Определение уровня общего комплемента

СН-50 - ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОМПЛЕМЕНТА ПО 50% ГЕМОЛИЗУ

Комплемент (С) - сложный комплекс белков плазмы крови, участвующих в

воспалительной реакции и иммунных процессах:

-цитолиз клеток,

-усиливают фагоцитоз в качестве опсонинов,

-вызывают дегрануляцию гранулоцитов,

--выполняют регуляторную функцию, стимулируют активность различных популяций лимфоцитов и др.

Норма - 40- 80 ед.

Комплемент является объективным показателем иммунологической реактивности организма. Принимает активное участие в защите организма от инфекции. Любой воспалительный процесс при адекватном ответе сопровождается повышением уровня комплемента разной степени выраженности. Низкое содержание комплемента наблюдается при первичных и вторичных ИД. Дефицит комплемента отмечается при заболеваниях, протекающих с образованием иммунных комплексов, что приводит к избыточному потреблению компонентов комплемента (СКВ, острый гломерулонефрит, аутоиммунная гемолитическая анемия, болезни печени, сепсис, ожоги, повреждение тканей и т.д.), а также при наследственных дефицитах компонентов комплемента. Резкое снижение комплемента наблюдается при анафилактических реакциях.

Определение интерферонового и интерлекинового статуса

Цитокины – белки, образуемые активированными клетками иммунной системы, реже другими клетками (эпителием, фибробластами), обеспечивающих рост и пролиферацию многих клеток, а также межклеточные взаимодействия и иммунорегуляцию.

К цитокинам относятся интерфероны(ИФН,IF), интерлейкины (ИЛ, IL), фактор некроза опухолей (ФНО, TNF) и др.

Интерлейкины –ИЛ – цитокины, ответственные за межклеточные взаимодействия между лейкоцитами. Описано более 30 ИЛ. Они обозначаются цифрами ИЛ-1, ИЛ-2 и т.д.

По профилю цитокины можно разделить на провоспалительные и противовоспалительные,

• Провоспалительные цитокины – ИЛ-1, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-12, фактор некроза опухолей (ФНО)- альфа, интерфероны (ИФ) альфа и гамма способствуют развитию раннего воспалительного ответа.

• Противовоспалительные цитокины – ИЛ-4, ИЛ-10, ИЛ-13, ФНО-бета ограничивают развитие воспаления на заключительных этапах иммунного ответа.

Методы определения:

· ИФА

· Проточная цитометрия

Омский государственный медицинский университет

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой ___________________

Н.В. Рудаков

(Расшифровка подписи)

«____»______________ 20____года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ/СЕМИНАРСКОМУ (ЛАБОРАТОРНОМУ) ЗАНЯТИЮ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ТЕМА:_ Оценка иммунного статуса

дисциплина _____ иммунология

факультет ______лечебный, педиатрический___

СОСТАВИТЕЛИ (ФИО, должность)

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры

Телевная Любовь Григорьевна

Занятие № 2

Краткая информация

-количество часов, отведенное на изучение данной темы – 90 минут.

-место проведения занятия– учебные комнаты кафедры

- необходимое оборудование и материалы, наглядные пособия,

8. Слайды.

9. Демонстрационные таблицы: иммунная система человека, развитие клеток иммунной системы, этапы фагоцитоза.

10. Микроскопы.

11. Демонстрационные препараты- мазки:

· мазки крови, окраска по Романовскому –Гимза,

· определение субпопуляций лимфоцитов (иммунохимический метод)

· реакция бласттрансформации

· определение фагоцитарной активности (фагоцитоз с латексом)

· НСТ- тест

12. Результат реакции торможения миграции лимфоцитов в капиллярах.

13. Пластины с результатом определения уровня иммуноглобулинов в сыворотке крови по Манчини

14. Комплект иммунограмм.

Актуальность (мотивационная характеристика темы)

Исследованиями последних лет показано, что гнойно-септические, аутоиммунные, аллергические, онкологические заболевания, острые и хронические инфекции у детей и взрослых могут сопровождаться серьезными нарушениями в системе иммунитета.

Главными задачами клинической иммунологии являются иммунодиагностика нарушений иммунной системы, их лечение и профилактика. Для определения наличия и характера иммунодефицита наряду со сбором анамнеза, оценкой клинических проявлений, большую роль играют и лабораторные методы оценки иммунного статуса.

Учебные цели

Общие: получить самостоятельно знания по учебной теме и закрепить их на практических занятиях; сформировать знания по основным принципам оценки иммунного статуса с помощью лабораторных методов исследования.

Учебные:

Знать

· лейкоциты крови, виды лейкоцитов, их морфология и основные функции

· определение понятий лейкоцитарная формула, лейкоцитоз, лейкопения, относительные и абсолютные показатели лейкоцитарной формулы

· основные причины сдвигов в лейкоцитарной формуле

· определение понятия иммунный статус

· схему лабораторной оценки иммунного статуса.

· методы оценки различных звеньев иммунной системы (клеточного, гуморального, фагоцитарного, системы комплемента и цитокинов)

· правила оценки результатов иммунограммы

уметь:

· проанализировать результаты определения лейкоцитарной формулы крови

· проанализировать результаты иммунограммы

Воспитательные цели и задачи:формирование ценностных установок и профессиональных качеств.

Наши рекомендации