Потребности человека с точки зрения экологии
Потребности человека вытекают из его биосоциальной структуры. Ученые (Н.Ф. Реймерс, 1994 и др.) считают, человек не сводим ни к биологическому, ни к социальному. Индивидуум (личность), группа, коллектив и другие объединения дают в целом многоуровневую иерархическую систему. Отсюда делается вывод, что модели (матрицы) человека и общества трехмерны — качественно-индивидуальное, функциональное и иерархическое разнообразие, и имеют два вектора развития: индивидуально-возрастной и исторический.
Рассматривая человека и человечество в целом как системное образование, Н.Ф.Реймерс отмечает следующее:
— Как представитель своего вида человек имеет ряд генетических и фенотипических анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера, что определяет степень воздействия природной среды на его организм, например, механически нельзя «поменять местами» негров и эскимосов как популяции.
— Эколого-поведенчески человек специфичен как в малых объединениях, так и в больших. Так, в семье легко определять экономического главу по максимально получаемому доходу. Психологически же глава семьи может не совпадать с экономическим. Для более значительных групп тип южанина и тип северянина достаточно известны.
— Желательный и практически осуществляемый характер труда человека со всеми его нюансами отличается от чисто экономических его характеристик и резко различен в пределах всех других особенностей «человеческого целого».
—Историко-эволюционно складывается этническая специфика человека (скандинавский этнос четко отличается от германского или британского, не говоря уже о монгольском).
— Социальные совокупности отличаются друг от друга (интеллигент, рабочий, крестьянин).
— Экономические устремления людей различны в зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группировке, но тем не менее по своей сущности не совпадающие с нею (производственная и социальная характеристики человека различны, степень экономической обеспеченности полностью не совпадают с социальным статусом и т. д.).
— Цели одного иерархического уровня организации антропосистемы могут не совпадать с целями другого иерархического уровня, т. е. имеются определенные противоречия между, к примеру, индивидуальными социальными потребителями и потребителями семьи, а тем более крупных объединений.
На основании перечисленных фактов можно создать модель человека, состоящую из шести тесно взаимосвязанных подсистем (Рисунок 18).
Безусловно, наиболее древней была анатомо-физиологическая структура, дополнившаяся этолого-поведенческими характеристиками лишь на высших фазах эволюции дальних предков человека. В дальнейшем, уже у гоминид, возникла необходимость в труде, что изменило и анатомо-физиологическую, и этолого-поведенческую подсистему. Разнообразие форм труда и его приложений к различным природным объектам шло параллельно с формированием рас, хотя и не всегда связано с этим процессом, а нередко и независимо приводило к возникновению этнических группировок, по-разному образовывавших системы взаимоотношений «человек-природа». Одновременно возникали первичные социальные устройства и механизмы и в то же время до определенного периода не формировавшие экономических подсистем. Экономические устремления, вероятно, возникли как механизм обеспечения всех других потребностей человека во все более усложнявшемся социальном мире.
Рисунок 18 – Модель человека, состоящая из шести тесно взаимосвязанных подсистем (по Н. Ф. Реймерсу, 1994) |
Н. Ф. Реймерс (1994) на основе многолетних исследований подчеркивает, что многообразие человека и человечества, где уже на уровне отдельного человека мы имеем в каждой из подсистем неисчислимое разнообразие — двух генетически идентичных людей, как известно, нет, очевидно, нет и одинаковых личностей и т. д. В многогранной среде живет многоликий человек. Это относится и к групповым объединениям людей, где разнообразие увеличивается по мере повышения иерархического уровня, вплоть до уникального — человечества, представленного бесконечным разнообразием людей и их объединений. Нет одинаковых людей, но есть совокупности людей одинакового типа. Это позволяет выявлять закономерности и рассматривать человека и человечество как неисчерпаемую, но и сводимую к некоторому числу отдельностей систему, которая поддается конкретному анализу.
Исследования проблемы потребностей человека достаточно обширны. Наиболее фундаментальным является разделение потребностей на элементарные, или базовые, и вторичные. К элементарным относятся потребности человека в вещах и условиях освоения, без которых личность погибнет (любые пища, одежда, жилище). К вторичным относятсяпотребности человека в конкретных вещах и условиях, возникающих при возможности выбора различных вещей для удовлетворения потребностей в материальных средствах жизни. Л. Я. Барановой (1984) выделены следующие группы и виды личных потребностей:
— по характеру и природе возникновения: физические или естественные, социальные и интеллектуальные;
— по сфере жизнедеятельности, в которой потребности человека проявляются и удовлетворяются: материальные и духовные;
— по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;
— по степени конкретизации: общие и конкретные;
— по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные и не полностью удовлетворенные;
— по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;
— по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;
— по степени активности: активные и пассивные;
— по степени рациональности: рациональные и иррациональные;
— по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
— по степени перспективности: социально-перспективные и социально бесперспективные.
Исходя из того что человеческие потребности есть система, они должны составлять целое в рамках общества на данном историческом этапе развития. А в связи с тем что общество не состоит из двух уровней иерархии — личности и самого общества, а представляет собой значительно более сложное системно-иерархическое образование, его потребности количественно, а отчасти и качественно неоднородны, но вместе с тем для каждого уровня системно определены.
Верхний уровень большинства индивидуальных потребностей ограничен понятием здоровья. Нижний предел обеспечения потребностей также определяется критерием ухудшения здоровья и гибели индивида. Такое ухудшение здоровья может произойти от изменения любого из секторов индивидуальных потребностей. Н. Ф. Реймерс (1994) считает, что в существующих классификациях потребностей человека не все их критерии годятся для научной систематики явления. Он отмечает, что группы потребностей человека неодинаково остры в преломлении к личным нуждам всех людей и, как уже отмечалось, находятся в теснейшей взаимосвязи между собой. Например, потребность человека в пище одновременно биологическая, этническая и экономическая, семья — биологическая, этологическая, социальная и экономическая потребность человека. Труд необходим человеку биологически, этологически, этнически, социально, экономически и сам по себе, но везде как особое проявление.
Еще раз следует обратить внимание на то, что, как и в случае четырехединой (природной, квази-, арте- и социальной) среды, все потребности человека не заменяют друг друга. Они составляют интегрально-системную совокупность, не сводимую ни поэлементно внутри своей группы (например, в биологической группе сон не может заменить пищи, а вода — воздуха и т. д.), ни подсистемно (биологические потребности нельзя заменить социальными, этологические — трудовыми и т. д.).
Для подъема благосостояния людей необходима оптимизация всех подсистем и элементных блоков систем обеспечения потребностей людей с учетом системного целого — противоречивого и большего, чем сумма частных потребностей.
Практическая работа