Организация работы диспетчерской службы

Она включает подготовку кадров, приобретение технического оборудования, разработку положения о диспетчерской службе. Организация работы диспетчерской службы предполагает рационализацию структуры производства и структуры управления хозяйством; четкое определение прав и обязанностей работников диспетчерской службы и порядка из взяимодействия со всеми подразделениями и службами хозяйства. Результативность работы диспетчерской службы во многом определяется уровнем компетенций ее персонала и, прежде всего, главного диспетчера.

Диспетчерская служба может иметь одно или двухступенчатую структуру в зависимости от размеров, специализации и размещения подразделений хозяйства. В хозяйствах со сложной организационной структурой и крупными подразделениями могут создаваться кроме центрального диспетчерского пункта диспетчерские службы подразделений.

Штат диспетчерской службы определяется количеством самоходной техники: если в хозяйстве меньше 60 самоходных машин, диспетчерскую службу возглавляет старший диспетчер, если больше 60 – вводится должность главного диспетчера, если больше 80 – добавляется должность сменного диспетчера. Кроме того, в штате диспетчерской службы независимо от количества техники работает оператор. Таким образом, штат диспетчерской службы – 2-3 человека.

Диспетчерская служба в течение дня работает по утвержденному руководителем хозяйства распорядку дня. Важным пунктом этого распорядка является выход производственных подразделений на связь с центральным диспетчерским пунктом, график которого должен четко согласовываться с распорядком работы диспетчерской службы хозяйства.

Проводятся диспетчерские совещания. Совещание должно быть коротким и деловым. Его может вести главный диспетчер или руководитель хозяйства. Руководители производственных подразделений участвуют в диспетчерском совещании, находясь на своих рабочих местах. В помещении диспетчерского пункта присутствует руководитель хозяйства главные специалисты, руководители служб. Открывается совещание сообщением диспетчера с анализом дел предыдущего дня. Длится оно не более 10 минут. Затем по две-три минуты предоставляется руководителям подразделений и главным специалистам. После их выступления главный диспетчер подводит итоги совещания и дает задания всем подразделениям и службам на текущий день. В течение дня диспетчерская служба будет контролировать их выполнение. После совещания главный диспетчер передает необходимые данные в районный отдел сельского хозяйства, организует выполнение заданий, устраняет возникшие нарушения в работе подразделений, обновляет наглядную информацию диспетчерской службы. Днем у главного диспетчера перерыв. Работает сменный диспетчер. Передавая ему смену, главный диспетчер подробно вводит его в курс дела, дает конкретные поручения по выполнению заявок и контролю за, ходом работ. Неплановая работа у диспетчера появляется, если возникают сбои в работе, аварийные ситуации. Вечером диспетчерская служба готовит «задел» на завтра. Главный диспетчер принимает от всех подразделений данные о выполненных работах, заносит полученную информацию в диспетчерскую документацию, составляет сводку о ходе работ за истекший день.

Опыт работы сельскохозяйственных предприятий повсеместно показал высокую эффективность диспетчеризации.

Опыт работы сельскохозяйственных предприятий повсеместно показал высокую эффективность диспетчеризации. При ней достигается более оперативное маневрирование трудовыми и материальными ресурсами, сокращаются простои техники и рабочей силы, особенно по организационным причинам, повышается культура управления производством в целом. Затраты на организацию диспетчерской службы окупаются, как правило, за 1-2 года. У руководителей и главных специалистов, как показали результаты исследований, сокращается удельный вес затрат времени на оперативное управление на 20-35 %, в связи с чем они могут лучше выполнять другие функции, прежде всего перспективного характера.

Общепринятые способы оценки экономической эффективности диспетчерской службы в сельском хозяйстве еще не разработаны. Обычно применяют такие показатели, как прирост валовой продукции, сменной и сезонной выработки на трактор, комбайн, автомашину, сокращение простоев, сроков выполнения работ, снижение их себестоимости, и т.д. Для расчета эффективности нужны данные о затратах на организацию и эксплуатацию технических средств диспетчерской службы. Прежде всего учитываются капитальные затраты на проектирование, приобретение оборудования и строительство линий связи, а также эксплуатационные расходы, которые складываются из фонда зарплаты работников службы с начислениями, платы за потребляемую электроэнергию, амортизационных отчислений, затрат на текущий ремонт и содержание оборудования.



Наши рекомендации