Важнейшим средством психического развития является игра.
В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр. Включение дидактических игр способствует сенсорному развитию ребенка, формирует понятия, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрослых игрой детей должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.
Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т. е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки ведет к развитию внимания к звуковой стороне речи.
Предстоящий переход к обучению в школе предъявляет новые требования к организму ребенка. Психофизиологические исследования детей 6 лет показывают, что этот возраст представляет собой особый переломный период.
В настоящее время особое значение приобретает проблема обучения грамоте и родному языку: формирование практических речевых навыков (сформированность лексико-грамматической стороны речи), развитие осознания языковой действительности, элементов языка, смысловой стороны слова.
Ребенку, поступающему в I класс, необходим запас знаний об окружающих предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о моральных нормах поведения.
Формирование умения соблюдать дисциплинарные требования, предъявляемые детям в школе, идет через развитие всех сторон психики и личности ребенка.
При наличии у ребенка речевых нарушений возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставления ему отсрочки.
Школе принадлежит большая роль в охране нервно-психического здоровья детей. У детей с речевыми нарушениями адаптация нередко проходит болезненно: усиливаются неустойчивость внимания, памяти, отвлекаемость. Они становятся раздражительными, часто крайне возбудимыми, неусидчивыми, теряют аппетит, плохо спят, с трудом входят в контакт с педагогом. Лишь постепенно эти явления уменьшаются. Критериями наступившей адаптации служат уменьшение утомляемости, восстановление аппетита и сна, установление нормальных взаимоотношений с педагогом и товарищами. Правильное поведение педагога в этот трудный для первоклассника период, его терпение и доброжелательность, постепенность включения детей в учебную нагрузку, индивидуальный подход облегчают адаптацию к школе.
Необходимо помнить, что устную речь у школьника (особенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической ее стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности, т. е. всего того, что способствует укреплению речедвигательной стереотипии как базального компонента экспрессивной речи.
Особое внимание необходимо обращать на тех» учащихся, речь которых делает их «трудными» в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и старшими, а также на детей с повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к самообвинениям, застенчивостью, замкнутостью, склонностью к бурному реагированию на стрессовые факторы.
Таких детей нужно адаптировать к коллективу сверстников, способствовать развитию контактов между ними, умению сотрудничать. В целях преодоления у школьников с речевой патологией чувства неуверенности, эмоциональной напряженности в процессе речевого общения логопедом должна проводиться массированная психотерапевтическая работа.
Окружающим ребенка взрослым необходимо понимать значение авторитета педагога для младшего школьника, а также авторитета группы сверстников для подростка и роль самооценки в раннем юношеском возрасте. Незнание или игнорирование этих сведений неизбежно ведут к стрессам и нарушениям психического здоровья детей, что может сказаться на речевом поведении.
Вторичная профилактика
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства). В коррекционную работу должны быть максимально вовлечены родители. Им следует знать, что слабый или сиплый голос ребенка, малая двигательная активность, низкий уровень развития сосательного рефлекса и проч. свидетельствуют о повреждении головного мозга.
Господствующие в обществе взгляды на излечимость и прогноз органических поражений мозга оказывает влияние на отношение родителей к ребенку. Логопед должен разъяснять родителям механизмы компенсации имеющегося органического дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для развития движений артикуляционного аппарата и вызывание голосовых реакций у ребенка. Родители должны хорошо представлять себе, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.
Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи (Е. М. Мастюкова, М. В. Ишюлитова, 1985).
Степенью, характером речевой недостаточности и психических наслоений определяются возможности ребенка учиться и активно участвовать в общественной жизни школы. Успеваемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нарушениями, задерживается нередко динамика урока, нарушается дисциплина (в классе возникает смех, передразнивание, жалобы и т. п.).
Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.
Школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины.
Многие дефекты речи, имеющие в своей основе органическое поражение мозга, меняют перспективы жизни. Нередки ситуации, когда будущее для подростка, страдающего речевой патологией, теряет свои четкие очертания. Некоторые расстройства речевой функции влияют не только на получение профессии, но сказываются на устойчивости энергетического потенциала деятельности и сохранности ее
операционального состава.
Таким образом, внимание учителя-логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предупреждении возможных вторичных, более отдаленных последствий речевой патологии. Особенно внимательно следует проанализировать с этих позиций состояние звуковой стороны речи, ибо недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полностью скомпенсированных дефектах звукопроизношения может привести к недостаткам в овладении навыками письма и чтения.
В процессе воспитания детей, имеющих речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свою позицию. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.
В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих речевого общения, логопеду необходимо существенно усилить психотерапевтический акцент в своей работе. Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуального психологического реагирования.
Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные проявления речевого дефекта, а также условия его полной компенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изучение каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспитания и обучения детей с патологией речи и вторичной профилактике осложнений. Четкое знание учителем-логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы позволяет определить возможность преодоления дефекта в целом, установить необходимые для этого сроки, сделать прогноз в отношении обучения по программе общеобразовательной школы.
Третичная профилактика
Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий речевых нарушений.
Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего тяжелым нарушением речи. У таких учащихся должна быть возможность выбора с помощью педагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретно этой личности достичь наилучших результатов. Для этого контингента учащихся особенно важно перенести центр тяжести обучения с когнитивного развития на эмоциональное и социальное.
Изменения в состоянии здоровья детей отрицательного характера, различные хронические заболевания, сиротство, бродяжничество, ведущие к полиморфным отклонениям в психическом и речевом состоянии, делают необходимым создание центров медико-психолого-педагогической реабилитации, центров надомного обучения и других детских реабилитационных учреждений. В нашей стране появляется тенденция к организации новых образовательных учреждений, где учитываются не только способности и склонности учащихся, но и их психофизическое состояние.
Контрольные задания
1. Опишите систему профилактики нервно-психических нарушений у детей, являющуюся основой для предупреждения речевой патологии.
2. Дайте характеристику форм профилактической логопедической работы.
3. Раскройте направления, формы и содержание пропаганды педагогических и логопедических знаний.
4. Составьте тематический план лекций и докладов для родителей и логопедов по профилактике речевых нарушений.
СЛОВАРЬ
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИИ
Автоматизированные речевые ряды— речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания.
Агнозия— нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.
Аграмматизм— нарушение понимания (импрес.) и употребления (экспрес.) грамматических средств языка.
Аграфия (дисграфия)— невозможность (аграфия) или частичное специфическое нарушение письма (дисграфия).
Адаптация— приспособление организма к условиям существования.
Акалькулия— нарушения счета и счетных операций как средство поражения различных областей коры головного мозга.
Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Различают моторные и сенсорные алалии. Существуют и другие систематизации.
Алексия (дислексия)— невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия).
Амнезия— нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга.
Анамнез— совокупность сведений о болезни и развитии ребенка.
Антиципации— способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение», например,преждевременная запись звуков, входящих в конечные слоги слова.
Апраксин— нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов, относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательного акта.
Артикуляция— деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Астения— слабость.
Асфиксия— удушье плода и новорожденного — прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.
Атаксия— расстройство координации движения, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга.
Атрофия— патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них.
Аудиограмма— графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).
Афазия— полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Основные формы: акустико-гностическая (сенсорная) — нарушение фонематического восприятия; акустико-мнестическая—нарушение слухоречевой памяти; семантическая — нарушение понимания логико-грамматических конструкций; афферентная моторная — кинестетическая оральная и артикулятор-ная апраксия; эфферентная моторная — нарушения кинетической основы серии речевых движений; динамическая—нарушение последовательной организации высказывания, планирования высказывания.
Афония— полное отсутствие голоса (дис-— частичное).
Афферентный анализ и синтез— анализ и синтез импульсов, идущих от рецепторов от периферии к коре головного мозга, контролирующих выполнение отдельного движения; организован симультанно, пространственно.
Брадилалия— патологически замедленный темп речи.
Брока центр (зона)— центр моторной речи, расположенной в задней части нижней лобной извилины левого полушария.
Вербализм— недостаток, при котором словесные выражения у детей не соответствуют конкретным представлениям и понятиям.
Вернике центр (зона)— центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария.
Внутренняя речь— произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.
Воспитание— целенаправленное управление формированием личности.
Высшие психические функции
— сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.
Гаммацизм— недостаток произношения звуков г, г'.
Гемиплегия— поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела.
Герц (ГЦ)— международная единица измерения частоты колебания.
Гиперакузия— повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих, наблюдается при сенсорных нарушениях.
Гиперкинез— чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы.
Гипоксия— кислородное голодание организма.
Декомпенсация— расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функции организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболевания, повреждений).
Деонтология— термин происходит от греческого слова deon — должное. Совокупность этических норм и принципов поведения логопеда при выполнении своих про-фессиональных обязанностей. Педагогическая д. является учением о педагогической этике, нравственности.
Депривация— недостаточное удовлетворение основных потребностей.
Дислалия— нарушение звуко-произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Задержка речевого развития—замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.
Каппацизм— недостаток произношения звуков к, к'.
Кинестетические ощущения— ощущения положения и движения органов.
Клоническая судорога— быстро следующее одно за другим кратковременное сокращение и расслабление мышц.
Комбинированный речевой дефект— сочетание двух и более речевых патологий.
Коммуникативная функция речи— функция общения.
Компенсация— сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Контаминация— ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к различным словам.
Коррекция нарушений речи— исправление недостатков речи, используются также термины «устранение», «преодоление речевых нарушений».
Ламбдацизм— неправильное произношение звуков л, л'.
Логопедическое воздействие— педагогический процесс по коррекции, компенсации личности ребенка.
Логопедия— специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логоррея— бессвязный речевой поток как проявление речевой активности, наблюдается при сенсорных нарушениях.
Локализация функций— связь физиологических и психических функций с работой определенных участков коры головного мозга.
Механизм нарушения речи— характер отклонений процессов и операций в возникновении и развитии речевой деятельности.
Микроглоссия— врожденное недоразвитие языка (макро— массивный язык).
Мимика— движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.
Модуляция голоса— изменение высоты голоса, связанное с интонацией.
Мутация голоса— изменение голоса, наступающее в результате изменений в голосовом аппарате (13—15 лет).
Мутизм— прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Нарушения голоса— отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Нарушения речи(синонимы — расстройство речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология) —отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н. Р. есть нарушения вербальной коммуникации.
Нарушение речевого развития— группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. ПриН. р. р. нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставания в темпе.
Недоразвитие речи— качественно низкий уровень сформированное™ сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Нейролингвистика— отрасль психологической науки,пограничной с психологией, неврологией и лингвистикой.
Нейроонтогенез— созревание нервной системы.
Нейрон— нервная клетка с отростками (дендритами и аксоном). Нейроны подразделяются на афферентные, несущие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные, в которых происходит предварительная переработка импульсов.
Невропатия— конституциональная нервность (повышенная возбудимость нервной системы).
Негативизм— немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой Н. — упорный отказ от общения.
Обтуратор— приспособление для закрытия дефекта твердого неба при его расщелинах.
Общее недоразвитие речи— различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Ортодонтия— раздел медицины, занимающийся изучением, предупреждением и лечением деформаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета.
Отраженная речь— повторенная за кем-либо.
Перевоспитание(в логопедии) — коррекция и компенсация лиц с нарушениями речи.
Позотонические рефлексы— врожденные рефлексы, проявляющиеся в изменении позы и мышечного тонуса в зависимости от положения головы.
Психическая(в том числе и речевая) система — сложные связи, возникающие между отдельными функциями в процессе развития.
Парафазия— нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной и письменной речи.
Патогенез нарушений речи—
раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития нарушений речевой деятельности.
Персеверация— повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова. В основе П. лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.
Пренатальный— относящийся к периоду перед рождением.
Психотерапия— лечение психическим воздействием.
Распад речи— утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
Релаксация— расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры.
Рефлекс-запрещающая позиция— специальная поза ребенка, в которой достигается максимальное расслабление.
Рефлексы орального автоматизма— врожденные Р.,вызываемые в области рта.
Ринолалия— нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологичес-кими дефектами речевого аппарата.
Ротацизм— неправильное произношение звуков р, р'.
Сенсорный— чувствующий (противоположный — моторный, двигательный).
Сигматизм— недостаток произношения свистящих и шипящих звуков.
Симптом нарушения речи—
признак (проявление) нарушения речевой деятельности.
Синапс— область соприкосновения (контакта) нервных клеток друг с другом (межнейронный с.) или с иннервируемыми ими тканями (органный с).
Синдром— сочетание признаков (симптомов) речевой деятельности в нарушенном виде.
Синтагма— синтаксическая интонационно-смысловая единица.
Симультанный— анализ и синтез, имеющий определенный целостный (одновременный) характер.
Сложный (комбинированный) дефект— дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зрительная недостаточность и другие сочетания.
Соматический— телесный.
Сопряженная речь— одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.
Структура речевого дефекта— совокупность речевых и неречевых симптомов и их связи.
Судороги— непроизвольные сокращения мышц.
Сукцессивный— анализ (и синтез), реализуемый по частям (последовательный), а не целостно.
Тахилалия— патологически ускоренный темп речи.
Тоническая судорога— длительное сокращение мышц и вызванное им напряженное положение.
Тремор— непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка.
Фактор риска— различные условия внешней или внутренней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний.
Фонетико-фонематическое недоразвитие— нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический анализ и синтез— умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие— специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух— тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Ф. с. близок по значению Ф. в.).
Фонопедия— комплекс педагогического воздействия, направленного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания и личности обучающегося.
Экстирпация (гортани)— удаление.
Этиология— учение о причинах.
Эхолалия— автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.
Церебральный— мозговой.
Язык— система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и ее хранения.
ПЕРСОНАЛИИ
О заикании у детей дошкольного возраста. М., Педиатрия, 1974. № 7.
Заикание (в соавторстве с К. П. Беккером).М.; Берлин, 1978 (перевод с нем.).