Каждый месяц проводится анализ назначения пенсий для оп­ределения количества (суммы) вновь назначенных пенсий. В слу­чае необходимости журнал по назначению пенсий распечатывает­ся полностью.

Для проверки первой выплаты пенсий пенсионерам нового на­значения в ведомости делается особая отметка (например, «*»).

Анализ работы специалистов по назначению осуществляется в автоматизированном режиме. Определяется число подготовленных пенсионных дел (из них число льготных, за выслугу лет), сроки подготовки пенсионного дела и другая необходимая информация.

Организация работы при обращении за консультацией и перерасчетом пенсии

Прием пенсионеров осуществляется группой специалистов-кон­сультантов по вопросам перерасчета, выплаты пенсий и другим вопросам пенсионного обеспечения.

В случае необходимости получения консультаций по материа­лам пенсионного дела, пенсионного законодательства или другим интересующим вопросам специалист использует всю информацию, имеющуюся на ПЭВМ из соответствующих приложений.

При этом обратившемуся может быть выдана распечатка о рас­чете пенсии, выплате пенсии. А в случае необходимости — и нор­мативный документ, отвечающий на заданный вопрос.

В единый автоматизированный журнал (раздел устного приема) заносятся следующие данные:

—фамилия, имя, отчество (полностью);

—адрес постоянного места жительства (прописка, регистра­
ция);

—содержание просьбы (выбирается из меню);

—результат рассмотрения (выбирается из меню);

— дата и порядковый номер (присваиваются автоматически).
При обращении пенсионера специалист просматривает в базе

данных информацию о пенсионном деле и делает отметку о содер­жании просьбы и результатах ее рассмотрения.

В единый автоматизированный журнал (раздел перерасчета) заносится следующая информация:

— фамилия, имя, отчество (полностью);

—адрес постоянного места жительства (прописка, регистра­
ция);

—содержание заявления (выбирается из меню);

—дата подачи заявления и порядковый номер (присваиваются
автоматически);

—принятые документы;

—содержание решения.

После регистрации в журнале пенсионеру выдается расписка о приеме заявления и документов, представленных для перерасчета. При этом специалист обязан разъяснить пенсионеру сроки и по­рядок перерасчета.

Если право на перерасчет пенсии на день обращения отсутству­ет, то заявителю дается разъяснение. В случае согласия обративше­гося с мнением специалиста документы и заявление на перерасчет не принимаются. Но в журнале обязательно фиксируется инфор­мация по поводу обращения за перерасчетом в порядке, аналогич­ном выполнению операции по приему заявления. Если заявитель не согласен с решением специалиста, выполняется весь комплекс

операций по перерасчету и формируется решение об отказе в пе­рерасчете пенсии.

Раздел регистрации распоряжений единого автоматизирован­ного журнала состоит из следующих позиций:

—порядковый номер;

—фамилия, имя, отчество (полностью);

—дата приема заявления;

—вид перерасчета (выбирается из меню);

—примечание.

Ежедневно по результатам приема населения формируются спис­ки пенсионеров, которые вместе с принятыми документами пере­даются для дальнейшей работы специалистам по перерасчету пен­сий.

Ежемесячно по данному журналу должен проводиться анализ обращений граждан.

Предусмотрен также режим работы по выпуску итоговых ре­зультатов журнала за квартал и год.

Единый автоматизированный журнал может в случае необхо­димости распечатываться на любую дату по запросу (например, при проведении ревизионных проверок).

Наши рекомендации