Важнейшим средством психического развития является игра.

В самостоятельном пользовании детей должны быть раз­нообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр. Включение дидакти­ческих игр способствует сенсорному развитию ребенка, фор­мирует понятия, развивает способность обучаться, совершен­ствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрослых игрой детей должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.

Развитие дифференцированного слухового и фонемати­ческого восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готов­ность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно свя­зана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т. е. умением услышать в слове отдельные звуки и их опреде­ленную последовательность. Обучение детей различать зву­ки ведет к развитию внимания к звуковой стороне речи.

Предстоящий переход к обучению в школе предъявляет новые требования к организму ребенка. Психофизиологи­ческие исследования детей 6 лет показывают, что этот воз­раст представляет собой особый переломный период.

В настоящее время особое значение приобретает проблема обучения грамоте и родному языку: формирование практических речевых навыков (сформированность лексико-грамматической стороны речи), развитие осознания языковой дей­ствительности, элементов языка, смысловой стороны слова.

Ребенку, поступающему в I класс, необходим запас зна­ний об окружающих предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о моральных нормах поведения.

Формирование умения соблюдать дисциплинарные тре­бования, предъявляемые детям в школе, идет через разви­тие всех сторон психики и личности ребенка.

При наличии у ребенка речевых нарушений возрастает необходимость своевременной диагностики степени функ­циональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уве­ренностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставления ему отсрочки.

Школе принадлежит большая роль в охране нервно-пси­хического здоровья детей. У детей с речевыми нарушения­ми адаптация нередко проходит болезненно: усиливаются неустойчивость внимания, памяти, отвлекаемость. Они ста­новятся раздражительными, часто крайне возбудимыми, неусидчивыми, теряют аппетит, плохо спят, с трудом вхо­дят в контакт с педагогом. Лишь постепенно эти явления уменьшаются. Критериями наступившей адаптации служат уменьшение утомляемости, восстановление аппетита и сна, установление нормальных взаимоотношений с педагогом и товарищами. Правильное поведение педагога в этот труд­ный для первоклассника период, его терпение и доброжела­тельность, постепенность включения детей в учебную на­грузку, индивидуальный подход облегчают адаптацию к школе.

Необходимо помнить, что устную речь у школьника (осо­бенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматичес­кой ее стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразитель­ности, т. е. всего того, что способствует укреплению речедвигательной стереотипии как базального компонента эксп­рессивной речи.

Особое внимание необходимо обращать на тех» учащих­ся, речь которых делает их «трудными» в обучении, во вза­имоотношениях со сверстниками и старшими, а также на детей с повышенной тревожностью, эмоциональной неустой­чивостью, склонностью к самообвинениям, застенчивостью, замкнутостью, склонностью к бурному реагированию на стрессовые факторы.

Таких детей нужно адаптировать к коллективу сверст­ников, способствовать развитию контактов между ними, умению сотрудничать. В целях преодоления у школьников с речевой патологией чувства неуверенности, эмоциональ­ной напряженности в процессе речевого общения логопедом должна проводиться массированная психотерапевтическая работа.

Окружающим ребенка взрослым необходимо понимать значение авторитета педагога для младшего школьника, а также авторитета группы сверстников для подростка и роль самооценки в раннем юношеском возрасте. Незнание или игнорирование этих сведений неизбежно ведут к стрессам и нарушениям психического здоровья детей, что может ска­заться на речевом поведении.

Вторичная профилактика

Известно, что нарушения речи отражаются на психичес­ком развитии ребенка, формировании его личности и пове­дения (вторичные расстройства). В коррекционную работу должны быть максимально вовлечены родители. Им следу­ет знать, что слабый или сиплый голос ребенка, малая дви­гательная активность, низкий уровень развития сосатель­ного рефлекса и проч. свидетельствуют о повреждении головного мозга.

Господствующие в обществе взгляды на излечимость и прогноз органических поражений мозга оказывает влияние на отношение родителей к ребенку. Логопед должен разъяс­нять родителям механизмы компенсации имеющегося орга­нического дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для раз­вития движений артикуляционного аппарата и вызывание голосовых реакций у ребенка. Родители должны хорошо представлять себе, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями бу­дет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, ро­дители стараются меньше разговаривать и начинают общать­ся жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребен­ка накапливается словарный запас, необходимый для даль­нейшего развития его речи (Е. М. Мастюкова, М. В. Ишюлитова, 1985).

Степенью, характером речевой недостаточности и психи­ческих наслоений определяются возможности ребенка учить­ся и активно участвовать в общественной жизни школы. Ус­певаемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нарушениями, задержива­ется нередко динамика урока, нарушается дисциплина (в клас­се возникает смех, передразнивание, жалобы и т. п.).

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими на­выками анализа и синтеза звукового состава слова. Это со­стояние можно рассматривать как первое следствие, созда­ющее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины.

Многие дефекты речи, имеющие в своей основе органи­ческое поражение мозга, меняют перспективы жизни. Не­редки ситуации, когда будущее для подростка, страдающе­го речевой патологией, теряет свои четкие очертания. Некоторые расстройства речевой функции влияют не толь­ко на получение профессии, но сказываются на устойчивости энергетического потенциала деятельности и сохранности ее
операционального состава.

Таким образом, внимание учителя-логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предуп­реждении возможных вторичных, более отдаленных послед­ствий речевой патологии. Особенно внимательно следует проанализировать с этих позиций состояние звуковой сто­роны речи, ибо недостаточная сформированность фонема­тических процессов даже при полностью скомпенсирован­ных дефектах звукопроизношения может привести к недостаткам в овладении навыками письма и чтения.

В процессе воспитания детей, имеющих речевые нару­шения, родителям и педагогам необходимо постоянно ос­мысливать свое поведение и свою позицию. Взаимопонима­ние, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между пе­дагогами и родителями играют серьезную роль в профилак­тике психогенных реактивных явлений у детей, страдаю­щих речевой патологией. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.

В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологичес­кие осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих речевого общения, логопеду необходимо суще­ственно усилить психотерапевтический акцент в своей ра­боте. Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуаль­ного психологического реагирования.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные про­явления речевого дефекта, а также условия его полной ком­пенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изуче­ние каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспи­тания и обучения детей с патологией речи и вторичной про­филактике осложнений. Четкое знание учителем-логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы позволяет определить возможность преодоления дефекта в целом, уста­новить необходимые для этого сроки, сделать прогноз в отно­шении обучения по программе общеобразовательной школы.

Третичная профилактика

Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обуче­ние лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи тре­тичной профилактики последствий речевых нарушений.

Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого уче­ника, страдающего тяжелым нарушением речи. У таких учащихся должна быть возможность выбора с помощью пе­дагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретно этой личности достичь наилучших ре­зультатов. Для этого контингента учащихся особенно важ­но перенести центр тяжести обучения с когнитивного раз­вития на эмоциональное и социальное.

Изменения в состоянии здоровья детей отрицательного характера, различные хронические заболевания, сиротство, бродяжничество, ведущие к полиморфным отклонениям в психическом и речевом состоянии, делают необходимым со­здание центров медико-психолого-педагогической реабили­тации, центров надомного обучения и других детских реа­билитационных учреждений. В нашей стране появляется тенденция к организации новых образовательных учреж­дений, где учитываются не только способности и склоннос­ти учащихся, но и их психофизическое состояние.

Контрольные задания

1. Опишите систему профилактики нервно-психичес­ких нарушений у детей, являющуюся основой для предупреждения речевой патологии.

2. Дайте характеристику форм профилактической ло­гопедической работы.

3. Раскройте направления, формы и содержание про­паганды педагогических и логопедических знаний.

4. Составьте тематический план лекций и докладов для родителей и логопедов по профилактике речевых на­рушений.

СЛОВАРЬ

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИИ

Автоматизированные речевые ряды— речевые действия, реали­зуемые без непосредственного участия сознания.

Агнозия— нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.

Аграмматизм— нарушение пони­мания (импрес.) и употребления (экспрес.) грамматических средств языка.

Аграфия (дисграфия)— невоз­можность (аграфия) или частичное специфическое нарушение пись­ма (дисграфия).

Адаптация— приспособление организма к условиям существо­вания.

Акалькулия— нарушения счета и счетных операций как средство поражения различных областей коры головного мозга.

Алалия— отсутствие или недо­развитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутри­утробном или раннем периоде развития ребенка. Различают мо­торные и сенсорные алалии. Су­ществуют и другие систематиза­ции.

Алексия (дислексия)— невоз­можность (алексия) или частичное специфическое нарушение про­цесса чтения (дислексия).

Амнезия— нарушение памяти, возникающее при различных ло­кальных поражениях мозга.

Анамнез— совокупность сведе­ний о болезни и развитии ребенка.

Антиципации— способность предвидеть проявление результа­тов действия, «опережающее от­ражение», например,преждевре­менная запись звуков, входящих в конечные слоги слова.

Апраксин— нарушение произ­вольных целенаправленных дви­жений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов, относящихся к расстройствам высшего уровня организации дви­гательного акта.

Артикуляция— деятельность ре­чевых органов, связанных с произ­несением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Астения— слабость.

Асфиксия— удушье плода и но­ворожденного — прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вслед­ствие понижения или утраты воз­будимости дыхательного центра.

Атаксия— расстройство коорди­нации движения, наблюдается при различных заболеваниях головно­го мозга.

Атрофия— патологические струк­турные изменения в тканях, свя­занные с угнетением обмена ве­ществ в них.

Аудиограмма— графическое изображение данных исследова­ния слуха с помощью прибора (аудиометра).

Афазия— полная или частичная ут­рата речи, обусловленная локальны­ми поражениями головного мозга. Основные формы: акустико-гностическая (сенсорная) — наруше­ние фонематического восприятия; акустико-мнестическая—наруше­ние слухоречевой памяти; семанти­ческая — нарушение понимания ло­гико-грамматических конструкций; афферентная моторная — кинес­тетическая оральная и артикулятор-ная апраксия; эфферентная мо­торная — нарушения кинетической основы серии речевых движений; динамическая—нарушение после­довательной организации высказы­вания, планирования высказывания.

Афония— полное отсутствие го­лоса (дис-— частичное).

Афферентный анализ и син­тез— анализ и синтез импуль­сов, идущих от рецепторов от пе­риферии к коре головного мозга, контролирующих выполнение от­дельного движения; организован симультанно, пространственно.

Брадилалия— патологически за­медленный темп речи.

Брока центр (зона)— центр мо­торной речи, расположенной в задней части нижней лобной изви­лины левого полушария.

Вербализм— недостаток, при ко­тором словесные выражения у де­тей не соответствуют конкретным представлениям и понятиям.

Вернике центр (зона)— центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария.

Внутренняя речь— произноси­мая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.

Воспитание— целенаправленное управление формированием лич­ности.

Высшие психические функции

— сложные, прижизненно форми­рующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

Гаммацизм— недостаток произ­ношения звуков г, г'.

Гемиплегия— поражение на од­ной половине тела функции произ­вольной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела.

Герц (ГЦ)— международная едини­ца измерения частоты колебания.

Гиперакузия— повышенная чув­ствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих, наблюдается при сенсорных нару­шениях.

Гиперкинез— чрезмерные не­произвольные движения, возника­ющие при нарушениях нервной системы.

Гипоксия— кислородное голода­ние организма.

Декомпенсация— расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вслед­ствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функции организма при наруше­ниях или утрате какой-либо функ­ции вследствие заболевания, по­вреждений).

Деонтология— термин происхо­дит от греческого слова deon — должное. Совокупность этических норм и принципов поведения ло­гопеда при выполнении своих про-фессиональных обязанностей. Педагогическая д. является уче­нием о педагогической этике, нравственности.

Депривация— недостаточное удовлетворение основных потреб­ностей.

Дислалия— нарушение звуко-произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации ре­чевого аппарата.

Дизартрия— нарушение произ­носительной стороны речи, обус­ловленное недостаточностью ин­нервации речевого аппарата.

Заикание— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным со­стоянием мышц речевого аппа­рата.

Задержка речевого развития—замедление темпа, при котором уровень речевого развития не со­ответствует возрасту ребенка.

Каппацизм— недостаток произ­ношения звуков к, к'.

Кинестетические ощущения— ощущения положения и движения органов.

Клоническая судорога— быст­ро следующее одно за другим кратковременное сокращение и расслабление мышц.

Комбинированный речевой де­фект— сочетание двух и более речевых патологий.

Коммуникативная функция ре­чи— функция общения.

Компенсация— сложный, много­аспектный процесс перестройки психических функций при наруше­нии или утрате каких-либо функ­ций организма.

Контаминация— ошибочное вос­произведение слов, заключающе­еся в объединении в одно слово слогов, относящихся к различным словам.

Коррекция нарушений речи— исправление недостатков речи, используются также термины «ус­транение», «преодоление речевых нарушений».

Ламбдацизм— неправильное произношение звуков л, л'.

Логопедическое воздействие— педагогический процесс по кор­рекции, компенсации личности ребенка.

Логопедия— специальная педа­гогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупрежде­ния, выявления и устранения сред­ствами специального обучения и воспитания.

Логоррея— бессвязный речевой поток как проявление речевой ак­тивности, наблюдается при сен­сорных нарушениях.

Локализация функций— связь физиологических и психических функций с работой определенных участков коры головного мозга.

Механизм нарушения речи— характер отклонений процессов и операций в возникновении и раз­витии речевой деятельности.

Микроглоссия— врожденное не­доразвитие языка (макро— мас­сивный язык).

Важнейшим средством психического развития является игра. - student2.ru Мимика— движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, пе­чаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.

Модуляция голоса— изменение высоты голоса, связанное с инто­нацией.

Мутация голоса— изменение го­лоса, наступающее в результате изменений в голосовом аппарате (13—15 лет).

Мутизм— прекращение речевого общения с окружающими вслед­ствие психической травмы.

Нарушения голоса— отсутствие или расстройство фонации вслед­ствие патологических изменений голосового аппарата.

Нарушения речи(синонимы — расстройство речи, речевые нарушения, дефекты речи, не­достатки речи, речевые откло­нения, речевая патология) —отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) наруше­ниях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловлен­ные расстройствами нормального функционирования психофизичес­ких механизмов речевой деятельно­сти. С точки зрения коммуникативной теории Н. Р. есть нарушения вербальной коммуникации.

Нарушение речевого развития— группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различ­ную этиологию, патогенез, степень выраженности. ПриН. р. р. наруша­ется ход речевого развития, прояв­ляются несоответствия нормально­му онтогенезу, отставания в темпе.

Недоразвитие речи— качествен­но низкий уровень сформирован­ное™ сравнительно с нормой той или иной речевой функции или ре­чевой системы в целом.

Нейролингвистика— отрасль психологической науки,погранич­ной с психологией, неврологией и лингвистикой.

Нейроонтогенез— созревание нервной системы.

Нейрон— нервная клетка с отро­стками (дендритами и аксоном). Нейроны подразделяются на аф­ферентные, несущие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к перифе­рии, и вставочные, в которых про­исходит предварительная перера­ботка импульсов.

Невропатия— конституциональ­ная нервность (повышенная возбу­димость нервной системы).

Негативизм— немотивированное сопротивление ребенка воздей­ствию на него взрослого. Рече­вой Н. — упорный отказ от общения.

Обтуратор— приспособление для закрытия дефекта твердого неба при его расщелинах.

Общее недоразвитие речи— раз­личные сложные речевые расстрой­ства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Ортодонтия— раздел медицины, занимающийся изучением, пре­дупреждением и лечением дефор­маций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета.

Отраженная речь— повторенная за кем-либо.

Перевоспитание(в логопедии) — коррекция и компенсация лиц с нарушениями речи.

Позотонические рефлексы— врожденные рефлексы, проявляю­щиеся в изменении позы и мышеч­ного тонуса в зависимости от по­ложения головы.

Психическая(в том числе и ре­чевая) система — сложные связи, возникающие между отдельными функциями в процессе развития.

Парафазия— нарушение речево­го высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной и письмен­ной речи.

Патогенез нарушений речи—

раздел патологии, изучающий ме­ханизмы возникновения и разви­тия нарушений речевой деятель­ности.

Персеверация— повторение или настойчивое воспроизведение ка­кого-либо действия или слога, слова. В основе П. лежат процес­сы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.

Пренатальный— относящийся к периоду перед рождением.

Психотерапия— лечение психи­ческим воздействием.

Распад речи— утрата имевших­ся речевых навыков и коммуника­тивных умений вследствие локаль­ных поражений мозга.

Релаксация— расслабление, по­нижение тонуса скелетной муску­латуры.

Рефлекс-запрещающая пози­ция— специальная поза ребенка, в которой достигается максималь­ное расслабление.

Рефлексы орального автома­тизма— врожденные Р.,вызыва­емые в области рта.

Ринолалия— нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обус­ловленное анатомо-физиологичес-кими дефектами речевого аппарата.

Ротацизм— неправильное про­изношение звуков р, р'.

Сенсорный— чувствующий (про­тивоположный — моторный, дви­гательный).

Сигматизм— недостаток произно­шения свистящих и шипящих звуков.

Симптом нарушения речи—

признак (проявление) нарушения речевой деятельности.

Синапс— область соприкоснове­ния (контакта) нервных клеток друг с другом (межнейронный с.) или с иннервируемыми ими тканями (органный с).

Синдром— сочетание признаков (симптомов) речевой деятельнос­ти в нарушенном виде.

Синтагма— синтаксическая ин­тонационно-смысловая единица.

Симультанный— анализ и синтез, имеющий определенный целост­ный (одновременный) характер.

Сложный (комбинированный) дефект— дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зри­тельная недостаточность и другие сочетания.

Соматический— телесный.

Сопряженная речь— одновре­менное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.

Структура речевого дефекта— совокупность речевых и нерече­вых симптомов и их связи.

Судороги— непроизвольные со­кращения мышц.

Сукцессивный— анализ (и син­тез), реализуемый по частям (пос­ледовательный), а не целостно.

Тахилалия— патологически уско­ренный темп речи.

Тоническая судорога— длитель­ное сокращение мышц и вызван­ное им напряженное положение.

Тремор— непроизвольные рит­мические колебания конечностей, голоса, языка.

Фактор риска— различные усло­вия внешней или внутренней сфе­ры организма, способствующие развитию патологических состо­яний.

Фонетико-фонематическое не­доразвитие— нарушение про­цесса формирования произноси­тельной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие де­фектов восприятия и произноше­ния фонем.

Фонематический анализ и син­тез— умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие— специальные умственные дей­ствия по дифференциации фонем и установлению звуковой структу­ры слова.

Фонематический слух— тонкий систематизированный слух, обла­дающий способностью осуществ­лять операции различения и узнавания фонем, составляющих зву­ковую оболочку слова (Ф. с. бли­зок по значению Ф. в.).

Фонопедия— комплекс педагоги­ческого воздействия, направлен­ного на активизацию и координа­цию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания и лич­ности обучающегося.

Экстирпация (гортани)— удале­ние.

Этиология— учение о причинах.

Эхолалия— автоматическое по­вторение слов вслед за их воспро­изведением.

Церебральный— мозговой.

Язык— система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, спо­собом передачи информации от по­коления к поколению и ее хранения.

ПЕРСОНАЛИИ

О заикании у детей дошкольного возраста. М., Педиат­рия, 1974. № 7.

Заикание (в соавторстве с К. П. Беккером).М.; Берлин, 1978 (перевод с нем.).

Наши рекомендации