Оценка показателей высшей нервной деятельности
Цель работы:изучить типы высшей нервной деятельности (ВНД); овладеть методиками оценки типа ВНД, функциональной асимметрии мозга, памяти.
Оборудование: учебные таблицы, часы или секундомер, динамометр, карандаш.
Ход работы
1. Ознакомиться с классификацией типов ВНД по И.П. Павлову
Тип нервной системы | Характеристика свойств нервной системы | Соответствие по Гиппократу | ||
по силе | по уравновешенности | по подвижности | ||
Сильный неуравновешенный (безудержный) | Сильный | Неуравновешенный: возбуждение > торможения | - | Холерик |
Сильный уравновешенный подвижный | Сильный | Уравновешенный | Подвижный | Сангвиник |
Сильный уравновешенный инертный | Сильный | Уравновешенный | Инертный | Флегматик |
Слабый | Слабый | Неуравновешенный: торможение > возбуждения | - | Меланхолик |
2. Определить типологические особенности ВНД с помощью личностного опросника Айзенка (см. Приложение).
Опросники Айзенка содержат 4 шкалы: экстраверсии – интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого.
1) экстраверсия – интроверсия.
Характеристики экстраверта: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах, действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел; предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности; чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам; на него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт: спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу; сдержан и отдален от всех, кроме близких; планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит м порядок; контролирует чувства, пессимистичен, высоко ценит нравственные нормы;
2) нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).
Эмоциональная устойчивость – показатель организованного поведения в обычных и стрессовых ситуациях, характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, склонностью к лидерству, общительности.
Нейротизм выражается в нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве вины и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз;
3) психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушии.
Соответствие типов ВНД по Г. Айзенку, И. П. Павлову и Гиппократу
Тип личности по Г. Айзенку | Тип ВНД по И. П. Павлову | Тип темперамента по Гиппократу |
Нестабильный экстраверт | Сильный, подвижный неуравновешенный | холерик |
Стабильный экстраверт | Сильный,подвижный уравновешенный | сангвиник |
Стабильный интроверт | Сильный, уравновешенный инертный | флегматик |
Нестабильный интроверт | Слабый, неуравновешенный инертный | меланхолик |
Ход работы: Экспериментатор с небольшими паузами зачитывает 57 вопросов теста. Испытуемый должен дать первый «естественный» ответ, не раздумывая. Если он согласен с утверждением, рядом с его номером поставить «+» (да), если нет – знак «–» (нет) в бланк ответов для испытуемых (табл. 25). Отвечать необходимо быстро и точно, помня при этом, что нет «хороших» или «плохих» ответов.
Таблица 25
Протокол оценки типа ВНД
№ вопроса | ||||||||||
Результаты сопоставляются с «ключом»: ответ, соответствующий ключу, оценивается в 1 балл, несоответствующий – 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
Ключ ответов по шкалам:
1) экстраверсия – интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44. 46, 49, 53, 56; «нет» (–): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
2) нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57;
3) «шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36; «нет» (–): 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Показатель по «шкале лжи», равный 4–5 баллам, является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только «хорошие» ответы.
Баллы по шкале «экстраверсия – интроверсия» | 12 и менее | 12 и менее | 13 и более | 13 и более |
Баллы по шкале «нейротизм» | 12 и менее | 13 и более | 12 и менее | 13 и более |
Тип темперамента | Флегматик | Меланхолик | Сангвиник | Холерик |
Вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ознакомиться с методиками определения функциональной асимметрии мозга (ФАМ) у детей:
Считается, что левое полушарие (ведущее у правшей) играет преимущественную роль в речи, чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим у левшей, играет роль для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования. Определенный тип ФАМ, как правило, закрепляется в возрасте 10–14 лет.
1) динамометрия: измерить кистевым динамометром силу левой и правой кисти: для чего взять динамометр, вынести руку вперед и в сторону и с силой сжать динамометр. Выполняется 3 попытки, фиксируется лучшее значение.
2) тест переплетения пальцев рук: быстро, не раздумывая, переплести пальцы рук. Сколько бы не повторялась проба, сверху оказывается палец ведущей руки.
3) тест «поза Наполеона»: быстро, не раздумывая, скрестить руки на груди. Обычно у правшей правая рука ложится сверху и раньше на левое предплечье, левая – под правым предплечьем.
4) тест «аплодисменты»: в этом тесте ведущая рука более активна, сверху ударяет о другую, перемещающуюся менее активно.
5) проба одновременных действий обеих рук: взять в обе руки по карандашу и нарисовать, не глядя, круг, треугольник и квадрат. Изображения ведущей руки более плотные и точные.
Проведите тесты, результаты занесите в табл. 26.
Таблица 26
Протокол оценки ФАМ
Проба | Результат | Ведущая рука |
Динамометрия | ||
Переплетение пальцев | ||
Поза Наполеона | ||
Аплодисменты | ||
Одновременные действия |
Вывод _______________________________________________________________
4. Ознакомиться с методиками оценки кратковременной памяти.
4.1. Выявление объёма кратковременной памяти.
Работа проводится вдвоём. Экспериментатор составляет и записывает текст, содержащий не менее 25 слов. Испытуемый в течение 1 мин читает этот текст. Затем текст закрывается, и испытуемый воспроизводит письменно запомнившиеся слова. При сличении с оригиналом отмечаются правильно воспроизведенные слова, каждое из которых оценивается в 1 балл. По сумме баллов определяется степень развития памяти: 6 баллов и менее – низкий объем памяти; 7–12 баллов – ниже среднего; 13–17 баллов – средний; 18–21 балл – выше среднего (хороший); 22 и более – очень высокий.
Текст (для экспериментатора):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст (воспроизведение для испытуемого):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объем памяти: _________ баллов Вывод: ________________________________
4.2 Оценка кратковременной образной памяти.
Работа проводится в парах. Экспериментатор в таблице из 16 ячеек располагает произвольно 16 различных (!) фигур (геометрические фигуры, символы и т. п.; нельзя использовать буквы). Рисунок предлагается испытуемому для запоминания в течение 20 с. Испытуемый должен воспроизвести образы в течение 1 мин. При сличении с оригиналом правильный образ оценивается в 1 балл. Норма: 6 и более баллов.
5. Определение объёма внимания. Испытуемому предъявляется таблица с вписанными в нее цифрами в произвольном порядке от 101 до 136, которые он должен по порядку зачеркнуть в максимально короткое время (фиксируется по секундомеру). Объем внимания (В) вычисляется по формуле: В = 648 : t, где t – время работы в секундах. Оценка данных: более 6 – высокий показатель; 4–6 – средний, менее 4 – низкий.
Ячейки для теста на кратковременную образную память
Для экспериментатора: Для испытуемого:
Вывод: ______________________________________________________________
Ячейки для теста на объём внимания
Вывод: ______________________________________________
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Самостоятельная работа № 6