Глава 1. психология умственно отсталого
РЕБЕНКА
11Л.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Психология умственно отсталых детей — одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.
Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, ; возрастной и специальной психологии, общей и специальной педагогики, социологии.
Задача психологии умственной отсталости — определение свое- ; образия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обусловливающих развитие ребенка и его способность социально адаптироваться. Психология умственной отсталости непосредственно связана с решением проблемы дифференциальной диагности- ; ки, а также с вопросами коррекционно-направленного воспитания и обучения, предусматривающими последовательную подготовку умственно отсталого ученика к интеграции в окружаю-щую среду.
И.1.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС]
Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж. Эски- I,
роль, Э.Сеген, Ф. Гальтон, А. Бине, Э. Крепелин, Дж. Кэттэл, со- [
средоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений ум- >:
ственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была 1
в определении связи интеллектуальной недостаточности с душев- ;,;
ными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих на- !
рушений. |
С середины XIX в., когда во многих европейских странах стало- f вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления ; интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению \ школьных знаний, привлек внимание не только медиков, но и ' педагогов, а затем и психологов. К этому же времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.
В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего (прогредиентного) характера началось не-I сколько позже — в начале XX в. и стало предметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г.И.Россолимо и : др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. XX в. усилиями :
Л.С.Выготского, объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога.
Вопрос о том, что среди учащихся общеобразовательных школ встречаются дети, нервно-психические особенности которых являются причиной отставания в учении, затрагивал в своих трудах К.Д-Ушинский. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908 — 1910 гг.
В середине XIX в. врачи стали отделять умственно отсталых детей от других пациентов психиатрических больниц. По мере попыток их воспитания и обучения накапливались сведения об особенностях их психической деятельности. В 1915— 1916 гг. вышел из печати первый в России фундаментальный труд Г.Я.Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Автор обобщил в нем материалы, полученные зарубежными и отечественными исследователями, высказал ряд интересных и продуктивных положений относительно познавательных процессов и личностных особенностей умственно отсталых детей. К их числу относятся утверждения о возможности развития умственно отсталых детей, об общности законов, по которым осуществляется развитие нормального и аномального ребенка.
Важной вехой следует считать открытие в 1929 г. в Москве научно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нем лаборатории специальной психологии, объединившей усилия молодых талантливых ученых. В их числе был Л.С.Выготский, оказавший большое влияние на развитие и общей и специальной психологии в России. Им был сформулирован ряд важнейших теоретических положений, к которым относятся следующие:
о системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы;
об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка;
об идентичности факторов, обусловливающих развитие нормальных и аномальных детей;
о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка и об основных направлениях коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
о коллективе как факторе развития высших психических функций ребенка;
об изменении соотношения интеллекта и аффекта при умственной отсталости;
о важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии.
В начале 1930-х гг. Л. В. Занков разрабатывал теоретические ос
новы специальной психологии и предпринял разноплановое изу
чение памяти у умственно отсталых детей. Он охарактеризовал об
щее направление, этапы развития их памяти и условия, этому
способствующие. Позднее ученый осуществил исследование мыш
ления и речи этих детей, а также провел лонгитюдинальное изу-i
чение индивидуальных и типологических особенностей учащихся
специальной школы и остро поставил вопрос о необходимости
разработки проблемы дифференциальной диагностики. Затем его
внимание привлекла психолого-педагогическая проблема взаимо
действия слова и средств наглядности при организации процесса
обучения умственно отсталых детей, исследование которой нан
шло свое отражение не только в его научных статьях и книгах, не*
и в программах, учебниках, методических пособиях. i
Л. В. Занковым была написана первая в истории послереволю
ционной России книга, в которой были широко использованы
материалы, добытые сотрудниками новой лаборатории. Это «Очер-f
ки психологии умственно отсталого ребенка» (1935). Несколько
позднее, в 1939 г., им был опубликован первый оригинальный!
учебник по психологии умственно отсталых детей для студентов
дефектологических факультетов педагогических институтов.*
Л. В. Занков написал также статью о памяти в сборник «Умствен
но отсталый ребенок» (1935), изданный под редакцией Л. С. Вы
готского и И. И. Данюшевского и сыгравший большую роль в ста
новлении в России специальной психологии. ;
Психология умственно отсталых детей в России развивалась в
ходе постоянного научного общения с зарубежными коллегами.»
Оно проходило в форме участия в международных конференциях
и конгрессах, стажировок, командировок специалистов, обмена
студентами, аспирантами и литературой. i
И' I