Показатели нервно-психического развития ребенка
Цель работы:изучить основные показатели нервно-психического развития ребенка в различном возрасте.
1. Используя учебник и дополнительную литературу, заполните таблицу 27.
Таблица 27
Нервно-психическое развитие ребёнка
Возраст | Сенсорное развитие | Развитие речи | Движения и навыки |
Новорожденный | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. Вздрагивает и моргает при резком звуке | Кричит при неблагополучии | Ручки преимущественно сжаты в кулак; выраженный хватательный рефлекс. Примитивная реакция упора ног; автоматическая ходьба. |
6 месяцев | |||
1 год | |||
3 года | |||
6–7 лет |
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Тестовое задание по теме «Высшая нервная деятельность»
Выберите один из предложенных ответов:
1. Какие рефлексы являются безусловными: 1) врожденные; 2) приобретенные; 3) индивидуальные; 4) общие с животными | 10. Первая сигнальная система 1) есть у животных; 2) есть только у человека; 3) есть и у человека и у животных 4) отсутствует |
2. Какие рефлексы являются условными: 1) врожденные; 2) приобретенные; 3) общевидовые; 4) общие с животными | 11. Временная связь замыкается: 1) в ретикулярной формации; 2) в подкорковых ядрах; 3) в коре головного мозга; 4) в спинном мозге |
3. Какое из условий не должно быть при выработке условного рефлекса: 1) повторность; 2) наличие безусловного раздражителя; 3) наличие условного раздражителя; 4) наличие постороннего раздражителя | 12. Преобладание первой сигнальной системы определяет тип ВНД: 1) художественный; 2) мыслительный; 3) неустойчивый; 4) безудержный |
4. Условный раздражитель должен: 1) быть ранее индифферентным; 2) вызывать рефлекс; 3) быть сильным; 4) биологически значимым | 13. Классификацию типов ВНД детей предложил: 1) Гиппократ; 2) Павлов; 3) Красногорский; 4) Ухтомский. |
5. Какой тип торможения условных рефлексов относится к безусловным: 1) запаздывающее; 2) дифференцировочное; 3) условный тормоз; 4) запредельное | 14. Переучивание левшей приводит к развитию у них: 1) способностей; 2) неврозов; 3) заикания; 4) утомлению правой руки |
6. Угасательное торможение лежит в основе: 1) развития воли; 2) забывания; 3) воспитания; 4) обучения | 15. Доминирующим у левшей является: 1) левое полушарие; 2) правое полушарие; 3) оба полушария ведущие; 4) таламус |
7. Динамический стереотип обеспечивает: 1) преобладание темперамента; 2) сосредоточение внимания; 3) целенаправленную деятельность; 4) привычные действия, не требующие осмысления. | 16. Речь является 1) инстинктом; 2) условным рефлексом, возникающим на звук; 3) предрасположенностью, которая развивается при общении; 4) безусловным рефлексом |
8. Доминантный очаг обладает 1) выраженным торможением; 2) низкой возбудимостью; 3) инертностью; 4) лабильностью | 17. Слабый тип ВНД характерен для: 1) сангвиника; 2) флегматика; 3) холерика; 4) меланхолика. |
9. Проявлением второй сигнальной системы является: 1) речь; 2) темперамент; 3) память; 4) внимание | 18.Двигательный центр речи (центр Брока) у большинства людей расположен: 1) в КБП левой лобной доли; 2) в КБП правой лобной доли; 3) в КБП левой височной доли; 4) в КБП затылочной доли. |
Лабораторная работа № 5
Гигиена учебно-воспитательного процесса
Цель работы:провести гигиеническую оценку режима работы школы.
Оборудование: калькулятор, линейка, карандаш, справочные материалы СанПиН.
Ход работы
1. Постройте в виде графика динамику суточной (рис. 9) и недельной (рис. 10) работоспособности школьника.
Рис. 9. Рис. 10.
2. Ознакомьтесь с требованиями к режиму по организации учебного процесса и требованиями к школьному расписанию (выдержки из СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в Приложении)
3. Проведите гигиеническую оценку школьного расписания (табл. 28). Составьте заключение о соответствии режима работы школы санитарным требованиям.
Исходное расписание уроков
Школа | |
Класс | |
Недельная часовая нагрузка | |
Количество учебных дней |
Таблица 28
Гигиеническая оценка школьного расписания
День недели | Предметы | Баллы | График трудности предметов в течение дня | Распределение учебных предметов |
Понедельник | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Сумма | |||
Вторник | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Сумма | |||
Среда | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Сумма | |||
Четверг | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Сумма | |||
Пятница | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Сумма | |||
Суббота | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Сумма |
4. Постройте график распределения трудности предметов в течение недели: отметьте точками суммарную трудность предметов и соедините точки кривой. Какую форму она имеет? ____________________________________________________________________
Нормой считается одногорбая кривая с пиком на вторник или среду.
Сумма
баллов
Пн Вт Cр Чт Пт Сб
5. Какие недостатки обнаружены в предложенном расписании?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Учитывая выявленные ошибки, измените расписание так, чтобы оно соответствовало СанПиН. Проставьте баллы трудности предметов, высчитайте дневную сумму (табл. 29).
Таблица 29
Школьное расписание, составленное с учетом требований СанПиН
День | Предметы | Балл | День | Предметы | Балл |
Понедельник | 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма | Четверг | 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма | ||
Вторник | 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма | Пятница | 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма | ||
Среда | 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма | Суббота | 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма |
Правильность расписания подтвердите графиком недельной динамики.
Сумма
баллов
Пн Вт Cр Чт Пт Сб
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Тестовое задание по теме «Гигиена учебно-воспитательного процесса»
1. СанПиНами установлена минимальная длительность перемен (мин): 1) 5; 2) 10; 3) 15; 4) 20. | 2. Длительность урока в 1 классе для 6-леток не должна превышать (мин): 1) 30; 2) 35; 3) 40; 4) 45. |
3. К превышению норм учебных нагрузок учащихся старших классов могут привести: 1) контрольные работы на уроках; 2) сдвоенные уроки в расписании; 3) включение факультативных занятий в расписание; 4) введение физкультурных пауз | 4. Учащегося с пониженной остротой зрения, но правильно подобранными очками, можно посадить: 1) в любом ряду за 1-ым столом; 2) в любом ряду за 1 и 2 столом; 3) в первом ряду за 1 и 2 столом; 4) в первом ряду за любым столом. |
5. При введении 5-дневной учебной недели недопустимо сокращение: 1) длительности каждого урока; 2) длительности перемен; 3) учебной недельной нагрузки; 4) количества уроков физкультуры. | 6. Проведение сдвоенных уроков допускается без ограничения для: 1) 1-3 классов; 2) 1-4; 3) 5-9; 4) 10-11. |
7. После окончания занятий наиболее эффективно снимает утомление: 1) чтение художественной литературы по собственному выбору; 2) общественно полезный труд; 3) активный отдых на открытом воздухе; 4) спортивная тренировка. | 8. Для своевременного и быстрого засыпания школьнику необходимо: 1)посмотреть эмоционально захватывающий фильм; 2) почитать книгу; 3) принять прохладный душ; 4) спортивная тренировка. |
9. Наиболее эффективный путь снижения утомления, связанного с длительным сидением за партами: 1) сокращение длительности урока; 2) подбор мебели, соответствующей росту и пропорциям тела; 3) введение физкультурных минуток и пауз во время занятия; 4) соблюдение норм освещенности | 10. Для поддержания необходимого уровня умственной работоспособности учитель должен: 1) уменьшить длительность урока; 2) использовать физкультминутки; 3) повысить уровень освещенности в классе; 4) ввести в план урока компьютерные программы. |
11. Работоспособность детей наиболее снижена в: 1) понедельник; 2) вторник; 3) четверг; 4) пятницу. | 12. Плотность урока по основным предметам должна составлять: 1) 50-70%; 2) 75-80%; 3) 85-90%; 4) более 90%. |
Лабораторная работа № 6
Опорно-двигательный аппарат (ОДА)
Цель: изучить особенности строения и функций опорно-двигательного аппарата человека.
Ход работы:
1. Какие отделы выделяют в составе ОДА? Дополните схему:
Опорно-двигательный аппарат | ||
Пассивная часть | Активная часть | |
Чем образованы | ||
Функции |
2. Характеристика скелета
2.1.Изучите химический состав кости. Дополните схему:
Химический состав кости | ||
Органические вещества | Неорганические вещества | |
Виды | ||
Значение | ||
Содержание у детей (больше или меньше) |
Таким образом, кость ребенка более ______________________________.
2.2. Изучите классификацию типов костей, приведите их примеры (табл. 30).
Таблица 30
Основные типы костей
Типы костей | Примеры | Местоположение |
1. Трубчатые кости а) длинные | ||
б) короткие | ||
2. Губчатые кости | ||
3. Смешанной формы | ||
4. Плоские кости | ||
5. Воздухоносные кости |
2.3. Изучите внешнее и внутреннее строение кости. Подпишите элементы строения трубчатой кости на рисунке 10. Рис. 10. Трубчатая кость | 1. Эпифизы 2. Диафиз 3. Метафизы 4. Надкостница 5. Суставные поверхности |
2.4. Рассмотрите строение отделов скелета, заполните таблицу 31:
Таблица 31
Отделы скелета человека
Рисунок | Отдел | Кости в составе | Возрастные особенности |
Череп: Мозговой отдел | |||
Лицевой отдел | |||
Скелет туловища | |||
Позвоночник | |||
Грудная клетка | |||
Скелет верхних конечностей (ВК) | |||
Пояс ВК | |||
Свободная ВК - плечо - предплечье - кисть | |||
Скелет нижних конечностей (НК) | |||
Пояс (НК) | |||
Свободная НК - бедро - голень - стопа |
2.5. Изучите типы соединений костей. Определите типы соединений, представленных на рисунках, отметьте их структурные особенности. Выпишите из учебника их разновидности и примеры:
Таблица 31
Рис. 12. Типы соединения костей | Тип соединения | Примеры |
А - | ||
Б - 3 - | ||
В - 1 - 2 - 4- |