Исследование влияния цвета на человека
Оборудование и материалы:набор цветных карточек, аппарат для измерения давления, цветные карандаши, секундомер.
Задание 1
Задание можно выполнять как в паре, так и индивидуально. Изучается влияние цвета (сначала красного, потом синего) на организм. Сначала исследуется состояние организма до эксперимента, т.е. перед тем как начнется работа с цветом. Давление и пульс измеряются в первые секунды визуального восприятия цвета и через две-три минуты внимательного всматривания в цвет (физические и психоэмоциональные ощущения запоминаются и записываются в конце каждого этапа эксперимента) (таблица 3).
Постройте диаграмму зависимости артериального давления от действия на испытуемого каждого цвета. Отличаются ли реакции организма при воздействии красного цвета от реакций организма при воздействии синего цвета? Сделайте выводы.
Какие рекомендации Вы могли бы дать испытуемому?
Таблица 3 – Исследование влияния цвета на человека
Стадии эксперимента | Физические ощущения (например, тяжесть, сокращение-расслабление мышц, нервная дрожь и т.д.) | Артериальное давление, мм.рт.ст. | Частота сердечных сокращений, количество ударов в минуту (пульс) | Психоэмоциональные и духовные ощущения (например, прилив радости или грусти, душевная теплота или холод, полет, легкость и т.д.) |
1. Первоначальное состояние (до эксперимента) 2. Красный цвет 3. Синий цвет |
Задание 2
Можно провести исследование о влиянии цвета немного изменив подход. Здесь основным методом выступает субъективная оценка психофизиологического состояния, но испытуемому предлагается оценивать состояние в количественной форме, т.е. он сам, исходя из собственных ощущений, присваивает балл своему определенному состоянию. Например, если человек чувствует, что у него прекрасное настроение, то он может присвоить ему положительную высокую оценку – «5 баллов», а если плохое, то отрицательную оценку «-3 балла», очень плохое – «-5» и т.д. Ниже представлен бланк исследования. Проведите эксперимент и сделайте вывод о том, какого характера взаимодействие произошло.
Бланк исследования
Дата………………… Время………………… Пол……………….. Цвет…………..
До эксперимента
Анализ психофизиологического состояния
(оцените свое состояние по 10-ти бальной шкале)
1. Настроение
плохое хорошее
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Опишите свое настроение (какова причина такого настроения).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Эмоциональное состояние (сила и направленность испытываемых эмоций)
отрицательные положительные
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Опишите характер испытываемых эмоций и какова причина их возникновения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Интеллектуальное состояние (сила и направленность мыслительной деятельности)
разрушение созидание
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Опишите какого характера мысли Вас посещали сейчас.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Физическое состояние
болезнь здоровье
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Какие конкретно физические ощущения Вы испытываете?
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Уровень психофизиологического благополучия
дискомфорт комфорт
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
6. Артериальное давление ___________
7. Частота сердечных сокращений (колич-во ударов в минуту)___________
После эксперимента
Анализ психофизиологического состояния
(оцените свое состояние по 10-ти бальной шкале)
1. Настроение
плохое хорошее
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Опишите свое настроение (какова причина такого настроения).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Эмоциональное состояние (сила и направленность испытываемых эмоций)
отрицательные положительные
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Опишите характер испытываемых эмоций и какова причина их возникновения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Интеллектуальное состояние (сила и направленность мыслительной деятельности)
разрушение созидание
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Опишите какого характера мысли Вас посещали сейчас.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Физическое состояние
болезнь здоровье
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Какие конкретно физические ощущения Вы испытываете?
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Уровень психофизиологического благополучия
дискомфорт комфорт
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
5. Артериальное давление ___________
6. Частота сердечных сокращений (колич-во ударов в минуту)___________
7. Степень влияния цвета (изменение состояния по сравнению с исходным)
дискомфорт комфорт
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Вывод:_______________________________________________________
Задание 3
Прочитайте о физической, биологической и психологической характеристике цвета. Как бы Вы организовали лечение с помощью цвета для людей, испытывающих сильные агрессивные реакции, депрессию; болезни почек, диабета, горла, щитовидной железы.
Задание 4
Какие цвета Вы бы использовали при оформлении данной классной комнаты. Создайте дизайнерский проект.
Литература и интернет-источники
Егорова, Е. ПроЦВЕТание по Максу Люшеру [Текст] / Е. Егорова. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
Зрительная сенсорная система, её морфофункциональная организация. Физиология ВНД и сенсорных систем. Основы нейрофизиологии и ВНД [Электронный ресурс] / Сайт : BrainTools. 2013. URL: http://www.braintools.ru/article/9606 (дата обращения 11.02.2013).
Кандинский, В. Точка и линия на плоскости [Текст] / В. Кандинский. – СПб.: Азбука классика, 2006. – 240 с.
Мэдрон, Т. Найди свой цвет: практическая мудрость для дома, любви, работы и отдыха [Текст] / Т. Мэдрон – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 190 с.
Полный цветопсихологический тест Макса Люшера [Электронный ресурс] / сост. В.Драгунский, 1995. / Aquarun.ru. : сайт интегрального человековедения. 2000-2013. URL: http://www.aquarun.ru/psih/ct/default.htm (дата обращения 21.01.2013).
Психологические тесты [Текст] / под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т .1. – 312 с.
Тест на цвета ауры – психотипы [Электронный ресурс] / URL: http://nvpminsk1.narod.ru/Uchebn_programma/Test_na_cveta_aury.htm (дата обращения 21.01.2013).
Целебник № 14 [Текст] // Свет. Природа и Человек. – 2004. – № 4. – С. 49-53.