Фонетико-фонематические нарушения

Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспри­нимаемых ими звуковых частот. Кроме этого, у детей наблю­дается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе речеслухового анализа­тора, вызванное «некачественностью» поступающих с пери­ферии слуховых раздражений (полная невозможность вос­приятия на слух звуков или восприятие не всех их формант).

Дети с I степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной гром­кости около самой ушной раковины. При этом уже на рас­стоянии 0,5 м от уха возможность различения согласных снижается до 60%, а на расстоянии 2 м — даже до 40% [8, с. 64]. Восприятие связной речи в этих условиях оказывает­ся возможным лишь потому, что дети, полностью владею­щие речью, опираются на имеющиеся у них целостные об­разы слов и фраз, что позволяет им домыслить (нередко ошибочно) недостающие звенья. Если же ребенок не владе­ет развернутой речью, то такое домысливание оказывается невозможным. Поэтому дети с одинаковой степенью тугоу­хости, но с разным уровнем речевого развития распознают звуки речи по-разному. По этой причине даже при одина­ковой степени тугоухости состояние слуховой дифферен­циации звуков речи у учащихся II отделения школы сла­бослышащих в целом значительно хуже, чем у учащихся I отделения.

Однако даже в I отделении школы слабослышащих, со­гласно исследованиям Л. Г. Парамоновой, свыше 78% уча­щихся старших классов не дифференцируют на слух от 4 до 45 пар согласных звуков. Особенно затруднена слуховая дифференциация свистящих с и if в словах типа свет — цвет. Слуховая дифференциация остальных фонетических групп согласных звуков для слабослышащих учащихся I отделе­ния представляет значительно меньшие трудности.

Для слабослышащих учащихся II отделения трудность представляет восприятие именно свистящих и шипящих звуков [4, с. 239]. Помимо упомянутых чисто акустических особенностей сказывается и то, что эти звуки сравнительно поздно начинают дифференцироваться в произношении. Здесь наблюдается тормозящее влияние речедвигательного анализатора на речеслуховой.

Состояние слуховой дифференциации звуков речи у сла­бослышащих как I, так, в особенности, II отделения таково, что оно не может обеспечить усвоения детьми полноценного звукопроизношения, а в дальнейшем — и письма.

Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «веду­щую роль» в отношении речедвигательного анализатора. Не имея возможности воспринять тот или иной звук речи на слух или отдифференцировать его от сходных звуков, ребе­нок не может самостоятельно овладеть и правильной его ар­тикуляцией. У слабослышащих детей могут быть наруше­ния в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловливать у них дефект­ное произношение звуков.

Особенно нарушено звукопроизношение у слабослыша­щих учащихся II отделения, причем не только согласных, но даже и гласных звуков. Однако и в I отделении школ слабослышащих дефекты звукопроизношения имеются даже в старших классах. Как и у слабослышащих II отделе­ния, здесь преобладают случаи полиморфного нарушения звукопроизношения, охватывающего многие фонетические группы звуков (в среднем на каждого ученика приходится по 11 дефектно произносимых звуков). Даже у слабослыша­щих I отделения страдает произношение не только артику-ляторно сложных, но также и сравнительно артикуляторно простых согласных (губных, губно-зубных, переднеязычных т, д, н и др.). Дефекты произношения гласных звуков в I отделении выражены меньше, чем во И. В основе их нару­шений лежит неполноценность работы не только речеслу­хового, но одновременно и речедвигательного анализатора. Можно выделить три основные формы нарушения звукопро­изношения у слабослышащих.

1. При недостаточности сенсорного отдела речевого ап­парата, т. е. неполноценной деятельности слухового анализатора, характерны замены одних звуков речи другими («суба» вместо шуба). Реже, чем замены, на­блюдается искаженное произношение звуков, связан­ное с невозможностью их четкой слуховой дифферен­циации от других звуков или с полной невозможностью восприятия их на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Отклонений от нор­мы в строении или функционировании моторного от­дела речевого аппарата при сенсорных формах нарушения звукопроизношения обычно не наблюдается. Звуковые замены, имеющиеся в устной речи ребенка, обычно отражаются и на письме в виде соответствую­щих буквенных замен.

В младших классах школ слабослышащих такие формы нарушений звукопроизношения обычно выступают на пер­вый план.

2. Вследствие недостаточности моторного отдела речево­го аппарата, т. е. отклонений от нормы в строении или функционировании артикуляторных органов, наруше­ния выражаются обычно в искаженном звучании зву­ков (картавое р, межзубное или боковое с и пр.).

3. Смешанные формы нарушений звукопроизношения, обусловленные одновременно и сенсорной, и моторной недостаточностью.

У слабослышащих детей преобладающими являются сме­шанные формы нарушений звукопроизношения [6, с. 447].

Итак, фонетико-фонематические нарушения у слабослы­шащих проявляются в резко выраженных затруднениях слуховой дифференциации многих звуков речи и в полимор­фном нарушении звукопроизношения, имеющем в большин­стве случаев сложную сенсомоторную обусловленность.

Наши рекомендации