Построение отношений с зависимым подростком в семье

(Памятка для родителей)

1. Нужно перестать себя обманывать и признать, что наш ребенок — наркозависимый. Необходимо осознать и принять тот факт, что в семье появилась серьезная проблема. Семья должна объединиться в борьбе с ней несмотря ни на какие разногласия. Нужно настроиться на долгий и трудный путь помощи ребенку в его борьбе за жизнь. Успех реален, если родители смогут изначально настроиться на то, чтобы: проявлять максимум терпения и веры в успех; быть максимально честными с собой и подростком; обращаться за помощью ко всем, кто может оказать реальную помощь; активизировать собственные силы подростка, давая ему ощущение поддержки с вашей стороны.

2. До того как начать помогать подростку, нужно получить как можно больше достоверной информации по проблеме, например прочитать о проблеме в данном пособии.

3. Как бы это парадоксально ни прозвучало, прежде чем спасать ребенка, необходимо оценить свое собственное состояние и если необходимо — улучшить его. Зависимость появляется не вдруг, она формируется в продолжение какого-то времени, а нередко является логическим завершением длительных явных или скрытых семейных проблем. Параллельно с зависимостью подростка у родственников развивается расстройство под названием «со-зависимость». Это означает, что у родственников и близких наркомана в результате психической травмы и попыток приспособиться к ней вырабатывается комплекс особых черт характера, мешающих нормальной и счастливой жизни: неуверенность в своих силах и своей правоте, чувство вины за поведение своего ребенка, забота о нем в ущерб интересам других членов семьи; усталость, обидчивость, раздражительность. У них может развиться и неискренность в отношениях с окружающими, желание скрыть истинное состояние своего ребенка. Как только вы заметили негативные изменения в своем состоянии, обращайтесь к психологу, психотерапевту или в общество «Матерей (родителей) наркозависимых» (координаты можно получить по Телефону доверия).

4. Родители понимают, что наркозависимый остается несмышленым ребенком, у него детский подход к взрослым проблемам. Он легкомыслен, нетерпелив, самонадеян, не принимает во внимание возможности других и объективные обстоятельства, уверен, что все сойдет ему с рук. В душе он хороший человек и не делает никому зла специально. Он живет своими фантазиями. Нередко в своем поведении родители уподобляются своему ребенку, оторванному от реальности. Нужно вырабатывать реалистический взгляд на проблему, избегая иллюзий и мифов (см. соответствующий раздел).

Важно разделить ваши проблемы и проблему ребенка. Необходимо признать, что ребенок вырос, несмотря на свое безответственное поведение. Он имеет право на собственную жизнь. Он — не ваша собственность. Вы не можете контролировать его жизнь, как бы ни старались это делать. Он вправе выбирать свой путь, даже если его не одобряют окружающие. Он сам и только сам должен нести ответственность (перед собой и перед Богом) за свою жизнь.

5. Прежде чем начать серьезный разговор с вашим ребенком, основательно подготовьтесь. Начинайте разговор только тогда, когда ребенок не находится под влиянием наркотиков, а вы — спокойны и контролируете себя. Когда разговор пошел, следует, не стесняясь, спрашивать напрямую и досконально обо всех непонятных и беспокоящих вас его поступках и словах. Постарайтесь прежде всего понять причины и степень вовлеченности ребенка в употребление наркотических веществ. Узнайте, как ваш ребенок сам относится к этой проблеме, понимает ли он, куда втягивается. Не начинайте с чтения морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка — это может сразу оттолкнуть его от вас. Помните, что именно доброе отношение и любовь способны помочь ребенку в трудный момент. Одной из причин употребления наркотиков служит невнимательное и равнодушное отношение родителей к проблемам своего ребенка, скандалы и ссоры в семье. Важно понять — что вы делаете такого, что способствует употреблению наркотиков. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что нет в мире людей, более любящих его, чем родители, что они ближе всех принимают к сердцу его проблемы, стремятся предупредить возможные опасности. Именно своей любовью и объясняйте свою твердую позицию, однозначно дайте понять, что вы будете настойчиво стремиться помочь ему избавиться от этого пристрастия («Мы любим тебя и не успокоимся, пока ты не справишься со своей проблемой»). Проводите эту мысль регулярно. Во время разговора выражайте свои чувства спокойным и ровным тоном. Подчеркните, что вы не приемлете не самого ребенка, а именно наркотики, так как они ведут к смерти. Четко выразите свое негативное отношение к наркотикам. Выясните его позицию к ним. Ваша любовь к ребенку и борьба за его жизнь должны стать причинами вашей твердости. И ребенок обязательно должен это знать.

6. Будьте готовы встретить сопротивлениевашего ребенка (вернее, его аддикции). Приготовьтесь выслушать типичные заявления. Будьте готовы, что ваш ребенок попытается играть на ваших чувствах. Будьте готовы, что он перестанет употреблять один наркотик (инъекционный), но тайно от вас будет использовать другие.

7. Если в разговоре участвуют оба родителя, чрезвычайно важно, чтобы они были едины и последовательны в своем подходе. Действуйте совместно. Не позволяйте играть на ваших разногласиях. Протестуйте только против наркотиков, их употребления, поведения, связанного с ними. Не ополчайтесь на ребенка как на личность. Выразите вашу безусловную любовь к нему, веру в его силы. Если ваш ребенок крещен в православную веру, помощь может оказать беседа с православным священником, посещение храма, временное проживание в нем.

8. В случае, если вы подозреваете, что ваш ребенок продолжает принимать наркотики, изучите ситуацию более подробно. Подумайте, что можно изменить в условиях жизни ребенка и семьи. Известны случаи, когда проблема решилась путем перевода в другое учебное заведение, смены места жительства, отрыва от порочной компании. Пристально и внимательно наблюдайте за вашим ребенком. Заведите дневник. Отмечайте факты характерных поступков с указанием дат и времени.

9. Демонстрируйте твердую позицию несогласия с образом жизни его друзей-наркоманов. Выясните его точку зрения на этот счет. Будьте готовыми встретить сопротивление со стороны ребенка, угрозу покинуть дом. Не меняйте позицию и постоянно разъясняйте ее подростку. Ищите возможность отвлечь его от компании, включить его в другие социальные группы.

10. Но если вы убедились, что ваши усилия не дали желаемых результатов, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам(врачам-наркологам, в специализированные медико-психологические центры, реабилитационные центры). Помните: чем раньше вы обратитесь за помощью, тем больше шансов, что помощь будет эффективна. Не прибегайте к самолечению или помощи экстрасенсов, магов. Важно совместно с подростком выбрать ту форму реабилитации, которая наиболее подходит для него и семьи. Не останавливайтесь ни перед чем, пока подросток не пройдет полный курс реабилитации.

11. Независимо от того, на какой стадии реабилитации подросток находится, следуйте правилу: перестаньте искать виноватых. Прежде всего постарайтесь избавиться от непродуктивного чувства вины за проступки своего ребенка. Если он достаточно взрослый, чтобы не выполнять ваших требований, значит, взрослый и для того, чтобы отвечать за свое поведение. Вы все равно не сможете прожить его жизнь за него, и не корите себя понапрасну. Даже, если вы найдете причину его порока в недостатках ваших методов воспитания, вы ничего не сможете изменить. Не пугайте. Не угрожайте. Не читайте нотации. Не устраивайте истерик. Если подростку удастся спровоцировать вас на грубость, он получит полное моральное право на употребление наркотиков, заглушая обидой чувство вины. Не поддавайтесь на провокации, не теряйте контроля над собой. Ни на день не отказывайтесь от борьбы с зависимостью; убеждайте: наркотики — смертельно опасны, тебе это не нужно, ты можешь справиться с этим, если сам захочешь и обратишься за помощью. Ставьте перед подростком конкретные задачи на короткие промежутки времени. Ставьте условия, поддерживайте его только в том, что не связано с наркотиками.

12. Не помогайте подростку поддерживать его аддикцию. Не потакайте все увеличивающимся капризам и выпрашиванию денег. Добивайтесь одинакового отношения к этому всей семьи. Не верьте подростку на слово. Не давайте обхитрить себя. Не верьте его обещаниям (только делам). Не покрывайте подростка, не давайте деньги, не отдавайте за него долги, не решайте его проблемы. Не делайте за подростка ничего из того, что он может и должен сделать сам. Он должен столкнуться лицом к лицу с негативными последствиями употребления наркотиков, иначе он не захочет освободиться от зависимости, ставшей привычной. Отношения с наркозависимым необходимо строить на твердых правилах, не подверженных изменениям. Он точно должен знать, как вы отнесетесь к той или иной его выходке или проступку и что предпримете в ответ. И если он нарушил оговоренное правило, вам лучше следовать своим обещаниям до конца. Вы должны быть исключительно правдивы и принципиальны с подростком. Если он знает, что ему могут солгать, он не будет ни доверять вам, ни выполнять ваши условия.

13. Не стоит скрывать правду о том, что ваш ребенок употребляет наркотики, от родни и друзей. Он может пользоваться неосведомленностью окружающих, чтобы выманивать деньги на покупку дурмана. Такое ваше поведение он расценивает как неявное согласие с употреблением (по принципу: «Если окружающие ни о чем не догадываются — значит я не так уж сильно отличаюсь от нормальных людей, значит все не так страшно»). Главное же в том, что, скрывая свое несчастье от знакомых, друзей и родных, вы остаетесь с проблемой один на один. Если родители друзей вашего ребенка не будут знать о его проблеме, у него будет больше шансов сделать наркоманами детей, пока еще не знакомых с наркотиками. И вы тогда не сможете простить себе это. Другие родители при подходящем случае не смогут удержать его от преступления, если не будут понимать его мотивов. Стремительное распространение наркотиков во многом связано с молчанием людей.

14. Поддерживайте любые позитивные проявления. Выражайте веру в его возможности. Убеждайте в необходимости отказа от наркотиков. Загружайте его работой по дому, даче, занятиями спортом, прикладным искусством, контролируйте темпы и качество работы. При этом сохраняйте контакт с подростком и его доверие. Ему нужна ваша поддержка и вера. Больше времени проводите вместе с ним, не выпуская из поля зрения, не давая воссоединиться с друзьями-наркоманами. Чаще посещайте школу, действуйте согласованно с педагогами (факт наркотизации все равно долго не скроешь).

15. Не давайте зависимому командовать в семье и разрушать ее. Не подчиняйте его желаниям и требованиям интересы семьи. Помните, что подросток — это не вся семья. Семья должна жить нормальной жизнью, иначе она разрушиться сама и не сможет помочь подростку. Вы не должны забывать, что у вас есть своя собственная жизнь, за которую отвечаете только вы. Займитесь своей жизнью и жизнью своей семьи.

16. Во всех семьях ситуация разная, причем она постоянно меняется. Духовно и физически родители могут быть сильно истощены либо, наоборот, очень крепки. Различаются семьи и по материальным возможностям. Поэтому в основном вам придется принимать решение, опираясь на собственный опыт и интуицию. Необходимо выбрать свой стиль жизни с зависимостью и борьбы с ней.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ Э.ХАЙМА

Описание

Методика предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности.

Инструкция. Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком тот номер, который вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого вы разрешаете свои трудности.

Отвечайте в соответствии с тем, как вы справляетесь с трудными ситуациями в последнее время. Не раздумывайте долго — важна ваша первая реакция. Будьте внимательны!

Утверждения

A

1. Говорю себе: «В данный момент есть что-то важнее, чем трудности».

2. Говорю себе: «Это судьба, нужно с этим смириться».

3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».

4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния».

5. «Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось».

6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей — это пустяк».

7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу».

8. «Я не знаю что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей».

9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам».

10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с более сложными».

Б

1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».

2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».

3. «Я подавляю эмоции в себе».

4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».

5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне».

6. «Я впадаю в состояние безнадежности».

7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам».

8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».

В

1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».

2. «Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях».

3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях».

4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»

5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.)»

6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».

7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».

8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».

Анализ результатов

Используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. В ключе каждое утверждение связано с определенной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. Копинг-стратегии делятся на три подгруппы:

— когнитивные,

— эмоциональные,

— поведенческие.

В ключе копинг-стратегии приведены в соответствии с утверждениями. В скобках даны обозначения: П — продуктивная копинг-стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом), О — относительно продуктивная копинг-стратегия (помогающая в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе); Н — непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению).

Ключ

А. Когнитивные копинг-стратегии

1. Игнорирование — «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности» (О).

2. Смирение — «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться» (Н).

3. Диссимиляция — «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо» (О).

4. Сохранение самообладания — «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния» (О).

5. Проблемный анализ — «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» (П).

6. Относительность — «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк» (О).

7. Религиозность — «Если что-то случилось, то так угодно Богу» (О).

8. Растерянность — «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей» (Н).

9. Придача смысла — «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам» (О).

10. Установка собственной ценности — «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными» (О).

Б. Эмоциональные копинг-стратегии

1. Протест — «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую» (О).

2. Эмоциональная разрядка — «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу» (Н).

3. Подавление эмоций — «Я подавляю эмоции в себе» (Н).

4. Оптимизм — «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» (П).

5. Пассивная кооперация — «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне» (О).

6. Покорность — «Я впадаю в состояние безнадежности» (Н).

7. Самообвинение — «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам» (Н).

8. Агрессивность — «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным» (Н).

В. Поведенческие копинг-стратегии

1. Отвлечение — «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях» (О).

2. Альтруизм — «Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях» (О).

3. Активное избегание — «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях» (Н).

4. Компенсация — «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)» (О).

5. Конструктивная активность — «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.)» (О).

6. Отступление — «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» (Н).

7. Сотрудничество — «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей» (П).

8. Обращение — «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом» (О).

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

МЕТОДИКА АНАЛИЗА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (АСВ)[1]

Правила пользования опросником АСВ. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. После чтения инструкции необходимо убедиться, что опрашиваемые ее правильно поняли.

Обработка результатов. На бланке регистрации подсчитать количество обведенных номеров по каждой шкале, расположенной в одной строке. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип отклонения воспитания. Буквы за вертикальной чертой — это сокращенные названия шкал. Некоторые названия шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка под горизонтальной чертой и обозначена теми же буквами, что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице диагностики типов семейного воспитания (см. ниже) для установления типа неправильного семейного воспитания.

Опросник для родителей

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в бланке для ответов. Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на бланке для ответов обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны, зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. На утверждения, номера которых выделены в опроснике знаком «V», отцы могут не отвечать.

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына(дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном(дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын(дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам(сама).

5. Наш сын(дочь) имеет дома больше обязанностей, чем большинство его товарищей.

6. Моего сына(дочь) очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Всегда лучше, если дети не думают над тем, правильны ли взгляды их родителей.

8. Мой сын(дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын(дочь) стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына(дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну(дочери) то, за что в другое время наказал (а) бы.

12. Я люблю своего сына(дочь) больше, чем люблю(любила) супруга.

13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

14. Если мой сын(дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему(ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми в общем-то очень утомительное дело.

17. У моего сына(дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание нашего сына(дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж(жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын(дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын(дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну(дочери) такую одежду, какую он сам(а) хочет, даже если она дорогая

24. Мой сын(дочь) непонятлив(а); легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему(ей).

25. Моему сыну(дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом(сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну(дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын(дочь) сам(а) решает, с кем ему дружить.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына(дочь).

31. В наших отношениях к сыну(дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. V . Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.

33. Меня огорчает, что мой сын(дочь) слишком быстро становится взрослым(ой).

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына(дочери) есть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына(дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне(дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз приходилось пропускать родительское собрание.

43. Стараюсь купить ему(ей) все то, что он(она) хочет, даже если это стоит дорого.

44. Если подольше побыть в обществе моего сына(дочери), можно сильно устать.

45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну(дочери) важные и трудные дела.

46. На моего сына(дочь) нельзя положиться в серьезном деле.

47. Главное, чему родители должны научить своих детей, — это слушаться.

48. Мой сын(дочь) сам(а) решает, курить ему(ей) или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну(дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын(дочь) вырастет и я буду ему(ей) не нужна(нужен), у меня портится настроение.

53. Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына(дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына(дочери) не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын(дочь) недолюбливают моего мужа(жену).

59. Мужчина хуже умеет понять чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына(дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.

62. Бывало, что я не узнавал(а) о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел(а) дневник.

63. Я трачу на своего сына(дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын(дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, что ему(ей) надо.

65. У моего сына(дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын(дочь) делает только то, что ему(ей) хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Мой сын(дочь) сам(а) решает, на что ему(ей) тратить свои деньги.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном(дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.

72. Мне бы хотелось чтобы мой сын(дочь) не любил(а) никого, кроме меня.

73. Когда мой сын(дочь) был(а) маленький(ой), он(а) мне нравился больше, чем теперь.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном(дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери), нам приходилось в детстве многое позволять ему(ей).

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном(дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него(нее) действует — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж(жена) старается настроить сына(дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне(дочери), о его(ее) делах, здоровье и т. д.

82. Нередко приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой сын(дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Мой сын(дочь) много помогает мне (дома, на работе).

86. У моего сына(дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.

88. Выходя из дому, мой сын(дочь) редко говорит, куда идет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — это ремень.

90. Многие недостатки в поведении сына(дочери) прошли сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын(дочь) что-то натворит, мы беремся за него(нее). Если все тихо, опять оставляем его(ее) в покое.

92. V . Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы помоложе, то я бы наверняка в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына(дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын(дочь) остался жив.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну(дочери) свободу, он(она) непременно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну(дочери) одно, то муж(жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына(дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына(дочери).

103. Желание моего сына(дочери) — для меня закон.

104. V . Когда мой сын был маленьким, он очень любил спать со мной.

105. У моего сына(дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына(дочери) я пошел бы(пошла бы) на любую жертву.

108. Моему сыну(дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын(дочь) умеет быть таким(ой) милым(ой), что я ему(ей) все прощаю.

110. V . Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына(дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну(дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына(дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет».

116. Меня огорчает, что мой сын(дочь) все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына(дочери) хуже, чем у большинства других подростков.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын(дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени сын(дочь) проводит вне дома.

121. У моего сына(дочери) очень много времени на развлечения.

122. V . Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына(дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чего добился мой сын (дочь) к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он(она) добился только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына(дочери) в основном занимается мой муж(жена).

127. Кончив уроки (или придя с работы), мой сын(дочь) занимается тем, что ему нравится.

128. V . Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.

129. Мой сын(дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Бланк для ответов

Фамилия, имя, отчество ____________

Фамилия и имя сына (дочери) _____________

Сколько ему (ей) лет? ____________

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель) ___________

Г+  
2
Г-  
3
У+  
4
У-  
5
Т+  
6
Т-  
7
З+  
8
З-  
9
С+  
10
С-  
11
Н  
12
РРЧ  
13
ПДК  
14
ВН  
15
ФУ  
16
НРЧ  
17
ПНК  
18
В  
19
ПМК  
20
ПЖК  
 
101
Г+    
102
Г-    
103
У+    
104
РРЧ    
105
ФУ    
106
НРЧ    

Наши рекомендации