Работы в районных (городских) органах
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Справочно-кодификационная работа имеет важное значение. Невозможно удержать в памяти многочисленные нормативные акты, издаваемые по различным вопросам социального обеспечения. Поэтому для правильного применения действующего законодательства необходимо обеспечить надлежащий учет, систематизацию и хранение нормативных материалов. Систематизацию законодательства необходимо вести так, чтобы в ходе работы можно было быстро найти конкретную норму закона и дать правильный исчерпывающий ответ на любой вопрос. В отделах ведутся следующие формы систематизации: подшивки; контрольные экземпляры нормативных актов; хронологические журналы регистрации.
Подшивки ведутся на приказы, инструктивные письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации, краевых (областных) управлений социальной защиты населения.
Подшивки могут быть хронологические и тематические. Хронологические подшивки являются основной систематизацией. Докумен-
ты в них подшиваются в строго хронологическом порядке в одну папку отдельно за каждый год.
Тематические подшивки ведутся по разделам законодательства (трудовой стаж, повышения и надбавки, заработок и т. д.). Документы подшиваются в хронологическом порядке в разные папки до отмены основного нормативного акта.
При отсутствии достаточного количества экземпляров нормативного акта он подшивается в тематическую подшивку, а в хронологической подшивке делается ссылка на этот акт с указанием его даты, номера, названия, а также дела, в котором он подшит.
Страницы подшивок нумеруются. В них своевременно вносятся изменения, дополнения или сведения об отмене нормативного акта. При этом старый текст перечеркивается, а на полях вписываются дата, номер и название документа, в который внесено изменение.
В отделах ведутся контрольные экземпляры Закона о государственных пенсиях в РСФСР от 20.11.90 г., сборников нормативных актов о пособиях, инструкции по бухгалтерскому учету, сборники нормативных актов о трудовом устройстве и материально-бытовом обслуживании инвалидов и некоторых других нормативных актов. На титульном листе делается надпись «Контрольный экземпляр» и отмечается дата начала его ведения. В контрольные экземпляры вносятся отметки об отмене, изменении, дополнений нормативного акта по тем же правилам, что и в подшивке.
В отделах вместо хронологических подшивок ведутся хронологические журналы регистрации нормативных актов. Приказы, инструктивные письма в них регистрируются в строгом хронологическом порядке. В дальнейшем они подшиваются в тематически^ подшивки по вопросам практики применения пенсионного законодательства.
По усмотрению отделов могут вестись и другие формы систематизации, например, алфавитно-предметные журналы и т. д. Справочно-кодификационная работа возлагается на одного из работников отдела, обычно на ведущего специалиста. При увольнении работника, ведущего эту работу, дела передаются по акту другому работнику. Контроль за правильностью ведения справочно-коди-фикационной работы возлагается на областные (краевые) управления социальной защиты населения. В актах (справках) ревизий, проверок отражается полнота и качество ведения этой работы.
В настоящее время, когда в работу органов социальной защиты населения внедрены компьютеры, на рабочих местах сотрудников должна быть внедрена информационно-поисковая система с обеспечением доступа к правовой базе и возможностей выбора нужного нормативного акта, необходимого в данный момент специалисту для выполнения своих функций, принятия решений илр* консультаций.
2.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ)
ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
ГРАЖДАН К НАЗНАЧЕНИЮ ПЕНСИЙ
Работающих граждан к назначению пенсии представляют предприятия, организации, учреждения, на которых работает заявитель. На предприятиях назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов, на крупных предприятиях образуются пенсионные отделы. Главная их задача — правильно и своевременно оформить документы для назначения пенсии и представления их в отдел социальной защиты населения района (города). На предприятии составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два—три года. В списках указывается фамилия, имя, отчество пенсионера, год рождения, дата ухода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), адрес. Один экземпляр списка направляется в отдел социальной защиты населения. В период составления списков проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитывается ОТС, с особой тщательностью проверяется ЛТС. В случае необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и т.д. Все производится заблаговременно с тем, чтобы к моменту подачи заявления были в наличии все необходимые документы.
Все предприятия распределены между инспекторами; на каждое предприятие заводится «наблюдательное дело», в котором хранится приказ о назначении лица, ответственного за подготовку документов, списки лиц, уходящих на пенсию. Ежегодно инспектор проверяет закрепленные за ним предприятия с выходом на место. В результате проверки оформляется акт, который также хранится в наблюдательном деле, с содержанием акта знакомятся руководитель предприятия и заведующий отдела социальной защиты населения. В акте отражается следующее:
1.Численность рабочих и служащих на предприятии, в учрежде
нии, организации.
2.Наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации о
назначении ответственного лица (представителя) и его заместителя.
3.Журнал регистрации заявлений и представлений к назначе
нию пенсий (форма ведения, отчетность).
4. Журнал или список лиц, которые в связи с достижением
возраста приобретут право на пенсию через два—три года.
5.Журнал регистрации заявлений на перерасчет пенсий (форма
ведения отчетности).
6.Извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей,
дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же из
влечения из списков в соответствующих цехах и участках.
7.Ведется ли систематизированная подшивка журнала «Соци
альное обеспечение», разъяснений отраслевого Министерства.
8.Имеется ли в наличии необходимое количество бланков для
оформления документов на пенсии.
9.Учет и регистрация запросов и проверок в истребовании не
достающих документов о стаже, заработке и других для назначе
ния пенсии (форма ведения, отчетность).
10.Учет проводимой разъяснительной работы с указанием темы,
когда проведена и сколько человек присутствовало.
11.Работает ли на предприятии консультационный пункт, пе
чатаются ли в местной рабочей газете консультации по пенсион
ным вопросам.
12.Планирование работы.
• 13. Правильность заполнения трудовых книжек, знакомятся ли с записями в них рабочие и служащие.
14.Как решаются конфликтные пенсионные дела? Практику
ются ли отказы, в какой форме?
15.Оформляются ли макеты дел.
16.Имеются ли наглядные пособия, таблицы, оформлен ли уго
лок пенсионера.
17.Имеются ли комиссии по пенсионным вопросам в цехах с
численностью рабочих и служащих свыше 500 человек. Как они
работают.
18.Заслушивается ли отчет о работе комиссии по пенсионным
вопросам на заседании профкома.
Ответственный представитель предприятия, учреждения, организации работает в тесном контакте с Пенсионным отделом, со специалистом, обслуживающим данное предприятие. Он должен знать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, делопроизводство, должен уметь подготовить макет пенсионного дела, предварительно подсчитав общий трудовой стаж, размер среднемесячного заработка, рассчитать пенсию, он должен уметь давать необходимые консультации и разъяснения по пенсионным вопросам, следить за изменениями в законодательстве, для этого он проходит стажировку в Пенсионном отделе, принимает участие в семинарах, в технической учебе, постоянно работает над повышением квалификации.
ПОДГОТОВКА ПЕНСИОННЫХ ДЕЛ РАЙОННЫМ (ГОРОДСКИМ) ПЕНСИОННЫМ ОТДЕЛОМ
Подготовка пенсионного дела начинается с приема документов. Прием документов ведется в специально отведенные для приема дни специалистами. Неработающие граждане подают документы
лично, работающие — через представителей предприятий. При приеме специалист проверяет следующее:
1.Принадлежность документов заявителю, т. е. фамилия, имя,
отчество во всех документах должны соответствовать данным пас
порта. Если обнаруживается несоответствие, то факт принадлеж
ности документов данному лицу устанавливается в судебном по
рядке.
2.Данные паспорта сверяются с данными, указанными в заяв
лении, проверяется не получает ли заявитель пенсию по другому
основанию (в трудовой книжке делается отметка отдела о назначе
нии пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет) или от дру
гого ведомства.
3.Наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер
документа, дата, наименование предприятия, фамилия, имя, от
чество, основание выдачи, подписи, печати).
4. Если документы сдаются представителем предприятия, то
проверяется своевременность представления к назначению пен
сии.
После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений на назначение пенсии. Журнал содержит следующие графы: порядковый номер документа, дата его поступления, фамилия, имя, отчество, вид пенсии, дата назначения, номер протокола, общий трудовой стаж, СМЗ, размер пенсии. Часть данных вносится при приеме заявления, остальные данные после назначения пенсии. После регистрации заявителю или представителю предприятия возвращаются подлинные документы, исключая трудовую книжку и другие документы о трудовом стаже, и выдается расписка о приеме документов, в которой указывается фамилия, имя, отчество заявителя, дата приема документов, перечисляются недостающие документы и срок их представления. Если при приеме обнаруживаются документы, вызывающие сомнения, то они подлежат замене или проверке с выходом на место выдачи документов. Если предприятие, выдавшее документ в отдел социальной защиты, находится в другом районе, то посылается запрос о проверке документов в отдел социальной защиты населения по месту нахождения этого предприятия. По результатам проверки составляется акт, который приобщается к делу. В настоящее время широко практикуется рассмотрение документов, вызывающих сомнение на Комиссии по назначению пенсий. Она принимает решение о возможности принятия документов для назначения пенсий.
Часто проверяются справки, уточняющие характер работы, дающий право на пенсию на льготных основаниях, и справки о зарплате. При подчистках, подделке текста документ можно направить на экспертизу в научно-исследовательскую лабораторию су-
дебной экспертизы, чтобы установить факт изменения первоначального текста. На экспертизу также можно направить документы с целью восстановления слабо видимых записей, смытых, выцветших, залитых чем-нибудь. Заключение экспертизы также подшивается в пенсионное дело.
После проверки документов специалист оформляет пенсионное дело. Если оно сдано представителем предприятия, то проверяется то, что уже подсчитано на предприятии. В отделе пенсии назначаются с использованием соответствующих компьютерных программ. Полностью готовое дело передается на проверку ведущему специалисту, который проверяет право на пенсию заявителя, размер, право на повышение и надбавки, срок назначения, правильность оформления всех документов и оформления пенсионного дела. После проверки специалист ставит подпись на протоколе. Далее пенсионные дела передаются на подпись заведующему отделом, который подписывает дела, не вызывающие сомнения. Дела, по которым отказано в назначении пенсии, и дела, вызывающие сомнение, передаются на рассмотрение Комиссии по назначению пенсий. Отказные дела рассматриваются в присутствии заявителя. Решение об отказе оформляется протоколом с указанием мотивов отказа и со ссылкой на нормативные акты. Если заявитель не явился на Комиссию, то в течение пяти дней его извещают о принятом решении.
После назначения пенсии дела пересылаются в Центр по начислению и выплате пенсий или передаются бухгалтеру на участок. Центр выписывает пенсионное удостоверение, которое выдается заявителю или представителю предприятия под подпись вместе с трудовой книжкой.
Делается разноска в журнале.