Кровь. Возрастные особенности кровообращения

Цель работы: изучить особенности строения и функций крови, возрастные особенности кровообращения человека.

1. Выпишите основные очаги кроветворения в периоды жизни человека:

Эмбриональный период жизни Взрослый
1. 2. 3. 4.  

2. Изучите строение, состав и функции крови. Заполните таблицы 33–35.

Таблица 33

Состав крови

Клетки (форменные элементы) крови Плазма (межклеточное вещество) крови
40–45 % 1. 2. 3. 55–60 % Химический состав: 90 % – 10 % – , из них: 8 % – 1 % – 1 % –

Таблица 34

Форменные элементы крови (ФЭК)

ФЭК Содержание в 1 мл Функции Возрастные особенности
Эритроциты взрослые – новорожденные –    
Лейкоциты взрослые – новорожденные –    
Тромбоциты взрослые – новорожденные –    

Таблица 35

Функции крови

Функция Пояснение
Транспортная  
Дыхательная  
Выделительная  
Регуляторная  
Информационная  
Трофическая  
Гомеостатическая  
Гемостатическая  
Защитная  

3. Выпишите отличительные особенности кровообращения плода:

1)___________________________________________________________

2)___________________________________________________________

3)___________________________________________________________

4)___________________________________________________________

4. Выпишите из учебника особенности строения сердца новорожденного:

1)____________________________________________________________

2)___________________________________________________________

3)___________________________________________________________

4)___________________________________________________________

Оценка _______________Преподаватель ________________ Дата __________

Лабораторная работа № 7

Сердечнососудистая система человека

Цель работы: сравнить эритроциты крови лягушки и человека; определить группу крови донора; изучить строение сердца человека; овладеть методикой определения и оценки ЧСС, АД, СОК и МОК.

Оборудование: микроскоп, окрашенные мазки крови человека и лягушки, донорская кровь, предметные стекла, стеклянные палочки, пипетки, стеклограф, стандартные сыворотки, тонометры, фонендоскопы, секундомер, муляж сердца, учебные таблицы, ватные палочки, раствор йода.

Ход работы

   
Рис. 15. Кровь лягушки. Ув. ´ 600. Рис. 16. Кровь человека. Ув. ´ 600.

1. Изучите под микроскопом препараты крови человека и лягушки.

Какие клетки Вы видите в основном? _______________________________________

Почему?________________________________________________________________

Зарисуйте препараты. Определите различия эритроцитов человека и лягушки в табл. 36.

Таблица 36

Различия эритроцитов лягушки и человека

Параметры Эритроциты лягушки Эритроциты человека
Форма      
Численность      
Размеры      
Наличие ядра      

Какое значение имеют такие различия?___________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Определите группу крови донора.

Методика работы

1) Пронумеруйте два чистых предметных стекла цифрами II и III. На стекло с номером II нанесите каплю сыворотки крови группы II (содержит агглютинин α), а на стекло с номером III – сыворотку группы III (содержит агглютинин β). Сыворотку берите из ампул чистыми пипетками.

2) Рядом с каплей сыворотки добавьте каплю исследуемой крови. Перемешайте сыворотку с кровью стеклянной палочкой. Следите, чтобы не спутать палочки для перемешивания капли крови с сывороткой крови II и III групп. Через 1–5 мин определите, где произошла агглютинация (образовались крупинки, смесь – светлая). При отсутствии агглютинации смесь мутная.

3) Рассмотрите препараты под микроскопом: на препарате с агглютинацией видны эритроциты, склеенные в комочки.

4) Определите группу исследуемой крови по схеме:

а) агглютинация отсутствует в обоих случаях – исследуемая кровь не содержит агглютиногены (I группа крови);

б) агглютинация на предметном стекле с сывороткой III группы крови – кровь содержит агглютиноген А (II группа);

в) агглютинация на предметном стекле с сывороткой II группы крови – кровь содержит агглютиноген В (III группа);

г) агглютинация наблюдается в обоих случаях – кровь содержит агглютиногены А и В (IV группа).

Вывод:______________________________________________________

3. Изучите строение сердца и сосудов.

3.1. Ознакомьтесь с расположением сердца в организме (табл. 37)

Таблица 37

Параметр Топография
Местоположение Область средостения, асимметрично
Границы Верхушка Хрящ 5-го левого ребра на 1 см кнутри от соска
Правая На 1–2 см вправо от грудины от 3 до 5 ребра
Левая От хряща 3-го ребра к верхушке
Верхняя Хрящи 3-их ребер
Нижняя Косо от хряща 5-го правого ребра к верхушке


3.2. Рассмотрите муляж сердца, найдите структуры, обозначенные в табл. 38.

Таблица 38

Параметр Структуры
Форма Усеченный конус
Размеры Продольный 14–16 см
Поперечный 12–15 см
Толщина 6–10 см
Масса У женщин 220 г (1/250 массы тела), у мужчин 250 г (1/215 массы тела)
Ось Косо сверху вниз, справа налево, сзади наперед, наклонена на 40° к медиальной и фронтальной плоскостям
Основание Образовано предсердиями, обращено вверх, назад и направо
Верхушка Нижний выступающий конец сердца, сформирован левым желудочком
Поверхности Грудинно-реберная (передняя) Соприкасается с грудиной и ребрами
Диафрагмальная (нижняя) Соприкасается с диафрагмой
Легочные (боковые) Соприкасаются с легкими
Борозды Венечная Отделяет предсердия от желудочков
Межжелудочковые Отделяют желудочки один от другого
Сосуды Аорта Выходит из левого желудочка
Легочный ствол Выходит из правого желудочка
Верхняя и нижняя полые вены Впадают в правое предсердие
Четыре легочные вены Впадают в левое предсердие
       

3.3. По таблицам, атласам и муляжам найдите структуры внутреннего строения сердца, обозначьте их на рис. 17.

Кровь. Возрастные особенности кровообращения - student2.ru … – правое предсердие; … – правый желудочек; … – левое предсердие; … – левый желудочек; … – межпредсердная перегородка с овальной ямкой; … – межжелудочковая перегородка; … – сосочковые мышцы; … – сухожильные хорды; … – полулунные клапаны; … – двустворчатый клапан; … – трехстворчатый клапан; … – легочные вены; … – легочный ствол; … – верхняя полая вена; … – аорта.
Рис. 17. Сердце (вскрыто).

3.4. Изучите проводящую систему сердца. На рисунках атласа найдите синусный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса, ножки Гиса и волокна Пуркинье. Какова функция проводящей системы сердца? Объясните механизм ее работы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.5. По таблицам и атласам рассмотрите слои стенок сосудов, отметьте особенности их строения (табл. 39).

Таблица 39

Слой Артерии Вены Капилляры
Наружный Соединительная ткань Соединительная ткань
Средний Гладкая мышечная ткань, много эластиновых волокон Выражен слабо, есть гладкая мышечная ткань, коллагеновые волокна
Внутренний Эндотелиальная ткань гладкая Эндотелиальная ткань образует складки – клапаны Один слой клеток

3.6. По таблицам изучите круги кровообращения; заполните таблицу 40по образцу.

Таблица 40

Круги кровообращения

Признаки Малый Большой Сердечный
Место начала Правый желудочек    
Каким(и) сосудом(ами) начинается Легочный ствол    
Место завершения Левое предсердие    
Какими сосудами завершается 4 легочные вены    
Область кровоснабжения Легкие    
Насыщенность крови кислородом: а) в артериях; б) в венах а) ненасыщенная (венозная); б) насыщенная (артериальная)    

4. Овладейте методикой измерения и оценки частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД).

4.1. В течение 30 с подсчитайте пульс на лучевой артерии. Полученные значения умножьте на 2 и сравните с нормой (60–80 уд/мин). Низкие значения ЧСС свидетельствуют о брадикардии, высокие – о тахикардии. Сделайте вывод по оценке ЧСС.

ЧСС=______________ Вывод: __________________________________________

4.2. Определите артериальное давление методом Короткова. Для этого обнажите левую руку испытуемого. Оберните манжету манометра плотно вокруг середины плеча испытуемого так, чтобы ее нижний край находился на 2,5–3 см выше локтевого сгиба. Манометр не должен находиться в поле зрения испытуемого. Положение стрелки манометра должно соответствовать нулю. В области локтевого сгиба на лучевой артерии установите фонендоскоп. Нагнетайте воздух в манжету до тех пор, пока манометр не покажет 160–180 мм рт. ст. (до полного исчезновения пульса). Медленно выпускайте воздух из манжеты. Снижая давление в манжете, внимательно прослушивайте фонендоскопом пульс и при появлении первого звука зафиксируйте показания манометра. Это будет величина максимального (систолического) давления (СД). Продолжайте прослушивать пульсовые толчки. Они постепенно затухают, и в момент полного исчезновения звука снова зафиксируйте показания манометра. Эта величина соответствует минимальному (диастолическому) давлению (ДД).

СД = _______ мм рт. ст. ДД = _______ мм рт. ст.

Оцените АД: 100/60 и ниже – гипотония; значения АД 130/90 и выше – гипертония.

Вывод:____________________________________________________________

4.3. Сравните полученные значения с возрастной нормой, рассчитанной по формулам: СДдолж = 102 + 0,6´ Возраст (г); ДДдолж = 63 + 0,6´ Возраст (г).

СДдолж =____________________ ДДдолж = _____________________________

Существуют формулы для расчета должного кровяного давления у детей разного возраста. СД у детей в возрасте до 1 года равно 76 + 2n (n – число месяцев). У детей в возрасте старше года равно 90 + 2n (n – число лет). ДД у детей до года составляет от 2/3 до 1/2 максимального СД, у детей старше года 60 + n (n - число лет). Верхняя граница нормы СД - 105 + 2n, ДД - 75 + n. Нижняя граница СД - 75 + 2n, ДД - 45 + n (n - число лет).

4.4. Определите систолический (СОК) и минутный объем крови (МОК ) расчетным методом по формуле Старра в состоянии покоя: СОК = [101 + 0,5∙ПД - 0,6∙ДД] - 0,6∙А, где СОК – систолический объем крови; ПД – пульсовое давление (разница между СД и ДД); ДД – диастолическое давление; А – возраст испытуемого (в годах). Норма: 65–80 мл

Расчеты: __________________________________________________________________

Вывод:____________________________________________________________________

4.5. Рассчитайте минутный объем крови в покое и после работы по формуле: МОК = СОК ´ ЧСС, где СОК – систолический объем крови, рассчитанный по формуле Старра, ЧСС – частота сердечных сокращений за 1 мин. Норма: 3500 – 5500 мл

Расчеты: ____________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________

Оценка _______________Преподаватель ________________ Дата __________

Тестовое задание по теме «Кровь. Сердечнососудистая система»

Выберите один из предложенных ответов:

1. Эритроциты выполняют функцию: 1) транспорт дыхательных газов; 2) иммунитет; 3) свертывание крови; 4) образуют БАВ 10. АД детей по сравнению с взрослыми: 1) выше; 2) ниже; 3) такое же; 4) нестабильно
2. Основная функция лейкоцитов: 1) транспорт дыхательных газов; 2) иммунитет; 3) свертывание крови; 4) образуют БАВ 11. Газообмен плода происходит: 1) в плаценте; 2) в матке; 3) в пуповине; 4) в легких
3. Активный естественный иммунитет возникает в результате: 1) прививки; 2) введения сыворотки; 3) болезни; 4) передачи от матери к плоду 12. Основным органом кроветворения до рождения является: 1) печень; 2) лимфатические узлы; 3) красный костный мозг 4) селезенка
4. Гуморальный иммунитет определяется: 1) фагоцитозом; 2) непроницаемостью кожи; 3) синтезом антител; 4) синтезом антигенов 13. ЧСС детей по сравнению с взрослыми: 1) выше; 2) ниже; 3) такая же; 4) нестабильна
5. Большой круг кровообращения начинается: 1) в левом предсердии; 2) в левом желудочке; 3) в правом предсердии; 4) в правом желудочке 14. Как изменяется АД при увеличении физической нагрузки: 1) АД не изменяется; 2) СД – понижается, ДД – повышается; 3) СД – повышается, ДД – не изменяется; 4) СД – не изменяется, ДД – повышается.
6. Малый круг кровообращения заканчивается: 1) в левом предсердии; 2) в левом желудочке; 3) в правом предсердии; 4) в правом желудочке 15. Основным органом кроветворения у взрослых является: 1) печень; 2) лимфатические узлы; 3) красный костный мозг 4) селезенка
7. Областью кровоснабжения малого круга является: 1) кожа; 2) легкие; 3) сердце; 4) печень 16. К особенностям кровообращения плода не относится: 1) Боталлов проток; 2) овальное окно в стенке сердца; 3) отсутствие большого круга кровообращения; 4) смешение артериальной и венозной крови
8. Вена с артериальной кровью: 1) печеночная; 2) воротная; 3) легочная; 4) верхняя полая. 17. Из крови в межклеточную жидкость выходит: 1) кислород; 2) углекислый газ; 3) эритроциты; 4) плазма.
9. Средний слой артерий и вен образован: 1) гладкой мышечной тканью; 2) скелетной мышечной тканью; 3) волокнами; 4) эндотелием 18. На границе предсердий и желудочков: 1) кармашковые клапаны; 2) створчатые клапаны; 3) нет клапанов; 4) митральные клапаны

Лабораторная работа № 8

Система органов дыхания

Цель работы: изучить особенности строения и функционирования органов дыхания; дать характеристику возрастных особенностей отделов дыхательной системы; исследовать функцию внешнего дыхания человека; перечислить основные способы профилактики заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем.

Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, спирометр, вата, спирт.

Ход работы:

1. С помощью схемы и рисунка изучите строение отделов дыхательной системы. Дополните схему. Сделайте подписи к рисунку 18.

Кровь. Возрастные особенности кровообращения - student2.ru Кровь. Возрастные особенности кровообращения - student2.ru Дыхательная система

Воздухоносные пути Легкие

1. 2. 3. 4. 5. Кровь. Возрастные особенности кровообращения - student2.ru  
Рис 18. Строение дыхательной системы

2. Дайте характеристику отделов органов дыхания в виде таблицы 41.

Таблица 41

Органы дыхания

Отдел Особенности строения Функции
     
     
     
     
     
     

3. Выпишите из учебника особенности строения и функционирования дыхательной системы у детей.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

4. Дайте определение дыхания и охарактеризуйте его основные этапы.

Дыхание – ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Этапы дыхания:

А) Внешнее дыхание – _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

Б) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

В) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

Г) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

Д) Внутреннее дыхание – _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

5. Опишите механизм актов вдоха и выдоха.

Акт вдоха ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Акт выдоха _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Оцените функцию внешнего дыхания.

6.1. Напишите определения объемов и укажите их нормы.

ЖЕЛ – _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

ДО – _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

РОВд – _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________;

РОВыд – _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6.2. Методика определения дыхательных объемов.

Определение ЖЕЛ. Продезинфицируйте мундштук прибора. Сделайте глубокий вдох и медленный глубокий выдох через мундштук спирометра. Для более точного определения ЖЕЛ повторите измерения 2-3 раза, каждый раз устанавливая спирометр на нуле. Подсчитайте и запишите в таблицу 42 среднюю величину.

Измерение дыхательного объема. Установите шкалу спирометра на нуле. После спокойного вдоха сделайте спокойный выдох в спирометр.

Измерение резервного объема выдоха. После спокойного выдоха произведите максимально глубокий выдох в спирометр.

Рассчитайте резервный объем вдоха: РОВд = ЖЕЛ – (ДО+РОВыд)

Рассчитайте должную величину ЖЕЛ по формуле:

для мужчин: ДЖЕЛ = (0,052´Р – 0,022´А) – 3,60;

для женщин: ДЖЕЛ = (0,041´Р – 0,018´А) – 2,68; где Р – рост в сантиметрах, А – возраст в годах.

Таблица 42

Показатели Значение
Возраст  
Пол  
Рост (в см)  
ДО  
РОВыд  
РОВд  
ЖЕЛ фактич  
ДЖЕЛ  
6.6. Сравните фактические и должные величины ЖЕЛ, сделайте вывод: _____________________________________________________________________________ 7. Перечислите правила гигиены органов дыхания. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Перечислите меры профилактики заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, в том числе, при обучении детей. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _______________Преподаватель ________________ Дата __________

Самостоятельная работа № 8

Наши рекомендации