Определение уровня общего комплемента
СН-50 - ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОМПЛЕМЕНТА ПО 50% ГЕМОЛИЗУ
Комплемент (С) - сложный комплекс белков плазмы крови, участвующих в
воспалительной реакции и иммунных процессах:
-цитолиз клеток,
-усиливают фагоцитоз в качестве опсонинов,
-вызывают дегрануляцию гранулоцитов,
--выполняют регуляторную функцию, стимулируют активность различных популяций лимфоцитов и др.
Норма - 40- 80 ед.
Комплемент является объективным показателем иммунологической реактивности организма. Принимает активное участие в защите организма от инфекции. Любой воспалительный процесс при адекватном ответе сопровождается повышением уровня комплемента разной степени выраженности. Низкое содержание комплемента наблюдается при первичных и вторичных ИД. Дефицит комплемента отмечается при заболеваниях, протекающих с образованием иммунных комплексов, что приводит к избыточному потреблению компонентов комплемента (СКВ, острый гломерулонефрит, аутоиммунная гемолитическая анемия, болезни печени, сепсис, ожоги, повреждение тканей и т.д.), а также при наследственных дефицитах компонентов комплемента. Резкое снижение комплемента наблюдается при анафилактических реакциях.
Определение интерферонового и интерлекинового статуса
Цитокины – белки, образуемые активированными клетками иммунной системы, реже другими клетками (эпителием, фибробластами), обеспечивающих рост и пролиферацию многих клеток, а также межклеточные взаимодействия и иммунорегуляцию.
К цитокинам относятся интерфероны(ИФН,IF), интерлейкины (ИЛ, IL), фактор некроза опухолей (ФНО, TNF) и др.
Интерлейкины –ИЛ – цитокины, ответственные за межклеточные взаимодействия между лейкоцитами. Описано более 30 ИЛ. Они обозначаются цифрами ИЛ-1, ИЛ-2 и т.д.
По профилю цитокины можно разделить на провоспалительные и противовоспалительные,
• Провоспалительные цитокины – ИЛ-1, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-12, фактор некроза опухолей (ФНО)- альфа, интерфероны (ИФ) альфа и гамма способствуют развитию раннего воспалительного ответа.
• Противовоспалительные цитокины – ИЛ-4, ИЛ-10, ИЛ-13, ФНО-бета ограничивают развитие воспаления на заключительных этапах иммунного ответа.
Методы определения:
· ИФА
· Проточная цитометрия
Омский государственный медицинский университет
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав.кафедрой ___________________
Н.В. Рудаков
(Расшифровка подписи)
«____»______________ 20____года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ/СЕМИНАРСКОМУ (ЛАБОРАТОРНОМУ) ЗАНЯТИЮ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА:_ Оценка иммунного статуса
дисциплина _____ иммунология
факультет ______лечебный, педиатрический___
СОСТАВИТЕЛИ (ФИО, должность)
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры
Телевная Любовь Григорьевна
Занятие № 2
Краткая информация
-количество часов, отведенное на изучение данной темы – 90 минут.
-место проведения занятия– учебные комнаты кафедры
- необходимое оборудование и материалы, наглядные пособия,
8. Слайды.
9. Демонстрационные таблицы: иммунная система человека, развитие клеток иммунной системы, этапы фагоцитоза.
10. Микроскопы.
11. Демонстрационные препараты- мазки:
· мазки крови, окраска по Романовскому –Гимза,
· определение субпопуляций лимфоцитов (иммунохимический метод)
· реакция бласттрансформации
· определение фагоцитарной активности (фагоцитоз с латексом)
· НСТ- тест
12. Результат реакции торможения миграции лимфоцитов в капиллярах.
13. Пластины с результатом определения уровня иммуноглобулинов в сыворотке крови по Манчини
14. Комплект иммунограмм.
Актуальность (мотивационная характеристика темы)
Исследованиями последних лет показано, что гнойно-септические, аутоиммунные, аллергические, онкологические заболевания, острые и хронические инфекции у детей и взрослых могут сопровождаться серьезными нарушениями в системе иммунитета.
Главными задачами клинической иммунологии являются иммунодиагностика нарушений иммунной системы, их лечение и профилактика. Для определения наличия и характера иммунодефицита наряду со сбором анамнеза, оценкой клинических проявлений, большую роль играют и лабораторные методы оценки иммунного статуса.
Учебные цели
Общие: получить самостоятельно знания по учебной теме и закрепить их на практических занятиях; сформировать знания по основным принципам оценки иммунного статуса с помощью лабораторных методов исследования.
Учебные:
Знать
· лейкоциты крови, виды лейкоцитов, их морфология и основные функции
· определение понятий лейкоцитарная формула, лейкоцитоз, лейкопения, относительные и абсолютные показатели лейкоцитарной формулы
· основные причины сдвигов в лейкоцитарной формуле
· определение понятия иммунный статус
· схему лабораторной оценки иммунного статуса.
· методы оценки различных звеньев иммунной системы (клеточного, гуморального, фагоцитарного, системы комплемента и цитокинов)
· правила оценки результатов иммунограммы
уметь:
· проанализировать результаты определения лейкоцитарной формулы крови
· проанализировать результаты иммунограммы
Воспитательные цели и задачи:формирование ценностных установок и профессиональных качеств.