Получение информации с экрана САРП

34Демонстрация способности получать информацию в режиме отображения как относительного движения, так и истинного движения, включая:

.1выявление критических эхосигналов;

.2скорость и направление относительного движения цели;

.3время и предвычисленную дистанцию до точки кратчайшего сближения с целью;

.4курсы и скорости целей;

.5определение изменений курса и скорости целей и ограничения такой информации;

.6влияние изменений курса и/или скорости своего судна; и

.7работу с устройством для имитации маневра.

Применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море

Года с поправками

35Анализ ситуаций, могущих привести к столкновению, с помощью отображаемой информации, определение и выполнение действий по избежанию ситуации чрезмерного сближения в соответствии с действующими Международными правилами предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками.

Подготовка по практическому использованию электронных картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС) и ее оценка

Введение

36Если для подготовки по практическому использованию электронных картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС) и ее оценки используются тренажеры, в любой такой подготовке или оценке должно приниматься во внимание следующее временное руководство.

37Подготовка по практическому использованию ЭКНИС и ее оценка должны:

.1включать использование тренажерного оборудования ЭКНИС; и

.2соответствовать требованиям, не ниже тех, которые приводятся в пунктах 38–65,

ниже.

38Тренажерное оборудование ЭКНИС, помимо соответствия всем применимым эксплуатационным требованиям, изложенным в разделе A-I/12 Кодекса ПДНВ с поправками, должно быть способно имитировать навигационное оборудование и органы управления на мостике, которые отвечают всем применимым эксплуатационным требо-ваниям, принятым Организацией, включать устройства для подачи звуковых сигналов и:

.1создавать эксплуатационную среду в реальном времени, включая органы управления судовождением и устройства и оборудование связи, соответствующие подлежащим выполнению задачам по судовождению и несению вахты и оцениваемым навыкам маневрирования; и

.2реалистично имитировать характеристики «своего судна» в условиях открытого моря, в также влияние погоды, приливов и течений.

39Демонстрации и практическое использование ЭКНИС должны проводиться, при необходимости, посредством использования тренажеров. Учебные занятия, предпочтительно, должны проводиться в реальном времени с целью повысить информированность лиц, проходящих подготовку, в отношении опасностей неправильного использования ЭКНИС. Ускоренные временные рамки могут применяться только для демонстрационных целей.

Общие положения

Цели учебной программы по ЭКНИС

40Лицо, проходящее подготовку по использованию ЭКНИС, должно уметь:

.1эксплуатировать оборудование ЭКНИС, использовать навигационные функции ЭКНИС, выбирать и оценивать всю соответствующую информацию и предпринимать надлежащие действия в случае несправности;

.2устанавливать потенциальные ошибки отображаемых данных и обычные ошибки расшифровки данных; и

.3объяснить, почему на ЭКНИС нельзя полагаться как на единственное надежное навигационное средство.

Теория и демонстрация

41В связи с тем, что безопасное использование ЭКНИС требует знания и понимания основных принципов, определяющих данные ЭКНИС, и правил их представления, а также потенциальных ошибок в отображаемых данных и относящихся к ЭКНИС ограничений и потенциальных опасностей, должно быть обеспечено проведение ряда лекций, охватывающих теоретическое объяснение. Насколько это возможно, такие занятия должны проводиться в рамках знакомого контекста с использованием практических примеров. Лекции должны быть подкреплены занятиями на тренажере.

42С целью обеспечения безопасной эксплуатации оборудования ЭКНИС и использования связанной с ЭКНИС информации (использование навигационных функций ЭКНИС, выбор и оценка всей относящейся к этому информации, ознакомление с взаимодействием «человек-оборудование ЭКНИС») практические занятия и подготовка на тренажерах ЭКНИС должны составлять главное содержание курса.

43Для формулирования целей подготовки должна быть определена структура проводимых мероприятий. Должна быть разработана подробная спецификация целей подготовки по каждой теме этой структуры.

Занятия на тренажере

44Занятия должны проводиться на индивидуальных тренажерах ЭКНИС или на комплексных навигационных тренажерах, включающих ЭКНИС, что позволит лицам, проходящим подготовку, приобрести необходимые практические навыки. Для проведения занятий по судовождению в реальном времени рекомендуется, чтобы навигационные тренажеры охватывали сложные навигационные ситуации. Занятия должны обеспечивать подготовку по использованию различных имеющихся шкал, навигационных режимов и режимов отображения, с тем чтобы лица, проходящие подготовку, могли использовать оборудование применительно к конкретным ситуациям.

45Выбор занятий и сценариев обуславливается имеющимися возможностями тренажера. При наличии одного рабочего места ЭКНИС или более, а также комплексного тренажера рабочие места могут в первую очередь использоваться для начальных занятий по использованию средств ЭКНИС и занятий по планированию рейса, в то время как комплексные тренажеры могут в первую очередь использоваться для занятий, относящихся к функциям наблюдения за рейсом в реальном времени, в максимально реалистичных условиях в связи с общей рабочей нагрузкой, существующей при несении ходовой навигационной вахты. Уровень сложности занятий должен повышаться по ходу программы подготовки до тех пор, пока лицо, проходящее подготовку, не освоит все аспекты изучаемого предмета.

46Занятия должны создавать максимальное ощущение реальности. Для достижения этого сценарии должны предусматривать нахождение в условном районе моря. Ситуации, функции и действия для различных целей обучения, которые имеют место в различных морских районах, могут быть объединены в одном занятии и проходить в реальном времени.

47Главной целью занятий на тренажере является обеспечение того, чтобы лица, проходящие подготовку, понимали свою ответственность при практическом использовании ЭКНИС во всех аспектах, относящихся к безопасности, и были полностью ознакомлены с используемыми системой и оборудованием.

Наши рекомендации